Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

У меня есть одна мечта – чтобы родители маленьких детей умели быть волшебниками и могли исполнять детские мечты. Детская мечта – это сказка, приключение, выполнить её так просто, надо лишь суметь посмотреть на неё глазами ребёнка, а не родителя. Приключение всегда можно придумать, режиссировать и исполнить, если только очень захотеть потратить на это своё «драгоценное взрослое время». Детскую мечту, даже, казалось бы, самую сумасшедшую, всегда можно корректировать, трансформировать, поиграть в неё вместе с ребёнком, и сделать ребёнка счастливым. Станьте волшебниками для своих детей, родители! Для этого не обязательно идти в магазин за танком или пистолетом…

Мы с Илюшей пошли в гости к Витязю. Это был самый первый в жизни поход Илюши. Ему 5 лет, он мой внук. Про походы он знает со слов прабабушки (моей мамы) – что это «бесполезное безделье, когда все работают, а кто-то шатается в своё удовольствие и рискует собой, а мы тут волнуемся, аж сердце болит»… Со слов деда – «пойдёшь в поход, когда станешь мужиком, и не будешь гундосить»… Со слов мамы: «поход – это сказка, но на неё есть время только у бабушки, а нам некогда, лучше давай я куплю тебе пистолет»… Со слов воспитательницы в детском саду: «Не шуми, ты не в лесу! Вот пойдёшь в лес, там и кричи, сколько хочешь». В общем, как ни крути, а поход для Илюши был чем-то очень заманчивым: это что-то очень весёлое, отчего смешно пугается прабабушка (ну так же, как когда он прыгает на батуте или несётся сломя голову с горы на самокате); что-то взрослое, в чём могут участвовать только настоящие мужики, которые не ревут, как говорит дед… Что-то сказочное, но недостижимое для вечно занятых родителей… Что-то беспредельно дозволенное, раз там можно даже кричать сколько хочешь, как говорит воспитательница… И что-то безмерно интересное, и безразмерно большое, раз уж для любимой бабули – это целая жизнь... В общем, вместо пистолета «как у Вани», танчика «как у Серёжи», планшета, «как у Маши», каруселей с утра до ночи, «как у прабабушки», ребёнку было уготовано развлечение «покруче» - поход по тайге Прибайкалья. А всё остальное – потом. Никуда оно не денется.

День был жаркий. Но в тени тайги – хвойный аромат и прохладный влажный воздух. Вышли с электрички на станции Орлёнок в 11 часов и выдвинулись вместе с многочисленной толпой по тропе к скальнику Витязь. Через 8 минут толпа рассортировалась у развилки: одни ушли по нижней тропе, другие – по верхней, третьи – присели позагорать у реки. А мы подождали, когда все пройдут, поправили лямки рюкзаков , сняли лишнюю одежду, побрызгались репеллентами от клещей, достали фотоаппарат, и не спеша потопали вверх, вдвоём. С одной стороны, было жаль, что не собралась компания деток для Илюши, ведь ребёнку со сверстниками всегда интересней, чем с бабулей. С другой стороны – ничто и никто не сможет помешать нашему общению – любимого внука и любимой бабули. Всё, чему я его научу сегодня, всё, что покажу и открою для него, ляжет, как на чистый лист. Без тени сомнения. И это – бесценно. И это очень ответственно.

Ребёнок в 5 лет впитывает всё, что видит и слышит, как губка. Он уже достаточно вырос, чтобы подражать и повторять, но он ещё слишком мал, чтобы не верить. Поэтому всё, чему Вы его научите, будет заложено НАВСЕГДА. Надо быть очень аккуратным с этим возрастом.

В 11.32 – мы у родника на верхней тропе. Один родник уже пройден, но тот был в самом начале подъёма, его все проскакивают мимо за ненадобностью. А этот, верхний родничок, манит прохладой и мирным журчанием. Тут можно и посидеть, поразмышлять, полюбоваться, или подождать отстающих попутчиков. Мой Илюша пил-пил эту волшебную водицу, никак остановиться не мог. Вкусная! С собой тоже в бутылочку набрали. Посидели минуты три, дальше пошли. В 11.43 - мы на просеке. Тут мы догнали большую группу взрослых детей из лагеря Олха, чему Илюша был очень рад и гордился, что идём мы не самые последние, хоть он тут и самый маленький. К этому времени, правда, Илюшин рюкзачок уже перекочевал на бабкины плечи, ну да не беда… (Без ребёнка раньше я забегала сюда за 27 минут от станции, но это так, на всякий случай, вдруг кому пригодится; бывает, что когда торопишься на электричку, полезно знать). Дальше, после просеки, уже нет крутого подъёма, больших камней, тропа выравнивается. В арке ольшанниковых ветвей уютная тропа сказочно-таинственна. Илюша в восторге. Идём в гости к Витязю по туннелю из деревьев.

- Баба, я сорву тебе цветок!

- Не надо, мой мальчик, пусть он растёт красивый и свежий, и радует всех, кто придёт сюда после нас.

