Природа Байкала | Кулуар пер. Пеших туристов

автор:Sergey V
дата съемки:26 апреля 2014
дата публикации:28 апреля 2014

комментарий автора:Сходили на пик Любви специально, что бы посмотреть снежную обстановку на подходах и на самом перевале Пеших Туристов.

Федор БурлуцкийПо моему не большому опыту могу сказать если это солнечная сторона то с теневой ловить нечего. Однажды по Аршанском перевалу, пережидали трое суток на Надежде пока с перевала сойдет снег а было это в конце мая. И в итоге когда снег сошел (растаял) пошли и зашли на перевал то оказалось что он с обратной стороны как лежал так и лежит спускались чуть ли не ползком (специального снаряжения не было). А на обратном пути с Китоя была аналогичная ситуация и вместо запланированных двух недель получилось три из которых опять же седели неделю пока снег не сошел.
28.04.2014, 10:38:42 |
Sergey VС точки зрения солнечной экспозиции на этой стороне солнце с утра и до часов 14-15. Но вот снега тут намного больше, чем на противоположном склоне.
28.04.2014, 12:38:54 |
Константин СухановС Ихе-Гола на Пешиков снега сильно меньше бывает, чем с Кынгарги.
Здесь, верхняя часть кулуара может быть лавиноопасна. Но скорее всего, снег там однородный, уплотнённый, доски не будет. Ну и, кулуар этот — стандартный и самый оптимальный путь спуска с Братчанки у альпинистов. Каких-либо значительных лавин там не помню.
28.04.2014, 12:57:20 |
Юрий КузнецовКонстантин Суханов

Вот уж, действительно век живи, век учись, а дураком помрёшь.
В мае 69-го шёл ИО инструктора с отделением новичков по 1Б, вполне приличная 1Б, очень посещаемая.
Когда вышли на начало гребня, был курьёзный момент, ребята стояли на четвереньках, держась руками и боясь встать на ноги, пришлось бойко походить по гребню, чтобы показать, что можно и просто на ногах стоять. Забавная была группа, потом некоторые стали приличными альпинистами.
На спуске (по пути подъёма по склону) нам с Валентином Брянским пришлось буквально сначала самим поскакать по склону, чтобы показать, что на нём можно ХОДИТЬ, а потом почти силой заставлять участников спускаться. Снег был мягко фирнового состояния. Я спокойно пробивал его простым советским вибрамом.
Было попадание (не помню год) в серьёзную лавину десятка людей. Знаю из рассказа Виктора Ларина участника происшествия.
В мае 80-го ходил по 3А в двойке. Сухая южная стена, хорошие скалы.
На разборе меня чуть не загрызли. Наблюдатели донесли, что почти весь маршрут мы прошли одновременно. Убедил, что объективное состояние маршрута позволяло это сделать.
Давненько было. Маршрут примерно по центру стены на фото.
И вот под конец жизни узнаю, что оказывается, по мнению Константина, альпинисты десятки лет ходили не там, не зная, что есть оптимальный путь?!

29.04.2014, 06:03:49 |

Юрий Кузнецов: что есть оптимальный путь?!

Не нужно знать Ларина или кого-то ещё, чтобы увидеть этот оптимальный для абсолютного большинства путь. По единичному гребню возвращаться в разы дольше, по стене труднее. Так что если нет лавинной опасности, оптимальный спуск, конечно, идёт через Пеших Туристов.
29.04.2014, 09:47:02 |
Юрий КузнецовГуру небрежно бросил своё решающее заключение. Да не на всех откровения гуру действуют.
Да, причём здесь Ларин?! В огороде бузина, в Киеве дядька.
Я, конечно, понимаю, что всякие КМСы, МСы по альпинизму для гуру пустячок, не заслуживающий внимания, это объяснимо, гуру же!
Взглянул и сразу всё понятно.
Теперь по существу вопроса для туристов «горников», ещё не ощущающих себя гуру.
К.тр. (категория трудности) формируется из суммы преодолеваемых препятствий на маршруте.
Маршрут на Братчанку по гребню очень приличная 1Б к.тр., и состоит он, в том числе, из возвращения по гребню, где на спуске гораздо более напряжённое (объективно большая опасность совершения ошибки) психологическое состояние участника. Это тоже входит в процесс подготовки альпиниста. Да и спуск после гребня по склону тоже не каждому легко даётся.
1Б к.тр. это обучающая стадия подготовки новичков!
Что касается оптимальности, так лучше всего постоять под горой, и мысленно прикинуть оптимальные варианты. 
Об оптимальности спуска по кулуару.
В альпинизме самой главной оптимальностью является максимально возможная безопасность! Гребень как раз и есть эта самая безопасность от непредсказуемых камнепадов.
Один мой знакомый в начале 70-х, идя через этот перевал в группе туристов, получил тяжелейшую черепно-мозговую травму, чудом остался жив, но с последствиями.
Камень с небольшой кулак, пробил обычную монтажную каску насквозь и проломил череп. На серьёзных восхождениях в 70-х стали применять мотоциклетные шлемы.
Кулуар это ловушка, оптимальный путь на тот свет. Но гуру кроме снежно лавинной опасности ничего не видит. Кулуары это всегда риск и психологическое напряжение. Лучше их избегать.
Попал однажды на спуске с в.Тютюргу (Безенги) в камнепад. И всего-то фирновый склон в 60 градусов. Спускались косо по нему, потеплело и проваливались в вязкий снег по колено.
В верхней части склона начали оттаивать скалы и по склону понеслись десятки камней размером с небольшой кулак. Манёвренности у нас никакой. Кто слышал звук летящих камней даже на крутом склоне, а не на отвесе, это уж не забудет никогда. Громкий резкий звук разрываемой плотной ткани. Говорят, что пули свистят, а камни трещат, а скорость такова, что если попадёт в голову, шансов жить не много.
В то восхождение единственный раз попал под камнепад и в грозовое облако. Сначала зазвенел ледоруб, и на штычке появилось синее пламя, волосы встали дыбом, шапочка висела на концах волос. Не на шутку испугались и побежали вниз, а тут камнепад.
Один раз интересно было это испытать.