Природа Байкала | Спуск с перевала Яросама в сторону реки Левый Яман-Гол

автор:Марина Васильева (Красноштанова)
дата съемки:21 июля 2011
дата публикации:14 марта 2013

комментарий автора: Верёвку я вешала исключительно в учебных целях и для безопасности, т.к. вела группу детей, и учила их по всем правилам 2А проходить с верёвкой. В принципе, верёвка там не нужна, т.к. может создать срыв камня. Для того, чтобы этого не произошло, я вешала верёвку на самых больших и устойчивых плитах. А в целом — рекомендую проходить склон как обычно проходят осыпь 1Б — с альпенштоком, но при этом выбирать участки склона с мелкой осыпью.

ПредыдущаяСтраница 2 из 2:  1 2
Константин Суханов

Марина Васильева (Красноштанова): Я была на Талгарском (Заилийский Ала-Тау) - он всегда был н\к, а не 2А; так что или Вы что-то путаете, или Токарев пошутил...

Талгарский 3200 — да, н\к (1А до постройки дороги). Мы туда заезжали на канатке, по пути свалился с кресла чей-то рюкзак, хозяину пришлось возвращаться. Кресла, не доехав до посадочной площадки, остановились, и мы зависли. Но, как-то слезли.
18.03.2013, 09:58:53 |

Марина Васильева (Красноштанова): так что или Вы что-то путаете, или Токарев пошутил...

Наверное он оговорился (или я ослышался). Имел в виду 1А.
А вообще, это не так существенно — без Талгарского куча переоцененных перевалов. На фотке один из них:)
18.03.2013, 11:54:55 |
Алексей МисюркеевНе уверен, что данная седловина является истинным перевалом. Прошлым летом я прошел по этому гребню до пика 2957. Обнаружил 2 записки. Одна была Ваша, Марина. Какое-то подобие тура было, но это я понял лишь по постороннему предмету (банка из-под консервы), который валялся рядом. Другой тур, с запиской более ранней, я опять же обнаружил лишь по постороннему предмету (пластиковая бутылка). Думается мне, что это и есть истинный перевал (там 1А вообще). Вот только падает он в соседний цирк со стороны Шумак-Гола. Кстати, ребята из записки шли траверсом на пер. Магистральный. Насколько я сумел понять (да и по логике), так они, видимо, называли пер. Усть-Илимцев. А может, и нет — кто его знает. Перевалить этот гребень можно в нескольких местах.
28.04.2014, 17:28:28 |

А я уверена.
28.04.2014, 17:38:43 |
Алексей Мисюркеев

Марина Васильева (Красноштанова): А я уверена.

Ну, это Ваше право.
28.04.2014, 20:17:27 |
Марина Васильева (Красноштанова)Если интересно моё мнение, могу обосновать.
28.04.2014, 22:53:27 |
Алексей МисюркеевИнтересно. Обоснуйте.
29.04.2014, 12:42:13 |
Марина Васильева (Красноштанова)Перевал — это наиболее удобное место пересечения хребта из одной долины в другую. Так? (В спортивном туризме, правда, это иногда нарушается, и рядом с простым перевалом иногда "лепят" сложный, хотя ведут они в те же самые долины, но тут не об этом).
С этим перевалом как раз всё просто. Именно эта точка, с которой мы спускались, и на которую поднимались, ведёт из долины Шумак-Гола в долину Левого Яман-Гола, как и должно быть, и как описали первопроходцы из Усть-Илимска (Олег Башев). И именно эта точка является самой простой в этом гребне. Возможно, если полазить по соседним склонам и сбросам, то можно насобирать и на 2А, как заявили первопроходцы. Только зачем? Если идти именно этим путём, который показан на данной фотографии — это не выше 1Б. Да и на других фотографиях это хорошо видно:
Варианта 1А там не найти, хотя бы по той простой причине, что везде круто. Этот участок, что на фото — самый пологий с Яман-Гольской стороны. Не может быть у 1А такой крутизны.
Если пройти, как Вы предлагаете, траверсом по гребню дальше, то там нет такого же простого и относительно безопасного прохода, да и перепад высот будет значительно больше. Поэтому, хоть я и не считаю в принципе перевал Яросама логичным, но этот вариант пути по крайней мере наиболее логичен из всех других на этом гребне.

А то, что туры стоят на хребте в разных местах, так это обычное дело. Ходя траверсами, иногда встречается по 4-5 туров одного и того же перевала. Зимой и летом, например, путь подъёма и спуска могут отличаться очень сильно. Да и люди ещё блудят иногда, либо в тумане, либо без описания идут.

P/S: Кстати, консервная банка была не наша. (Мы не едим консервы на перевалах, да и мусор не оставляем после себя). Честно говоря, я и записку-то там не писала, наверное, студенты написали. :)))
29.04.2014, 19:14:27 |
Valerii Iakimov

Алексей Мисюркеев:  Не уверен, что данная седловина является истинным перевалом. Прошлым летом я прошел по этому гребню до пика 2957. Обнаружил 2 записки. Одна была Ваша, Марина. Какое-то подобие тура было, но это я понял лишь по постороннему предмету (банка из-под консервы), который валялся рядом. Другой тур, с запиской более ранней, я опять же обнаружил лишь по постороннему предмету (пластиковая бутылка). Думается мне, что это и есть истинный перевал (там 1А вообще). Вот только падает он в соседний цирк со стороны Шумак-Гола. Кстати, ребята из записки шли траверсом на пер. Магистральный. Насколько я сумел понять (да и по логике), так они, видимо, называли пер. Усть-Илимцев. А может, и нет — кто его знает. Перевалить этот гребень можно в нескольких местах.

Удивительно, спустя столько времени прочитать строчки о себе)
Да, это была наша записка. В 2010 г мы брали этот перевал и траверсом шли на Усть–Ильимцев (на наших картах он обозначен Магистральный [мы из Костромы]). И что самое удивительное, в 2014 г снова брали этот перевал и сняли Вашу записку.