Природа Байкала | Ленский остров
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина
Ленский остров
Ленский остров

Ленский остров

автор:Дмитрий Большедворский
дата съемки:12 июня 2008
дата публикации:6 февраля 2011

Фотоотчёт "Якутский тракт. От Верхоленска до Жигалова"
Просмотров: 9181
Рейтинг: 6 (6 голосов)

Ленский остров (2)
*


Александр ТагильцевТут земля уже как В Иркутске — желто-коричневая.
06.02.2011, 01:44:21 |
Дмитрий БольшедворскийПросто здесь сухо и солнечно, а пройдёт дождь, будет бордово- красная.
06.02.2011, 01:56:18 |
Александр ТагильцевНет, Дмитрий. Может быть это отсыпали чем-то другим. Если земля бордово-красная, она и сухая будет грязно-бурого цвета. Я не могу определить цвет выемки у тех дальних холмов — или она такая же желтоватая или она бордовая. Да Бог с ней, с землей, здесь же важнее вид земли Ленской.
06.02.2011, 02:02:26 |
elena anenkovaДРУГИЕ там почвы, дифферент... факт.
06.02.2011, 02:08:18 |
Дмитрий БольшедворскийВот после дождя, тут мне кажется, практически как есть на самом деле, у Felix мне кажется всё таки перебор с насыщенностью.
.
06.02.2011, 02:12:56 |
elena anenkovaТочно, Дмитрий... всё там красное...
06.02.2011, 02:17:51 |
Александр Тагильцев

 Дмитрий Большедворский: у Felix мне кажется всё таки перебор с насыщенностью.

Нет, у Феликса не перебор. Я эту почву с фиолетовым отливом как себя помню, здесь другая на втором снимке почва, видно же, что лужа рыжая. Там скорее всего чередование пород идет в этом месте. Может какой геолог сюда забредет, прояснит.
06.02.2011, 02:19:42 |
Дмитрий Большедворский

 Александр Тагильцев: Может какой геолог сюда забредет, прояснит.


Сейчас немного поэкспериментировал в редакторе, убавил оттенок на минус 15, получился цвет как у Felix, так что и у него надо уточнить как он редактировал. В пасмурную погоду трудно подобрать нужные цвета. Насыщение глиной почвы, там действительно разное, но хоть убейте, не с фиолетовым оттенком. Как раз начал делать фотоальбом "От Верхоленска до Жигалово по Лене" с разными снимками, как по освещённости, так и разными камерами и в разную погоду. Думаю, как выложу, там и по дискутируем.
06.02.2011, 02:46:56 |
elena anenkovaИ я не видела фиолетового ничего! Весь якутский тракт — красный. Где-то уже недалеко от Окунайки — есть мягкая, без подсыпки, красная дорога...
06.02.2011, 02:50:35 |
Дмитрий Большедворский

 elena anenkova:  якутский тракт .


??????
06.02.2011, 02:59:36 |
elena anenkova

 Дмитрий Большедворский
elena anenkova: якутский тракт .

??????



Тракт исторически назывался Якутским.. Да один он, как ни назови...
06.02.2011, 03:08:01 |
Александр Тагильцев

 Дмитрий Большедворский: не с фиолетовым оттенком.

 elena anenkova: И я не видела фиолетового ничего!

