Природа Байкала | Погибшим в Великую отечественную в Братске

дата публикации:11 декабря 2011

Александр ТарановскийИли по другому Мемориал Славы
11.12.2011, 19:54:57 |
Александр ИутинскийПодобный Мемориал Славы в Тайшете ...
11.12.2011, 21:08:37 |
Александр ТарановскийЭту конструкцию возвели в Братске в рекордные сроки. Сейчас она является украшением города и памятным местом для всех горожан. О том, как создавался мемориал Славы и кто нашел погибших на фронте братчан, чьи фамилии выгравированы на стеле возле памятника.

Это тоже была ударная стройка, в духе лучших традиций Братской ГЭС. При участии всех городских предприятий и горожан, работавших на воскресниках, за 2 весенних месяца к тридцатилетию Великой Победы был возведен братский мемориал славы. Его архитектором стал Виктор Зимин.

Галина Ступак, председатель братского отделения ВООПИК, рассказывает: "Выставляли на конкурс несколько памятников. Победил макет Гаджи Ганеева. Но не было чертежей. Поэтому архитектором стал братчанин Виктор Зимин. Он разработал проект, и в феврале началось строительство. Здесь сначала расчистили, потом подвезли землю. Здесь был ручей, овраг. Подняли на высоту 17 метров. Февраль-март усиленно возили грунт, уплотняли".

Самым сложным, по признанию очевидцев, было отливать блоки, из которых состоит мемориал. На каждый из них необходимо было сделать специальную заготовку.

Говорит Лида Огиенко, выпускница гуманитарно-педагогического факультета БрГУ: "Из интервью с бывшим главным художником города я узнала о том, что памятник выполнен по уникальной технологии. Он единственный памятник, который выполнен по технологии полых мест. Блоки, из которых он состоит — пустые. и то, в какие сроки он был воздвигнут, вызывает уважение и восхищение."

Более 6-ти тысяч братчан было призвано на войну. Почти половина из них не вернулась. К открытию Мемориала на его стелы было занесено лишь 1215 имен. Сейчас на стеле 2587 имен павших братчан. Их нашел всего один человек — Иван Сергеевич Смирнов.

Галина Ступак, председатель братского отделения ВООПИК: "Братчанин, ветеран ВОВ Иван Сергеевич Смирнов начал поисковую работу. Сейчас здесь 2587 фамилий братчан. Именно он добивался, чтобы на каждого была похоронка. Записывал их в рукопись."

Он вел ее с 77-го года. За последние несколько лет Иван Сергеевич нашел еще 69 погибших воинов-братчан, которых нет на стеле. Сейчас ведется работа по их занесению на мемориал, которую сам Смирнов уже не увидит. Ветеран умер в прошлом году, не дожив всего несколько месяцев до своего 90-летия. Примерно столько сейчас и ныне здравствующим участникам Великой Отечественной. Для которых мемориал славы — это живая история, это братская могила тех, с кем воевали. И каждый год, приходя в день победы на это лобное место, у них катится слеза от нахлынувших воспоминаний военных лет и надписи — мы жизнью нашей, нашим светлым днем обязаны всем тем, кто пал в бою с врагом. http://www.vbratske.ru/info/panorams/mem/