Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

У меня есть одна мечта – чтобы родители маленьких детей умели быть волшебниками и могли исполнять детские мечты. Детская мечта – это сказка, приключение, выполнить её так просто, надо лишь суметь посмотреть на неё глазами ребёнка, а не родителя. Приключение всегда можно придумать, режиссировать и исполнить, если только очень захотеть потратить на это своё «драгоценное взрослое время». Детскую мечту, даже, казалось бы, самую сумасшедшую, всегда можно корректировать, трансформировать, поиграть в неё вместе с ребёнком, и сделать ребёнка счастливым. Станьте волшебниками для своих детей, родители! Для этого не обязательно идти в магазин за танком или пистолетом…

Мы с Илюшей пошли в гости к Витязю. Это был самый первый в жизни поход Илюши. Ему 5 лет, он мой внук. Про походы он знает со слов прабабушки (моей мамы) – что это «бесполезное безделье, когда все работают, а кто-то шатается в своё удовольствие и рискует собой, а мы тут волнуемся, аж сердце болит»… Со слов деда – «пойдёшь в поход, когда станешь мужиком, и не будешь гундосить»… Со слов мамы: «поход – это сказка, но на неё есть время только у бабушки, а нам некогда, лучше давай я куплю тебе пистолет»… Со слов воспитательницы в детском саду: «Не шуми, ты не в лесу! Вот пойдёшь в лес, там и кричи, сколько хочешь». В общем, как ни крути, а поход для Илюши был чем-то очень заманчивым: это что-то очень весёлое, отчего смешно пугается прабабушка (ну так же, как когда он прыгает на батуте или несётся сломя голову с горы на самокате); что-то взрослое, в чём могут участвовать только настоящие мужики, которые не ревут, как говорит дед… Что-то сказочное, но недостижимое для вечно занятых родителей… Что-то беспредельно дозволенное, раз там можно даже кричать сколько хочешь, как говорит воспитательница… И что-то безмерно интересное, и безразмерно большое, раз уж для любимой бабули – это целая жизнь... В общем, вместо пистолета «как у Вани», танчика «как у Серёжи», планшета, «как у Маши», каруселей с утра до ночи, «как у прабабушки», ребёнку было уготовано развлечение «покруче» - поход по тайге Прибайкалья. А всё остальное – потом. Никуда оно не денется.

День был жаркий. Но в тени тайги – хвойный аромат и прохладный влажный воздух. Вышли с электрички на станции Орлёнок в 11 часов и выдвинулись вместе с многочисленной толпой по тропе к скальнику Витязь. Через 8 минут толпа рассортировалась у развилки: одни ушли по нижней тропе, другие – по верхней, третьи – присели позагорать у реки. А мы подождали, когда все пройдут, поправили лямки рюкзаков , сняли лишнюю одежду, побрызгались репеллентами от клещей, достали фотоаппарат, и не спеша потопали вверх, вдвоём. С одной стороны, было жаль, что не собралась компания деток для Илюши, ведь ребёнку со сверстниками всегда интересней, чем с бабулей. С другой стороны – ничто и никто не сможет помешать нашему общению – любимого внука и любимой бабули. Всё, чему я его научу сегодня, всё, что покажу и открою для него, ляжет, как на чистый лист. Без тени сомнения. И это – бесценно. И это очень ответственно.

Ребёнок в 5 лет впитывает всё, что видит и слышит, как губка. Он уже достаточно вырос, чтобы подражать и повторять, но он ещё слишком мал, чтобы не верить. Поэтому всё, чему Вы его научите, будет заложено НАВСЕГДА. Надо быть очень аккуратным с этим возрастом.

В 11.32 – мы у родника на верхней тропе. Один родник уже пройден, но тот был в самом начале подъёма, его все проскакивают мимо за ненадобностью. А этот, верхний родничок, манит прохладой и мирным журчанием. Тут можно и посидеть, поразмышлять, полюбоваться, или подождать отстающих попутчиков. Мой Илюша пил-пил эту волшебную водицу, никак остановиться не мог. Вкусная! С собой тоже в бутылочку набрали. Посидели минуты три, дальше пошли. В 11.43 - мы на просеке. Тут мы догнали большую группу взрослых детей из лагеря Олха, чему Илюша был очень рад и гордился, что идём мы не самые последние, хоть он тут и самый маленький. К этому времени, правда, Илюшин рюкзачок уже перекочевал на бабкины плечи, ну да не беда… (Без ребёнка раньше я забегала сюда за 27 минут от станции, но это так, на всякий случай, вдруг кому пригодится; бывает, что когда торопишься на электричку, полезно знать). Дальше, после просеки, уже нет крутого подъёма, больших камней, тропа выравнивается. В арке ольшанниковых ветвей уютная тропа сказочно-таинственна. Илюша в восторге. Идём в гости к Витязю по туннелю из деревьев.

- Баба, я сорву тебе цветок!

- Не надо, мой мальчик, пусть он растёт красивый и свежий, и радует всех, кто придёт сюда после нас.

- Почему, баба? Я хочу, что бы он тебя радовал!

- А давай его сфотографируем? И он ещё долго будет с нами. И маме покажем, и Юле… Только не рви!

- А давай!

На тропе видим красивую бабочку. Пока бабуля охает, скачет и радуется вокруг неё с фотоаппаратом, внук очень удивлённо наблюдает, а потом, как только я закончила, он подбегает и… топ ногой по бабочке! Раздавил. Я в шоке!

- Илюша! Что же ты наделал? Зачем ты её убил? Ведь она такая красивая, когда живая!

Илья, видя, как я расстроилась, расстроился ещё больше:

- Баба, баба, прости! Только не плачь! Я больше так не буду! - и я вижу, что он совсем не понимает, почему я так огорчена, он искренне просит прощения только потому, что меня огорчил… Спрашиваю:

- Илюша, зачем? – он отвечает вполне разумно:

- Это вредитель. Мы на капусте в огороде всегда бабочек убиваем.

Всё ясно. Нормальная реакция нормального огородника. Родители научили убивать, а бабуля придумала какую-то «красоту»… В течение следующих минут пытаюсь объяснить Илюше, что на капусте в огороде бабочки вредители, а в лесу – их не нужно трогать. Трудно объяснить ребёнку, что и мама с папой - тоже правы… И что разные правды имеют разные стороны в разных жизненных ситуациях… И то, что в одной ситуации – добро, в другой – оказывается совсем наоборот…

- Баба, ну а как же птички? Если они съедят бабочку, они плохие? Их надо убивать?

- Не надо никого убивать. Пусть птички накормят бабочкой своих птенцов, если бабочка не сумеет улететь. Смерть бабочки пойдёт на пользу птенцам. А если бабочку убить просто так, это не принесёт никому пользы.

- Баба, а зачем польза? – ещё один вопрос ставит в тупик.

- Так надо, - иногда это самый понятный ответ для ребёнка 5 лет. Ну, надо, так надо. И точка. Всё сразу понятно. А то развела тут демагогию о том, что такое хорошо и что такое плохо…

Случай с бабочкой меня изумил. Ребёнок, так бездушно затоптавший бабочку, до слёз расстроен оттого, что огорчил этим любимую бабулю. Информация для педагогического размышления. Родители, чаще огорчайтесь, когда Ваши дети шалят или поступают плохо, а не орите на них, и не читайте нотации.

На «перевале» - высшей точке верхней тропы - мы отдыхали в 12.15-12.17. Тут уже Илюша немного подустал, скорей не физически, а от однообразия дороги. Но сидеть долго не захотел: «давай уж быстрей придём, а там будем отдыхать».

Дальше – движение по гребню отрога, ведущему к скальнику Витязь. Тут появилось некоторое разнообразие пути, что для ребёнка очень важно. Выбрали тропинку вниз (их там несколько), не крутую и не пологую, а такую, чтобы можно было спускаться «на палке», и научились работать альпенштоком на склоне. С этими играми и пришли незаметно к юртам Витязя в 13.20. Итого на весь путь ушло 2 часа 20 минут вместе со всеми остановками.

Тут, конечно, усталость всю как рукой сняло, потому что захотелось всё облазить, осмотреть, побегать по мосту, попрыгать по камушкам, заглянуть в юрту, поиграть с котом, побеседовать с дядьками, у которых огромные рюкзаки, (больше самого Илюши!), и с дядьками, которые кидают диски на поляне, и с дядьками, которые болтаются на верёвках со скал… Ну а также и время обеда подошло, да и на вершину скальника надо слазить. Мы же в гости к Витязю пришли! Столько важных дел сразу появилось! Это тебе не по скучной дороге шагать…

В общем, решили мы тут остановиться, в этом весёлом месте. Пошли на правый берег Олхи. Научились ставить палатку! Насобирали дров! Научились разводить костёр! (Тут по секрету мне Илюша сказал, что «спички детям не игрушка», и что я ни в коем случае не должна говорить маме с папой, что он держал их в руках…) Ну вот, что-то я не то опять сделала… Получается, родители одному учат, а бабуля – другому. Не хорошо. Может, и вправду, нельзя было учить ребенка разводить костёр? А вдруг дома захочется повторить, а взрослые не углядят… Приходится опять долго рассуждать о том, что в разных ситуациях одна и та же вещь может оказаться как добром, так и злом. Дома спички – зло. В лесу – жизнь. Хотя тоже могут быть величайшим злом. Поэтому надо очень хорошо уметь с ними ладить. В общем, целая лекция о технике безопасности при работе со спичками и костром. И не только лекция. На практике научились подбирать растопку (береста), готовить место под костёр (очистили от сухой хвои, обложили камнями, поставили рядом ёмкость с водой, сожгли весь мусор вокруг, достали рукавицы для работы с горячим…)

Когда всё готово, можно варить обед. Но суп с тушёнкой – это так скучно! Каждый ребенок, даже впервые попавший в лес, знает: самая вкусная еда – это зажаренная на костре колбаса! Откуда они это знают, ума не приложу:

- Баба, дай-ка, я тебя научу! Только колбасу нарежь мне сама, мне нельзя нож брать. – И дальше в ход идёт веточка, нанизанная на ней колбаска, угольки костра, и вот, уже через минуту, он протягивает мне дымящийся шашлычок. Откуда они это знают? Любой ребёнок, попавший к костру, «изобретёт» это блюдо тут же, не раздумывая, даже если никто его раньше этому не учил.

- Ну, парень, если ты всему так быстро научился, вот тебе подарок, - и я достаю из рюкзака новенький маленький складешок, - будешь теперь сам резать колбасу и строгать прутья.

- Баба-а-а! Это мне?! Да ты что, баба! Правда, мне?! – и заветный подарок, мечта всех мальчишек моего поколения перекочевал в руки счастливого обладателя:

- Баба, но это же не игрушка, у меня мама с папой заберут, нельзя играть ножом!

- А кто сказал, что ты им будешь играть? Ты им будешь колбасу и хлеб резать в походе.

- А дома?

- А дома – как с мамой договоришься. Будешь помогать ей на кухне – хорошо, а будешь баловаться им – заберёт и спрячет.

- Давай уж лучше сразу спрячем…

И опять приходится долго и терпеливо объяснять про разные стороны одной медали: что и ножик (как и бабочка, как и спички) тоже может принести как добро, так и зло… Это в какие руки попадёт.

