Природа Байкала | Оленей обкуривают дымом

автор:Марина Васильева (Красноштанова)
дата съемки:1 августа 2006
дата публикации:20 ноября 2012

комментарий автора:Как и люди, олени страдают от гнуса, и жмутся летом поближе к к дыму. Эвенки устраивают им такие ванны в конце июля, на массовый вылет гнуса.

Ольга ЛитвинцеваЧудесные животные! Вам повезло, Марина, с ними познакомиться.
20.11.2012, 22:29:51 |
Artem KuharenkoЯ работал примерно в тех краях, чуть к югу от Чары, в 1998 году в изыскательской партии. Наверное, самое лучшее лето в моей жизни.
Однажды мы ездили на вездеходе в стойбище эвенков за мясом, меняли его на муку и сахар.Брезентовая палатка с печкой и небольшое стадо располагались рядом с аяном — широкой наледью. В начале августа он ещё до конца не растаял, и идущий от него холод спасал животных от гнуса.
На жерди, перекинутой между двумя деревьями, висела освежеванная туша оленя. Эвенки объяснили, что это согжой — дикий олень, пришедший за домашними самками. Если не уследить, он может увести нескольких с собой. Но этому не повезло, зато повезло эвенкам.
Белых оленей не было. Был интересный момент: сперва олени боялись нас, не подпускали близко, но потом один из наших ребят, казах по национальности, предложил снять шапки — дескать, в степи лошади боятся людей в шапке.
Мы сняли, и это сработало. Вскоре мы уже не знали, куда деваться от оленей, усердно вылизывавших соль с наших потных рук. Казалось — ещё чуть-чуть, и начнут грызть.
20.11.2012, 23:06:45 |
Марина Васильева (Красноштанова)Да, Артём, и у нас был такой момент в зимнем походе. Мы так и не поняли — чего боялись олени. Сначала многотысячное стадо увидело нас издалека и понеслось нам навстречу, и мы испугались, думали — снесут! Некоторые наши друзья даже развернулись и, бросив рюкзаки, на лыжах помчались от них в обратную сторону! Я тогда поняла, что от них всё равно не убежать, у них такая скорость, и просто встала и протянула руки навстречу. Они окружили меня и лизали мои рукавицы, спину, рюкзак. Те мужики из моей группы, которые сиганули, стали возвращаться, но когда они подошли к оленям — стадо умчалось от них в рассыпную! Мы так и не поняли — почему. Эвенки сказали, что те товарищи были одеты в слишком яркую одежду, какой нет в природе, поэтому олени и испугались. А издали они яркое не видели. Побежали навстречу, обрадовались людям.