Побывать на Быстринской Гриве, на её почти двадцатикилометровом выступе, там где Иркут словно волшебным лобзиком «пропилил» горы и вырвался из ущелья на свободу, хотелось давно, но по разным причинам мероприятие откладывалось. И вот в январе 2014 г на зимние каникулы мы решили пройти следующий маршрут: Анчукхр. Быстринская Грива – руч. Домашний – р. Иркут – падь Ондрина – хр. Безымянный (водораздел р. Тойсук – Бурлик) – г. Тойсик 1519,9 м – хр. Чёрная Грива – г. Красный Камень 1117,5 м – пос. Тальяны. Всего по маршруту 89 км. Запасной вариант - выход по Иркуту на ст. Глубокая.

2 января.

Светает, маршрутка проезжает пос. Култук непривычно тихий и заснеженный.

На крышах домов сугробы снега. Люди отдыхают после новогодних застолий. После 16 км, на спуске, сворачиваем с основной трассы А-164, проезжаем первую деревеньку Быстрая, въезжаем во вторую и сворачиваем по ходу направо на просёлочную дорогу. Дорога забирает вверх мимо кладбища на перевальчик через небольшую гриву, отделяющую долину р. Бол. Быстрая от хребта Быстринская Грива. На дороге свежий снег и наш водитель «Истаны» рассудил, что ехать далее не стоит, можно и застрять. Мы не в обиде, отсюда с перевальчика до входа в падь Тибакша уже недалеко. Погода непонятная, -15º С, пробрасывает снежком. Перекусываем и стартуем с перевальчика по дороге к пади Тибакша, началу маршрута. Сносная дорога выводит на покосы и загон для скота, слева от дороги какие то бетонные развалины с времён «перестройки». Дальний край загона, расположенный ближе к склону Быстринской Гривы, и есть тупик для обычной машины. Отсюда до входа в падь Тибакша остаётся полкилометра. Вверх по пади поднимается дорожка, которая ближе к верху сильно заросла порослью ивы и ольхи. Теряем дорожку и тропим наверх правым склоном. Снега не много и вскоре выбираемся на горизонталь. Сквозь кусты просматриваются долины р. Бол. и Мал. Быстрая и левый склон р. Иркут. Следуя по нанесённой на карту тропе, двигаемся по линии заросшего осиной узкого гребня и натыкаемся на старый тракторный след, идущий в нужном направлении. Пытаюсь идти в лыжах, но в конце концов снимаю по примеру мудрого Михалыча. Саша с Виктором впереди идут в лыжах. Этот участок гребня небольшой и по следу мы быстро выходим на дорогу, которой нет на карте (на этом участке гривы). Дорога, судя по всему, поднимается по долине р. Култучная и стыкуется с тропой из пади Тибакша. Эта дорога проходит по водоразделу хребта Быстинская Грива и за 5 км от выступа теряется. Выглянуло солнце, и открылись первые виды. Тепло и лыжи немного «подлипают». Проходим табличку, закреплённую на лиственнице - Заказник Иркутский и кормушки для копытных. Видимо егеря посещают и следят за лесным хозяйством. После отворота дороги на ручей Домашний основная дорога пошла на спуск, а мы пошли по горизонтали по лесу, чтобы зря не сбрасывать высоту и вышли к вечеру к группе останцов. Чтобы осмотреться, поднялись на скальник и увидели впереди глубокий, врезанный в рельеф распадок, разделяющий гриву. Вот почему дорога пошла резко вниз, за то эта группа останцев одна из немногих на гриве обзорных точек. Пока ставим лагерь, Саша Казиначиков и Лёша Редькин находят дорогу на крутом склоне прямо под нами, ниже на сто метров по высоте.

3 января.