После обеда мы слазили на скальник Витязь, погуляли по окрестностям, проводили до дороги каких-то заблудившихся тётенек, идущих с Трудного… В общем, совершили массу полезных дел. И совсем не пожалели, что не ушли сегодня на Сказку. Потому что, если бы ушли, не успели бы мы сделать эту массу полезных дел: со спичками, костром, ножичком, колбаской, лазанием по скале и провожанием тётенек… Ах, да, ещё одно очень полезное дело научились делать. Вытаскивать клеща. Не из себя, конечно (мы по всем правилам репеллентами обработались). Две дамы с голыми ногами присели возле нашего костра, чтобы вытащить клещей из своих коленок. Наглядное пособие – как не надо одеваться было продемонстрировано хорошо.

Вечер был светлым. Гроза прошла стороной, слава Богу. Мы к ней были готовы, но она нас миловала. Издали попугала, погрохотала, и ушла. Погулять по ночному лесу с налобным фонариком Илюше не удалось, как он ни мечтал, как ни силился дождаться темноты, уснул засветло. Зайчик. Устал… Летний светлый длинный день сморил маленького походника.

Утром мы отправились обратно по нижней дороге. Привожу только хронометраж пути, может, кому пригодится для похода с малышами.

Подъём – в 6.15, выход – в 7.20

У моста через Олху (где развилка к горнолыжке) – в 8.20-8.25 (5 минут отдых).

У родника нижней тропы – в 8.40-8.45 (5 минут отдых). Набрали воды с собой (гостинец от белочки для сестры Юльки).

На деревянном мосту – в 9.10-9.15 (5 минут отдых).

На станции – в 10.00.

- Илюша, пойдёшь ещё в поход?

- Да-а-а! Баба, давай прямо сейчас!

Начало пути


На верхней тропе


Верхний родник на верхней тропе, чуть ниже просеки


Бабочка


В гостях у Витязя


Мостик через Олху под скальником Витязь


Костровой


Домовёнок


На скальнике Витязь


На скальнике Витязь


Скальник Витязь с места ночлега за мостом


Река Олха


Княженика цветён


Утро на Витязе


У родника на нижней тропе


Бабка



Марина Васильева (Красноштанова)


 ПредыдущаяСтраница 4 из 4: 1 2 3 4 все
Есения

 Олейник Дмитрий: нет. не для любого.


Да, для любого.


 Олейник Дмитрий: Туризм и Краеведение - это не Педагогика.


Хе. Ещё какая!
23.07.2014, 00:11:49 |
Олейник Дмитрий

Скрыт оффтоп

Скрыто модератором (показать)

 Марина Васильева (Красноштанова):  Публиковаться надо, на мой взгляд, не тогда, когда тебе этого очень хочется, а тогда, когда это востребовано другими.



ну да, ну да.

Жил–был один миллиардер. Все у него было — и друзья, и женщины, и яхты, и автомобили, и путешествия… Все. Но чем дальше, тем больше этого миллиардера мучили вопросы: что такое жизнь и в чем ее смысл? Стал он, не жалея денег, обращаться к разным философам, но и те говорили, что затрудняются ему это разъяснить. Наконец он прослышал, что в далекой заброшенной пещере в Тибете живет отшельник, который познал всю мудрость и простыми словами может объяснить, что такое жизнь.

И тогда миллиардер бросил к этакой матери свои яхты и своих подруг и за бешеные бабки снарядил экспедицию в Тибет. Преодолевая палящий зной и ледяную стужу, лавины и камнепады, рискуя жизнью, потеряв своих спутников, наконец добрался миллиардер до заветной пещеры. Внутри пещеры сидел убеленный сединами отшельник. И сказал ему наш миллиардер:
— О, мудрейший, я пришел к тебе издалека. Объясни мне, что такое жизнь и в чем ее смысл?

Отшельник посмотрел на него просветленным взглядом и промолвил:
— Жизнь — это большая медленная река.
— Что?
— Жизнь — это большая медленная река.
— Ты что, одурел, старый козел? — вскричал миллиардер. — Я перся сюда, рискуя жизнью, я затратил кучу денег, я бросил таких друзей, таких баб, такие автомобили, такие удовольствия, такую жизнь — и все это для того, чтобы услышать от тебя такую херню! Просто херню!

Тут у отшельника затряслись губы, он побелел, потом покраснел, потом позеленел и кинулся вглубь пещеры. Через минуту вновь появился с котомкой и обратился к миллиардеру:
— Мужик, это точно? что... жизнь вовсе не большая медленная река?
23.07.2014, 08:48:56 |
hasti-toshimoМне кажется, личные отношения нужно выяснять не на сайте! Если есть какие -то претензии по общим вопросам темы -то да, а переходить на личные оскорбления, всё же, НЕ стоит, Дмитрий! Напишите в личку автору свои претензии и жизнь наладится и у Вас и у сайта!
24.07.2014, 00:56:14 |
Олейник Дмитрийкакие оскорбления, какие претензии?
где?

24.07.2014, 08:11:00 |
Артем К.Дмитрий, вы не правы. Какие-то советы, левая побасенка про миллиардера... А что, по вашему, нужно читателям? Рассказ о том, как компания поднялась на пик Любви и фотографировалась в свадебных нарядах?
25.07.2014, 13:18:54 |
Олейник ДмитрийАтрём, это не советы, а высказанное мнение.
и конечно оно не претендует на “абсолютно верное”.
просто одно из тысяч….
оно не связано с читателями, а связано с тематикой.

и если выбирать из описания свадебного путешествия на пик Любви vs лекции Макаренко, то на этом ресурсе мне кажется уместнее – первое.
25.07.2014, 16:31:54 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Олейник Дмитрий: и если выбирать из описания свадебного путешествия на пик Любви vs лекции Макаренко, то на этом ресурсе мне кажется уместнее – первое.



А что, мой рассказ "Первый поход" — похож на лекцию Макаренко? Спасибо, польщена. Но Макаренко нет среди моих кумиров педагогики :-)))
Лекции я читать тут не собираюсь (что ж Вы их так боитесь-то...), но у меня есть множество очерков про детей в походных условиях.

Педагогами ВСЕ МЫ СТАНОВИМСЯ рано или поздно, хотим мы этого или нет, как только у нас появляются дети и внуки :-)))
А Вы — разве не педагог? Ведь у Вас есть дети? Вы их воспитываете сами? И у Вас никогда не возникает никаких проблем с воспитанием? Тогда поздравляю: Вы — гениальный педагог, и нам всем есть чему поучиться у Вас! Поделитесь, пожалуйста своим опытом.


25.07.2014, 19:04:26 |
Марина Васильева (Красноштанова)Дорогие друзья! Я рада сообщить Вам, что этот рассказ занял 1 место во Всероссийском конкурсе рассказов "Я — экотурист".
Среди множества других рассказов, почему-то именно этот, скромный небольшой рассказ о походе с ребёнком выиграл. Наверное, всё-таки, очень важна эта тема — воспитание детей...
Пишу об этом не для того, чтобы похвалиться, а для того, чтобы поднять эту тему — походная педагогика.
Предлагаю следующим летом организовать большую компанию с детьми в поход выходного дня в Прибайкалье, и чтобы он был первым у большинства детей, которые пойдут. Приглашаю всех мамочек и папочек, в том числе и своих бывших студентов, которые уже обзавелись детками. Также приглашаю бабушек и дедушек с внуками. Думаю, что детям будет интересно, да и взрослые не заскучают.
Ориентировочные сроки — начало июля.
17.09.2014, 13:13:16 |
Евгений РензинПоздравляю!
17.09.2014, 13:21:17 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо, Евгений! Я не ожидала, что так оценят. Теперь рассматриваю это как "знак" и думаю над продолжением. А ведь на этот поход вдохновил меня рассказ "В гости к сказке". Жаль, что не нашла его через поиск, хотела поблагодарить автора.
Теперь будут запущены аналогичные проекты: "В гости в лосю", "... к бабе Яге", "... к белкам", "... к осени", "... к бобрам" и т.д. А следующим летом — обязательно "... к Байкалу".
17.09.2014, 23:46:38 |
theodor japs

