Природа Байкала | Дом Волконских

дата съемки:12 сентября 2005
дата публикации:7 декабря 2005

Георгий Борисов Несколько интересных фактов о С.Г.Волконском и музее:
— Старик Волконский (во время пребывания в нашем городе ему было около 60 лет) — слыл в Иркутске большим оригиналом. Попав в Сибирь, он как-то резко порвал связь со своим блестящим и знатным прошлым, преобразился в хлопотливого и практичного хозяина и опростился. С товарищами своими он хотя и был дружен, но в их кругу бывал редко, а больше водил дружбу с крестьянами. Знавшие его горожане немало были шокированы, когда, проходя в воскресенье от обедни по базару, видели, как князь, примостившись на облучке мужицкой телеги с наваленными хлебными мешками, ведет живой разговор с обступившими его мужиками, завтракая тут же вместе с ними краюхой серой пшеничной булки. Когда семья переселилась в город и заняла большой двухэтажный дом, то старый князь, тяготея больше к деревне, проживал постоянно в Урике и только время от времени наезжал к семейству, но и тут — до того барская роскошь дома не гармонировала с его вкусами и наклонностями — он не останавливался в самом доме, а отвел для себя комнатку где-то на дворе — и это его собственное помещение смахивало скорее на кладовую, потому что в нем в большом беспорядке валялись разная рухлядь и всякие принадлежности сельского хозяйства; особенной чистотой оно тоже похвалиться не могло, потому что в гостях у князя опять-таки чаще всего бывали мужички, и полы постоянно носили следы грязных сапогов. В салоне жены Волконский нередко появлялся запачканный дегтем или с клочками сена на платье и в своей окладистой бороде, надушенный ароматами скотного двора или тому подобными несалонными запахам.
— В усадьбе Волконских с 1993 года возродилась конюшня, там живут лошади, которые принадлежат часть музею декабристов, а часть — Фонду Тихомировых, фонду по реабилитации детей-инвалидов с помощью верховой езды. Когда-то у Волконских были конюхи и кучера; сейчас в штате музея два конюха, садовница — в доме Волконских зимний сад.
— знаменитый пианист Денис Мацуев первое свое выступление на широкой публике дал в доме Волконских, во время очередного праздника "Декабристские вечера".
— в музее существует программа "Бал у Волконских". Это экскурсия с элементами светского этикета. Школьники приезжают соответственно экипированными, девочки шьют платья, мальчики тоже стараются добавить хоть какой-то элемент, чтобы внешне приблизиться к XIX веку. Плюс, конечно, концертная программа, чаепитие с пирожными, с конфетами, где современные школьники узнают, что не так просто было съесть пирожное и выпить чашечку чаю.
— в комнате Марии Волконской находится пирамидальное фортепиано . Сделано оно около 1792 года в Вене и находится в рабочем состоянии. Таких инструментов в мире осталось всего два. Второй выставлен в музее Гете, в Германии, но от него остался всего лишь корпус.

источники:
— Белоголовый Н.А. Из воспоминаний сибиряка о декабристах. В кн.: Русские мемуары. Избранные страницы. М., 1990.
— Ольга Эльдман "Интервью с Евгением Ячменевым" от 17.01.2006 — http://archi.ru/events/news/news_current_press.html?nid=776&fl=1&sl=1
02.01.2009, 01:54:22 |
Олег БерловКста, я в ноябре к Марии Волконской заходил...
Она мне романс на рояле забацала ;-)).
02.01.2009, 11:58:04 |
Олег БерловА потом мы пошли в её комнату и она показала мне...
пирамидальное фортепиано! ;-))
02.01.2009, 12:16:28 |
Олег БерловА вот Мария Николаевна Волконская (1805-1863)
на портрете художника К.Мазера, 1848 г.
02.01.2009, 13:00:10 |
Георгий Борисов Олег, замечательные фотографии — почти экскурсия по музею. Жаль только, что красавица "Мария Волконская" в брюках, а не в старинном платье на рояле "бацает".
02.01.2009, 20:15:58 |
Олег Берлов

Георгий Борисов:  Олег, замечательные фотографии

Спасибо, Георгий.
Я планировал фотоотчёт по музею выставить,
но что-то затянул... а сейчас уже настроение ушло.
Тот рояль "Lichtenthal", на котором "Мария" играет, тоже уникальный -
он отправлен ей в подарок старшим братом А.Н. Раевским в 1837 году
из С-Петербурга в с. Урик, где Волконские жили до 1845 года.
А гостинную в своём иркутском доме С.Г. Волконский проектировал
специально для этого инструмента, добиваясь идеального
акустического соответствия!
02.01.2009, 20:59:10 |
Ekaterina SandeУважаемый Олег,

Меня зовут Катя. Я из Москвы. Занимаюсь в аудиовизуальнойстудии культурного центра НовыйАкрополь. Мы сейчас делаем маленький сюжет о декабристах, конкретнее о Александре Муравьевой. Но не важно...
Скажите... не могли бы Вы нам помочь с фотоматериалами с мест, каким-либо образом связаных с декабристами? Мы были бы Вам очень благодарны.

Катя.
07.03.2009, 02:26:59 |
Олег БерловКатя, у меня с той экскурсии
в Музей Декабристов есть больше сотни
кадров — почти на целый CD-диск.
Но как передать его в Маскву?
Пишите мне на e-mail, будем договариваться.