Природа Байкала | Не село и не ДядинО
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина
Не село и не ДядинО
Не село и не ДядинО

Не село и не ДядинО

автор:n_i_r_v_a_n_a
дата съемки:5 ноября 2011

Фотоотчёт "Тальцы"
Просмотров: 1540

Центральная площадь музея
Церковно-приходская школа


n_i_r_v_a_n_aНет ничего более постоянного, чем временное.
07.11.2011, 23:28:20 |
Есения

 n_i_r_v_a_n_a: Не село и не ДядинО


Евгения, а существует где-либо "метрика" упомянутого населённого пункта ? :)
07.11.2011, 23:42:41 |
n_i_r_v_a_n_a

 Есения :  Евгения, а существует где-либо "метрика" упомянутого аселённого пункта ? :)

в книжке Калининой о церквях Иркутскойобласти написано Дядина. И это всегда была деревня, а не село. Насчет метрики ничего не знаю
08.11.2011, 12:08:01 |
Есения Нет желания сказать об ошибке нынешним хозяевам ?
Стоило бы.
08.11.2011, 17:57:22 |
Георгий Борисов

 n_i_r_v_a_n_a:  ...в книжке Калининой о церквях Иркутской области написано Дядина. И это всегда была деревня, а не село.


А, может быть, в какой-то период и называлось селом. Ведь отличие села от деревни в дореволюционный период состояло именно в том, что в селе обязательно была церковь, и село таким образом являлось центром сельского прихода, объединяющего несколько близлежащих деревень. И. В. Калинина в своей книге пишет, что церковь в деревне Дядина была возведена предположительно в период с 1914 по 1918 год. Вероятно, что с появлением церкви, деревня стала называться селом, а при Советской власти снова обрела статус деревни.
Кстати, на картах Иркутской губернии и в дореволюционных справочниках название этого населенного пункта обозначено как деревня Дядинская:


"Памятная книжка Иркутской губернии", 1904 год.



Карта Иркутской губернии, 1914 год.



Карта Иркутской губернии, Словарь Брокгауза и Ефрона.
08.11.2011, 22:10:51 |
И. ФефеловВспомнилось, кстати, однокурсник рассказывал, как деревня в Рязанской области, где жили его родственники, несколько раз меняла статус. Сначала, в 18-м веке по крайней мере, это была небольшая деревенька, которая с несколькими другими деревнями находилась во владении у одного помещика, отставного офицера. У помещика был сын, офицер действующий. В 1812-м году сын воевал с Наполеоном, а отец, так сказать, вышел из запаса по собственному желанию и тоже уехал воевать в действующую армию. Оба погибли. Наследников у них не осталось — жена умерла, сын был неженат, другой родни тоже нет. Земли купил другой помещик и стал хозяйствовать, построил винокурню, маслобойку, развел скот, понавез крестьян из других волостей. Образовалось большое село, тысячи в три населения (с церковью, естественно). Где-то вскоре после отмены крепостного права этот помещик помер. И тоже наследников не оставил. А крестьяне разъехались, большею частью в Рязань на заработки, потому что хозяйствовал этот помещик, судя по всему, неплохо и к крестьянам относился хорошо, а без руководителя хозяйство захирело. Из села опять сделалась деревня. Которая в очередной раз стала селом при Советской власти, после укрупнения за счет соседних деревень. Церкви на тот момент там уже не было (сгорела еще в 19-м веке, после чего новую построили уже в другой деревне), зато там образовали крупный совхоз. А сейчас село это, судя по всему, опять в деревню превращается — ни совхоза, ни сельсовета, ни церкви... как раз когда я его встретил пару лет назад, он незадолго до того вернулся из Рязани, где навещал родственников.
08.11.2011, 22:51:33 |
n_i_r_v_a_n_a

 Георгий Борисов: А, может быть, в какой-то период и называлось селом. Ведь отличие села от деревни в дореволюционный период состояло именно в том, что в селе обязательно была церковь, и село таким образом являлось центром сельского прихода, объединяющего несколько близлежащих деревень. И. В. Калинина в своей книге пишет, что церковь в деревне Дядина была возведена предположительно в период с 1914 по 1918 год. Вероятно, что с появлением церкви, деревня стала называться селом, а при Советской власти снова обрела статус деревни.

Георгий, спасибо за ценную информацию!
Да, многое меняется со временем. Я тоже помню карты, на котрых было написано "деревня Дядина". А вот то, что умногих названий был суффикс "-ская", не знала. И название Орлинга тоже имело как минимум 2 других формы: Орленга и Усть-Орлингская.
08.11.2011, 22:53:15 |
n_i_r_v_a_n_a

 Есения : Нет желания сказать об ошибке нынешним хозяевам ?
Стоило бы.

При случае скажу. Хотя я пока не знакома с Тихоновым. А экскурсоводу думаю без толку говорить))
08.11.2011, 22:55:02 |
Есения Желаю Вам, Евгения, навести культурного шороху ;)
08.11.2011, 23:23:33 |
Георгий Борисов

 n_i_r_v_a_n_a: И название Орлинга тоже имело как минимум 2 других формы: Орленга и Усть-Орлингская.



Да, точно, Орлинга по разному называлась. В памятной книжке Иркутской губернии за 1910 год она ещё носит название село Орлингское:




 И. Фефелов: Вспомнилось, кстати, однокурсник рассказывал, как деревня в Рязанской области, где жили его родственники, несколько раз меняла статус.


Да уж, круговорот сёл и деревень в природе :-)
08.11.2011, 23:39:22 |
Георгий Борисов

 n_i_r_v_a_n_a: Не село и не ДядинО


А, пожалуй, музейщики вовсе и не ошиблись. Всё же, оказывается, наименовался этот населённый пункт селом в 1920-е годы и носил название ДядинО. Именно так он обозначен в "Списке населённых мест Иркутского округа Сибирского края" за 1927 год. Здесь же есть сведения о том, что это село образовано в 17 веке, и что на 1926 год в нём насчитывалось 36 хозяйств и 218 душ обоего пола.


"Список населённых мест Иркутского округа Сибирского края" (по материалам переписи 1926 года). Иркутск, 1927 г. Издательство "Власть Труда".


11.11.2011, 03:03:43 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную