Природа Байкала | Два варианта перевала Китойского (со стороны Кынгарги)

Два варианта перевала Китойского (со стороны Кынгарги)

автор:Вячеслав Петухин
дата съемки:8 октября 2011
дата публикации:11 октября 2011

Сергей ЗубковМое мнение такое: обе седловины примерно одинаковы по сложности. Восточный вариант сложнее со стороны Белокопытки (+выше), западный — со стороны Кынгарги.
12.10.2011, 01:17:48
Евгений РензинТо, что юго-восточный выше со стороны Белокопытки, с лихвой компенсируется тем, что он гораздо ниже со стороны Кынгарги. А вот то, что он сложнее, я вообще не стал бы утверждать. Я там никаких сложностей не обнаружил. Но, конечно, и обратного утверждать не могу. Я же западный вариант не проходил.
В общем, на мой субъективный взгляд, западный вариант гораздо хуже.
12.10.2011, 02:03:22 |
Вячеслав ПетухинПравый вариант — вполне в пределах 1А, а левый судя по словам Алексея — 1Б.
12.10.2011, 09:07:35 |
Алексей МисюркеевСлава, так и есть: спускались мы с седловины, которая слева на фото (западная), а снизу видели ту, которую вы называете восточной. Возможно, написав "левее тура", я немного запутал Вас. Она левее тура (опять же "левее" по нашему х/д) именно настолько, насколько видно на этой фотографии. Сидели под перевалом, и тыча в нее пальцами, обсуждали, что это, пожалуй, более простой спуск — гребень легко траверсируется (мне кажется, километра там точно не будет). В-общем, отыскиваю фото, а то голословно можно мне об этом долго рассказывать.
13.10.2011, 12:53:51 |

Алексей Мисюркеев: это, пожалуй, более простой спуск - гребень легко траверсируется (мне кажется, километра там точно не будет)

Да, там метров 300. Конечно, можно и так, но намного проще и логичнее просто прямо с Белокопытки подняться на эту седловину. А тур на низкой седловине, скорее, по недоразумению. Всё-таки правильной логично считать именно эту правую высокую седловину. А выходить на низкую, по-моему, имеет смысл только если спускаться прямо с неё, всё-таки это намного быстрее, если потом идти вниз по Кынгарге. Если, конечно, и состояние погоды и участников это позволяет. Или, может, наоборот, если идти в обратном направлении, будет проще подняться прямо на нижнюю седловину? Ведь часто сбросы на подъём проходить проще, чем на спуск. Вы как оцениваете, Алексей?
13.10.2011, 13:06:35 |
Сергей Зубков

Вячеслав Петухин: Всё-таки правильной логично считать именно эту правую высокую седловину

Это одно из мнений. Я по-прежнему считаю правильной левую седловину :)
13.10.2011, 17:30:06
Вячеслав ПетухинТы тогда напиши хоть, какой вариант прохождения ты считаешь оптимальным. Чтобы не было голое "Баба-Яга против".
13.10.2011, 18:20:26 |
Алексей Мисюркеев

Вячеслав Петухин: А выходить на низкую, по-моему, имеет смысл только если спускаться прямо с неё, всё-таки это намного быстрее, если потом идти вниз по Кынгарге. Если, конечно, и состояние погоды и участников это позволяет. Или, может, наоборот, если идти в обратном направлении, будет проще подняться прямо на нижнюю седловину? Ведь часто сбросы на подъём проходить проще, чем на спуск.

Согласен полностью. Самое обидное, что уверенно сказать о том, насколько сложным является спуск на Кынгаргу я сказать не могу — снег сгладил ощущения. Но после нашего спуска, показалось, что как-то все не просто так. Возможно, на ощущение повлияло то, что по описаниям на спуске должна быть зеленка до 35 градусов, а тут мы поняли, что явно ничего такого нет. Кстати, описание на сайте дано не совсем верно: с Кынгарги явно описан восточный вариант, а вот с Белокопытки очень точно описан западный (Спуск к Белокопытке по травянисто-осыпному сланцевому склону. Первые несколько метров — 45-50°, далее 250-300 м до 40°.). Хотя, возможно, и восточный вариант с Белокопытки подходит под это описание. Я там не был, вы это знаете лучше. Что касается "правильности" варианта, мне кажется, что не то чтобы "правильным", а классическим является все-таки западный вариант. Кстати, на фотографиях со стороны Белокопытки обозначен именно он. С этой стороны он и кажется самым логичным.
14.10.2011, 10:52:11 |

Алексей Мисюркеев: Хотя, возможно, и восточный вариант с Белокопытки подходит под это описание.

Крутизна завышена, конечно. Да и протяженность тоже. Но в остальном вполне подходит. Причем, видимо, для обоих вариантов.

Алексей Мисюркеев: Что касается "правильности" варианта, мне кажется, что не то чтобы "правильным", а классическим является все-таки западный вариант.

Если первопроход шли с Белокопытки, то классический, видимо, западный. Он оттуда малость предпочтительнее выглядит. Но если говорить о наиболее лёгком, то у меня сомнений нет — юго-восточный.
14.10.2011, 13:08:46 |

Алексей Мисюркеев: с Кынгарги явно описан восточный вариант, а вот с Белокопытки очень точно описан западный (Спуск к Белокопытке по травянисто-осыпному сланцевому склону. Первые несколько метров — 45-50°, далее 250-300 м до 40°.). Хотя, возможно, и восточный вариант с Белокопытки подходит под это описание.

Да, я составил это описание, спустившись по восточному варианту. А когда поднимался по западному, совсем не сразу понял, что это другой вариант. Общий характер там тот же самый. Отличаются только конкретные детали у гребня и немного высота.

Алексей Мисюркеев: Кстати, на фотографиях со стороны Белокопытки обозначен именно он. С этой стороны он и кажется самым логичным.

Дело в том, что я спускался в совершенном тумане и потом понять с какого места спустился, было совершенно невозможно. А седловина смотрелась явно. Не отметить её было как-то неправильно. :-)

Может, западный, а может, и нет. Всё зависит от того, какой же вариант был пройден теми, кто назвал перевал и когда на западной седловине был установлен тур. А то, может быть, он был установлен кем-то, кто посмотрев мои ошибочные пометки на фотографиях с Белокопытки, поднялся как и вы с той стороны? Пока на эти вопросы нет ответа, говорить о "классическом" варианте невозможно.
14.10.2011, 13:15:09 |

Евгений Рензин: Крутизна завышена, конечно.

Да, пожалуй на 5 градусов надо снизить. Но это, так сказать, следование традициям. :-) Крутизна очень часто завышается.

Евгений Рензин: Да и протяженность тоже.

А это вряд ли. Можно ещё по карте попытаться померить. А можно попытаться сопоставить протяжённость с перепадом высот и крутизной. Они должны соответствовать (перепад — протяжённость на синус крутизны).

Евгений Рензин: Если первопроход шли с Белокопытки, то классический, видимо, западный.

Ну да, а если с Кынгарги — то восточный. По крайней мере, когда я шёл с Кынгарги, у меня даже сомнений не возникло. Туда, где западная седловина, даже лезть проверять не хотелось.
14.10.2011, 13:25:40 |
Алексей Мисюркеев

Евгений Рензин: Крутизна завышена, конечно.

Что касается западного варианта, то ничуть. Вверху там по травке не менее 50 градусов. Только проходятся они совсем несложно.