Природа Байкала | Дольмен

автор:Антон Горбунов
дата съемки:июнь 2012
дата публикации:11 декабря 2012

Фотоотчёт "Тофалария. В поисках могилы Чингисхана. Часть вторая. Лето."

Саянские дали
Камни

Александр ТарановскийДа такое руками не сложишь
11.12.2012, 21:10:51 |
Александр ЕрмаковНу вот... а я то подумал, что на самом деле дольмен
11.12.2012, 23:49:27 |
Антон ГорбуновЯ тоже до похода к Алхадыру (снимков не было) предполагал, что это подобие Стоунхеджа. А вообще, название "дольмен" впервые появилось в девяностых годах в Нижнеудинской прессе еще при жизни М.И. Пугачева. Вот, к примеру, из статьи о нем:
"...Пугачёв знает — гора Алхадыр для местных жителей священна, потому что на её вершине живет "владыка Земли". Исследуя Ханбургудский хребет, он обнаружил в одном месте склон с осыпями. Предчувствие его не обмануло: дальше по склону он заметил дорогу, вымощенную камнями. Его осенило: караванная дорога!
К сожалению, наш ученый не располагает средствами для своих походов и, как правило, имеет при себе лишь самое необходимое: еду, одежду, а вот сделать уникальные фотографии было нечем.
— Я хорошо рассмотрел и исследовал южную и восточную и даже западную часть горы Алхадыр. А северную нет — был июнь, и весь склон был покрыт снегом. Не удалось Пугачёву побывать на самой горе. Но, как говорится, дай Бог, управимся со всем тем, что он увидел на склонах. В восточной части неутомимый путешественник-искатель увидел вертикально стоящие скалы. При тщательном осмотре камня он понял — это дольмен, то есть специальное культовое сооружение. Внутри дольмена Михаил Иванович обнаружил глыбы. И для его взгляда, историка и знатока структур гор Тофаларии, было очевидным — глыбы по своему происхождению совершено другого геологического состава. И в этих камнях, он почти уверен, есть кристаллы гранатов.
Пугачёв называет своё предположение — эти скалы поставили люди — пока версией, но в голосе его уверенность..."
12.12.2012, 15:22:50 |
Александр ЕрмаковНа Северном Урале такими дольменами буквально все хребты усыпаны
12.12.2012, 23:59:48 |
Наталия ЗаручейскаяИ не только северный урал имеет такие штуки...:)
А я думала действительно что-то похожее на дольмен...
13.12.2012, 00:52:23 |
Антон ГорбуновБог с ним, с дольменом. А вот почему как на Хан-Бургуте, так и на всех его отрогах стоят десятки разнообразных каменных обо, не совсем понятно.
Туристов, которые могли их соорудить, здесь практически не бывает, геологи тоже этим не занимались, да и сами тофы говорят, что ни им, ни их предкам не пришло бы в голову выкладывать каменные кучи. Если это в соответствии с местными обычаями места поклонения духам, то почему так много. Если указатели направлений — почему на хребте образовался такой ключевой транспортный узел, и кто здесь ходил? Если посмотреть на двухкилометровку "Аршан" N-47-22, то и на ней можно увидеть, что на Ханбургутском хребте сходятся девять троп с разных направлений.
Здесь же, согласно Буринскому и Кяхтинскому договорам от 1727 года, проходила граница между Китайской и Российской империями (выкопировку из карты 1871 года прикладываю).
Было предположение, что эти кучи являются пограничными знаками, но по количеству и размерам не сходится. В этих старых договорах указано, что пограничными знаками являются каменные насыпи высотой в две сажени, но две сажени — это почти 5 метров. А насыпи на Хан-Бургуте, в основном, не выше метра.
Но какие-то старые караванные дороги, соединяющие современные Тулунский и Нижнеудинский районы, Тофаларию, Окинский район и Монголию, скорее всего были.
Тофалары вели обмен и торговлю с окинскими бурятами, раньше часто посещали друг друга. В некоторых источниках также упоминается о набегах монголов на бурятские поселения, ранее располагавшиеся на том месте, где сейчас стоит Нижнеудинск и окружающие его поселки.
Да и у Колчака, когда он стоял в Нижнеудинске, были планы уйти через Тофаларию по заброшенному тракту в Монголию, в Ургу (сейчас Улан-Батор).
У него, как известно, ничего не вышло. Но несколько белых офицеров бежали через Саяны. У Чудинова в книге "Путешествие по Карагассии" описано как в верховьях речки Кастарма, рядом с балаганом на деревьях он с тофами обнаружили надписи, оставленные бежавшими в Монголию белогвардейцами.