Природа Байкала | Моя первая вершина

автор:Юрий Кузнецов
дата съемки:5 декабря 1964
дата публикации:28 марта 2016

Фотоотчёт "Кусочки прошлого из жизни иркутских туристов"

Юрий КузнецовНаткнулся на старую фотографию. Вдруг ярко высветились события тех дней, как будто это было вчера. Моё первое восхождение в жизни. Наверное, никто такое не забывает никогда.
Подумал, что может быть кому-то будет интересна простая правда тех далёких дней.
1964 год, в СССР шестидневная рабочая неделя. За воскресенье далеко не убежишь. Сейчас этого не понять. Поэтому ищем любой повод, чтобы выпросить у начальников пару (иногда больше) дней. И вот приближается 5 декабря –день Сталинской Конституции. Более удачного дня не может быть.
У нас законное воскресенье, плюс законный праздничный день Конституции и один день нам дают начальники отделов, почти без сопротивления.
3-го декабря на вечерней электричке выезжаем в Слюдянку.
В 22:0 выходим из вокзала и начинаем движение. Идёт редкий, большими хлопьями снег. Благостная картина. Пока! Скоро будет другой.
За противоселевыми бетонными дамбами в ночной снежной мгле потеряли бдительность, и ушли в левый (по ходу) распадок. Метров четыреста зря буровили снег. Развернулись и пошли назад к руслу Слюдянки. Рельеф не ощущается совсем, общая, чёрно серая снежная мгла. Вышли на обрывистый берег русла Слюдянки. Метра два с половиной над руслом. Высота не ощущается, кажется, ровная снежная поверхность. Меня угораздило первым подойти к невидимому обрыву. Мы же на лыжах. Беспечно делаю шаг и вместе с надувом рухнул вниз, или надув со мной.
Лыжи, ботинки, рюкзаки и прочее взяты напрокат в турклубе. Пройдя через многие руки ноги и без того не блещущее снаряжение, «сидит» на нас, по нынешним меркам карикатурно нелепо. Ну, уж чем богаты. Падаю с обрыва, с головой зарывшись в снег. Мучительно выбираюсь из этой рыхлой массы, встаю на ноги.
Наш руководитель Наташа стоит на краю обрыва и с досадой говорит: Группироваться надо. Что ты падаешь, как памятник!
Это приговор! Переживать некогда. Всё время напряжённо стараюсь не походить на памятник. А серое вещество услужливо подсказывает оправдательные моменты. Наташа организатор и руководитель группы туристов НИИХИММАШ занимается спортивной гимнастикой и работает по 1-му разряду (при росте 171, кто понимает, что такое такой рост в гимнастике). Кроме того у неё уже 3сп.р. по альпинизму и несколько лет хождений чёрт знает где, с иркутскими туристами.
Самый суровый, на тот момент выход, это попытка зимой подняться на Сохор, в группе иркутских туристов под руководством Миши Тараканова. Увязли в снегах, но процесс был.
А ещё суровый опыт поисковых работ в декабрьской трагедии 1963 года.
Поиск тела Кириллиной Раисы Александровны погибшей в лавине при попытке подняться на пик Черского. На месте гибели стоит памятник, который не минуешь.
А тут я-коряга.

За мраморным карьером пропадают едва заметные остатки тропы, по которой ходят на метеостанцию метеорологи. У нас всё ещё вызывают восторг падающие хлопья.
Вскоре они уже не падают, а валят стеной. Мы уже идём по колено в свежем снегу.
Оптимизм начинает угасать. Мы понимаем, что начинам уставать. Снег уже почти до «этого» места. Видимость метров пять. Идём трудно и медленно. Как-то неожиданно замечаем, что отстала группа из пяти здоровых парней. Решаем, что беспокоиться, причин нет.
В три часа выходим к ручью перед взлётом на «горелую поляну». Ботинки промокли насквозь, обычные, свинячие. Начинаем по настоящему бояться обморожения ног.
Руководитель приказывает переодеться в валенки. Ох! Какая не простая задача в глубоком, рыхлом снегу. Шнурки не очистить, всё заледенело. Шнурки пришлось разрезать.
У меня идеальная экипировка для таких условий. Штормовка, а главное штаны из туристского штормового комплекта с тугой резинкой на гачах. Натягиваю на валенки, заправляю штормовку в штаны. Меня морозом не взять.
Я в скафандре. Через десять минут ноги согрелись, через полчаса почти сухие носки. Валенок гениальное изобретение. Да, чуть не забыл. Приняли водку, парни по 2/3 стакана, девчонки по полстакана. Захорошело, появился задор. Вообще водку можно принимать, ТОЛЬКО если силы не на исходе!
Руководитель приказывает завязать рюкзаки, оставить их и пробиваться к метеостанции, без груза, а сама уходит назад к отставшей группе. Очень медленно движемся по пояс в снегу. В 14 часов выходим на метеостанцию. Даже радоваться по настоящему нет сил. Жду Наташу, очень тревожно. Через два часа из-за перегиба при выходе на поляну метеостанции появляется рюкзак (мой!), ещё несколько секунд и под ним ещё один, а под рюкзаками Наташа. «Есть женщины в русских селеньях….». Через полчаса появляется отставшая группа. Через два часа отдохнув, по пробитой тринадцатью человеками траншее, идём за оставленными рюкзаками. Я иду не за своим, но свой позор не изгладить.
Отставшая группа затеяла ерунду. Там был уже хожалый турист Владик Андреев, который решил разжечь костёр. Это в метровом снегу и из молодых кедров?! Пришла к ним Наташа и сказала прекратить это бессмысленное занятие и идти пока есть силы по уже изрядно пробитой траншее.
На следующий день затемно вышли на пик. Подробности опускаю, но в лыжных ботинках.
В те годы преодоление горизонтального гребня от гольца к пику была совсем не простая и очень не безопасная задача. Рваный гребень с почти отвесными скальными склонами, скальными зубьями, заваленный снегом, плюс декабрьский мороз и восхитительные лыжные ботинки
Раньше у туристов этот гребень назывался Чёртов мост» и не зря!
Адреналину выше головы. Правда, раньше этого модного сейчас словечка мы просто не знали.
Лет сорок назад гребень разрушился и сейчас безопасен и прост, теперь летом он проходится вприпрыжку.
Интересный момент, пятеро парней отказались идти на гору, сказав, что сильно устали. А девчонки пробивавшие траншею не отказались, все зашли.
Так моё первое восхождение произошло в день Сталинской Конституции.
Что это? Случайность или Проведение? Сказал убеждённый атеист.

Пока не ввели «пятидневку» мы не раз ходили на метеостанцию на новый год.
Так же приезжали на вечерней электричке и шли на метеостанцию. За полчаса
До Нового года находили красивую ёлочку, наряжали её игрушками. В 12-00 открывали шампанское и весёленькие шли на метеостанцию. Не торопясь. В те годы на новый год набиралось до пятидесяти человек. Шумно, весело, ракеты, песни…
Но долго это утомляет.
Также мы ходили в весеннее летний период. На вечерней электричке. Шесть часов ночью по ущелью Слюдянки. В четыре утра мы на метеостанции. Пару часов отдохнули. Прямо с поляны круто вниз на Подкомарную, по ней вверх до большого водопада, облазили его по левому берегу, а дальше по Каменке до пер. «Чёртовы ворота» с заходом на пик Черского и успевали на вечернюю электричку.
Напомню, что в те годы движение по Слюдянке и днём-то было не простым.
То броды, со скользкие брёвна, то прижимы. Это сейчас этот путь терренкур для дистрофиков.
На фото
Слева направо: Зиновий (Зорик) Шишкин, Галя Брюханова, Наташа Куприна организатор и руководитель восхождения, за неё спрятался Саша Шилов, а ноги-то не спрячешь, увлекался горными лыжами, Виктор Сабанин, Людмила Хмурович (Хлыбова), Ольга Захарова. Я фотограф. Фотоаппарат «Смена» простой, надёжный, не дорогой.

28.03.2016, 08:18:43 |
Юрий МельниковОй,Юрий Александрович, с интересом и грустью о прошлом прочел Ваш рассказ. С таким руководителем похода -хоть куда! И еще порадовался Вашей нынешней работоспособности. С уважением.
28.03.2016, 14:28:53 |
Светлана БогородскаяЮрий Александрович, Вы практически без перерывов шли с 22.00 часов вечера до 14.00 дня?

Юноши, не поднявшиеся на вершину — больше спринтеры, а девушки — больше стайеры. Все соответствует природе (ко всему прочему).
28.03.2016, 15:19:06 |
Юрий Кузнецов

Светлана Богородская:  Юрий Александрович, Вы практически без перерывов шли с 22.00 часов вечера до 14.00 дня? Юноши, не поднявшиеся на вершину - больше спринтеры, а девушки - больше стайеры. Все соответствует природе (ко всему прочему).

Да, Светлана, с 22 вечера до 14 следующего дня.
В данном случае изматывал глубокий снег, а вообще мы нередко ходили по 18 часов с редкими остановками. Не устраивали передыхов через 45-60 минут хода. Идиотские рекомендации. Только организм вработался, а ему прервали ритм. И уж никогда не устраивали привалов с разведением костров и какой-нибудь варкой. Вот уж бестолковщина. Безостановочное движение 4-6 часов. Оптимальное время. 15-20 минут отдых.
Самая большая награда для меня это интерес читающих к тому, что я вспоминаю.
У девушек мотивация и задор были выше.
Юрий Мельников, спасибо! Работоспособность мою негде реализовать.
Ни мои знания, ни опыт не востребованы. Это приговор. Жизнь без работы бессмысленна. А сколько таких привыкших работать с интересом и пользой. Мы не успели умереть и оказались в эпохе торгашей, офисного планктона, жуликов всех разновидностей...
Хотя, когда я слышу сообщение о полёте на МКС, я радуюсь, что таланты и молодые есть и они востребованы.
28.03.2016, 18:14:48 |
Ирина ДмитроченковаОчень интересно написано.

Юрий Кузнецов:    Мы не успели умереть и оказались в эпохе торгашей, офисного планктона, жуликов всех разновидностей.

Ну, это Вам не к лицу, хотя ОЧЕНЬ поэтично и вроде бы верно. Но всё в жизни сложней — хороших людей больше, а зло в природе всегда существовало и ещё долго будет это делать. Но Ваша жизнь сейчас, в этом прекрасном и яростном мире, продолжается. Вон, какой заряд Вы набрали в юности!
28.03.2016, 19:39:23 |
Светлана БогородскаяЮрий Александрович, а кто и почему спрятался за спиной Наташи?
28.03.2016, 20:45:50 |
Юрий КузнецовСветлана, в конце текста написано кто на фото. Саша Шилов просто дурачился. Не подумал, что может попасть в "историю".