Природа Байкала | Щит на мысе Соболев, не нравится туристам

Щит на мысе Соболев, не нравится туристам

автор:Александр Рютин
дата съемки:10 мая 2013

Фотоотчёт "Путешествие по заповедным зона Прибайкальского Национального парка"

15.Заповедная зона на Кадильном.
17.Небольшая турбаза у Скрипера.

Страница 1 из 2:  1 2Следующая
Константин СухановСамое информативное на плакате — самостийные пояснения.
Полагаю, форму аншлагов необходимо утверждать хотя бы в МПР (вот на дорожные знаки вообще существуют ГОСТы). И указывать, на каком основании эта зона считается заповедной, с координатами территории, и т. п. А так-то, я любую табличку прибью на понравившийся мне кусок леса и буду туристов гонять.
20.05.2013, 12:56:28 |
Вячеслав ПетухинОфициальный щит, да, конечно, оставляет больше вопросов, чем ответов. Не говоря уже про неграмотную надпись.

Вообще, может кто-нибудь пояснить насчёт "заповедных зон"? На каком основании они вводятся, что там можно, что нельзя, кто определяет их границы, где можно с ними ознакомиться?
20.05.2013, 13:27:27 |
Евгений РензинВводятся они, я так полагаю, на основании предложений научных работников соответствующих ООПТ. Кто утверждает — не знаю.
Можно там — ничего. Т.е. и посещение запрещено. А вот когда кому-то выписывают разрешение на посещение, а кому-то нет — это не заповедная зона, а профанация.
20.05.2013, 14:02:36 |

Евгений Рензин: Вводятся они, я так полагаю, на основании предложений научных работников соответствующих ООПТ.

Я про другое. Желание (или "предложение") — это не основание. Основанием должны быть какие-то правовые акты.
20.05.2013, 14:04:32 |
Константин Суханов

Евгений Рензин: Кто утверждает - не знаю.

Утверждает МПР, а границы и координаты зонирования указываются в положении о ПНП.

Евгений Рензин:  А вот когда кому-то выписывают разрешение на посещение, а кому-то нет - это не заповедная зона, а профанация.

Вот об этом и речь. И критерием "выдачи-невыдачи" разрешений, всегда являются деньги. Непонятно, почему законодатель никак не может разрешить этот простейший вопрос. Хотя у Думы есть более важные дела, например, насаждение гомофобии, отбор детей у нормальных родителей под социальный патронат, и т. п.
А в мутной воде законодательства об ООПТ, ой как хорошо рыбка ловится! И не только с нас, абсолютно безвредных туристов, но в основном с незаконно размещённых на их территории различных учреждений для отдыха.
20.05.2013, 14:10:44 |

Евгений Рензин: Можно там - ничего. Т.е. и посещение запрещено.

Нет, вроде как по закону совсем не так:

1. В целях установления режима национального парка осуществляется зонирование его территории с выделением:
а) заповедной зоны, которая предназначена для сохранения природной среды в естественном состоянии и в границах которой запрещается осуществление любой экономической деятельности;

По поводу же посещения вот что написано:

Пребывание на территориях заповедных и особо охраняемых зон национальных парков граждан, не являющихся работниками данных национальных парков, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные национальные парки, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций национальных парков.

В связи с этим вопрос, ответа на который, насколько я знаю, никто не знает: а если я иду по обычной тропе по берегу Байкала, я прохожу по заповедным зонам, или нет? С одной стороны, раз НП требует разрешение, вроде как он считает, что прохожу. С другой стороны работники НП мне пытались втирать, что там, где стоят щиты, вообще практически с тропы сходить нельзя. То есть, получается, тропа не входит в заповедную зону.
20.05.2013, 14:27:51 |
Евгений РензинЕсли по берегу, то можешь смело ссылаться на Водный кодекс и слать их лесом.
20.05.2013, 14:39:54 |
Korben Dallas

Вячеслав Петухин: там, где стоят щиты, вообще практически с тропы сходить нельзя.

Да, лучше с тропы не сходить.
Это нужно для нормальной жизнедеятельности растений и других организмов, которые живут в этой зоне. Позвольте им жить нормально.
Никто "запросто так" щиты ставить не будет.
Сейчас все щиты/аншлаги и места их установки должны согласовываться с минприроды, кроме того, эти щиты стоят реальных денег.
В развитых странах за туристами приглядывают инспекторы, хотя
там самоконтроль развит намного лучше, чем у наших обычных туристов.
20.05.2013, 14:44:10 |

Евгений Рензин: Если по берегу, то можешь смело ссылаться на Водный кодекс и слать их лесом.

Э-э, ну ты же знаешь, что там местами расстояние от тропы до берега достаточно большое. Да и мне не это вовсе интересно. Мне хочется понять, в чём тут дело, зачем они эти щиты ставят, зачем плетут разные байки и т.п. Вот когда кто-то там из нацпарка увидел меня на склоне пади Ушканьей (далеко от тропы), он вообще взбеленился. Хотя бы понять, из-за чего. У меня пока только одна версия — побоялся, что я увижу что-то, что ему очень не хотелось бы, чтобы я увидел.
20.05.2013, 14:46:12 |
Korben Dallas

Вячеслав Петухин: Хотя бы понять, из-за чего.

Может это был В.В. Рябцев?
Так он душой болеет за хищных птиц и места их гнездовий.
20.05.2013, 14:47:36 |
Александр Рютин

Вячеслав Петухин:  ... То есть, получается, тропа не входит в заповедную зону.

Там нет заповедных зон утвержденных МПР. А если там действительно заповедная зона, то Прибайкальский парк грубо нарушает положение о заповедных зонах, развернув там хозяйскую и коммерческую деятельность. Это я хотел подчеркнуть в отчете.
20.05.2013, 14:48:06 |

Korben Dallas: Да, лучше с тропы не сходить.

Олег, я это прекрасно понимаю. Но это — теоретически. А вот когда сами работники нацпарка гоняют на уазике по этой самой заповедной территории, так что там уже очень стабильные колеи, приезжают на уазике, а туристам запрещают даже пешком пройти (в частности к пещерам пади Малой Кадильной, к которым уже давно проложены тропы, и реально ущерба растениям нет), становится очевидным, что истинные резоны работников нацпарка какие-то другие.
20.05.2013, 14:50:44 |

Korben Dallas: Может это был В.В. Рябцев?
Так он душой болеет за хищных птиц и места их гнездовий.

Сомневаюсь. Человек, болеющий душой, мог бы объяснить, в чём суть дела, по человечески. А когда вместо нормального, человеческого объяснения следуют вот такие формальные придирки (что нельзя ходить пешком, даже по колее уазика, что нельзя разводить даже совсем небольшой костёр на месте, которое уже многие года является огромным старым костровищем), вывод очевиден — этот человек вовсе не о деле печётся.
20.05.2013, 14:54:47 |
Константин Суханов

Вячеслав Петухин: становится очевидным, что истинные резоны работников нацпарка какие-то другие.

Очевидно, что деньги.
20.05.2013, 15:09:08 |
Вячеслав ПетухинНет, в моём случае было очевидно, что он не пытается склонить к даче взятки. Просто был чем-то ужасно раздосадован, схватил мой фотоаппарат, стал говорить — придёшь на кордон, прослушаешь инструкции, отдам и т.п. То есть стал вести себя довольно неадекватно.
20.05.2013, 15:16:35 |
Константин Суханов

Вячеслав Петухин:  схватил мой фотоаппарат, стал говорить - придёшь на кордон, прослушаешь инструкции, отдам и т.п.

Странно. Действительно, может, скрывали что. Но а так-то, квалификация его действий с фотоаппаратом может быть только одна — грабёж или разбой, в зависимости от активности его действий по отбиранию имущества.
20.05.2013, 15:21:40 |

Константин Суханов: квалификация его действий с фотоаппаратом может быть только одна - грабёж или разбой

Ну это-то да, я ему тоже самое сказал, и он отдал его всё-таки.
20.05.2013, 15:25:46 |

Вячеслав Петухин: прослушаешь инструкции, отдам

Жуть какая...
20.05.2013, 15:44:45 |
Aлександр Софронов

Вячеслав Петухин: был чем-то ужасно раздосадован, схватил мой фотоаппарат, стал говорить - придёшь на кордон, прослушаешь инструкции, отдам

За подобные действия — писать в администрацию Нац парка и за одно в прокуратуру.

Вячеслав Петухин: У меня пока только одна версия - побоялся, что я увижу что-то, что ему очень не хотелось бы, чтобы я увидел.

Думаю так же.

Вячеслав Петухин: С другой стороны работники НП мне пытались втирать, что там, где стоят щиты, вообще практически с тропы сходить нельзя.

По моему они бредят.

Хотя, я вру.

"В зоне запрещены все виды хозяйственной и рекреационной деятельности, кроме горно-пешеходного туризма и альпинизма по строго ограниченным маршрутам." http://www.clamber.ru/122-zapovednaya-zona-nacionalnyx-parkov-rossii.html
20.05.2013, 19:38:39 |

Korben Dallas: Жуть какая...

Aлександр Софронов: За подобные действия - писать в администрацию Нац парка и за одно в прокуратуру.

Да это-то меня в последнюю очередь волнует. Я-то один раз стресс получил, а он при таком подходе каждый день будет получать — долго такое не сможет продолжаться. Меня больше волнует политика руководства нацпарка и (так как политика совершенно не устраивает) надёжность подкрепления её законами — как средство на которое можно опереться в противодействии этой политике.

А что именно не устраивает — я думаю, понятно. То, что, судя по всему, нацпарк пытается всячески "закрутить гайки". Резоны могут быть вполне добросовестные — туристы-то плохо слушаются, вот и поприжать их. Только когда это "поприжать" доходит до совершенного абсурда, данные меры только ухудшают отношение туристов к нацпарку и вызывают противодействие. Часть туристов, тем кому это всё неважно, может и просто подчиниться всему (в том числе заплатит), но у многих будет противоположная реакция. Тем более, что формальных оснований "прижимать" у нацпарков не так много (по сравнению с заповедниками). В общем, создаётся впечатление, что к туристам нацпарк относится как к скоту — его только направить надо, куда следует, загородить, чтобы куда надо не ходил, чтобы всё время был под присмотром и т.д. А вот как-то учесть интересы туристов, как-то объяснить, да элементарно обосновать принимаемые меры не только формально, но и на уровне здравого смысла — это никак. Не говоря уже о полном отсутствии информации о границах заповедных зон.

Что касается абсурда. Из другой темы:

Aлександр Софронов: Честно говоря не понял кому чего не нравится.

Не знаю, как тот щит, но многие щиты сами по себе являются свидетельством абсурдности. Например, щит в Малой Кадильной (я даже не говорю про места, где турбазы стоят!). Где, как я уже сказал, рядом колея уазика, уходящая в падь и местами навоз от домашнего скота. То есть пастись скоту — это можно, а вот ходить туристам — нельзя. Особо нелепо при этом выглядит дополнительный плакат, установленный там, на котором написано что-то вроде того, что ведётся наблюдение за территорией в условиях полного невмешательства человека. И когда подъехавший на уазике (причём по своим каким-то делам вглубь пади) работник нацпарка утверждает, что ничего нельзя (ни костёр на старом месте развести, ни палатки поставить, даже с тропы сойти нельзя), а на вопрос, а куда здесь ещё можно сходить, кроме как по тропе вдоль Байкала, говорит — никуда (это при том, что здесь есть хорошо натоптанная тропа, а сначала даже дорога, ведущая к пещерам, в том числе к Часовне, причём тропа-то совсем не длинная), то какую реакцию он вызывает? Я думаю, понятно — всё, что он говорит игнорируется, делается вывод, что он вовсе не о защите природы думает, а его слова имеют только обратный эффект.

То есть хоть и можно предположить какой-то правильный резон в такой политике (чтобы туристы не стояли где попало, не жги костры и не вызывали бы пожаров), более очевиден другой, гораздо более простой — запретить всё, кроме движения по одной тропе, с обязательным заходом на кордон, оплатой прохода, ночёвкой только на Кадильном (по-моему, тоже за деньги, хотя сам там не ночевал и не платил, точно не знаю).