Вчера вечером, решили сходить на выступ радиально налегке. Берём с собой обед, котлы, топор и пилу. Спускаемся на дорогу пешком и надеваем лыжи. Дорога проходит чуть выше истока глубокой пади и поднимается серпантином на хребет. Поднимаемся и мы с первыми лучами солнца. Погода непонятная – 15º С. Петляем по хребту и скатываемся по дороге на очередную седловину. Далее дорогу теряем либо она заросла молодым сосняком или закончилась. Отсюда до края выступа около 5км. В лыжах поднимаемся наверх из распадка, находим линию гребня. Сквозь просветы в лесу просматривается дальнейший путь по гребню. Гребень скалистый и далее лучше идти пешком, тем более что снега мало. По оси гребня проходит тропка, видны следы старых подрубок кустов, небольших деревьев. Искусственные завалы кустов напоминают орудия ловли для кабарги или кабанов. Похожие завалы я видел когда то на р. Билюта. Гребень заметно стал уже и наконец- то появился, какой- то обзор на долину р. Иркут, правда, к этому моменту небо затянуло тучами. С гребня видны далёкие горы, цепь Тункинских гольцов, ущелье р. Иркут. Самое примечательное, что можно практически с одной точки наблюдать меандр Иркута по одну и другую стороны гребня. Смотрю сверху на ущелье и удивляюсь природным силам! Невольно вспомнилась бурятская сказка о женитьбе Иркута, которого отверг седой Байкал и Иркут, вопреки выбору красавицы Ангары, бросился через горы навстречу Ангаре, но было уже поздно. Ангара оказалась в объятиях богатыря Енисея. По М.Н. Мельхееву гидроним Ангара у Эвенков и Бурят означает «рот», «пасть», а в переносном смысле расщелина, каньон, но ведь и Анчук – местность буквально перед входом в «пасть»? Есть ли между двумя этими названиями взаимосвязь? Находим у Э.М. Мурзаева гидроним Ан, карстовый провал на плато Устюрт (тюрк.), ущелье, падь (якут.). То есть у разных народов гидроним Ан имеет одинаковый смысл и топоним Анчук явно связан с водой. Интересный вопрос, почему Иркут изменил своё направление течения в Анчуке, развернулся и бросился в «пасть»? Возможно (мнение автора), он не смог преодолеть архейские гнейсо - граниты Быстринской Гривы и развернулся по пути наименьшего сопротивления, по оси Главного Саянского разлома, ослабленной зоне выполненной раздробленными и перетёртыми тектоникой породами. На тектонической карте Байкала ущелье р. Иркут после Анчука чётко совпадает с осью разлома. Фактически это не просто ущелье, а именно 20 км участок Главного Саянского разлома, который можно вот так просто наблюдать! Последние метры подъёма по гребню и вот вершинка 1159 м. Далее начинается спуск к Иркуту. Вершинка в лесу, но есть обзор на север – северо-запад. Пока варим пельмени лёгкий на подъём, Алексей успевает спуститься до промежуточной вершинки на триста метров ниже по оси гребня. С вершинки есть обзор на запад. По своему пути в 20 ч 30 м при свете налобных фонариков приходим в лагерь.

4 января.

Кажется, что термометр сломался, стрелка застыла на отметке -15º. С рассветом выходим по своей лыжне до сворота на руч. Домашний. За один переход выходим на уже знакомое место, отдыхаем и начинаем спуск по дороге в падь. Тишина, вокруг кедровый лес и только слышен скрип лыж. Вдруг из снега с шумом взлетела тетёрка и, ломая ветки, затихла в лесу. Дорожка спустилась к ручью, перешла на левый борт и вскоре закончилась. Идём левым бортом ручья по старой тропе. Сначала в лыжах, но затем снимаем лыжи, так как тропа завалена колодами и идти лучше пешком. Затёсы затянуты смолой, зарубки почернели от времени. Находим обвалившуюся ловушку на соболя? В нижнем течении ручья надеваем лыжи и быстро выходим на Иркут. Отсюда, от устья ручья, видно выступ Быстринской Гривы и падь Ондрина, по которой предстоит подъём. Переходим на левый берег Иркута и углубляемся в падь. Метров через 150 выходим на зимовьё. Зимовьё в хорошем состоянии. Падь Ондрина оказалась крепким орешком. Снега уже по колено и выше в отличие от правобережья Иркута. Рододендрон Даурский в рост человека, ольха и кизил белый образуют сплошные заросли. На подъём тропим без рюкзаков, сменяя друг друга, и только к вечеру выходим к началу хребта, отм. 1300м.

5 января.

Ночью задуло, засвистело в печной трубе, погода испортилась, посыпал снежок. С утра -14º С. Наша первая цель, вершина Тойсик. На хребте снег рыхлый, глубина тропления лыжни выше колена. Кругом кедровый лес, но кажется, что он совсем не защищает от поднявшейся метели. Движение по навигатору и компасу. Многочисленные вершинки на хребте в виде останцев и в хорошую погоду здесь было бы интересно осмотреться и походить. Двигаемся по горизонтали хребта и вдруг выходим на старую колею среди леса. Видимо когда то её использовали промысловики, заготовители кедрового ореха? К вечеру подходим к вершинке, по координатам должна быть Тойсик, решаем её обойти, чтобы взобраться, и при обходе видим вершину ещё выше, вот она г.Тойсик 1519,9 м. Спускаемся на седло перед вершиной, пьём чай из термосов и проводим «военный совет». Через час начнёт темнеть. В условиях метели подняться не успеем. Решаем отложить восхождение на будущее. Прямо с седла перед г. Тойсик начинаем крутой спуск в «репах» на восток–северо-восток в сторону перевала «Тойбур» (условно) между реками Тойсик и Бурлик. Сбрасываем высоту и сразу тишина в густом лесу. Откидываю капюшон штормовки. Продолжаем спуск и в километре от перевала вновь выходим на засыпанную снегом колею среди леса. Находим сушину и прямо на дороге вытаптываем место под палатку и ставим лагерь. Ну и денёк! После ужина обсуждаем дальнейший путь и смотрим карту. Становится ясно, что по такому снегу мы не успеем пройти хребет Чёрная грива. Боимся опоздать на работу. Решаем выходить по р. Левый Бурлик на Иркут и далее в Глубокую.

