Природа Байкала | Мелодия уходящего дня
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина
Мелодия уходящего дня
Мелодия уходящего дня

Мелодия уходящего дня

автор:Александр Боровков
дата съемки:8 августа 2009
дата публикации:3 ноября 2012

Рассказ "Очерки путешественника"
Просмотров: 1176

Мыс Нюрганский
Причал в никуда

комментарий автора:«Всякий день есть маленькая жизнь: всякое пробуждение и вставание – маленькое рождение; всякое свежее утро – маленькая юность; всякое приготовление ко сну и засыпание – маленькая смерть» (Шопенгауэр А., 1990: 33).
Друзья, если вас интересует, почему я употребил в названии фотографии не слово краски, или иное, схожее по синонимичному значению, как, например, цвета, палитра и т.д., а именно слово «мелодия», отвечу: давайте вспомним, что в музыке столько же нот, сколько и цветов в радуге – семь. Когда мы слышим мелодию, в нашем воображении всплывают разные образы. И скажем, даже если несколько человек будут слушать одну и туже мелодию, образы, всплывающие в их сознании, будут различны, как и чувства людей. Чувства многосторонни и у каждого человека степень их различна, подобно различию во внешности людей. Так, к примеру, возьмем прекрасное чувство имя которому любовь. Можно многое сказать и по-разному описать это удивительное чувство, и в истории тому не мало примеров, будь-то в области литературы, живописи, музыки, архитектуры и т.д. И, тем не менее, сколь много не было сказано об этом прекрасном чувстве, дать ему четкое и исчерпывающее определение вряд ли когда-нибудь удастся. И, более того, это чувство столь многогранно, сколь многогранна наша жизнь: любовь к матери, детям, родине, наконец, к собственным увлечениям и т.д. Познать его возможно, только прожив его.
А когда перед нашим взором разыгрывается сцена явлений природы: дождь, закат или восход, смена времен года и т.д. Как часто мы видим эти явления, которые, порой, кажутся нам вполне обыденными. Но ведь это не так. И позвольте мне привести вам одну притчу по этому поводу.
Один человек хотел увидеть настоящее чудо, и он отправился в путь. Долгое время он ходил по Свету, многое повидал, многое попробовал, но во всем он находил обыденность и вновь продолжал поиски. И вот, как-то, устав от скитаний и почти разочаровавшись увидеть однажды чудо, он взобрался на холм и устремил свой взгляд в бескрайнее небо. Наступило утро, и был рассвет. И когда он увидел восход солнца, играющее красками на небосводе, прекрасные чувства наполнили его душу, чувства, которые он не испытывал ранее. Он встал, и солнце озаряло его, и, сделав глубокий вдох, он понял, что нашел то, что так долго искал, и его путь окончен.
Он стал спускаться с холма, и на лице его была улыбка, улыбка счастья. Он направился к городской ратуше, по сторонам его окружали люди, они суетились, обремененные своими делами. Один проходящий мимо человек, увидев на его лице улыбку, спросил его: «Чему ты радуешься»? Он ответил: «Я рад, что наконец-то узнал, что такое чудо. Оно ближе, чем вы можете себе представить, и его может видеть каждый из вас и каждый день! Вы все его видели неоднократно!» Прохожий удивился, и удивились проходящие рядом, слышавшие ответ его. И они спросили его, о чем он говорит. Он ответил им: «Это восход и закат солнца, рождение ребенка – появление новой жизни на Свет! Вы к этому так привыкли, что престали замечать это. А ваши предки это видели иначе, чем вы, они слагали об этом легенды и песни». А когда человек видит в этом чудо, он и слышит его. Так дуновенье вольного ветра, плеск воды, шуршание листьев и травы, бесподобно и гармонично играют мелодию к разыгрываемой сцене. И всякий раз разыгрывается представление выше всех похвал. И каждый день звучит новая мелодия, разыгрывается новое представление, Гёте писал: «Природа создает вечно новые образы; то, что есть, – того не было, что было – уже не повторится, все ново, хотя и все старо» (Стоун И., 2010: 46).
Когда сидишь на берегу Священного моря, в ожидании заката солнца, подобно тому, когда сидишь в зрительном зале в предвкушении начала представления. И вот, перед взором твоим разыгрывается сцена, меняются декорации и появляются новые персонажи, и все звуки вокруг начинают стихать. Представление началось. Солнце, спускаясь, подобно императору в золотом, окрашивает все: небо, облака, воду в багрово-алые тона. И по мере того как сменяются декорации, стихают и звуки вокруг, всё замирает. Александр Карнышев, д.псх.н., профессор, заведующий кафедрой социальной и экономической психологии БГУЭП, весьма точно отобразил в словах этот вид: «Здесь, лицом к лицу с Байкалом, глядя на его чистую, акварельно синюю гладь, на лежащие на ней тяжелые, словно из чугуна литые, скалы и мысы, слушая его могучий размеренный и спокойный гул, проникаешься уважением к его величию, неукротимости и неприрученной дикой красоте» (Карнышев А.Д., 2010: 21).
И, подобно тому, как на сцене не может быть лишних актеров, декораций и звуков, так и в природе не может быть ничего лишнего: каждое деревце, каждый куст, шелест травы, шум волн и свист ветра, пролетающая мимо птица – всё, непременно, наполнено смыслом, у каждого своя роль, во всем присутствует закономерность. И даже если эта роль столь незаметна, тем не менее, она необходима и важна. И только внимательный зритель сможет по-настоящему оценить все великолепие и величие матушки-природы.
«Singulos dies singulas vitas puta» (Сенека) – Помни, что дни не повторяются, что жизнь одна (лат.).

Литература:

1. Карнышев А.Д. Байкал таинственный, многоликий и разноязыкий. – 3-е изд., испр. и доп. – Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2010. – 552 с.: без ил
2. Стоун И. Страсти ума: биографический роман о Зигмунде Фрейде. Пер. с англ. И.Г. Усачева. – М.: АСТ: Астрель, 2010. – 857 с.
3. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. – М.: Философское общество СССР. – 1990. – 102 с.
..

Автор фотографии ждет конструктивной критики.


Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную