Природа Байкала | Ледяные кубы на р. Сыни

автор:Екатерина Зуева
дата съемки:февраль 2003
дата публикации:27 декабря 2011

Фотоотчёт "В краю эвенов и оленьин троп. "Никуда и никогда не возвращайтесь" "

Верховья реки Сыни
Вверх по реке Сыни

Марина Васильева (Красноштанова)Кто-нибудь может объяснить, как образовались эти ледяные кубы? Они не только на реке, но и на берегу были, и даже в лесу (недалеко от реки).
30.12.2011, 10:03:18 |
И. ФефеловПохоже на то, что был речной взлом наледи.
30.12.2011, 10:36:10 |
Марина Васильева (Красноштанова)Да это-то ясно, а вот причина взлома посреди холодной северной зимы, и какая сила могла отбросить лёд на берег...
30.12.2011, 11:38:35 |
И. ФефеловНаледь, наледь! Я даже не думаю, что отбросить, скорее запихнуть. Прорыв наледи — весьма жестокая штука.

Видал такие вещи в миниатюре, раз в 5 меньшими масштабами, но и река-то была куда более равнинная. На этой, думаю, наледные перепады в метр-два вполне реальны. Причем стекает быстро, следов остается мало. Для такого, конечно, нужно стечение обстоятельств — сперва взлом, затем уход, затем опять взлом с большей прибылью воды.
30.12.2011, 11:56:58 |
Марина Васильева (Красноштанова)Но вода не может ведь поднять такую глыбу и принести в лес. Это только другие глыбы могут задвинуть, но рядом с лежащими в лесу глыбами — ничего нет, только снежок да деревья...
В общем, удивительное явление, я такого больше нигде не видела.
30.12.2011, 14:36:32 |
Андрей ЗарубинВода и лед делают удивительные вещи. Зимой хожу на один небольшой ручеек, летом перешагнуть легко, зимой этот ручеек творит необычные дела. Думаю небольшой речке вполне под силу взломать толстый лед и разбросать его по округе.
30.12.2011, 16:20:54 |
Александр ТагильцевГидравлика, вообще, вещь мощная. :)
30.12.2011, 17:16:27 |
И. ФефеловВ случае, про который я вспоминал, кубики — точнее, паралелепипеды — были толщиной сантиметров 12, разного размера и формы, и были этак живописно разбросаны по свежезамерзшей наледи. Из наледи же пучились бугры высотой сантиметров до 20, которые образовались, судя по всему, позже, чем льдины выдавило из предыдущего слоя наледи; многие — растрескавшиеся. Ну, там, правда, генезис наледи другой — река равнинная, достаточно высокие берега высокой поймы, протоки, острова, если протоку перехватывает до дна в не-верхней части, то вода дырочку находит точно так же, как на горных ручьевых наледях. А если не находит, то выламывает. Часто попадал — туда на остров пройдешь сухой ногой, рыбу с крючков снял, обратно идешь, глядь, на льду струится вода, приходится обходить. Мне-то везло, что удавалось или обойти, или перепрыгать не сильно промочив ноги, а вот отец однажды вообще хорошо так попал. Туда шел в валенках без калош, и, как говорит, ничего не предвещало, а обратно часа через два пошел — там сантиметров 20 воды надо льдом, а ширина метров под сотню, валенки промокнут насквозь! В результате он до полночи сидел на острове в будке на гравийном карьере (благо та была с печкой), пока наледь не покрылась корочкой в пару сантиметров. Его, естественно, дома потеряли, пошли, видят, наледь налицо, печка в будке топится, докричаться, правда, не удалось (будка за бугром), но более-менее успокоились.