|
«БЕЗУМСТВУ ХРАБРЫХ ПОЁМ МЫ ПЕСНЮ» 1 |
Фотоотчёт "Некрополь Иркутска" |
|
| ||||
Юрий Кузнецов | У края одной из грустных аллей кладбища в Радищево плотной кучкой расположено несколько могил объединённых общей жизненной судьбой похороненных в них людей. Может быть самым ярчайшим, тяжелейшим, опаснейшим, прекраснейшим увлечением для незаурядных, сильных, стремящихся всё время что-то преодолевать, остро ощущающим необыкновенную красоту Земли в её самом суровом проявлении – альпинизмом. Символическая могила двух наших иркутских альпинистов. Катя Иванова — заслуженный мастер спорта по альпинизму, она покорила три восьмитысячника. Эверест, Шишапангму, Манаслу. А с четвертой горы — с Канчажанги, о которой говорят, что она не принимает женщин, не вернулась. «На Эверест шли с севера с ледника Восточный Ронгбук, через северную седловину по С-В гребню. На вершине были 10 мая 1990. До высоты 7800 м шли без кислорода. Катя стала первой советской женщиной и одиннадцатой женщиной мира, поднявшейся на высшую точку планеты. С вершины Эвереста приветствовала всех женщин Земли и пожелала им счастья и мира. За это восхождение удостоена звания заслуженного мастера спорта. Орден «За личное мужество» — награда этой незаурядной женщине: она стала первым спортсменом, награжденным этим орденом. 9 октября 1992 вместе с В. Шатаевым, Э. Липенем и А. Исхаковым взошла на Шиша-Пангму, 8046 м, по обычному пути, все без кислорода. 1993 — Камчатская экспедиция на Манаслу. Шли по пути первовосходителей (по северному склону — японцы в 1956). Восхождение сопровождалось трагическими событиями. 21 октября из базового лагеря (7200 м) вышли Катя и Игорь Хмеляр. «Это был какой-то ужас! — рассказывала Катя. — Ветер ревел, сбивая с ног, снег залеплял очки... Наконец я вышла на вершину. Вокруг — беснующаяся пелена снега... Обратный путь был еще тяжелее. Однажды порыв ветра сбил меня с ног и я полетела вниз. К счастью, метров через пятьдесят задержалась в снежном сугробе». Через некоторое время Катин спутник, Игорь Хмеляр, пропал. Его так и не нашли. В базовый лагерь пришли Сергей Ядрышников и Игорь Бекрин. Ночевали втроем. Спустились до лагеря 6500 м. Ночью палатку засыпала лавина, альпинисты стали задыхаться. И. Бекрину удалось ножом разрезать палатку и выбраться вместе с Катей. Ядрышников задохнулся. (По статье «Манаслу: победа и трагедия» в журнале «Мир путешествий». 1994. № 1—3, запись Б. Москвина). Катя погибла в 1994 на склонах Канченджанги в составе белорусской экспедиции, шедшей на вершину по классическому маршруту. 9 октября наверх вышла группа из четырех человек, в том числе Катя Иванова и Ирина Вяленкова. На полпути Вяленкова почувствовала себя плохо. База предложила Кате спускаться вместе с больной. Катя отказалась и пошла вверх с Сергеем Жвирблей. Ночевали на 6700 м. Поднявшаяся на следующий день группа поняла, по оставленным природой следам, что ночевку Ивановой — Жвирбли накрыла лавина. Через 3 дня случайно обнаружили «кошку» Сергея Жвирбли». «Причина смерти: Гималаи» // Спорт-экспресс. 1994. 29 ноября Краткий отчет по Финско-российской экспедиции "Чо-Ойю — 2000" Фрагмент Несчастный случай 5 мая Noora Toivonen и Павел Бонадысенко вышли на восхождение из лагеря 3, но в лагерь 3 не вернулись. Noora вышла около 6 часов утра, Павел — двумя часами позже. В 12 часов по рации Noora передала, что все нормально, но только очень холодно и что она продолжает восхождение. Примерно в это время двух человек на высоте около 8000 м наблюдали в бинокли из базового лагеря. Позже они скрылись за перегибом гребня и больше их уже не видели. Примерно в 14:30 вершину накрыли облака, пошел снег, и началась обычная для этой весны непогода. Jorma Alanen, который был с ними в лагере 3, прождал их сутки и вечером 6 мая спустился в базовый лагерь. 7 мая — Arto Suolanen и Tomi Myllys, которые уже двигались по маршруту, поднялись в лагерь 3 и 8 мая хотели предпринять попытку подъема на вершину, но им категорически не рекомендовали этого делать (из-за их морального состояния, недостаточной акклиматизации и не очень большого альпинистского опыта) и они спустились вниз. 10 и 12 мая Марина, Олег и Евгений совершили подъем на вершину, но никаких следов пропавших альпинистов не обнаружили. Не видели их и участники других экспедиций, которые были на вершине после 5 мая. Что конкретно произошло с пропавшими альпинистами не известно, т.к. других альпинистов в это время в районе вершины не было. Можно только предполагать, что в условиях непогоды и плохой видимости они потеряли верное направление, вышли на крутые склоны и сорвались. Организация каких-либо реальных полномасштабных поисковых работ на огромном восьмитысячном массиве силами небольшой группы просто невозможна. Да еще в условиях очень плохой погоды, которая всю эту весну стояла в Гималаях. Все, что они могли сделать (и сделали) — это просмотреть путь от лагеря 3 до вершины и попытаться обнаружить хоть какие-то следы пропавших участников. Когда Noora и Павел не вернулись в лагерь 3, запросили китайского офицера связи о возможности использования вертолета с целью поиска пропавших альпинистов. Однако по тибетским правилам это невозможно и офицер связи сказал, что никакого вертолета не будет даже на один облет. | |||
18.10.2011, 15:04:31 | | ||||
Sergey D | Может не в тему, но в августе этого года на пике Победы пропал знакомый охотовед (для меня он прежде всего охотовед — всего на три года раньше меня закончил обучение на факультете), земляк и альпинист Павел Трофимов... http://angara.net/forum/t42977?p=0 | |||
18.10.2011, 18:58:10 | | ||||
Юрий Кузнецов | Вполне в тему. Я об этой трагедии читал. Увы, это горы. | |||
18.10.2011, 19:08:59 | | ||||
Александр Стоянов | Спасибо за фото и очерк об этих людях Люди должны знать об них | |||
18.10.2011, 20:33:49 | | ||||
Ирина Дмитроченкова | Юрий Кузнецов: о возможности использования вертолета с целью поиска пропавших альпинистов. Однако по тибетским правилам это невозможно и офицер связи сказал, что никакого вертолета не будет даже на один облет. Это не по правилам — это просто невозможно для такой высоты (у вертолётов, даже перспективных — практический потолок в районе 6000). Это нам не Саяны. | |||
18.10.2011, 20:35:46 | | ||||
Юрий Кузнецов | Ирина, в приведенном Вами фрагменте получается, что это я так сказал. Ай я яй! В заголовке написано: Фрагмент "Краткий отчет по Финско-российской экспедиции "Чо-Ойю — 2000". Ну, не мой же он. Вообще-то речь не о вертолётах. | |||
18.10.2011, 20:50:31 | | ||||
Ирина Дмитроченкова | Что Вы, Юрий, там по-русски написано, вполне понятно, что это фрагмент. Просто по-другому не цитируется :). Я думаю, не только мне, но и никомку в голову не придет, что вы автор этого "Краткого отчета по Финско-российской экспедиции "Чо-Ойю — 2000". И очень интересный фрагмент. Я просто помню, что даже у нас в Саянах в похожем случае кыренские вертолетчики через трёхтысячники кратким путем не хотели лететь — говорили, что рухнем, воздух разряжённый, опираться не на что, потолок — они выбирали путь через перевалы, пониже. | |||
19.10.2011, 02:07:04 | | ||||
Евгений Рензин | Как верно сказал Юрий, здесь не о вертолётах речь. Но всё же позволю себе привести ссылку: Вертолёт на Эвересте. | |||
19.10.2011, 02:24:34 | | ||||
Ирина Дмитроченкова | Круто! Это про рекорды и "Безумство храбрых!".. | |||
19.10.2011, 05:09:34 | | ||||
Юрий Кузнецов | Евгений, спасибо за интереснейшую ссылку, сам бы вряд ли наткнулся. | |||
19.10.2011, 07:56:26 | | ||||
Вячеслав Резунов | На такие высоты, как восьмитысячники, могут подняться только особоподготовленные как физически, так и морально, люди. И к технике это относится самым непосредственным образом. Для таких целей хоть и берут серийный летательный аппарат, но доводят его для выполнения рекордных полетов, а сами полеты выполняют асы своего дела. А гражданской авиации необходимо безопасно и экономически выгодно перевозить грузы и людей и получать за это деньги. А на высотах более 6000 метров практически все типы вертолетов могут перевозить только себя и лётный состав, да и то необходима специальная тонкая настройка техники. Кузнецову-это я не про технику, это я про то, что не всякая техника залетит на Эверест, также как и не всякий альпинист дойдет до вершины, а только чересчур уж упёртый. | |||
19.10.2011, 08:50:44 | | ||||
