Природа Байкала | Маленькое чудо

дата съемки:7 марта 2011
дата публикации:9 марта 2011
Просмотров: 2011

Марина ЗубареваВот такую сосульку, растущую вверх, я увидела под деревом — настоящий ледяной гвоздик!
А потом в инете нашла информацию: http://samogo.net/articles.php?id=1535
«Сэргэ – путь в небо» — так будет назван самый большой сталагмит (сосулька растущая снизу вверх)! Вырастить самую большую сосульку в мире – эту цель поставил перед собой Андрей И (Андрей Фёдорович Хорошев). Андрей И – это многим известный искатель приключений и исследователь. Работать он будет совместно с Байкальским государственным университетом экономики и права в городе Якутске, авторским коллективом студии креатива «Навигатор» и пятым отрядом Федеральной противопожарной службы под руководством Сергея Лыщика.
Воплощать идею начали 19 января 2011 года. Сосулька будет создана по специально разработанной технологии. Способ выращивания сталагмита — намораживание воды слоями, дающее сплошной ледяной массив без единого шва. Каждые сутки будет наращиваться около 30 сантиметров льда. Вылито воды будет около 800 тонн! Пожарные отряды в две смены будут аккуратно поливать сосульку.
Природа не соперник человеку в тщеславии, но оригинальнее в своих явлениях :-).
09.03.2011, 19:40:59 |
Вячеслав ПетухинМарина, эта сосулька всё-таки не вверх растёт. Она растёт за счёт того, что вода вниз стекает — здесь явно видно. А сосульки, растущие вверх бывают в городе — на тех местах, куда постоянно какпает вода.
09.03.2011, 19:59:00 |
Марина ЗубареваВячеслав, я не поняла, что Вы имеете в виду, когда пишите, что вода стекает вниз, откуда? Это была одиноко стоящая сосулька ни с чем не связанная, кроме земли. Если подразумевается, что вода капает сверху, то как раз и работает принцип сталагмита, как в пещерах. И еще, в основном, сталагмиты в отличие от этой сосульки имеет утолщенную нижнюю часть и утонченную верхнюю или форму близкую к цилиндрической. Хотя бывают исключения.
09.03.2011, 21:47:04 |
Leha

Марина Зубарева: Вячеслав, я не поняла, что Вы имеете в виду, когда пишите, что вода стекает вниз, откуда?

Наверное то, что вода капала не вверх)

Марина Зубарева: была одиноко стоящая сосулька ни с чем не связанная, кроме земли.

Неужели по фото не понятно, что сосулька была связана с каким-то сучком сверху.
09.03.2011, 22:10:18 |
Вячеслав ПетухинМарина, а не важно откуда стекает. Здесь не видно. Возможно, здесь был снег и, расстаяв, он превратился в эту сосульку. Важно, что сама сосулька образовалась в результате течения воды сверху (что хорошо видно по сужающейся книзу форме), а не постепенного намораживания снизу вверх.

Вот типичные сталагмиты.

Такие длинные могут образоваваться только в очень стабильных условиях — при отсутствии изменений ветра, а вот три небольших сталагмита поменьше — достаточно типичны и похожие вещи часто встречаются.
09.03.2011, 22:12:19 |
Leha

Вячеслав Петухин: Здесь не видно. Возможно, здесь был снег и, расстаяв, он превратился в эту сосульку.

Во-первых это был однозначно снег. Слово "возможно" не очень подходит. Просто альтернативы нет.

Во-вторых видно "склейку" — шершавая, загрязненная, нерваномерная поверхность.
09.03.2011, 22:31:05 |
Марина ЗубареваВячеслав, но ведь ледяные сталагмиты и образуются в процессе стекания (капания) воды сверху вниз — с потолка пещеры, грота и т.д. Вода капает и если достаточно холодно, то она не успевает растекаться и начинает образовываться ледяной нарост и в конце концов образуется ледяная сосулька. А форма сталагмита в большой степени зависит от скорости поступления воды. В приведенных здесь ссылках показано, что это могут быть и конусоподобные сосульки:
Я не настаиваю, что эта сосулька (размером она — небольшая) изначально образовывалась по механизму сталагмита, но и отказываться категорично, что такое невозможно, как-то не хочется (вот и соседка слева, тоже не особо подчиняться процессу роста по классической схеме в виде конуса)
09.03.2011, 23:11:53 |

Марина Зубарева: Вячеслав, но ведь ледяные сталагмиты и образуются в процессе стекания (капания) воды сверху вниз - с потолка пещеры, грота и т.д. Вода капает и если достаточно холодно, то она не успевает растекаться и начинает образовываться ледяной нарост и в конце концов образуется ледяная сосулька.

Не-е. Если процесс стекания (точнее, замораживания по мере стекания) — это не сталагмиты, а сталактиты (обыкновенные сосульки). У них рост вниз. А для сталагмитов важно капание — за счёт него рост вверх. Здесь же никаких следов капания не видно.
09.03.2011, 23:22:52 |
LehaЕще такие штуки растут на речках или где вода поднималась значительно. Фото к сожаленью нет.
09.03.2011, 23:30:28 |
LehaСудя по дереву, это речная Ива. Но здесь я вполне могу ошибаться, пусть спецы скажут.
09.03.2011, 23:33:36 |
Марина Зубарева

Вячеслав Петухин:  Не-е. Если процесс стекания (точнее, замораживания по мере стекания) - это не сталагмиты, а сталактиты (обыкновенные сосульки). У них рост вниз. А для сталагмитов важно капание - за счёт него рост вверх. Здесь же никаких следов капания не видно.

Вячеслав, стекание может быть разным по скорости: или бурный поток, или медленное течение, или капание, в данном случае я ведь уточнила. А чтобы нам не спорить, просто приведу определения из БСЭ:
Большая советская энциклопедия
Сталагмиты (от греч. stálagma — капля), натёчно-капельные (чаще известковые) образования столбообразной, конической и др. форм, поднимающиеся со дна пещер и др. подземных карстовых полостей. Возникают в результате выпадения в осадок углекислого кальция при удалении из насыщенной им капающей сверху воды углекислого газа (иногда при участии испарения — соляные и др. С.).
Сталактиты (от греч. stalaktós — натёкший по капле), натёчно-капельные (чаще известковые) образования, свешивающиеся в виде сосулек, трубок, гребёнок, бахромы и т.п. с потолков и верхних частей стен карстовых пещер. Возникают в результате выпадения в осадок углекислого кальция при удалении из насыщенной им воды углекислого газа. Иногда встречаются гипсовые и соляные С., образующиеся при участии испарения.
Т.е. в любом случае поступление воды должно быть сверху.

Leha:  Судя по дереву, это речная Ива. Но здесь я вполне могу ошибаться, пусть спецы скажут.

Это не речная ива, это клен, растущий в лесопарковой зоне, примыкающей к Академгородку. Возможно, что сложились благоприятные условия (защищенность от ветра, тень от дерева и т.д.), что позволило появиться этому образованию. Когда я увидела сосульку, то смотрела на неё сверху вниз, пришлось присесть на корточки, чтобы сфотографировать её в полный рост :).
10.03.2011, 00:01:50 |
Евгений КерберПредположение:

10.03.2011, 09:23:02 |

Марина Зубарева: Большая советская энциклопедия

Там речь про "настоящие" сталагмиты и сталактиты, а мы про их аналоги из воды. "Выпадение в осадок" у нас замещается замерзанием.

Марина Зубарева: Т.е. в любом случае поступление воды должно быть сверху.

Такое уж свойство воды, что течёт она только вниз. :-) Вверх может только пар подниматься.

Марина Зубарева: А как должно быть видно капание на фото, ведь его скорость может быть и в час по чайной ложке, и в момент фотографирования просто не наблюдалось.

Евгений Кербер: На веточке клена росла сосулька, вниз. А под ней навстречу рос сталагмит, вверх. Из-за роста массы сосульки, веточка пригибалась вниз, и сталактит и сталагмит встретились и сморозились-это сужение у земли.

Гипотетически такое возможно, но только здесь-то видна только верхняя часть. А нижняя гипотетически может быть внизу, за пределами кадра. Но именно на этом кадре ни этой нижней части, ни места смораживания верней и нижней части нет.

Кстати, тут ещё один момент. Так как верхняя часть сосульки расположена не вертикально, а под углом, значит и капли от неё падали в разное время в разные места и растущая снизу сосулька должна была быть очень широкой.
10.03.2011, 14:40:59 |
Марина Зубарева

Вячеслав Петухин:  Должно быть видно не само капание, а следы от капания. Прозрачная ровная вытянутая форма сосульки никак не может быть следами от капания.

Вячеслав, понятно, что вода капала сверху, частично стекала вниз, а частично намораживалась сверху, т.е. с одной стороны шел процесс, который мы наблюдаем при росте сосулек, например, с края крыши (коническая форма и прозрачность), а с другой — медленный рост сосульки вверх и в зависимости от погодных условий изменение формы верхней части, на которой может быть и видны следы капания. У меня закралось подозрение ), что Вы не посмотрели все же фото на которые я сделала ссылки, а жаль, там есть достаточно необычные формы ледяных сосулек-сталагмитов. Ну, а коническая форма сталагмита — это норма (БСЭ)

Евгений Кербер: Предположение:На веточке клена росла сосулька, вниз. А под ней навстречу рос сталагмит, вверх. Из-за роста массы сосульки, веточка пригибалась вниз, и сталактит и сталагмит встретились и сморозились-это сужение у земли. Потом потеплело, веточка оттаяла и поднялась. А сталагнат уже никуда не ростёт:)

Гипотеза вполне имеет место быть и не противоречит наблюдаемой картине и может быть объясняет это маленькое чудо )). А расти, я думаю, сосулька уже не будет ((, т.к. снег с дерева стаял и нечему больше капать.
Мои близкие предположили, что эта сосулька могла быть связана через ледяной мостик с сосулькой слева, отросток как-бы направлен в том направлении и по нему тоже могла стекать вода + капающая сверху = вот что-то и получилось.
10.03.2011, 22:57:35 |

Марина Зубарева: понятно, что вода капала сверху

Нет, она не капала сверху. Вода получалась в результате таяния куска снега, задержанного, видимо, ветвями. Остатки этого снега видны сверху сосульки.

Марина Зубарева: а с другой - медленный рост сосульки вверх

Вряд ли здесь шёл рост сосульки вверх. Внизу — снег. А вода, медленно капающая на снег, не намораживается, а просачивается. В городе где сталагмиты бывают? Не на снегу, на асфальте. Вот на твёрдых поверхностях вода намораживается и растут сталагмиты. Но не на снегу.

Марина Зубарева: У меня закралось подозрение ), что Вы не посмотрели все же фото на которые я сделала ссылки, а жаль, там есть достаточно необычные формы ледяных сосулек-сталагмитов.

Зря подозреваете. :-) Посмотрел. Ничего особенного там нет. Я сам видел очень много разных сталагмитов и настоящих — кальцитных и ледяных. По ссылке — ничего ообенного. Не далее недели назад наблюдал ледяные сталагмиты в деревянной ванне на Шумаке. Там самые высокие сантиметров тридцать будут.
10.03.2011, 23:14:35 |
Марина Зубарева

Вячеслав Петухин:  Я сам видел очень много разных сталагмитов и настоящих - кальцитных и ледяных. По ссылке - ничего ообенного. Не далее недели назад наблюдал ледяные сталагмиты в деревянной ванне на Шумаке. Там самые высокие сантиметров тридцать будут.

А фото есть? Интересно было посмотреть. А главное — откуда и почему капало :))?. А эту сосульку хотелось бы проведать, но обстоятельства выше нас, увы ((.