Природа Байкала | вон там мы ночевать остановимся

вон там мы ночевать остановимся

автор:Mustapha
дата съемки:20 июля 2012
дата публикации:12 декабря 2012

Рассказ "У каждого свой Икстлан"

Страница 1 из 2:  1 2Следующая
MustaphaСкорей всего тут мы видим перевал Горных Духов
12.01.2013, 14:30:06 |
Марина Васильева (Красноштанова)Горных Духов — отметка стоит не верно, там не ходят. Поднимаются туда, где поставлена галочка Яросамы, потом верхом ещё чуть-чуть понимаются влево до ближайшего пригорка, там и есть тур, и оттуда начинается спуск в сторону перевала Усть-Илимцев. Яросаму отсюда не видно вообще, она правее.
14.03.2013, 02:30:51 |
Сергей ЗубковЯросама здесь отмечена в полном соответствии с тем, как она указана на схеме сайта. Если Вы говорите, что её здесь на фотографии вообще не видно, это означает, что она и на схеме совсем не там должна стоять.

Про Горных Духов — там, кажется, совершенно неважно, где ставить галку, склон в обе стороны там везде проходимый. Ну, возможно, тур чуть правее, это непринципиально.
14.03.2013, 02:39:31
Сергей Зубков
Вот пара хороших фотографий с обратной стороны, чтобы уточнить седловину Горных Духов (правда, там в разных местах галки стоят). Ещё я здесь отметил разделяющую вершинку, от которой на северо-запад отходит гребень перевала Усть-Илимцев.
14.03.2013, 02:44:23
Вячеслав Петухин Мы в 2000-м году находили два тура (в обоих записки), так что... :-)

Из этих двух близких вариантов западный вроде как основной и более удобный, хотя, конечно, это совершенно непринципиально. Два года назад мы прямо на него (то есть на то место, где здесь и стоит галочка) и вышли. Можно, конечно, и траверсом через Яросаму проходить (то есть если раньше начать подниматься, трагедии не будет), но это лишнее расстояние и время.
14.03.2013, 11:49:52 |

Вячеслав Петухин:    Сергей Зубков:   Можно, конечно, и траверсом через Яросаму проходить (то есть если раньше начать подниматься, трагедии не будет), но это лишнее расстояние и время.

О лишнем расстоянии и времени. 200м правее — сократит время, т.к. там положе.
Совершенно реальная история: 2010 год, февраль. 2 группы из Москвы и Санкт-Петербурга (не называю руководителей, т.к. они скрыли этот факт ЧП) проходили Горных Духов со стороны Зун-Гола на Шумак (маршруты 5 к.с. и 6 к.с.). Спускались там, где стоит галочка, потому что опирались на сайт "Природа Байкала", а если галочка стоит под горой — значит туда и двигаться надо. С перевальной седловины не видно характера склона (тем более зимой из-за снежного карниза). Спуск начали под горой 3037м, по галочкам на фото. Но там круче намного. Вешали верёвки 2 по 50 и оценили перевал как 2А (!!!) зимой. Одна девушка с низким ростом не вписалась в широкие следы впереди идущих мужчин, и упала так, что сломала лодыжку. Выносили на Шумак силами обеих групп, а потом Иркутские спасатели вывезли её вертолётом в Иркутск. Заметьте, группы были не чайниковские.

Когда я их спросила: почему вы пошли по более крутому склону? Вешали верёвки, когда можно было пройти ногами, взяв левее по ходу на подъёме. Они ответили: мы шли по отметкам "Природы Байкала", а склон со стороны спуска не просматривался. Доверились.

Вывод: когда делаешь описание, необходимо учитывать, что по описанию пойдут не только летние маршруты. Летом, действительно нет большой разницы: чуть круче, чуть выше, не всё равно, особенно, если в хорошую погоду и посуху. А зимой или в межсезонье — разница велика. Мне приходилось там бывать в туман и дождь — так вот поверьте, этот крутой склон, где стоит галочка — не из приятных по сырым камням.

Теперь о Яросаме. Уверяю Вас, Сергей, с места Вашей съёмки седловину Яросамы, действительно, не видно, она правее, её загораживает отрожек. Вероятно надо было просто отметить стрелкой вправо, а не галочкой. Но это уже не так принципиально.
14.03.2013, 12:22:10 |

Марина Васильева (Красноштанова): О лишнем расстоянии и времени. 200м правее - сократит время, т.к. там положе.