Ирина Дмитроченкова | +5! Да-да, именно об этом и речь! Спасибо, Вячеслав, что грамотно пояснили мой эмоциональный комментарий. И в ссылке, приведённой Евгением, говорится об этом же: "Как признает сам летчик-испытатель, мечта посадить вертолет на высочайшей горе мира казалась несбыточной". То есть, для обычных вертолётчиков — невозможно. И эти удивительные люди, о которых Ваш отчёт, Юрий Александрович (Вы замечательное дело делаете!), тоже делали невозможное. Я в своём посте хотела подчеркнуть именно это. | |||
19.10.2011, 14:32:01 | | ||||
Евгений Рензин | Ирина Дмитроченкова: Круто! Это про рекорды и "Безумство храбрых!".. Нет, Ирина, это не только про рекорды. Рекорд по ссылке не в том, что вертолет поднялся на высоту 8842, а в том, что пилот смог посадить машину. На Чо-Ойю посадка совсем не была обязательной. Там нужно было совершить облет, чтобы найти хоть какие-то следы, конкретезировать район поиска. И там не Ми-8 летают (которые у нас наиболее всего распространены). Потолок у тех машин наверняка выше. Так что вполне может быть, что не летали именно "по правилам".И чтобы не быть совсем голословным, скажу, что Пашу Трофимова на Победе искали именно при помощи вертолёта. Увы, безуспешно. | |||
19.10.2011, 15:02:45 | | ||||
Ирина Дмитроченкова | Евгений Рензин: не летали именно "по правилам". Евгений, как Вы думаете, по каким правилам? Полёт, который выполнил в 2005 Дидье Дельсаль, являлся сенсацией. Да, сейчас мы — естественно — за это время как минимум на 20 лет отстали от французов, которые провели перед тем серию испытательных рейсов на этом вертолёте, в ходе которых поднимались на высоты вплоть до 10 тысяч 211 метров... Но данный вертолет AS-350 (Статический потолок:4080 м, Динамический потолок: 6100 м) был не совсем серийным :), а облегчённым. И Дельсаль больше так не делает — слетал разочек ;). Плюс к тому, фрагмент, приведенный Юрием Кузнецовым, кроме всего прочего — про 2000 год. И про "в условиях очень плохой погоды" (а Вы знаете — я-то не очень представляю — как могут летать вертолёты в условиях плохой погоды? Вон, помните, Mikka фотал останки самолёта?). Про это: На Эльбрусе разбился вертолет. Второй, летевший на помощь, упал рядом. Отправили третий. Обе аварии произошли из-за сложных погодных условий. А вот — хоть речь, конечно, не о веролётах, а о героях — о людях, но о спасательных работах тоже, косвенно — небольшое интервью с А.Н. Семеновичем, главным государственным инспектором Управления надзора за летной деятельностью ФСНСТ. | |||
19.10.2011, 23:45:55 | | ||||
Ирина Дмитроченкова | Евгений Рензин: ... Трофимова на Победе искали именно при помощи вертолёта. Павел Трофимов пропал в нижней части маршрута, на высоте около 5000 метров. В тему Мы помним... — актуальное. В Непале разбился Валерий Николаевич Попов. Мои соболезнования иркутянам. | |||
21.10.2011, 04:26:24 | | ||||
Юрий Кузнецов | Ирина, в моём сюжете о «уголке альпинистов» на кладбище в Радищево есть подробности о Валерии Попове, фрагмент «БЕЗУМСТВУ ХРАБРЫХ ПОЁМ МЫ ПЕСНЮ» 5. | |||
21.10.2011, 09:13:30 | | ||||
Ирина Дмитроченкова | Юрий Кузнецов: Ирина, в моём сюжете о «уголке альпинистов» на кладбище в Радищево есть подробности о Валерии Попове, фрагмент «БЕЗУМСТВУ ХРАБРЫХ ПОЁМ МЫ ПЕСНЮ» 5. Да, Юрий, действительно — нужно было туда ссылку повесить. Ей место там. Сейчас попробую. | |||
21.10.2011, 16:30:36 | | ||||
Эраст Бутаков | Юрий Алексеевич, е-мейл Ваш не работает, почему-то с сайта, поэтому пишу здесь. Не могли бы Вы написать статью в журнал про Екатерину Иванову. желательно, конечно, подкрепить её фотографиями, воспоминаниями других людей, чем-то ещё, что к ней относится. Давно хотел о ней написать — но не было человека, кто бы её знал лично и с которым о ней можно было бы поговорить. С уважением, Э Бутаков. P.S. Может быть на сайте есть ещё люди, кто знал её лично? | |||
31.10.2011, 17:01:35 | | ||||
Евгений Рензин | Эрик, её лично знал Афанасьев (Андрей Евгеньевич, если не ошибаюсь). Если хочешь, могу добыть его контакты. PS А ты читал о ней статью в газете "Номер один" (кажется)? Там ещё Афанасьев рассказывает историю того, как давали название пику Катька Дура. Он в её честь назван. При том, что до этого пик уже имел имя — 60 лет Октября. | |||
31.10.2011, 18:51:41 | | ||||
Эраст Бутаков | Да, Женя, хочу. Скинь контакты. | |||
31.10.2011, 19:08:08 | | ||||
| ||||
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы) |