Природа Байкала | Вариант Мраморного Северного

дата съемки:22 августа 2015
дата публикации:11 ноября 2015

Фотоотчёт "Сокращённый поход"

Лист схемы участка маршрута из отчёта о походе по Тункинским и Китойским Гольцам группы из г. Горького п/р А.В. Жулёва в 1977 году.

Наводит на мысли. Данный перевал вполне соответствует и положению категории указанного на схеме перевала Ясного. Так что возникает интересная версия: именно этот перевал был пройден как Ясный. А уже позже Ясный стали указывать там, где теперь. Так или иначе на многих старых схемах есть два перевала: Ясный и Берёза. Иногда расставленные как здесь, иногда наоборот. Ну а потом решили, что это один и тот же перевал. Мраморный был пройден позднее этих обоих перевалов — только в 1977-м.
27.03.2016, 20:24:39 |
Константин СухановНу ключ Перевальный раньше был Берёзовым, это да. Насчёт остального не уверен. Эдельвейс с Грозным перепутан, какая-то высота 3665 появилась... С другими перевалами тоже непорядок.
В 1977 г. пер. Ясный уже был, там же, где сейчас, и его ходили. Пер. Берёза не было. По крайней мере, на тех схемах, по которым ходили мы.
27.03.2016, 22:05:17 |

Константин Суханов: Ну ключ Перевальный раньше был Берёзовым, это да.

Я вот что-то не припомню, там хоть в устье-то есть берёзы?
27.03.2016, 22:22:12 |
Евгений РензинВетреный указан там, где теперь Лавинные.
27.03.2016, 22:24:00 |
Константин Суханов

Евгений Рензин: Я вот что-то не припомню, там хоть в устье-то есть берёзы?

Было когда-то две... Но одна давно засохла, её спилили на дрова)))

Евгений Рензин:  Ветреный указан там, где теперь Лавинные.

Я бы сказал, на месте Лавинного Ложного.
В общем, по этой карте каких-либо выводов и даже предположений я бы не делал.
27.03.2016, 22:29:10 |
Вячеслав ПетухинКостя, по поводу неточностей — так это как раз говорит о том, что эта схема достаточно древняя, вероятно, созданная раньше 77-го, а даже в 77-м практически все схемы содержали очень много неточностей.

Константин Суханов: Ну ключ Перевальный раньше был Берёзовым, это да.

Берёзовым что только не называли. Вот сейчас же смотрел ещё один отчёт 77-го года, где Ясный проходили, так там Берёзовым называют Левую Билюту (Неизвестную). Ещё Берёзовым называли приток Билюты ниже Левой Билюты.

Константин Суханов: Эдельвейс с Грозным перепутан

Так практически во всех московских источниках, по крайней мере вплоть до 2000-х было именно так. Это вовсе не показатель неточности.

Константин Суханов: В 1977 г. пер. Ясный уже был, там же, где сейчас, и его ходили. Пер. Берёза не было.

Я точно то же, о чём говоришь ты, сформулирую по-другому: перевал Ясный был уже известен в это время, но вот я что-то не знаю, кем и когда он был пройден. И, соответственно, нет уверенности, что изначально Ясным называли тот самый перевал, что сейчас. И название Берёза уже тогда было, я его не только здесь видел, но и на нескольких других схемах. Причём есть и такая схема, на которой Берёза и Ясный переменены местами по сравнению с этой схемой.

Константин Суханов: В общем, по этой карте каких-либо выводов и даже предположений я бы не делал.

Я вовсе не говорю, что эта схема и есть истина, которой надо доверять (вообще, в разных местах параллельно собирались сведения о перевалах и несовпадения просто не могли не быть). К ней надо относиться, как к историческому документу. :-) То есть как к подтверждению того, что в то время было известно два названия: Ясный и Берёза, и это считалось разными перевалами. Потом в какой-то момент решили, что это один и тот же. Но вот всё-таки есть большие сомнения, что эти перевалы, действительно, были пройдены в одном и том же месте. Вполне возможен вариант, что был когда-то давно пройден перевал с Левой Билюты в самом дальнем цирке, за нынешним Мраморным Северным — вот этот самый, что на фотографии. А что, вполне объяснимо: шли вглубь, искали перевал, Ветреный был неизвестен, Мраморного точно ещё не было. Ну и дошли до озера, а там довольно ясный подъём вот по этому кулуару, что на фотографии. Поставили крестик на схему. А вот те, кто потом смотрел на схему, идя со стороны Перевальной, уже явно испытывали трудности с нахождением этого перевала — там нет явной седловины, скорее уж на Ветреный хочется уйти. Да и со стороны Левой Билюты после того, как Ветреный утвердился на схемах, тоже сюда заворачивать не стали. Вот и пропал перевал, а названия Ясный и Берёза стали синонимами. Мне кажется, это вполне правдоподобное объяснение. По крайней мере, люди на этом перевале бывали (это я точно могу сказать), но вот, видимо, в последнее время испытывали затруднение, как этот перевал назвать.
27.03.2016, 22:54:22 |
Александр ГранинЧто означает "елочка" на хребте севернее Китоя?
28.03.2016, 12:12:10 |
Вячеслав ПетухинВероятно, скальные участки, не позволяющие указывать рельеф горизонталями.
28.03.2016, 12:18:49 |
Константин СухановНа большинстве старых Тункинских схем, все хребты были обозначены такими вот "ёлочками".

Вячеслав Петухин: ...шли вглубь, искали перевал, Ветреный был неизвестен, Мраморного точно ещё не было. Ну и дошли до озера, а там довольно ясный подъём вот по этому кулуару, что на фотографии. Поставили крестик на схему. А вот те, кто потом смотрел на схему, идя со стороны Перевальной, уже явно испытывали трудности с нахождением этого перевала - там нет явной седловины, скорее уж на Ветреный хочется уйти. Да и со стороны Левой Билюты после того, как Ветреный утвердился на схемах, тоже сюда заворачивать не стали. Вот и пропал перевал, а названия Ясный и Берёза стали синонимами... в последнее время испытывали затруднение, как этот перевал назвать.

Правдоподобное объяснение. Но реальность часто выкидывает неожиданности.
А вот этот перевал, что севернее северного Мраморного — есть у тебя фото склонов? Тут если затык и есть, то, судя по фото, перед седловиной со стороны озера.
Вот и пусть перевал будет Берёзой. А то уже целых два Ясных и даже один Прояснённый. А далее, какой-нибудь Подберёзовик появится)))

Вячеслав Петухин: Вот сейчас же смотрел ещё один отчёт 77-го года, где Ясный проходили, так там Берёзовым называют Левую Билюту (Неизвестную). Ещё Берёзовым называли приток Билюты ниже Левой Билюты.

Помню, было. Даже мои старые фото (1977 г.) с Левой Билюты подписаны, как "верховья ключа Берёзового".
28.03.2016, 13:15:45 |

Константин Суханов: А вот этот перевал, что севернее северного Мраморного - есть у тебя фото склонов? Тут если затык и есть, то, судя по фото, перед седловиной со стороны озера.

По-моему, там ничего принципиально сложного, явных сбросов нет, всё в 1Б вполне укладывается. Тут ведь как раз видна большая часть подъёма от озера на Левой Билюте. Нижняя часть видна вот здесь.
Скорее всего самый неприятный участок — преодоление самой седловины. Ну и если и есть что-то со стороны Билюты сверху, так ведь можно обойти справа по ходу — выйти на водораздел между истоками Левой Билюты и по нему пройти к перевалу.

Константин Суханов: Вот и пусть перевал будет Берёзой. А то уже целых два Ясных и даже один Прояснённый.

Не, ну Ясный-то, конечно, должен остаться на своём месте. Все мои рассуждения выше вовсе не на то направлены, что взять и начать считать, что Ясный совсем не там — это как минимум слишком много путаницы бы внесло. В принципе, можно и "Берёзой" считать, я не против, хотя у меня со словом Берёза возникают ассоциации низкого логичного прохода на ручей Берёзовый (что соответствует положению Ясного, что бы ни считалось "ручьём Берёзовым", но плохо соответствует этому перевалу).
28.03.2016, 13:57:06 |
Вячеслав ПетухинДа, а что касается верхней части подъёма со стороны Билюты, то она вот здесь видна. Там сыпуха идёт почти до верху. Только несколько последних метров уже со скалами (но вот так, мне сверху и там не виделось чего особо сложного). Ну и виден вариант обхода по гребню.