Перед поездкой собрал всю имеющуюся на сайтах информацию о пещере Мечта, что находится на берегу оз. Байкал. Оказалось, что правильное называние её Большая Байдинская (Мечта). Рядом, менее чем в 100 метрах, находится вторая пещера Малая Байдинская. Сведений прохождения по пещере оказалось недостаточно. Одни утверждают о сложном спуске, другие, что в пещере даже коленки не испачкали. На шести сайтах выложены координаты Мечты в WGS-84, четыре близкие по значениям друг к другу, две сильно отличались. Для сокращения времени на поиск объекта выписал все координаты (привычка верить людям). Везде упоминается о том, что объект заказной и разграбленный. Много предложений о платном посещении стоимостью от полутора до двух с половиной тысяч рублей. В Вост. Сиб. АГП (Нижняя набережная, д. 14) купил тур. карту за 70 рублей, где есть схема пещеры. Приготовил веревки, страховочное снаряжение, ребята нашли каски. Группой в составе из 9 человек на трех машинах 21 февраля 2014 года выехали из г. Иркутск на одну из маломорских турбаз, где и заночевали. 22 февраля утром выехали на поиск пещеры. Рельеф в этом районе ярко выражен и поиски по карте не представляют ни малейшего труда. Но… Карту не стал брать потому, что взяли с собой гармин (21 век), куда забили эти шесть координат. Грубо по координатам район примерно тот. Спасибо за подставу не товарищам. Заведомый обман, подонки. Четыре значения оказались в трёхстах метрах от пункта триангуляции (наружный знак деревянная пирамида-штатив) на г. Тан-Хан. Одно значение в 10 километрах в оз. Байкал и одно в 350 метрах от пещеры. Благодаря тому, что на посещение пещеры выехали не мы одни, поиски были недолгими. Полевая дорога подходит прямо к самым пещерам. Пошел на разведку спуска с соседней группой, с ней же и дошел до Тронного зала. На спуск понадобилась всего одна веревка 50 метров. Крепились от арматуры тамбура (очень удобно), далее перезакрепление в конце деревянной лестницы (моментально, если есть карабин). От деревянной лестницы до конца первого пролета железной лестницы страховались веревкой, ступени полностью или почти полностью затекли льдом. Остальные пролеты проходятся легко. Соседняя группа оказалась экскурсией с турбазы. Держался немного в сторонке, не для меня её проводили. Инструктор страховал спуски, останавливались для осмотра у Индийской пагоды и Органа, расказывал историю пещеры, обращал внимание на видимые природные рисунки, после осмотра Тронного зала сводил в ход без названия (левый от Обвального зала) и в Параллельный. Интересная экскурсия. Единственное к чему отношусь скептически, так это к приглашению послушать тишину. В обводненных штольнях вода и вентиляция могут с рассудком сыграть злую шутку так же, как во время ночевок в местах слияния горных рек у дыроватых стен каньона. Звучки громкие и реальные. Если в пещере бежит вода и есть движение воздуха, то прислушиваться не всегда приятно. Но вернемся к Мечте, здесь почти сухо и тепло 5° С. Задал инструктору два вопроса по поводу зимующих трех видов летучих мышей и ледяного сталактита Страж. Мышей нет, а Страж 4 года назад высох и новый более не растет. Действительно, не увидел ни одной мышки. Экскурсия ушла в Малую Байдинскую пещеру, а наша группа спустилась в Мечту. 3 часа обследовали пещеру, фотографировались. С фонарями цвета синюшные, а вспышку надо ставить на принудительный режим. В результате игнорирования правил съемки приличных фото получилось немного. После, мокрые от пота, поднялись наверх и выехали ночевать на турбазу. С питанием в поездке шибко не заморачивались. Прилично кормят в заежке около заправки, обслуживание великолепное. Единственно, кто мог подпортить нам настроение, так это трое пьяных бурят, приехавших на машине в магазин за водкой. Только вышел покурить, уже начали цеплять. Вернулся к своим. Те зашли в заежку, посмотрев на нашу компанию, быстро развернулись и уехали. Обломились, значит мало выпили. Мне смешно, когда пьяные инородцы из улусов обзывают меня нерусской мордой или нерусской обезьяной. Почему не обижаюсь, не понимают, ещё больше злятся. Трезвые - милые и добрые люди, пьяные - отмороженные уголовники. 23 февраля выехали с турбазы и к обеду разъехались по домам. Дома в автокаде улучшил, на мой взгляд, схемы пещеры и вбил координаты обоих пещер в WGS-84.

Итоги:

1. Сталактиты сбиты отнюдь не дикими туристами, лезли под потолок с забивкой дюбельных крючьев.

2. Варварски повреждены Индийская пагода, Орган, Виноградная лоза (не понятно зачем, целым без боя натек не срубить, т. к. верхний натек переходит в следующий нижний).

3. Не дикие туристы смачно размалевали голубой краской маркировку, банку размазали, не меньше.

4. Своды и кораллиты расписаны именами копотью от свечек.

5. Внутри входа тоже росписи.

6. Примерное состояние кораллитов: сбиты целиком стенкою 15%, побиты на досягаемой высоте 50%, залиты парафином и плюс копоть надписей 5%, верхний ход (минуя Крокодилову пасть) протоптан прямо по кораллитам, а это минимум 50 квадратных метров, естественная кристаллизация и падение 3%.

7. Друзы кальцитов в Параллельном ходу сбиты на 100%.

8. Пещера замусорена.

9. Над тамбуром всё исписано краской.