А вы у Феликса посмотрите, особенно там, где прямые стены выемки, там виден сиреневый оттенок. Возможно, что состав грунта меняется с местностью, в Братске встречается слежавшиеся окаменелые глины темно сиреневого цвета (с фиолетовым оттенком) с вкраплениями белой глины. А обычная земля на грунтовых дорогах — темно бордовая, как у Феликса.
06.02.2011, 03:24:31 |
Дмитрий БольшедворскийАлександр. Я в этих местах практически вырос, с семи лет и до сих пор, бываю там каждый год, то есть 35 лет подряд! В месте где сделал снимок Felix, я был не просто проездом,а ногами там всё исходил и не раз! Так, что можете мне поверить на слово. А мой этот снимок сделан, не доезжая, всего то три четыре километра. Ладно у нас уже,четвёртый час:)), приятно было пообщаться.Удачи!
06.02.2011, 03:47:15 |
И. ФефеловРазные слои тех же верхнекембрийских отложений имеют разные оттенки. Скажем, если взять М53, то перед Тыретью (со стороны Иркутска) в конце спуска на подрезе дороги грунт более темный и действительно с каким-то винно-коричневатым оттенком. А на спуске к р. Ока перед Зимой на подрезе уже другой оттенок, более светлый. И от освещения, и от влажности сильно зависит.
06.02.2011, 09:40:11 |
Александр Тагильцев

 Дмитрий Большедворский: я был не просто проездом,а ногами там всё исходил и не раз!

Я Вам охотно верю, Дмитрий. Я просто был удивлен, что так меняется цвет грунта с темно-красного на желто-коричневый. Игорь Фефелов внес ясность. Спасибо, Игорь.
06.02.2011, 11:33:02 |
elena anenkovaНебольшой экскурс в историю:
Учреждение тракта связано с деятельностью Второй Камчатской экспедиции и проводилось под руководством В.И. Беринга. Иркутско-Якутский почтовый тракт занимал ведущее место в системе путей сообщения Северо-Восточной Сибири и связях с Русской Америкой в XVIII — XIX вв.
Протяженность тракта от традиционного центра почтовых путей ..Иркутска до ..Якутска — 2895 км, причем 2400 км тянулись вдоль берега Лены, а зимой путь прокладывался по льду реки.

Упоминания почты встречаются в письмах В. А. Обручева : «Долина Лены — единственный путь сообщения между юго-западной и северо-восточной частью Восточной Сибири». «Единственное, чем существуют крестьяне побережий Лены,— это речная почта».

Местом сбора корреспонденции, адресуемой в Якутск и далее на восток, была почтовая станция Верхоленская. Отсюда почта шла в.следующем порядке: с 15 мая по октябрь — в крытых судах по реке Лене, в ноябре — марте — в санях по льду, а с апреля по 15 мая и в октябре— на вьючных лошадях. В обратном направлении поч-ти следовала таким же способом каждые 14 дней. Район отличался крайним бездорожьем, почта из Иркутска приходила в Якутск иногда через 30 дней.

Где он тОчно проходил, этот старый тракт, как-то сразу не нашла...
06.02.2011, 14:21:54 |
Дмитрий БольшедворскийСпасибо за ликбез:))

" Второй тракт, Якутский почтовый, от г. Иркутска идет сухим путем до станции Жигаловской, а отсюда водой до Якутска по р. Лене, по которой с 1862 г. ходят пароходы, поднимающиеся большей частью только до Усть-Куты."

http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/346449

 elena anenkova: почтовая станция Верхоленская



 elena anenkova:  не нашла...



Тоже более подробно, в открытых источниках, ни чего не нашёл.
06.02.2011, 18:47:09 |
elena anenkova

 Дмитрий Большедворский: Спасибо за ликбез:))



Сама пытаюсь понять тракт, да не могу — надо КОПАТЬ глубже...

Непогода-то Верхоленску к лицу — ярче смотрится и без пыли!..Хороший кадр.
06.02.2011, 18:57:21 |
Дмитрий Большедворский

 elena anenkova: надо КОПАТЬ глубже...



Всегда считал, что он называется Жигаловским.
Вот здесь, видимо, вся информация: "ИРКУТСКО-ЯКУТСКИЙ ПОЧТОВЫЙ ТРАКТ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ" Казарян П.Л. http://elibrary.ru/item.asp?id=12971954
К сожалению, свободно не скачать!
06.02.2011, 19:30:09 |
elena anenkova

 Дмитрий Большедворский

Вот здесь, видимо, вся информация: "ИРКУТСКО-ЯКУТСКИЙ ПОЧТОВЫЙ ТРАКТ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ" Казарян П.Л. http://elibrary.ru/item.asp?id=12971954 ....Всегда считал, что он называется Жигаловским.



