|
Мелодия уходящего дня |
Рассказ "Очерки путешественника" |
|
комментарий автора: | «Всякий день есть маленькая жизнь: всякое пробуждение и вставание – маленькое рождение; всякое свежее утро – маленькая юность; всякое приготовление ко сну и засыпание – маленькая смерть» (Шопенгауэр А., 1990: 33). Друзья, если вас интересует, почему я употребил в названии фотографии не слово краски, или иное, схожее по синонимичному значению, как, например, цвета, палитра и т.д., а именно слово «мелодия», отвечу: давайте вспомним, что в музыке столько же нот, сколько и цветов в радуге – семь. Когда мы слышим мелодию, в нашем воображении всплывают разные образы. И скажем, даже если несколько человек будут слушать одну и туже мелодию, образы, всплывающие в их сознании, будут различны, как и чувства людей. Чувства многосторонни и у каждого человека степень их различна, подобно различию во внешности людей. Так, к примеру, возьмем прекрасное чувство имя которому любовь. Можно многое сказать и по-разному описать это удивительное чувство, и в истории тому не мало примеров, будь-то в области литературы, живописи, музыки, архитектуры и т.д. И, тем не менее, сколь много не было сказано об этом прекрасном чувстве, дать ему четкое и исчерпывающее определение вряд ли когда-нибудь удастся. И, более того, это чувство столь многогранно, сколь многогранна наша жизнь: любовь к матери, детям, родине, наконец, к собственным увлечениям и т.д. Познать его возможно, только прожив его. А когда перед нашим взором разыгрывается сцена явлений природы: дождь, закат или восход, смена времен года и т.д. Как часто мы видим эти явления, которые, порой, кажутся нам вполне обыденными. Но ведь это не так. И позвольте мне привести вам одну притчу по этому поводу. Один человек хотел увидеть настоящее чудо, и он отправился в путь. Долгое время он ходил по Свету, многое повидал, многое попробовал, но во всем он находил обыденность и вновь продолжал поиски. И вот, как-то, устав от скитаний и почти разочаровавшись увидеть однажды чудо, он взобрался на холм и устремил свой взгляд в бескрайнее небо. Наступило утро, и был рассвет. И когда он увидел восход солнца, играющее красками на небосводе, прекрасные чувства наполнили его душу, чувства, которые он не испытывал ранее. Он встал, и солнце озаряло его, и, сделав глубокий вдох, он понял, что нашел то, что так долго искал, и его путь окончен. Он стал спускаться с холма, и на лице его была улыбка, улыбка счастья. Он направился к городской ратуше, по сторонам его окружали люди, они суетились, обремененные своими делами. Один проходящий мимо человек, увидев на его лице улыбку, спросил его: «Чему ты радуешься»? Он ответил: «Я рад, что наконец-то узнал, что такое чудо. Оно ближе, чем вы можете себе представить, и его может видеть каждый из вас и каждый день! Вы все его видели неоднократно!» Прохожий удивился, и удивились проходящие рядом, слышавшие ответ его. И они спросили его, о чем он говорит. Он ответил им: «Это восход и закат солнца, рождение ребенка – появление новой жизни на Свет! Вы к этому так привыкли, что престали замечать это. А ваши предки это видели иначе, чем вы, они слагали об этом легенды и песни». А когда человек видит в этом чудо, он и слышит его. Так дуновенье вольного ветра, плеск воды, шуршание листьев и травы, бесподобно и гармонично играют мелодию к разыгрываемой сцене. И всякий раз разыгрывается представление выше всех похвал. И каждый день звучит новая мелодия, разыгрывается новое представление, Гёте писал: «Природа создает вечно новые образы; то, что есть, – того не было, что было – уже не повторится, все ново, хотя и все старо» (Стоун И., 2010: 46). Когда сидишь на берегу Священного моря, в ожидании заката солнца, подобно тому, когда сидишь в зрительном зале в предвкушении начала представления. И вот, перед взором твоим разыгрывается сцена, меняются декорации и появляются новые персонажи, и все звуки вокруг начинают стихать. Представление началось. Солнце, спускаясь, подобно императору в золотом, окрашивает все: небо, облака, воду в багрово-алые тона. И по мере того как сменяются декорации, стихают и звуки вокруг, всё замирает. Александр Карнышев, д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой социальной и экономической психологии БГУЭП, весьма точно отобразил в словах этот вид: «Здесь, лицом к лицу с Байкалом, глядя на его чистую, акварельно синюю гладь, на лежащие на ней тяжелые, словно из чугуна литые, скалы и мысы, слушая его могучий размеренный и спокойный гул, проникаешься уважением к его величию, неукротимости и неприрученной дикой красоте» (Карнышев А.Д., 2010: 21). И, подобно тому, как на сцене не может быть лишних актеров, декораций и звуков, так и в природе не может быть ничего лишнего: каждое деревце, каждый куст, шелест травы, шум волн и свист ветра, пролетающая мимо птица – всё, непременно, наполнено смыслом, у каждого своя роль, во всем присутствует закономерность. И даже если эта роль столь незаметна, тем не менее, она необходима и важна. И только внимательный зритель сможет по-настоящему оценить все великолепие и величие матушки-природы. «Singulos dies singulas vitas puta» (Сенека) – Помни, что дни не повторяются, что жизнь одна (лат.). Литература: 1. Карнышев А.Д. Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий. – 3-е изд., испр. и доп. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. – 552 с.: без ил 2. Стоун И. Страсти ума: биографический роман о Зигмунде Фрейде. Пер. с англ. И.Г. Усачева. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 857 с. 3. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – М.: Философское общество СССР. – 1990. – 102 с. |
.. |
Автор фотографии ждет конструктивной критики.
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы) |