6 января.

– 27º С, термометр исправился, погода «звенит». Вокруг чудный лес. Спускаемся на р. Лев. Бурлик. На карте по левому берегу реки обозначена тропа. Долго её «подсекаем», но не находим и идём просто вниз по руслу, продираясь сквозь ветви деревьев. Наледей мало, то и дело попадаются «зашкуренные « стволы сосёнок, значит, лес живой и живёт своей жизнью. Мороз крепчает, идём по реке, и вдруг Саша Ермаков проваливается под лёд, но намокнуть не успевает, Виктор быстро помогает ему выбраться из промоины. Ставим лагерь в двух километрах от Иркута.

7 января.

-32º С. Завтракаем в палатке и собираемся. Выходим, только забрезжил рассвет. Чем ближе к Иркуту, тем больше кустов. Ветви под действием снега образуют естественные петли, в которые всё время стараются попасть лыжи. Вдруг проявляется тропка, которая выводит прямо к красивой скале, под которую устремляется речка перед впадением в Иркут. Выходим из кустов на Иркут и сразу чувствуем простор и ширь реки. Иркут для нас как ручей домашний для охотников. Нетронутую белизну снега нарушают цепочки следов лисицы, аккуратно обходящие прибрежные кустики. Сразу набираем скорость и идём практически по ровной поверхности до впадения левого притока руч. Смоляной. Далее сильное торошение и пропарины по фарватеру Иркута заставляют прижаться к берегу и идти по следам лисы, безошибочно выбирающей наилучший путь. К 18 ч приходим на устье р. Бол. Зазара. Ура! Есть «бурановский» след и ещё по нему след машины, которая буквально исковеркала всю поверхность дороги. Находим отлетевшее зеркало. Снимаем лыжи и идем пешком. В деревню Бол. Глубокая пришли в 23 ч. Кто- то вспомнил, что на горе есть харчевня «Каретный двор». Пришли, отогрелись, наелись, а главное напились чая. Спасибо работникам харчевни! Заказали маршрутку и в 3 утра 8 января были дома. До свидания Иркут!

Фрагмент карты по лыжному маршруту

Место старта

Подход к Пади Табакша

Иркут перед входом в ущелье

Старая колея по хр. Быстринская грива

Табличка на дороге. Быстринская грива

Дорогу осилит идущий

Сворот с дороги

Скальники в районе первой ночёвки

Взгляд на Тункинские гольцы с хр. Быстринская грива

Старая дорога по хр. Быстринская грива

Пик Черского

Подъём на гриву после провала

Далее пешком

Вид с гребня Быстринской гривы на г.Быстринская сопка 1408,2м

Данилов Ю.М. на гребне

Взгляд на левобережье р.Иркут

Иркут в обратном направлении

На подходе к тупиковой вершине 1159м.

Вид с вершины 1159 м на север. Быстринская грива.

Горы далёкие, горы...

Вершинка 1146,7м на спуске к р.Иркут в северо - западном гребне. Быстринская грива.

Долина р.Ирхонцык-Взъём, место впадения в р.Иркут

Кто здесь ходит?

Спуск в Истоки руч.Домашний

Спуск к Иркуту по руч. Домашний

Вид на выступ Быстринской гривы и левобережье р.Иркут

Вид от устья руч Домашний на падь Ондрина

Страж

Вниз по Иркуту

На подходе к Зазаре

Вот и небо солнышко осветило...

Большая Зазара, вечер.

Скальник у места первой ночёвки, высота 1112,4

Ниже зубкогонской шиверы

Егор Полтавченко

Юрий К.(Ирина К.) Егор, мы восхищены отвагой вашей группы! В то время, когда все доедали новогодние тортики и салаты, вы ушли на неделю в поход, ночуя в палатке в 30-ти градусный мороз! Представляем, как вы зарядились энергией, получили массу положительных эмоций и впечатлений. Спасибо Вам за отчёт, и наш респект всей вашей компании!
06.02.2014, 12:14:55 |
Егор ПолтавченкоБольшое спасибо, Юрий и Ирина за отзывы и интерес к отчёту. Конечно, хотелось большего, но как получилось.