Спасибо, запомню ссылку.

..да, в наше время — Жигаловский или Качугский(для тех, кто дальше асфальта ездить не любит..).
06.02.2011, 19:46:53 |
Дмитрий Большедворский"Местом сбора корреспонденции, адресуемой в Якутск и далее на восток, была почтовая станция Верхоленская. Отсюда почта шла в.следующем порядке: с 15 мая по октябрь — в крытых судах по реке Лене, в ноябре — марте — в санях по льду, а с апреля по 15 мая и в октябре— на вьючных лошадях. В обратном направлении поч-ти следовала таким же способом каждые 14 дней. Район отличался крайним бездорожьем, почта из Иркутска приходила в Якутск иногда через 30 дней."

http://www.polarpost.ru/Library/Sachenkov-Yakutsk/text-yakutskaya_pochta-03.html
06.02.2011, 20:01:40 |
yuriy kuznetsovНе важно какие почвы, важно, что участок тракта сделал кадр ярким, оптимистическим, прекрасное фото.
07.02.2011, 12:41:50 |
Дмитрий БольшедворскийСпасибо!
07.02.2011, 12:59:57 |
Георгий Борисов

 elena anenkova: ...Где он тОчно проходил, этот старый тракт, как-то сразу не нашла...


Встретил в "Памятной книжке Иркутской губернии" за 1901 год перечень станций Якутского тракта:



12.02.2011, 01:50:03 |
Дмитрий БольшедворскийСпасибо за информацию, если возможно дайте ссылку. В отношении Якутского тракта, за сто с лишним лет ни чего не изменилось (сейчас так и проходит):))
Есть информация, что тракт, до этого времени (1900г.) проходил по долине р. Кулинги, минуя Баяндай и Манзурку. Слышал от местных жителей. Если кто, располагает информацией, на этот счёт, поделитесь, буду весьма благодарен.
12.02.2011, 02:11:28 |
И. ФефеловЗимой там точно ездили. А вот насчет лета не уверен.
12.02.2011, 09:56:44 |
elena anenkovaБольшое спасибо, Георгий! Здесь у Вас и другие почтовые тракты, здОрово!

 Дмитрий Большедворский: тракт, до этого времени (1900г.) проходил по долине р. Кулинги, минуя Баяндай и Манзурку


Есть ведь сейчас вторая дорога Ирк-Качуг, западнее качугского асфальта, поворот где-то вблизи Усть-Тальмы, местные говорят. Этой дорогой из Иркутска потом и на жигаловский тракт выезжают, через Белоусово, Толмачево, Верхоленск..
12.02.2011, 12:14:57 |
Дмитрий Большедворский

 elena anenkova: через Белоусово, Толмачево, Верхоленск..


Совершено верно, это я и имел в виду! Сохранился участок от Верхоленска до Магдана. Дальше (до Иркутска) дороги нет, проехать можно только по зимнику. Слышал, что этот тракт раньше был основным торговым путём (короче чем через Качуг километров на сто). И шёл он минуя Качуг (что бы заехать надо было сделать крюк 50 км). Так вот, слышал такую версию, вроде как качугские
торговцы, что бы поток товаров из Иркутска шёл через Качуг, в один день разрушили все мосты на этом тракте (То ли сожгли, то ли взорвали, точно не известно). С тех пор и стали пользоваться трактом по которому идёт современная дорога. Но пока документальное, подтверждение этой версии не нашёл. Может кто, что знает?

Вот, снимок с этого тракта, до Магдана ещё 50 км и дальше дороги нет!
12.02.2011, 17:00:47 |
elena anenkovaНа обычной карте автодорога от В.Ленска на запад-юго-запад кончается перед Магданом, переходит в грунтовку — до поворота на Шертой, оттуда опять автодорога без покрытия через Муромцовку-Новониколаевск-Хабаровская-Гаханы... дальше можно на Бозой и нынешний тракт или "крутиться" дальше от пункта к пункту до Иркутска. Где-то попадался "отчет" джипаристов-любителей прокатиться по новым местам...поищу..
История про "купцов" интересна... Кипела тут жизнь при царе... Жестокие были битвы... Кажется, примерно так же столкнулся "капитал" в битве за транссиб (опять НЕ ЗНАЮ ТОЧНО...придется поискАть...) — и так появилась "золотая пряжка России", а могли бы сразу дорогу провести как она сейчас идет, и не испортили бы ТАКОЙ берег от порта Б. до Култука...

12.02.2011, 17:32:22 |
Дмитрий Большедворский

 elena anenkova: Такие же примерно ворота видела на въезде в Картухай..забавные (зачем?), на юге Ирк.обл. не помню такого.
Прокатиться удалось только до Шеметово.


Что бы скот не уходил!
Вот, на дальнем плане д. Шеметова, на переднем д..Обхой.
.
12.02.2011, 18:16:52 |
Дмитрий Большедворский

 elena anenkova: На обычной карте автодорога от В.Ленска на запад-юго-запад кончается перед Магданом, переходит в грунтовку


Там она переходит в зимник, т.е летом только пешком вот тут видно( пошла пунктиром):

Далее 48 км до Ахин дороги нет! Видимо этот участок и был выведен из строя!Говорят, что там можно ещё встретить царские километровые столбы.
12.02.2011, 19:25:41 |
elena anenkovaА на туристской карте 2007 всё так, как у меня написано — дорога — тонкая черная линия, те грунтовка. От Магдана дорога летит вниз на Шертой(остается на западе) и Муромцовку. Потом на Гаханы.
Тимошинск, Ахины, Бухтумур — в стороне, это другая ветка, от них идет своя автодорога на Гаханы. Такая у меня карта, из серии Карта Озера Байкал (где с одной стороны — Прибайкалье, с другой — какой-нибудь район).
12.02.2011, 19:40:38 |
Дмитрий БольшедворскийМоя карта: состояние местности на 1981 г!!! издание 1987 г. масштаб 1:100000
Скачать бесплатно, можно здесь: http://poehali.org/maps

 elena anenkova: Такая у меня карта


Видимо до сих пор делают, что бы враги заблудились!:))))
12.02.2011, 20:09:03 |
Георгий Борисов

 Дмитрий Большедворский:  Спасибо за информацию, если возможно дайте ссылку...


Не за что. Это я скачал на флэшку несколько страниц в редком фонде библиотеки Молчанова-Сибирского — ул. Халтурина, 1.
12.02.2011, 20:09:40 |
И. ФефеловМежду прочим, обнаружил на 2-километровке в 30 км севернее Муромцовки левый приток Куленги, который называется — "Левый Хортой (Почтовый)". Это наводит на некоторые размышления! Вот как эта зимняя дорога могла идти южнее — через Ахины или через Хертой-Муромцовку — это вопрос.

На чертеже Ремезова, кстати, уже обозначена дорога от Верхоленска в сторону бассейна Куды — надо полагать, как раз вдоль Куленги. Но недалеко...
12.02.2011, 20:31:39 |
Дмитрий Большедворский

 И. Фефелов: На чертеже Ремезова


??????
12.02.2011, 20:40:05 |
И. ФефеловЧертежная Книга Сибири, составленная тобольским сыном боярским Семеном Ремезовым в 1701 г.

