Природа Байкала | «БЕЗУМСТВУ ХРАБРЫХ ПОЁМ МЫ ПЕСНЮ» 5

«БЕЗУМСТВУ ХРАБРЫХ ПОЁМ МЫ ПЕСНЮ» 6

Юрий КузнецовПрерванный полёт
Попов Валерий Николаевич 9.03. 1947 – 5.10.2011
5-го октября в Гималаях при восхождении на «шеститысячник» погиб при спуске самый выдающийся альпинист Иркутска.
Люди этой породы рождённые летать, редко умирают от болезни и дряхлости, чаще они умирают в полёте среди величественных сверкающих ледниками гор, такова их судьба. Жалко только, что это происходит слишком рано, с полными сил и замыслов людьми.
Валера уезжал в Гималаи с восторгом, с мальчишеским задором в прекрасной физической форме, несмотря на свои шестьдесят четыре года. Оптимист, проживший жизнь с улыбкой.
Уже в самом начале занятий альпинизмом ярко проявились его способность не унывать в самых неблагоприятных ситуациях.
В 1967-ом году четверо иркутских альпинистов Женя Лузянин, Наташа Куприна, Валера Попов и я приехали по путёвкам в альплагерь «Талгар». Это в ущелье Талгар, где находится высшая точка Заилийского Алатау «пятитысячник» пик Талгар. Это не далеко от города Алма-Ата. Валера приехал выполнить третий разряд, а мы трое должны были ходить на второй разряд. И сразу неудачи. Вершитель альпинистских судеб лагерный врач из-за повышенного давления не допускает к восхождениям Валеру и Женю, я чудом уговорил врача Колокольникова (он сам альпинист и сын известного в Союзе в 40-е годы альпиниста), убедив его в том, что я всегда такой «дефективный» не только на высоте, но и внизу. Женя с несколькими такими же обиженными судьбой пошли в самодеятельный поход по перевалам Тянь-Шаня. А Валера… Валера додавил начальника лагеря и начальника учебной части взять его разнорабочим в надежде что давление стабилизируется.
И вот мы идём на восхождение мимо Валеры, который возит на тачке гравий с реки на дорожки лагеря. Улыбка до ушей, ни тени зависти или раздражения. Когда я ходил уже на первый разряд и меня врач не выпустил на восхождения по давлению, я улыбаться не мог.
Зависти не было, и быть не могло, но тоска была смертельная.
Оптимизм и вера увенчались успехом. Верный слову нач. уч. в последние три дня сам сводил нескольких человек на зачётные вершины. Валера шагнул на первую ступеньку – выполнил зачётное восхождение на значок «Альпинист СССР», приведшую его к всесоюзной и мировой известности. Значок «Альпинист СССР» самая дорогая реликвия для альпинистов, начинавших свой путь до 80-х годов.
В первом номере журнала «Риск» за 2000 год приведен список лучших восхождений прошедшего столетия в разных классах восхождений. С изумлением и восхищением читаю:
Лучшим восхождением столетия в мире в техническом классе признано восхождение команды под руководством Попова В. Н. на «пятитысячник» Ак-Су по северной стене!
Пока его помнят, он жив!
18.10.2011, 15:29:31 |
Ирина ДмитроченковаТема у Вас получилась — Мы помним... — актуальное. В Непале разбился Валерий Николаевич Попов.