Природа Байкала | Развалины прошлого
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина
Развалины прошлого
Развалины прошлого

Развалины прошлого

автор:Дмитрий Большедворский
дата съемки:20 августа 2016
дата публикации:2 сентября 2016
Просмотров: 4038
Рейтинг: 5 (5 голосов)


комментарий автора:Бывший участок Якутского почтового тракта. Верхоленск — Магдан. Район деревни Черногуй (нежилая).
..

Автор фотографии ждет конструктивной критики.


Дмитрий БольшедворскийНадо было назвать "Магданский филиал музея Тальцы.":)
02.09.2016, 19:20:48 |
Андрей ЗарубинХоть и "развалины", а стоят как бодро и ровно, как молодые.
02.09.2016, 19:29:54 |
И. ФефеловНу если это времен постройки инфраструктуры этой ветви тракта, то лет им от силы 140.
02.09.2016, 20:29:05 |
Дмитрий Большедворский

 И. Фефелов: Ну если это времен постройки инфраструктуры этой ветви тракта, то лет им от силы 140.


Можете назвать хотя бы примерную, дату постройки этого участка? Вот карта за 1911 год, тракт уже есть.
02.09.2016, 21:10:52 |
И. Фефелов1870-е — 1880-е. Сам тракт-то и раньше был как направление перевозок, и позже действовал как направление перевозок, но именно как почтовый был подготовлен в названный период. Но так и не стал им — регулярное движение в итоге не было переведено с Качугского.
02.09.2016, 21:38:17 |
Дмитрий Большедворский

 И. Фефелов: 1870-е - 1880-е. Сам тракт-то и раньше был как направление перевозок, и позже действовал как направление перевозок, но именно как почтовый был подготовлен в названный период. Но так и не стал им - регулярное движение в итоге не было переведено с Качугского.


Откуда такая информация? Этот вопрос несколько лет назад подымался здесь на сайте (надо поискать). По моей информации, правда неофициальной, это был изначально основной участок Якутского почтового тракта. Что кстати косвенно подтверждает карта, путь через Верхоленск гораздо короче до Иркутска, километров на сто. Верхоленск обозначен городом, а Качуг просто деревней. Подтверждение этому я так тогда и не нашёл. Поделитесь, если есть инфа на этот счёт.
02.09.2016, 21:58:55 |
Дмитрий БольшедворскийВот пару цитат из статьи:

ПАВЕЛ КАЗАРЯН "ИРКУТСКО — ЯКУТСКИЙ ПОЧТОВЫЙ ТРАКТ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ"

И к моменту образования Якутской области в 1822 Якутский тракт являл собой хорошо обжитую заселенную дорогу, связывающую центр области со столицей Восточной Сибири.

На участке тракта от г. Иркутска до г. Верхоленска содержались по 12 почтовых лошадей, с Тюменцевской станции до г. Якутска – по 8 лошадей.



http://irkipedia.ru/content/irkutsko_yakutskiy_pochtovyy_trakt_istoriya_stanovleniya_kazaryan_pl_2008

Качуг там упоминается только в контексте 1885 года. Этим домам может быть и 200 лет.
02.09.2016, 23:16:40 |
И. ФефеловРазговаривал с людьми, которые видели сами архивные документы по строительству инфраструктуры.

Так они оба идут через Верхоленск, и дорога через Магдан сама по себе, видимо, более старая. Но именно инфраструктуры почтового тракта (мосты, кюветы, почтовые станции, "господдержка" состояния дороги) на ней не было до обсуждаемого периода, и после так и не заработало. Не перевели тракт на этот участок, судя по всему, по двум причинам: и не очень хорошие природные условия — как минимум много заболоченных мест вдоль Куленги, а может, и еще что-то, и лоббирование интересов уже существующих притрактовых сел по Качугскому тракту (вдоль Куленги между Муромцовкой и Магданом почти ничего нет). Кроме того, по расстоянию там не такая уж большая разница — всего километров 30-40.

Дома просто очень похожи на именно построенные под почтовую станцию. И по виду возраст я бы так и оценил.
03.09.2016, 08:43:14 |
Дмитрий Большедворский

 Дмитрий Большедворский: Этот вопрос несколько лет назад подымался здесь на сайте (надо поискать)


Нашёл. Игорь, вы там тоже принимали участие:)
03.09.2016, 16:15:20 |
Дмитрий Большедворский

 И. Фефелов: 1870-е - 1880-е.

 И. Фефелов: Так они оба идут через Верхоленск, и дорога через Магдан сама по себе, видимо, более старая.


Вчера в плотную занялся этим вопросом. Просмотрел кучу старинных карт. Можно однозначно сказать, что я был не прав, изначально с середине 20х годов XVIII в. тракт проходил Усть-Орда — Манзурка — Качуг — Верхоленск. На всех картах до 1891 года Магданского участка нет!

Карта южной половины Восточной Сибири 1875г. (Магданского участка нет)



Первая карта с участком Усть-Орда — Магдан — Верхоленск появилась в 1891 г.

Карта путешествия государя наследника Цесаревича на Дальний Восток. Участок от Читы до Уральска. 1891 г.



Можно предположить, что строительство этой ветки проходила в период 1875 — 1891 г. Участок тракта эксплуатировался как почтовый, как минимум до 1905 г. На карте ниже ещё обозначены станции. И это был основной путь тракта, на Качугском участке станции не обозначены.

Геологическая карта Восточной Сибири Реутовского 1905 г.



На картах 1911 г. и последующих этот участок обозначен просто дорогой без почтовых станций. Судя по картам дорога была проезжей (до Усть-Орды) как минимум до 1964 г.

Так, что моя версия с диверсией Качугских торговцев, с поджогом всех мостов от станции Шимановская до станции Магнанская (сегодня Магдан) остаётся в силе! Остаётся подтвердить это документально.
03.09.2016, 18:34:16 |
Дмитрий БольшедворскийНе плохой сервис по старинным картам с привязкой к местности, может кому понадобиться. http://www.etomesto.ru

04.09.2016, 16:49:41 |
И. ФефеловСпасибо, как-то туда заглядывал.
04.09.2016, 17:46:49 |
Дмитрий Большедворский

 И. Фефелов: Спасибо, как-то туда заглядывал.


Обратите внимание какая шикарная карта путешествия Цесаревича (по деталям исполнения). Для высокого начальства лучшие спецы трудились:))
04.09.2016, 17:57:17 |
И. ФефеловДа, отличная карта.

Посмотрел я карты, в том числе и упомянутые, и не только... с названиями там путаница гораздо большая, чем в современных. На одной обозначена станция Хертойская, на другой абсолютно в том же месте (река Куленга с притоками нарисована на обоих одинаково) — ст. Магнанская. На одной карте деревня Гогон, на другой — Тогон...
07.09.2016, 19:26:39 |
Дмитрий Большедворский

 И. Фефелов: На одной обозначена станция Хертойская, на другой абсолютно в том же месте (река Куленга с притоками нарисована на обоих одинаково)


Я и не заметил:) В данном случае может просто переименовали, явно не опечатка и не коверканье названий. 1891 г. первая карта с этим участком тракта, может станция изначально так и называлась. Всё таки государева карта:) Чем дальше в лес... Белое пятно в истории Иркутской области. Кто построил и зачем, этот участок? И как так получилось, что его закрыли? В следствии чего пришли в упадок и исчезли богатые и многочисленные (смотрим карты) деревни бассейна реки Кулинги? Вопросов много.
07.09.2016, 22:43:13 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную