Природа Байкала | Скала перед Ниловкой

автор:Anna Ul'yanova
дата съемки:14 июня 2012
дата публикации:6 декабря 2012

Фотоотчёт "Фотоотчет "Сибирские дали 2012. часть 1. Тункинская долина""

комментарий автора:".... Из Туранского караула, где на заднем плане всякого ландшафта рисуется гряда зубчатых исковерканных гор, с снегами, белеющими в падях, или туманами, скопляющимися над вершинами, я направился в Ниловую пустынь. Дорога идет по пади р. Ихэ-Угуна среди хвойных рощ, в которых растет в изобилии характеристичная для Ихэ-Угуна Caragana jubata (род акации).

Река Ихэ-Угун (большая река), по которой идет дорога, представляла обнажения сперва глинистых сланцев, сквозь которые выступают граниты, а далее возле пустыни начинаются известняки, прорванные порфировидным гранитом, из трещины которого вытекает минеральный ключ. Возле ключа с левой стороны впадает в Ихэ-Угун речка Холхондой (звенящая), рвущаяся из узкой пади, которую почти можно назвать трещиной в скалах. Утес возле устья Холхондоя представляет обнажения очень крупно-кристаллического известняка серо-зеленого цвета, падающего к северо-востоку под углом 45°. Выше (возле церкви) этот известняк очень тальковат и разрушается в роде белой известковой глины. Он поднят порфировидными гранитами, которые состоят из светло-розового полевого шпата, дымчатого кварца и черной слюды, и прорезаны тонкими (иногда параллельными) жилами кварца. Далее, если идти вверх по пади, известняки становятся очень кварцеватыми и рядом с жилами кварца прорезаны жилами сиенита. Я проследил обнажения только на ¼ версты выше церкви, так как далее дорогу загородили утесы. По правому берегу Ихэ-Угуна виден тот же известняк с жилами сиенита..."

"Поездка в Окинский караул — IV. От Тунки до Ниловой пустыни"