Кстати, ее в электронном виде можно посмотреть в хорошем разрешении вот здесь: http://pds.lib.harvard.edu/pds/view/18273155
Байкал на стр. (seq.) 178. А вот где в ней, собственно, чертеж земли Иркутского города (там Байкал и окретсности в более крупном масштабе), страницу не помню.
12.02.2011, 21:08:19 |
И. ФефеловИли это, возможно, другой атлас Сибири того же С.У.Ремезова. Есть на сайте ИГУ, но ссылку пока не вспомнил. "Чертеж земли Иркутскаго города"
12.02.2011, 21:30:41 |
Дмитрий Большедворский

 И. Фефелов: можно посмотреть в хорошем разрешении


Спасибо посмотрю!
Разобрался с картами, есть два варианта дороги с Магдана (до Иркутска), до Новоникалаевска и до Ахин.:

На этой карте показано, как нормальная грунтовая дорога, на самом деле как на более подробных картах там зимник. И какая из этих дорог является (предположительно), участком Якутского тракта, стоит только догадываться. Я всё таки думаю, что дорога до Ахин.
12.02.2011, 21:35:17 |
elena anenkovaДо Ахин автодорога выглядит как аппендикс, тупиковая ветка — там дальше ничего и нету на карте...Может быть, завозили туда почту — и ехали обратно, такие веток должно было быть немало... "Генеральное" направление по нынешней карте от развилки на Гахане идет на Магдан — а там есть дорога и на Качуг от Зулмана... Сейчас, мне кажется, можно ВЕЗДЕ проехать..
12.02.2011, 21:42:45 |
И. ФефеловВот тут еще нашел кучу интересного, в том числе и искомый ремезовский:
http://ostrog.ucoz.ru/index/0-10

В атласе Пядышева (1826), кстати, дорога показана только через Усть-Орду — Качуг.
12.02.2011, 21:52:44 |
Дмитрий Большедворский

 И. Фефелов:  дорога показана только через Усть-Орду - Качуг.


Вчера, перелопатил пол интернета и всё таки нашёл подтверждение. Вот карта датированная 1911 годом:

Отчётливо видно две основных дороги до Верхоленска! И ещё, интересная деталь, в документах за тот период Качуг именуется деревней, а Верхоленск городом!

P.S. Это не единственная карта.
13.02.2011, 17:56:02 |
elena anenkova

 Дмитрий Большедворский: И ещё, интересная деталь, в документах за тот период Качуг именуется деревней, а Верхоленск городом!



А...Вы этого не знали?... Был Верхоленский уезд, здесь где-то в цитированный документах В.Л. и значится как г.В.Ленск. Просто я-то почитала уже когда-то про этот район немного...
А на Шишкинских писаницах, кстати, работал несколько лет поэт Александр Никифоров ("дед") — он мог часами рассказывать экскурсии. И там вообще всегда живут смотрители писаниц. Все в порядке в губернии...
13.02.2011, 18:58:33 |
Дмитрий Большедворский

 elena anenkova: А...Вы этого не знали?


Про Верхоленск знал, про Качуг нет.
14.02.2011, 00:42:30 |
И. ФефеловНа прошлой неделе проехали с краеведами по участку этого ("екатерининского") тракта от Муромцовки и затем от Шертоя почти до Магдана. До самого Магдана, несмотя на засуху, доползти не удалось: нижняя дорога заболоченная, на верхней грязь — прошли дожди, почва глинистая (она, видимо, проезжаема, но как минимум джипом или полноприводным грузовиком). Там почти никто и не ездит, рыбаки заезжают со стороны Муромцовки. См. у меня несколько фотографий.
Судя по следам на местности и остальной информации, эта отстроенная часть тракта поворачивала от Муромцовки к северу по дороге на Шертой, затем километра 3 не доезжая его отворачивала вправо, пересекала Куленгу на левый берег и далее шла уже ее левым берегом на Магдан и далее к Верхоленску. Оригинальных построек, судя по всему, уже не существует, дома на этом участке кое-где стоят старые, но они "не родные", а перевезенные из деревень как охотничьи зимовья. Кое-где следы мостиков, и местами вроде довольно старых. У устья ручья Почтового, судя по всему, действительно была почтовая станция, но от нее, похоже, одна планировка осталась, а поверх поставлены постройки охотбазы.
20.07.2015, 20:09:09 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную