Природа Байкала | Тур на перевале на Снежную

дата съемки:июнь 2010
дата публикации:24 февраля 2011

Рассказ "Хамар-Дабанская дюжина"

Марина Васильева (Красноштанова)Игорь, подскажите, пожалуйста, где Вы взяли это название перевала? Никогда его не встречала, хотя ходила там неоднократно.
На мой взгляд, это вообще не перевал, а выход на плато, как и т.н. перевал Иркутских Туристов. Через перевал Иркутских Туристов всегда шла тропа с Шибутуя на Шибетуй. Перевал Иркутских Туристов находится у озера Патового на Патовом плато. Тропа идёт от тура перевала Иркутских Туристов к данному туру. И эти туры стоят с целью не заблудиться и не уйти с тропы в тумане на плато, а не как перевальные туры.
01.04.2019, 21:50:43 |
Марина Васильева (Красноштанова)Вопрос задала не из праздного любопытства, а с целью составления описания. Имеется хронометраж, была там неоднократно. Но для описания необходимо уточнить название. Я всегда считала это место продолжением тропы через Патовое плато с севера на юг (т.е. южной стороной широчайшего плато-перевала Иркутских туристов).
02.04.2019, 04:32:44 |
Евгений РензинЧто Иркутских Туристов, что Волчий, к перевалам имеют самое формальное отношение. Вариативность того, откуда можно прийти на эти "перевалы" и куда утопать — чуть не бесконечна.
Делая описание, вы делаете описание тропы. Т.е. одного из вариантов прохождения.
02.04.2019, 08:32:13 |
Марина Васильева (Красноштанова)Определение ПЕРЕВАЛ (переход через горный хребет из долины в долину) вполне подходит для этого места, как бы мы с Вами не считали. Это Патовое плато всё же имеет вход из долины и выход в другую долину. И не бесконечное число вариантов, а от 2 до 4. На Полярном Урале, на плато Путорана, тоже полно таких перевалов. Суть вопроса в том, имеет ли этот перевал название где-либо ещё, кроме данного сайта. Или описывать его как перевал Иркутских Туристов (этот существует уже очень давно).

Имеется объект, и есть место на карте и на местности, и есть хронометраж пути, значит, надо его обозначить. Но, чтобы не плодить двойные названия, хочу разобраться — есть ли у этого перевала где-то уже имя (на карте, в отчётах, желательно не в одном), или описывать его как южную сторону перевала Иркутских туристов.

Именно это я хотела сказать, когда писала "на мой взгляд — это вообще не перевал".
02.04.2019, 12:35:19 |
Марина Васильева (Красноштанова)Вот цитата из моего отчёта 2003 года:
На Патовом плато есть единственный перевал – Иркутских туристов, через который проходит тропа на реки Субутуй и Шибетуй. Это та самая Старомонгольская торговая дорога, о которой говорилось выше. Она огибает Патовое озеро с двух сторон – с запада и с востока. Западная тропа спускается на реку Субутуй и имеет две колеи – это следы старого торгового тракта. Восточная тропа – едва заметна, «перешагивая» через исток реки Хара-Мурин, она теряется в болотах плато, и остается только догадываться, что она имеет продолжение на реке Шибетуй – притоке Снежной.

Вот тут продолжу: после "перешагивания" через исток Хара-Мурина тропа и приводит к этому месту. То есть, фактически, это не перевал Волчий, а южная сторона перевала Иркутских Туристов.

02.04.2019, 14:33:49 |

Марина Васильева (Красноштанова):  И не бесконечное число вариантов, а от 2 до 4.

Только по карте-схеме я насчитал 11 водотоков, берущих начало на "перевальной седловине". Я, тем не менее,не оспариваю, что это перевал. Формально — конечно перевал.
02.04.2019, 15:02:31 |
Евгений РензинКстати, название "Иркутских Туристов", равно как и "Волчий", на мой взгляд, ему плохо подходит. Я бы назвал как-нибудь типа: "100 Долин" или "Всесторонний".
02.04.2019, 15:08:45 |

Евгений Рензин: Я только одно понять не могу — какая разница, есть где-то ещё упоминание пер. Волчий или нет?

Большая разница. Если перевалом пользуются и его знают в туристском мире, я опишу как Волчий. Сейчас покопалась в инете, нашла пару отчётов о маршрутах сродни моему, где упоминался Волчий, но это недавние отчёты (2015), возможно, и ходили по следам Игоря, так же и назвали...

Если на картах этого перевала нет, и в описаниях старых нет, то, на мой взгляд, не нужны двойные названия. Потому что уже имеется не один десяток лет перевал Иркутских Туристов.

Евгений Рензин: Я бы назвал как-нибудь типа: "100 Долин" или "Всесторонний".

Он уже назван иркутскими туристами — перевал Иркутских Туристов. Люди шли от Утулика к Снежной, прошли напроход Патовое плато. Туры поставили. (Охотники тут не ходят, они ходят в соседнюю западную долину). Менять названия — людей не уважать. К тому же предлагаемое Вами "Всесторонний" — подходит под любое возвышение на Хамар-Дабане

Евгений Рензин: Только по карте-схеме я насчитал 11 водотоков, берущих начало на "перевальной седловине".

Это не значит, что по всем этим водотокам можно ходить. Перевал — это удобный проход, а не куда попало.
02.04.2019, 15:55:41 |
Марина Васильева (Красноштанова)Почитала сегодня утром свои же технические отчёты, пришла к выводу, что перевал всё-таки имеет право на существование, потому что перепад высоты от Патового озера к нему составляет чуть более 200м. (Принято учитывать при этом высоту перепада более 100м).
Остаётся выяснить, кто дал ему это название.
03.04.2019, 14:14:52 |
KrowЗдравствуйте Марина. Я ничего нигде не брал, и тем более — не называл, только подписал снимок:)
Этот тур сложен на гребне при подъеме от Патового озера к спуску водораздела реки Снежной. Выглядит он конечно не совсем классическим перевалом, тем не менее — это низшая точка в гребне. Временами, на заболоченных участках сохранившейся тропы, попадались остатки бревен от старого чайного тракта.
04.04.2019, 14:48:06 |

Krow: Я ничего нигде не брал, и тем более — не называл, только подписал снимок:)

Игорь, спасибо за ответ.
Получается, что это не Вы обозначили этот перевал как Волчий? Просто он стоит на странице объекта — "перевал Волчий". Я и хочу узнать, откуда это название взялось.
Я ничего не имею против, просто сейчас занимаюсь перевалами ХД, хочу разобраться.
04.04.2019, 16:32:06 |

Krow: Временами, на заболоченных участках сохранившейся тропы, попадались остатки бревен от старого чайного тракта.

Вы тоже их видели?! Ура, я не одна. Именно этими описаниями я сейчас и занимаюсь. Следы кладей мы видели возле этого перевала в болотах, и западней — по тропе к истокам Харнахойтуя. Я уже всё это написала в описаниях перевалов, отправила Сергею для публикации. Рада, что есть подтверждение того же, что видела и я.

Krow: Да, кстати, если двигаться далее по гребню к Ретранслятору, там еще пара неназванных перевалов обнаружится в гребне с Хара-Мурина на Шибетуй:)

Я их уже тоже описала. Шара-Жалга, например. Ничего нового не изобретаю. Там давно уже ходили охотники, тропы есть с визирами на деревьях, хоть и заросшие.