Природа Байкала | Круговая панорама с пика Ангарск

автор:Вячеслав Петухин
дата съемки:30 июня 2013
дата публикации:5 сентября 2013

Рассказ "Тункинские Гольцы 2013, 29.06-8.07"

Сергей ЗубковОбсуждение перенесено из Редакторской темы:

Евгений Рензин: Странно, но пик Ангарск, не смотря на то, что к нему есть GPS-точка, не совпадает ни с картой, ни с космоснимком.Учитывая, что к нему есть альпмаршруты, не стал ничего править.

Sergey V:  Посмотрел скачанную GPS-точку в гугле — она неверная. Давай подождём Юру, что бы переместить её куда нужно.

30.05.2019, 19:46:33
Сергей Зубков
А почему вы решили, что она неверная? Она, во всяком случае, ближе к правильному положению, чем встроенная в OSM-карту отметка. Судя по фотографиям (в частности, панораме с вершины), от Ангарска на север не отходит никакого гребня, а osm-отметка стоит именно в точке, откуда этот гребень отходит. Т.е. либо osm-отметка неверная, либо тогда вопрос, откуда снята Славина панорама.
30.05.2019, 07:37:39
Sergey VФайл с точкой точно неправильный, в GoogleEarth эта точка оказывается прямо на перевале Удачный Ложный.
Я склонен в данном случае к правильности положения встроенной в OSM отметки, гребень там расчлененный, и метров за 100 до вершины есть предвершина, с которой я снимал вот это фото —
, где Игорь со Славой на вершине.
А отметка вершины на сайте сейчас стоит совсем рядом с перевалом. И отметка перевала смещена на восток.
30.05.2019, 09:58:29 |
Sergey VА гребень, судя по Гуглю, там сначала слабо выражен, он обрывается очень круто вниз. Но затем переходит во вполне себе гребень. На картах (Генштаб 500) это видно, даже отметка высоты 2352 стоит, в 1 км от Ангарска. С Гуглем совпадает и по рельефу и по расстоянию.
30.05.2019, 10:17:05 |
Евгений РензинНа панораме 69021 северный гребень виден буквально в 15-20 метрах от точки съёмки. А на 40863 видно, что вершина, как минимум приблизительно, как раз в узловой точке.

Sergey V: оказывается прямо на перевале Удачный Ложный.

Мне кажется, Удачный Ложный как раз там отмечен, где и должен быть.
30.05.2019, 13:24:19 |
Сергей ЗубковХорошо, я попытаюсь объяснить, что не так. Я сам не могу утверждать, где находится "правильная" вершина пика Ангарск — мне этого доподлинно неизвестно (как, полагаю, и всем присутствующим). Зато я просто вижу, что на фотографиях со стороны Зуна отмечена одна вершина (назовем её В1), а на фотографиях со стороны Крутой — другая (В2). Расстояние между ними порядка 200 метров, довольно серьёзное несоответствие.

В1 расположена недалеко от пер. Удачный Ложный, и именно она отмечена на всех фотографиях со стороны Зун-Хандагая (например, вот на этой справа), потому что оттуда выглядит вполне очевидной высшей точкой. От неё на север нет никакого гребня. Это хорошо видно на упомянутой мной ранее Славиной панораме 69021, если рассматривать её в 3D-режиме, она снята как раз с В1. Там видно, что основной северный гребень сильно левее (если смотреть с В1 в сторону Крутой), а мы "находимся" ровно посередине над цирком притока Крутой. То, что Женя называет "северный гребень виден буквально в 15-20 метрах", — это небольшое локальное "остриё", которое почти сразу обрывается вниз, не превращаясь в гребень, что хорошо видно на той же панораме. Оно заслоняет вершину В2 (которая находится в 10 раз дальше от В1), поэтому спутать можно, да.

В2 хорошо видна на панораме 40863 (справа), она узловая, от неё отходит явный мощный гребень, который нигде не прерывается и плавно спускается до точки съёмки. Увы, на этой панораме почти не видно В1 (из-за того, что она немного заслонена упомянутым "остриём"). Именно В2 отмечена как "пик Ангарск" на osm-карте". Однако со стороны Зуна В2 практически не смотрится, потому что она находится в глубине цирка, и не выражена совсем по сравнению с В1 (которая, наоборот, выдается в сторону Зуна).

Насколько я могу оценить по фотографиям издали (например, вот эта со Стола), у Ангарска нет чётко выраженной лидирующей по высоте вершины, это длинный участок водораздельного хребта, заполненный жандармами. Однако там всё-таки видно, что В1 выше, чем В2.

Все эти выводы я делаю, просто сравнивая фотографии сайта и спутниковый снимок (в Google Earth). Плюс у меня есть несколько своих фотографий, парочку из которых я сейчас выложу. Если что, я два года назад забирался с Удачного ложного по гребню в сторону В1, однако немного не дошёл до неё (ибо там без верёвки уже сильно рискованно по этим острым висячим каменюкам, а я был один). Так что представление о местности имею.

На упомянутых фотографиях я сделал пометки для В1 и В2. Какая из них Ангарск — решайте сами.
30.05.2019, 16:27:14
Sergey VСергей, и какое расстояние между В1 и В2 ? Что-то очень много, по моему..
На Ангарске я был в 2013 году вместе со Славой и Игорем. У меня вопросов тогда не возникло, про то, где вершина. Думаю, Слава бы обязательно сказал, если бы были сомнения.
30.05.2019, 17:31:20 |
Sergey VМожет всё это обсуждение пика Ангарск перенести в отдельную, открытую тему ?
30.05.2019, 17:32:53 |
Sergey VНасколько я вижу по своим фото и помню по восхождению, от перевала сначала преодолеваем высокий жандарм, который лишь немного ниже самой вершины, может метров на 5. Спустившись чуть левее провала между жандармами снова круто поднимаемся держась левой стороны. Подъем летом не особо сложный, в одном месте только земля между камнями, немного руки соскальзывают, и не так надежно. В остальных местах везде есть за что держаться и ставить ноги. Глядя с вершины, я не помню какой-то "другой вершины", не видно её и на панораме. Гребень, уходящий влево (на север-северо-запад) видно на Славиной панораме.
30.05.2019, 18:01:02 |
Сергей ЗубковА оно и не должно смотреться, как отдельная явно выраженная вершина, тем более, что с каждой из них другой практически не видно из-за ломаной линии соединяющего их гребня. Они, по сути, две крайние точки в относительно пологом участке водораздела. На Славиной панораме хорошо видно, что дальше на запад нет никакого явного понижения, гребень просто продолжается. Оценить расстояние по этой панораме — сложновато, разве что, на мой взгляд, там видно, что северо-западный гребень отходит далеко от точки съёмки. По Google Earth, между этими точками около 240 метров — это довольно большое расстояние (примерно такое же между Центральной и Северной башнями Трёхглавой).

В целом я готов считать весь этот 200-метровый участок гребня "пиком Ангарск", раз уж там нет явно выраженной вершины — тогда никаких пометок переставлять не потребуется :)
30.05.2019, 19:33:08
Сергей ЗубковПеренёс все обсуждения под саму панораму, продолжим здесь, если надо.
30.05.2019, 19:47:50
Евгений РензинЯ согласен, что Славина панорама снята не с узловой точки гребня. Снята ли она с вершины — вопрос открытый. Боюсь, без траверса гребня это сложно выяснить. Ещё могла бы помочь хорошая фотка с Зуна или СОАНа.
30.05.2019, 22:59:12 |
Сергей Зубков
Добавил пару своих фотографий, они не сильно помогают делу, но пусть будут. Дополнительно на них отметил "предвершину", до которой я сам доходил, и с которой есть пара снимков.
30.05.2019, 23:18:07
Sergey V

Евгений Рензин: Снята ли она с вершины — вопрос открытый

Славина панорама снята в нескольких метрах от железной банки (может и с запиской), которую видно на этом снимке. То есть, вполне вероятно с "официальной" вершины. Можно конечно сомневаться в том, что это высшая точка гребня, может где-то есть на полметра выше и неофициальная, что придаст ей дополнительной ценности :)
30.05.2019, 23:25:21 |
Сергей ЗубковА, ну раз там банка есть... Тогда отметка на osm-карте (т.е. В2) — это не официальная вершина, а просто то, что смотрится как вершина со стороны Крутой. Вероятно, на неё никто и не забирался никогда, т.к. с Зуна она выглядит просто рандомной скалой в гребне, а с Крутой альпинисты вряд ли ходят.

Sergey V: Можно конечно сомневаться в том, что это высшая точка гребня,

Да что там сомневаться — это вполне себе высшая точка (В1). Это видно на фотке с пика Стол, там минимальные искажения перспективы, плюс понятная линия горизонта. Разница высот небольшая, но есть. Кстати, там же большая версия есть (только сейчас заметил) — она самая зачётная, там все детали гребня отлично видно, и расстояние между В1 и В2 тоже можно прикинуть.
31.05.2019, 00:57:29
Игорь Клименко

Евгений Рензин: Снята ли она с вершины — вопрос открытый.

С вершины, вот как раз тут
31.05.2019, 12:54:56 |
Евгений РензинВ общем, выходит, что со стороны Крутой чуть не на всех фотках вершина отмечена неверно.
Ещё интересно откуда взялась высота. То ли с альпописаловок (а на них с изолиниий или альтиметра?), то ли с GPS, то ли с каких-то суперсекретных карт.