Природа Байкала | "Конец пути" Онгурен

автор:Дмитрий Большедворский
дата съемки:29 июля 2017
дата публикации:6 октября 2017

комментарий автора:Онгурён (в переводе с бурятского "конец пути") — село в Ольхонском районе Иркутской области. Административный центр Онгуренского муниципального образования. По данным Всероссийской переписи, в 2010 году в селе проживали 423 человека (229 мужчин и 194 женщины).

Онгурен – самое северное крупное село на берегу Малого моря. Расположено на равнинном разрыве между Приморским и Байкальским хребтами, в 160 км от районного центра Ольхонского района – поселка Еланцы. В советское время в селе работала скотоводческая ферма, маслозавод, пекарня, аэродром.

Зимой сообщение с поселком осуществляется по льду Байкала. В село Онгурен не проложены линии электропередачи. Электричество вырабатывается дизельным генератором. В связи с высокой стоимостью топлива для генератора жители Онгурена пользуются электричеством не более двух часов в сутки (В 2012 году запущена комбинированная ветро-солнечная дизельная станция. Мощность станции составляет 196 кВт установленной мощности, из них 81 кВт приходится на солнечные панели, 15 кВт – ветряные турбины, 100 кВт – дизельная станция. Которая перестала работать летом 2016 года после сильной грозы. В мае 2017 года станция была восстановлена. В посёлке работает сотовая связь (теле2). В посёлке есть средняя школа.

Зама-онгуренская группа поселений, историческим центром которой является поселок Онгурен, находится на стыке Приморского и Байкальского хребтов и входит в состав двух особо охраняемых природных территорий – Прибайкальского национального парка и Байкало-Ленского заповедника (недавно объединенных). С этой местностью связано множество преданий, а местное население считает себя особой группой бурятских родов – «горные буряты», главное занятие которых мужское – рыболовство и охота. Конфессиональный состав шаманисты.

Автор фотографии ждет конструктивной критики.

Юрий КузнецовРадующий душу вид и интереснейшее описание. Спасибо за познавательные сведения.
06.10.2017, 08:45:12 |
Павел Жовтюк

Дмитрий Большедворский: В советское время в селе работала ... пекарня ...

А какой там пекли хлеб! Вкуснее его я не ел.
06.10.2017, 09:53:14 |
Дмитрий Большедворский

Юрий Кузнецов: Радующий душу вид и интереснейшее описание.

Спасибо за отзыв. Описание не совсем моё, солянка из трёх источников своего добавил всего пару слов

Павел Жовтюк: А какой там пекли хлеб! Вкуснее его я не ел.

Пекут и сейчас. Не знаю на той же пекарне или нет. Покупали свежий в магазине. В посёлке три магазина, все находятся на одной улице. Ассортимент для сельских магазинов более менее нормальный.
06.10.2017, 19:38:15 |
Дмитрий Большедворский

Юрий Кузнецов: Спасибо за познавательные сведения.

Добавлю ещё из четвёртого источника:

ПОСЕЛОК ОНГУРЕН (120-й км)
Самый северный крупный поселок на берегу Малого Моря (на 1 января 2006 г. – 467
человек, 170 хозяйств). В 5 км от Онгурена в Луковой пади находится минеральный источник. Местное население использует воду при желудочных заболеваниях. Целебные свойства воде придают железо и радон. Температура воды постоянна зимой и летом (+4,2 °C). В северо-западной части Онгуренской впадины на Крестовских озерах есть значительные запасы лечебных грязей. Они известны местному населению еще с прошлого века как эффективное средство при лечении ревматизма, радикулита и других заболеваний.

По описанию И.Д. Черского (1879), в Онгуренской долине на гребне отрога Сон-
гол-Хада находятся три древних «каменных сооружения из плит высотой полтора аршина. Они похожи на жертвенники и у бурят называются хан».

С.Волков в свой книге «По Байкалу»

Местность достаточно интересная в плане исторических обектов:

Ученые обнаружили древние ритуальные комплексы и могильники на берегу Байкала

Ученые ИРНИТУ обнаружили ритуальные комплексы, могильники и стоянки эпохи неолита – железного века в окрестностях поселка Онгурен Ольхонского района в Иркутской области. Заказчиком исследований выступил Центр по сохранению историко-культурного наследия региона. Экспедиция проводилась с целью уточнения местоположения и границ уже известных археологических памятников, о которых имелись лишь обрывочные сведения. Об этом ИА IrkutskMedia сообщили в пресс-службе Иркутского национального исследовательского технического университета.

Таким образом, кроме восьми известных объектов ученые ИРНИТУ открыли в районе Онгурен еще шесть интересных памятников древности.

"Территория северо-восточного Приольхонья слабо изучена, несмотря на то, что первые археологические и этнографические объекты были открыты еще в конце 19 века исследователем Иваном Черским и этнографом Бернгардом Петри в начале 20 века. Позже стало известно, что в этой местности расположены стоянки древнего человека и другие интересные памятники. Центр сохранения наследия Иркутской области поручил нам уточнить местоположение и границы археологических и этнографических объектов, чтобы поставить их под государственную охрану. В наши задачи входили определение границ, тщательное описание и фотофиксация объектов культурного наследия", — подчеркнул доцент кафедры истории и философии ИРНИТУ Дмитрий Кичигин.

Подробнее: [url]http://irkutskmedia.ru/news/622007/[/url]

06.10.2017, 20:03:32 |
Надежда Степанцова

Юрий Кузнецов:  Радующий душу вид

((( А мне очень грустно от обилия сгоревшего леса...
10.10.2017, 22:38:50 |
Дмитрий Большедворский

Надежда Степанцова: очень грустно от обилия сгоревшего леса...

Это следы от пожаров 2015 года. Карта гарей в окрестностях Онгурена за 2015 год:

На вскидку 250000-300000 гектар!

[PHOTO;id=98409]
11.10.2017, 00:00:42 |
МаксимПоселок пользуется вниманием
федеральных каналов http://ren.tv/novosti/2017-10-04/glava-irkutskogo-sela-ob-absurdnom-peshehodnom-perehode-mozhet-kraskoy-po-zemle
11.10.2017, 00:09:58 |
МаксимУ кого нибудь есть информация о брошенной деревне Анай, находилась перед ближним Кочерикова, налево, там и сейчас есть дорога?