Между двумя седловинками Горных Духов не 200 метров, а около 100. И какой-либо существенной разницы между этими вариантами не будет. Говорить "сократит время" можно только применительно к указанию, как именно проходится (на подъём с Шумак-Гола на западную седловинку идётся без проблем и, по крайней мере в тех условиях, что мы шли последний раз — в начале марта — правее быстрее бы не было). Со стороны Зун-Гола спуск с западной седловинки дальше от Усть-Илимцев и из-за этого короче. Но, как я уже сказал, различия совсем небольшие, и я вообще не вижу здесь предмета для спора.

Марина Васильева (Красноштанова): Совершенно реальная история

Выглядит, как малореальная. Скорее всего, при одном из пересказов что-то (сознательно или несознательно) искажено.

Марина Васильева (Красноштанова): С перевальной седловины не видно характера склона (тем более зимой из-за снежного карниза). Спуск начали под горой 3037м, по галочкам на фото. Но там круче намного. Вешали верёвки 2 по 50 и оценили перевал как 2А (!!!) зимой.

Вот здесь
именно зимняя панорама. И всё видно — просмотреть путь спуска вообще никакой проблемы нет. Так что или группа действовала как "зомби" — совершенно вслепую, либо дело вовсе не в верёвках (там может быть неприятный фирн и может возникнуть желание верёвку бросить, но трагедии в этом никакой нет) и в сложности, а просто в сломанной ноге — а ногу сломать можно где угодно.

Марина Васильева (Красноштанова): Вывод: когда делаешь описание, необходимо учитывать, что по описанию пойдут не только летние маршруты.

Нет, как видим, дело не в этом. Мы прошли именно зимой и именно через западный вариант и оценили его как наиболее удобный. Хотя, конечно, в разных условиях и при разных направлениях движения могут быть свои нюансы. Надо просто хоть чуть-чуть головой думать. Без этого вообще ничего ходить не стоит.

Марина Васильева (Красноштанова):  Уверяю Вас, Сергей, с места Вашей съёмки седловину Яросамы, действительно, не видно.

Марина, посмотрите фотографии, которые привёл Сергей, можете и другие, в частности, на моей круговой панораме тоже всё видно — тогда разберётесь. Особенно обратите внимание на характерный боковой гребешок — он здесь очень хорошо виден, как бы отделяющий отдельный, маленький цирк, в котором и Горных Духов и Яросама. Его можно увидеть на многих фотографиях (на круговой панораме он тоже легко находиться), и убедиться, что Яросама именно внутри этого цирка.
14.03.2013, 13:36:45 |
Олейник Дмитрийне согласен с Васильевой.
т.е. если фотография летняя — то и галочка соответственно, а если зимняя — переносите куда считаете нужным.
14.03.2013, 13:39:36 |

Олейник Дмитрий:  не согласен с Васильевой.это пусть ЗИМНИЕ группы делают "поправку на сезон", а галочку надо ставить так, как наиболее удобно идти.т.е. если фотография летняя - то и галочка соответственно, а если зимняя - переносите куда считаете нужным.

Удобнее идти как раз правее, не зависимо от сезона, т.к. слева — значительно круче.

Вячеслав Петухин: Марина Васильева (Красноштанова): Совершенно реальная история
___________________________
Вячеслав, я лично беседовала с руководителем группы и пострадавшей девушкой. И я видела их фотографии, знаю, где они шли. Если Вы считаете, что я или они рассказывают сказки — это Ваше право.
Они ведь не обвиняют сайт в том, что нога сломалась... :-) И вообще никого не обвиняют. Я лишь внесла поправку на то, где УДОБНЕЕ ИДТИ и где находится ТУР ПЕРЕВАЛА. Если бы они пошли там, где обычно хожу я этот перевал, то верёвки им не пришлось бы вешать — вот о чём я хотела сказать.
А на Вашем панорамном фото немного искажена крутизна (есть ощущение вытянутости горизонтали и "сглаживания" крутизны. Наверное, это зрительный обман, но в реалиях там круче. Да и зима на зиму не приходится. В 2010 году, судя по фотографиям, снега было намного больше.
14.03.2013, 14:47:12 |
Марина Васильева (Красноштанова)Вячеслав, мне стоит выкладывать фото Яросамы с подробным описанием? (Чтобы не спорить в пустую — где находится седловина). У меня есть. Целенаправленно ходила, чтобы сделать описание и категорировать. Оцениваю его как 1Б.
14.03.2013, 14:50:38 |

Марина Васильева (Красноштанова): А на Вашем панорамном фото немного искажена крутизна (есть ощущение вытянутости горизонтали и "сглаживания" крутизны.

Панораму надо смотреть плагином. При проекции сферы на плоскость неизбежны искажения.

Марина Васильева (Красноштанова): Я лишь внесла поправку на то, где УДОБНЕЕ ИДТИ и где находится ТУР ПЕРЕВАЛА.

Ну это Ваша оценка. Вы считаете так, а мы оценили наоборот, что у нас удобнее было через западную седловину (причём тоже зимой). Повторюсь, многое зависит от направления движения и состояния склона. А тура там всегда было два. Даже в описании ещё 90-х годов (я помню, что оно было до того, как мы в 2000-м проходили перевал) явно сказано, что тура два.

Причём, насколько я помню, мы и в 2000-м спускались (тогда на Шумак-Гол) через западную седловину. Сравнивали ли мы тогда сложность спуска — не могу уже точно говорить, но ничего "неудобного" на нашем варианте не было. Крутизна там отличается вовсе не "значительно". Причём, крутизна примерно постоянная на всём склоне, значительного повышения крутизны перед седловиной нет, так что общий характер спуска подъёма мало изменится при замене одной седловины на другую. Ну и то, что круче — вовсе не означает автоматически, что там всегда хуже идти. Порой как раз наоборот, лучше круче и короче, чем положе и длиннее.
14.03.2013, 15:04:08 |

Марина Васильева (Красноштанова): Вячеслав, мне стоит выкладывать фото Яросамы с подробным описанием? (Чтобы не спорить в пустую - где находится седловина).

Если там есть детали, характеризующие перевал, которые не видны на тех фотографиях, что уже есть на сайте — конечно, стоит. А для того, чтобы разобраться, где седловина, вполне достаточно тех фотографий, что уже есть на сайте.
14.03.2013, 15:06:13 |
Марина Васильева (Красноштанова)Вячеслав Петухин: Ну и то, что круче — вовсе не означает автоматически, что там всегда хуже идти. Порой как раз наоборот, лучше круче и короче, чем положе и длиннее.
________________
Западный вариант и круче, и выше :-) Ну да ладно, не велика птица, перевал 1А, чтобы его так подробно мусолить. Я всего лишь рассказала историю и предложила другой вариант пути (к западному туру, а не к восточному).
Но у Вячеслава на сайте нужно слушаться только Вячеслава, а все остальные — "сказочники" :-)
14.03.2013, 15:11:21 |
Вячеслав ПетухинИ ещё, Марина. Интересно, Вы узнаёте на круговой панораме седловину, через которую Вы ходите? Она должна быть совсем рядом от того пупыря, с которого я снимал — почти под ногами, по другую сторону в сравнении с той седловинкой, которая отмечена. Но тура что-то не просматривается. И Вы ходите точно не через вот эту седловинку
(здесь сфотографирована западная седловина с туром)?
14.03.2013, 15:15:10 |
Марина Васильева (Красноштанова)Да, похоже на западную седловину. Но чтобы убедиться, надо ещё раз просмотреть свои фото. Восточная седловина находится на возвышении, а на эту седловину (западную) мы просто ходим прогуляться. Так Вы прямо с неё ходите вниз (в обе стороны?)
На круговой панораме — похоже, что Вы снимаете где-то около восточного тура, где я и хожу. Записки ходим снимать то там, то там.
14.03.2013, 15:24:33 |

Марина Васильева (Красноштанова): Так Вы прямо с неё ходите вниз (в обе стороны?)

Да, конечно. Так получается короче (хотя, как я говорил, несущественно, разница десятками метров измеряется), но чуть выше (пару метров, тоже несущественно). Вот посмотрите как седловинки смотрятся с Шумак-Гола. Явно видно, что можно и туда и туда, разница в крутизне вообще не видна. Ну а с Зун-Гола вот тут хорошо видно.

Да, и когда мы в марте 2011-го шли на Горных Духов с Шумак-Гола, то выбирал куда идти не я, а Коля Будагаев (я там был 11 лет до этого и помнил гораздо хуже, а он ходил несколько раз позднее и разными вариантами). Так что выбор западной седловинки явно нельзя свести к моим причудам.
14.03.2013, 15:39:34 |

Вячеслав Петухин:    Да, и когда мы в марте 2011-го шли на Горных Духов с Шумак-Гола, то выбирал куда идти не я, а Коля Будагаев Так что выбор западной седловинки явно нельзя свести к моим причудам.

Да вам, длинноногим мужикам-лосям всё едино — где ходить :-)))
А когда ведёшь детскую или дамскую группу, то на каждый камешек оглядываешься...
14.03.2013, 17:24:48 |
Сергей ЗубковЭто очень странно слышать — "доверились сайту", звучит как обвинение с их стороны, нехорошо так говорить. Если люди не понимают, что на таких гребнях нет какой-то единственно верной седловины, и что надо на месте (каждый раз!) самостоятельно оценивать варианты подъёма-спуска, выбирать самый безопасный по обстановке (погоде, снегу, составу и численности группы), что нельзя так вот слепо "раз галка там стоит, значит идём туда" — то, кажется, с такими людьми просто нельзя ходить...

Расскажу тоже случай из моей практики, как раз оно рядом было, на Усть-Илимцев. Проходили мы его в конце июня прошлого года, с Зун-Гола на Яман-Гол. Лето было позднее, с северной стороны под седловиной висел огромный снежно-ледовый валик с зимы, очень крутой и скользкий. Вот можно посмотреть здесь: вид на Яман-Гол (справа я стою и оцениваю спуск), вид обратно с Яман-Гола на Усть-Илимцев. Этот валик ровнёхонько покрывал самую простую 1А-шную часть седловины, как раз где стоит галка на сайте, где тур и т.п. Но там невозможно было спускаться без кошек, да и с кошками без верёвок было бы очень опасно (у нас не было ни того, ни другого). Так что мне пришлось побегать там сверху, оценивая варианты спуска, в итоге спускались правее (по ходу), немного по скалам, получилась честная 1Б, по ощущениям, но все спустились целыми.

Вот что-то кажется, та группа, про которую нам Марина рассказала, в этом случае одной бы сломанной ногой не отделалась, если бы ринулась вниз "где галка стоит" ;))
14.03.2013, 17:55:46
Марина Васильева (Красноштанова)Сергей, я уже сказала, никто никого не обвинял. Все совершают ошибки, в том числе и опытные люди. (Почему мы часто читаем и понимаем не так, как написано?)
А группы были достаточно сильные (5 и 6 к.с.!), у руководителей опыт от 10 до 20 походов высших категорий! Я лишь сказала им при "разборе полётов", что если бы они пошли тем путём, который рекомендовала я им лично перед походом, то им НЕ ПРИШЛОСЬ БЫ ВЕШАТЬ ВЕРЁВКИ, и это было видно по их фотографиям.
К сожалению, часто мы, сочиняя свой маршрут, тщательно изучаем перевалы сложнее 2А, чтобы, не дай Бог, ничего не случилось... А вот перевалы 1А игнорируем, и идём "там, где галочка стоит"...

О перевале Усть-Илимцев. Я согласна с Вами, что там можно "словить" честную 1Б. У нас так и получилось, когда там лежал снег и лёд:
14.03.2013, 18:03:19 |
Вячеслав Петухин Я думаю, что там другая ситуация была. В группе произошло ЧП. При разборе любого ЧП что важно? Найти причину. (Даже если её нет :-)) Ну а тут и искать долго не надо, первый вопрос, на который должна ответить группа — почему пошли не туда, где положе, а туда, где круче? Вот в такой ситуации они и вынуждены говорить что-то типа "там галка стоит, туда и пошли". На самом же деле, думаю, что всё было вполне нормально, штатно, и видели они прекрасно, что есть и чуть поположе варианты спуска, но не столь важно, где спускаться (это я говорю, пройдя этот склон зимой и представляя, что под восточной и что под западной седловиной). А оступиться, упасть можно в любом месте. Самое примечательное то, что у нас, уже после прохождения перевала, в тот же самый день, один из участников тоже ногу сломал. Уже на речке. Просто не удержал равновесие в лыжах на льду и неудачто упал с вывертом ноги.