По поводу мусора. Устроили в пещере и снаружи по паре типа ОБО в стиле бурятской помойки а ля перевал Шумак. К религии они не относятся. Иноверцы святых мест под землей не устраивают. В основание ОБО в ящичек обязательно укладывается молитвенник. Если на перевале Шумак мусор как-то сходит со снегом и камнями, то в пещере ему деваться некуда.

Обменялись в группе фотографиями. После просмотра на компе решил ещё раз съездить.

Выехали из Иркутска 7 марта втроем на день на автомобиле Лада Калина. У оз. Байкал шел снег. В двух километрах от пещеры один раз метров 50 пришлось подталкивать машину. Кстати, дорога, отмеченная на схеме проезда более длинной, проходима для всех видов транспорта в любое время года. В 12 часов дня мы уже спускались. Не спеша фотографировали, нашлись и мышки, но только одного вида. Собрали весь мусор внутри пещеры, включая два псевдообо. В пещере на полках разложены ртутные термометры, мы их не трогали. Выжгли газовой горелкой (сопло) один размашистый крест маркировки и зачистили его стальной щеткой. К 6 часам вечера вылезли и подняли мусор. Поели в заежке, опять прекрасное обслуживание и вкусная пища, и домой. По дороге из г. Иркутск в направлении Малого моря шла колонна рыбаков. Приключения не кончились, пробили три колеса. Первое полетело из-за эксцентрика. А дальше от п. Баяндай два, сразу по нескольку крупных дыр. Совет, надо к бескамерным покрышкам в дальний путь возить запас целых камер. Бывает, что запаски не хватает. А здесь под рыбачков что-то падлыжили. Пересеклись с рыбаком в шиномонтажке с теми же проблемами.

После анализа обстановки в пещере, убедился, что слухи о вырубке сталактитов и кораллитов для вип-ресторана не беспочвенны. В Иркутской и соседних областях нет такого количества коллекционеров, под которых бы была такая необходимость.

Судя по объявлению на тамбуре, за состояние пещеры отвечает Иркутский детский клуб спелеологов. Метрах в 100-х от Мечты стоит жалкая лачуга, которая вместе с развалившимся туалетом портит пейзаж на оз. Байкал. Видимо там в летний сезон проживают проводники. Наверняка за свои услуги, а не за посещение (они же не Остапы Бендеры), берут деньги. Судя по состоянию объявления, оно висит не первый год. Кто им мешает с помощью 10 литров бензина, паяльной лампы и металлической щётки убрать все надписи при входе? Это раз. Два, наверняка их заправляют продуктами, привозя их на машине. Кто им мешает на обратном пути вывозить многолетнюю помойку у пещеры? Три. Почему бы им не убрать маркировку нарисованную своими же предшественниками спелеологами? Четыре. Кто мешает отмыть с моющим средством для мытья посуды с кораллитов надписи копотью? Кораллиты после попадания жира из копоти никогда уже расти не будут. Если же им так нужна маркировка, то пусть её сделают цивилизованно. Достаточно квадратиков 2х2 сантиметра из светоотражательной пленки (как на барьерке вдоль дороги) привернутых саморезами по трещинам. Лет на 50 хватит и потом саморезы выкрутить не проблема. Если они отвечают за этот природный объект, то пусть отвечают, на приведение в порядок материально больше тысячи рублей не уйдет. Нужны руки. От себя обещаю, что при посещении пещеры буду сводить как минимум одну надпись и выносить-вывозить мусор. Мусор на себе далеко нести не надо, в багажник и до первого по дороге контейнера. Просто. Призываю всех посещающих пещеру не сорить и вести себя подобным образом. Всего за один летний месяц пещера будет чиста и в порядке.

Последние метры спуска по лестнице

Спуск по лестнице

У выхода из Крокодиловой пасти

Силы тяготения не действуют

В ходе Параллельный

Сбитые напрочь друзы кальцита в ходе Параллельный

Первая мышка в Тронном зале

Сбитые кораллиты Обвального зала

Кораллиты Обвального зала

Там же в Обвальном зале

Кораллиты

Вход в Виноградную лозу

Дубль входа в Виноградную лозу

Битые сталактиты Виноградной лозы

Стенка со сталактитами в Виноградной лозе

Натечные образования

У колодца в Виноградной лозе

Обвальный зал со стороны Виноградной лозы

Опять мышка пушистая

Кругом мыши

Краски в обвальном зале не жалели

Пора на выход

Такие образцы рубят для коллекционеров, Урал

Схема подъезда

Схемы пещеры

Михаил Гусев

Александр ИутинскийСпасибо за рассказ!
26.03.2014, 23:00:19 |
Михаил ГусевИ Вам спасибо, что отозвались! Тема "Мечты", в том числе доступ к ней, всегда позиционировалась закрытой для туризма (оборудование тамбура, замки, недостаточность сведений о подъезде и прохождении). На деле оказалась, что в нее получили широкий доступ подростки, любители автографов и иные, кто зарабатывал на вырубке пещерных образований. Плюс не афишировали затаптывание кораллитов верхним ходом, минуя "Крокодилову пасть" и маркировку обвальных глыб после землетрясения. Печальная действительность.
29.03.2014, 20:34:01 |
Александр Иутинский

Михаил Гусев:  И Вам спасибо, что отозвались! Тема "Мечты", в том числе доступ к ней, всегда позиционировалась закрытой для туризма (оборудование тамбура, замки, недостаточность сведений о подъезде и прохождении). На деле оказалась, что в нее получили широкий доступ подростки, любители автографов и иные, кто зарабатывал на вырубке пещерных образований. Плюс не афишировали затаптывание кораллитов верхним ходом, минуя "Крокодилову пасть" и маркировку обвальных глыб после землетрясения. Печальная действительность.