Природа Байкала | Павузок на реке Лена

автор:Ася
дата съемки:июль 1915
дата публикации:9 июля 2015

Андрей РябинаВроде бы павильно "паузок" Cам такого слова никогда не слышал. Из Даля:
паузок (муж. род) паужина (жен. род)- речное мелководное судно, для перегрузки клади с больших судов на мелководье; вообще небольшой дощаник. Паузить товар, кладь, паузиться, перегружать, по мелководью, на паузки.
10.07.2015, 12:48:18 |
И. ФефеловКогда-то, видимо, было правильным — во всяком случае, этимологически, по происхождению — "павозок", от слова "возить".
10.07.2015, 14:11:26 |
Андрей РябинаЕсли ударение было на первый слог, то трансформация "Во-" в "У" вполне возможна...
10.07.2015, 14:19:04 |
И. ФефеловДа даже если и на последний — тоже. Вот если на У, тогда эта версия дейстительно не очень... хотя, с другой стороны, "повОзка" имеет ударение на середину, хоть, наверно, и за счет "-ка". Вообще с этими региональными словами ударение штука очень ... ээ... мало о чем говорящая, потому что может сформироваться новая устойчивая форма. Например, на верхнем Дону есть местности, где ударение в фамилиях делают на последний слог как французы, даже когда и фамилия такая, что ударение просится на первый...
10.07.2015, 14:26:19 |
Андрей Рябина

И. Фефелов:  Например, на верхнем Дону есть местности, где ударение в фамилиях делают на последний слог как французы

А кто их знает. Пленные французы куда- то же исчезли, а может и не исчезли...

И. Фефелов:  Вообще с этими региональными словами ударение штука очень ... ээ... мало о чем говорящая, потому что может сформироваться новая устойчивая форма.

У нас в деревне говорили не "кедр" а "кедрА". Ну и прочее, по мелочам.
10.07.2015, 14:50:18 |
И. ФефеловПаузок в словаре Фасмера:
Ближайшая этимология: род. п. -зка "судно для разгрузки на мелководных местах", паґузить "перегружать груз на паузки" (Мельников); судя по форме па-, глаг. позднее существительного. Объяснение нз *павоз(ъкъ) (Даль 3, 57) вероятно, несмотря на фонетические трудности. Едва ли из *раvo§zъ; ср. чеш. раvuz м. "гнет; жердь в возу сена", слвц. pavuґz, польск. раwa§z — то же, которые отличаются по знач.
10.07.2015, 15:08:19 |
Андрей РябинаЯсно. Возможно что вполне самостоятельное слово. А "паузок", оказывается, встречался в "Петре Первом"- только я его как-то не увидел...
10.07.2015, 15:30:01 |
Андрей РябинаИ посмотрите на вёсла! И здоровЫ же были те МУЖИКИ, которые этими брёвнами ворочали!!!
10.07.2015, 15:52:19 |
И. ФефеловЕще как здоровы! Правда, грести такими веслами... в общем , не гребли они ими ,а подруливали.
Кстати, пара интересных фактов: а) В заводскую комплектацию катера "Ярославец", который, наверно ,все знают, входила пара весел. б) Когда лет 10 назад был в Петербурге в военно-морском музее (который тогда располагался еще в здании Биржи), то, пожалуй, самым впечатляющий экспонатом мне показалось галерное весло. Оно так скромненько стояло у стеночки в Большом зале музея и почти доставало до потолка...
10.07.2015, 16:06:10 |
Андрей Рябина

И. Фефелов:  в общем , не гребли они ими ,а подруливали.

Но в данный-то момент гребут.
10.07.2015, 16:09:46 |
И. ФефеловДа не видно никаких признаков, что именно гребут. Подруливать же не обязтельно означает не вынимая весла из воды. А чтоб грести, надо именно чтобы вверх-вперед-вниз-назад и притом многократно подряд.
10.07.2015, 18:10:38 |
Андрей РябинаПосмотрите на левое весло. Его, как будто-бы, только что вынули из воды и вода всё ешё стекает. Впрочем, может это и дефект фотографии...

И. Фефелов: На таком плоту(в кавычках ли, без ли) , по-моему, грести бессмысленно и даже противосмысленно: только отгребать или подгребать.

Что да, то да. Форма далека от обтекаемой. Хотя это может только настил? Как здесь:
10.07.2015, 19:12:32 |
И. ФефеловТак вполне возможно, что и стекает и вынули. Вопрос в том, что делаемое тут этим веслом вряд ли можно назвать греблей.
Эта штука, сдается мне, все-таки плот, но не исключено ,что и коробка. Лодки под настилом — вряд ли, сидит уж больно низко.

А байкальскую-то барку определенно не веслами...