 Марина Васильева (Красноштанова): Педагогами ВСЕ МЫ СТАНОВИМСЯ рано или поздно, хотим мы этого или нет


Думаю, педагоги в природа быть невсегда так просто, здесь необходимо
дозировка тактичность и лучше знание личности персона, независимо это
есть дети или взрослые. Один (почти) всегда есть козырь, — личной пример.

 Марина Васильева (Красноштанова): Я рада сообщить Вам, что этот рассказ занял 1 место


Поздравляю Марина.
18.09.2014, 03:59:22 |
Sara FanМарина, с удовольствием прочитала рассказ и посмотрела фотографии, жаль, что не упросили девушек с клещами в коленках, чтобы они вас с внуком в обнимку зафотографировали у костра (но я думаю, что это дела поправимое — не в последний раз вместе в походе).

Видимо так и надо было, так лучше, чтобы были только вы и лес и сказка, потому что иначе всё было по другому, а важно в первом знакомстве как раз это — научить ребёнка ходить, видеть красоту, ставить палатку, разводить костёр (обращаться с ножом и спичками), это всё очень и очень важные вещи, были бы другие ребятишки, может не до уроков было бы, да и полезно бабушке побыть с внуком, а внуку с бабушкой тет-а-тет.

И поздравляю с победой в конкурсе! Повезло Илюше с бабушкой, с такой бабушкой не заскучаешь
18.09.2014, 09:24:24 |
Sara Fan

 Артем К.: что касается причин брать с собой детей в такие походы, озвучу еще одну - в современном мире (особенно - городе), к сожалению дети все больше отрываются от природы и нормальных, естественных отношений. Особенно этому "способствуют" всякие айподы и планшеты. Не считая себя ретроградом и противником прогресса, полагаю, что для детей это - зло. Открыв этот ящик Пандоры, назад его уже не закроешь: по силе влияния и вовлечения он просто перебивает все остальное. Становятся ненужными и неинтересными книги, "обычные" детские игры. Дети не хотят играть во всякие там догоняшки и войнушку, так как это просто неинтересно. Типичной становится ситуация, когда они элементарно не могут организовать себе развлечение, ноют о том, что им скучно и рано или поздно это должно закончиться планшетом. Если раньше ребенка невозможно было загнать домой с прогулки, то теперь наоборот - выгнать на улицу. Так вот походы (особенно в горы) показывают им реальную, а не виртуальную жизнь. Умение разжигать костер на ветру, оказывается, нужнее, чем складывать кубики в Майнкрафте на айпаде.

полностью согласна, я своих детей просто не могу оторвать от компьютера, а не допускать до него невозможно, так как это прочно вошло в жизнь, и выход в лес, на природу хоть как-то отвлекает детей от компьютера, хотя частенько в электричку берём планшет, а иначе не поедут:))) вообще, я всегда детей спрашиваю, хотят ехать или нет, и если не хотят и есть возможность оставить, то не беру, но вот есть места, где им нравится, куда они сами рвутся, это: Мунку, Мамай, Ольхон, Ворона, Витязь.
18.09.2014, 09:44:49 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Sara Fan: но вот есть места, где им нравится, куда они сами рвутся, это: Мунку, Мамай, Ольхон, Ворона, Витязь.



Эх, на Вороне сейчас красиво, наверное... Золотая осень. И для ребёнка по силам. В гости к Вороне — самое время сейчас...
18.09.2014, 13:29:33 |
 ПредыдущаяСтраница 4 из 4: 1 2 3 4 все
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную