|
кальвица, фото №43 |
Фотоотчёт "Отто Артурович Кальвица" |
|
Эраст Бутаков | Расшифровка текста, раз уж привлек внимание этот материал: ЛЕТЧИК КАЛЬВИЦА: ПОЛЕТ В БЕССМЕРТИЕ http://sakha.gov.ru/sakha/node/16804 Отто Артурович Кальвица был отозван из отпуска, предоставленного после Северного перелета в связи с тем, что нужно было подготавливать к полетам молодых летчиков Якутской гидролинии. Нужно было их тренировать, провезти по маршруту, т.е. слетать с ними по линии Иркутск-Якутск, показать наиболее сложные участки маршрута. О.А. Кальвице как наиболее опытному пилоту правлением «Добролета» была доверена летная подготовка новичков. В январе 1930 года был подготовлен и допущен к самостоятельным полетам на самолете «Юнкерс В-33» пилот Л.М. Порцель, а в феврале О. Кальвица дал «добро» на самостоятельные полеты на самолете «Ю-13» летчику У.К. Бергстрему, вместе с которым в 1918 г. бежал из Гельсингфорской тюрьмы. Обучая молодых пилотов Отто Артурович занимался и обычной работой линейного пилота Якутской гидролинии. 21 февраля О. Кальвица вместе с бортмехаником Ф.Ф. Леонгардом произвели два испытательных полета самолета «Юнкерс В-33» после ремонта. В этот же день из Москвы в Иркутск поступила очередная телеграмма: «Иркутск «Добролет» Подтверждаю распоряжение Анвельта передачи самолетов Якутске распоряжение ГПУ Погодин». 4 марта О. Кальвица вместе с бортмехаником Леонгардом прилетели из Иркутска в Якутск. Утром 5 марта О. Кальвицу вызвали в Областной отдел ОГПУ, разъяснили ситуацию, возникшую в Булуне. Там был ликвидирован мятеж Северным отрядом войск ОГПУ под командованием А.С. Доли и М.Д. Риу. Для оказания быстрой медицинской помощи раненым чекистам необходимо было срочно доставить в Булун медикаменты и врача, а также рацию с радистом в Жиганск для обеспечения связи при обратном полете из Булуна в Якутск. 7 марта 1930 г. в 09 часов утра местного времени вылетели из Якутска на самолете «Юнкерс В-33» №176 на Булун, взяв на борт радиста С.С. Карчевского и 206 кг. груза. О катастрофе самолета, происшедшей 7 марта 1930 г. рассказывали очевидцы. В контору Сангарских копей прибежал рабочий Мухаммед Темиргалов и сообщил, что на реку «упал аэроплан». Находившиеся в конторе несколько рабочих и служащих побежали на реку – к месту катастрофы самолета. Примерно на расстоянии полутора километров северо-западнее Сангарских копей увидели какой-то черный предмет неопределенной формы, а когда подбежали ближе, увидели самолет, разбитый на две части. Чтобы у читателя создалась ясная картина этой трагедии, мы полностью приводим текст официального документа, составленного комиссией сразу же после осмотра места аварии самолета. В состав комиссии вошли начальник отдела эксплуатации СВЛ В.А. Морзон, уполномоченный ОГПУ П.А. Луферов, зам. управляющего Сангарских каменно-угольных копей Л.Г. Поликарпов, старший милиционер 2-го Якутского округа И.Я. Епифанов и заведующий Якутской конторой Госстраха И.А. Ершов. «Акт расследования аварии самолета Составлен 13-14 марта 1930 г. Место составления – Сангар-Хая (350 км севернее Якутска) [так в тексте – правильно 241 км.] 1. Наименование происшествия – катастрофа 2. Время происшествия:- 1930 г.марта 7 дня, 10 час.30 мин. Местного времени. 3. Описание происшествия: Самолет подошел к п. Сангар, на высоте 600-700 м. сделал над рекой два круга, снижаясь и видимо, выбирая место для посадки, т.к. лететь дальше из-за погоды было трудно. На высоте 70/100 метров сильным ветром (порывом) самолет резко бросило вниз на нос; бортмеханик, будучи не привязанным, был при резком броске самолета выброшен за борт и упал на лед, выпадая, очевидно, задел штурвал и уклонил его вперед, самолет перешел в резкое почти вертикальное пике, пилот не смог вырвать (выпрямить) самолет и последний на скорости врезался в землю. Первый удар пришелся на правое крыло и на мотор и самолет был с силой перевернут на спину. Силой первого удара хвостовая часть от пассажирской кабины оторвана и отброшена назад». Эта же версия была изложена в рапорте В.А. Морзона, направленном начальнику Восточно-Сибирских воздушных линий, 21 марта 1930 г. с данными аэрологических и метеорологических наблюдений на 6-7 марта того года и описанием места катастрофы самолета. Выйдя в хорошую погоду из г. Якутска при ветре силой 1-2 метра в секунду пилот Кальвица постепенно встречал на маршруте усиливающийся ветер и увеличиваущуюся облачность. При подходе к Сангару все небо было закрыто облаками, ветер стал необычайно сильным и порывистым, можно было ожидать начала урагана. Подойдя к Сангару и увидев чистую от торосов площадку, имея перед собой населенный пункт и ожидая начало пурги, Кальвица решил садиться и, снижаясь, сделал два круга. На высоте около 100 м самолет резко бросило вниз и на нос, при броске самолета Леонгард, будучи не привязанным, был выброшен, причем зацепился за штурвал и уклонил его вперед, переведя окончательно самолет в пике. При малой высоте и значительной нагрузке выровнять самолет не было возможности и он врезался в землю.». Вместе с О.А. Кальвицей погибли Ф.Ф. Леонгард и радист С.С. Карчевский. Отто Артурович Кальвица родился 1 декабря 1889 г. в Финляндии. Участвовал в революционном движении. Вступил в социал-демократическую партию Финляндии, затем в ВКП (б). Был арестован и приговорен к 10 годам тюрьмы, откуда убежал и прибыл в Петроград. В Петрограде поступил в Финский авиаотряд-школу, по окончании которой принял участие в гражданской войне. В 1921 г. стал начальником гидроотряда. Затем участвовал в Северном перелете. С 1926 г. стал летчиком «Добролета» и совершал полеты по Монголии и Якутии. Франц Францевич Леонгард, венгр по национальности, был убежденным революционером-большевиком, членом ВКП (б). Активный участник Венгерской революции, приговоренный к смертной казни после ее поражения, был обменен Советским правительством на трех белогвардейцев. Всегда подвижный, горячий, он был душой экипажа. По воспоминаниям И.К. Пляскина – начальника Якутской станции «Добролета». Франц Францевич обычно, здороваясь, всегда говорил с улыбкой: «Каковы Ваши делов». Он был великолепным и опытным механиком. Сложный ремонт самолета СССР № 176 зимой в Якутске, при отсутствии самого элементарного оборудования, был выполнен благодаря умению и мастерству Ф. Леонгарда. Он буквально дневал и ночевал в мастерской, выискивая и вытачивая каждый болт, заклепку. Вместе с О. Кальвицей прошел воздушный путь от бухты Лаврентия до Булуна. В «Добролете» работал с 1925 г., на Якутской гидролинии с 1928 г. Сергей Сергеевич Карчевский родился в 1903 г. в Ельце Орловской губернии. В годы гражданской войны добровольно вступил в Красную Армию и активно боролся против банд Деникина. Служил радиотелеграфистом в Якутске. Имя О.А. Кальвицы присвоено поселку рыбаков на левом берегу реки Лена. |
29.05.2015, 14:42:50 | | |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы) |