- Почему, баба? Я хочу, что бы он тебя радовал!

- А давай его сфотографируем? И он ещё долго будет с нами. И маме покажем, и Юле… Только не рви!

- А давай!

На тропе видим красивую бабочку. Пока бабуля охает, скачет и радуется вокруг неё с фотоаппаратом, внук очень удивлённо наблюдает, а потом, как только я закончила, он подбегает и… топ ногой по бабочке! Раздавил. Я в шоке!

- Илюша! Что же ты наделал? Зачем ты её убил? Ведь она такая красивая, когда живая!

Илья, видя, как я расстроилась, расстроился ещё больше:

- Баба, баба, прости! Только не плачь! Я больше так не буду! - и я вижу, что он совсем не понимает, почему я так огорчена, он искренне просит прощения только потому, что меня огорчил… Спрашиваю:

- Илюша, зачем? – он отвечает вполне разумно:

- Это вредитель. Мы на капусте в огороде всегда бабочек убиваем.

Всё ясно. Нормальная реакция нормального огородника. Родители научили убивать, а бабуля придумала какую-то «красоту»… В течение следующих минут пытаюсь объяснить Илюше, что на капусте в огороде бабочки вредители, а в лесу – их не нужно трогать. Трудно объяснить ребёнку, что и мама с папой - тоже правы… И что разные правды имеют разные стороны в разных жизненных ситуациях… И то, что в одной ситуации – добро, в другой – оказывается совсем наоборот…

- Баба, ну а как же птички? Если они съедят бабочку, они плохие? Их надо убивать?

- Не надо никого убивать. Пусть птички накормят бабочкой своих птенцов, если бабочка не сумеет улететь. Смерть бабочки пойдёт на пользу птенцам. А если бабочку убить просто так, это не принесёт никому пользы.

- Баба, а зачем польза? – ещё один вопрос ставит в тупик.

- Так надо, - иногда это самый понятный ответ для ребёнка 5 лет. Ну, надо, так надо. И точка. Всё сразу понятно. А то развела тут демагогию о том, что такое хорошо и что такое плохо…

Случай с бабочкой меня изумил. Ребёнок, так бездушно затоптавший бабочку, до слёз расстроен оттого, что огорчил этим любимую бабулю. Информация для педагогического размышления. Родители, чаще огорчайтесь, когда Ваши дети шалят или поступают плохо, а не орите на них, и не читайте нотации.

На «перевале» - высшей точке верхней тропы - мы отдыхали в 12.15-12.17. Тут уже Илюша немного подустал, скорей не физически, а от однообразия дороги. Но сидеть долго не захотел: «давай уж быстрей придём, а там будем отдыхать».

Дальше – движение по гребню отрога, ведущему к скальнику Витязь. Тут появилось некоторое разнообразие пути, что для ребёнка очень важно. Выбрали тропинку вниз (их там несколько), не крутую и не пологую, а такую, чтобы можно было спускаться «на палке», и научились работать альпенштоком на склоне. С этими играми и пришли незаметно к юртам Витязя в 13.20. Итого на весь путь ушло 2 часа 20 минут вместе со всеми остановками.

Тут, конечно, усталость всю как рукой сняло, потому что захотелось всё облазить, осмотреть, побегать по мосту, попрыгать по камушкам, заглянуть в юрту, поиграть с котом, побеседовать с дядьками, у которых огромные рюкзаки, (больше самого Илюши!), и с дядьками, которые кидают диски на поляне, и с дядьками, которые болтаются на верёвках со скал… Ну а также и время обеда подошло, да и на вершину скальника надо слазить. Мы же в гости к Витязю пришли! Столько важных дел сразу появилось! Это тебе не по скучной дороге шагать…

В общем, решили мы тут остановиться, в этом весёлом месте. Пошли на правый берег Олхи. Научились ставить палатку! Насобирали дров! Научились разводить костёр! (Тут по секрету мне Илюша сказал, что «спички детям не игрушка», и что я ни в коем случае не должна говорить маме с папой, что он держал их в руках…) Ну вот, что-то я не то опять сделала… Получается, родители одному учат, а бабуля – другому. Не хорошо. Может, и вправду, нельзя было учить ребенка разводить костёр? А вдруг дома захочется повторить, а взрослые не углядят… Приходится опять долго рассуждать о том, что в разных ситуациях одна и та же вещь может оказаться как добром, так и злом. Дома спички – зло. В лесу – жизнь. Хотя тоже могут быть величайшим злом. Поэтому надо очень хорошо уметь с ними ладить. В общем, целая лекция о технике безопасности при работе со спичками и костром. И не только лекция. На практике научились подбирать растопку (береста), готовить место под костёр (очистили от сухой хвои, обложили камнями, поставили рядом ёмкость с водой, сожгли весь мусор вокруг, достали рукавицы для работы с горячим…)

Когда всё готово, можно варить обед. Но суп с тушёнкой – это так скучно! Каждый ребенок, даже впервые попавший в лес, знает: самая вкусная еда – это зажаренная на костре колбаса! Откуда они это знают, ума не приложу:

- Баба, дай-ка, я тебя научу! Только колбасу нарежь мне сама, мне нельзя нож брать. – И дальше в ход идёт веточка, нанизанная на ней колбаска, угольки костра, и вот, уже через минуту, он протягивает мне дымящийся шашлычок. Откуда они это знают? Любой ребёнок, попавший к костру, «изобретёт» это блюдо тут же, не раздумывая, даже если никто его раньше этому не учил.

- Ну, парень, если ты всему так быстро научился, вот тебе подарок, - и я достаю из рюкзака новенький маленький складешок, - будешь теперь сам резать колбасу и строгать прутья.

- Баба-а-а! Это мне?! Да ты что, баба! Правда, мне?! – и заветный подарок, мечта всех мальчишек моего поколения перекочевал в руки счастливого обладателя:

- Баба, но это же не игрушка, у меня мама с папой заберут, нельзя играть ножом!

- А кто сказал, что ты им будешь играть? Ты им будешь колбасу и хлеб резать в походе.

- А дома?

- А дома – как с мамой договоришься. Будешь помогать ей на кухне – хорошо, а будешь баловаться им – заберёт и спрячет.

- Давай уж лучше сразу спрячем…

И опять приходится долго и терпеливо объяснять про разные стороны одной медали: что и ножик (как и бабочка, как и спички) тоже может принести как добро, так и зло… Это в какие руки попадёт.

После обеда мы слазили на скальник Витязь, погуляли по окрестностям, проводили до дороги каких-то заблудившихся тётенек, идущих с Трудного… В общем, совершили массу полезных дел. И совсем не пожалели, что не ушли сегодня на Сказку. Потому что, если бы ушли, не успели бы мы сделать эту массу полезных дел: со спичками, костром, ножичком, колбаской, лазанием по скале и провожанием тётенек… Ах, да, ещё одно очень полезное дело научились делать. Вытаскивать клеща. Не из себя, конечно (мы по всем правилам репеллентами обработались). Две дамы с голыми ногами присели возле нашего костра, чтобы вытащить клещей из своих коленок. Наглядное пособие – как не надо одеваться было продемонстрировано хорошо.

Вечер был светлым. Гроза прошла стороной, слава Богу. Мы к ней были готовы, но она нас миловала. Издали попугала, погрохотала, и ушла. Погулять по ночному лесу с налобным фонариком Илюше не удалось, как он ни мечтал, как ни силился дождаться темноты, уснул засветло. Зайчик. Устал… Летний светлый длинный день сморил маленького походника.

Утром мы отправились обратно по нижней дороге. Привожу только хронометраж пути, может, кому пригодится для похода с малышами.

Подъём – в 6.15, выход – в 7.20

У моста через Олху (где развилка к горнолыжке) – в 8.20-8.25 (5 минут отдых).

У родника нижней тропы – в 8.40-8.45 (5 минут отдых). Набрали воды с собой (гостинец от белочки для сестры Юльки).

На деревянном мосту – в 9.10-9.15 (5 минут отдых).

На станции – в 10.00.

- Илюша, пойдёшь ещё в поход?

- Да-а-а! Баба, давай прямо сейчас!


Показать фотоотчёт полностью


Марина Васильева (Красноштанова)


 ПредыдущаяСтраница 3 из 4:  1 2 3 4 всеСледующая 
И. ФефеловТо-то и оно, что это слишком широко.
Один вот из знакомых эмигрантов материальное положение имеет очень приличное что по тамошним (США), что, конечно, и по российским меркам, но вот социальное положение у него там теперь... он, как говорится, попал...
Другой, собственно, по какой главной причине уехал — не устраивала в первую очередь манера общения между людьми (в том числе между занимающим служебное положение и не занимающим такового, хотя и не только).
Впрочем, оффтопик уже пошел.
18.07.2014, 16:37:36 |
Марина Васильева (Красноштанова)Вот здесь можно почитать про нашего товарища Анатолия Чернышёва, который был нашим первым гидом (но не последним) по Новой Зеландии:
http://www.tourister.ru/responses/id_2355
Интереснейший, образованный человек, собеседник, спортивный турист высочайшего уровня. Есть возможность с ним познакомиться 25 июля в Иркутске.
Прошу прощения за отклонение от темы.
18.07.2014, 16:40:53 |
Вячеслав Петухин

 Марина Васильева (Красноштанова): Это всего лишь субъективные мнения отдельно взятых людей.

Так социальный статус это и есть по определению чисто субъективная вещь. В том-то и дело, что физически прожить можно было, но субъективное восприятие жизни многих не устраивало.

 Марина Васильева (Красноштанова): Вы всерьёз думаете, что наш товарищ, проживший 20 лет в Новой Зеландии, не наблюдал, не сравнивал, и не такой вдумчивый, как Ваш знакомый? Или думаете, что я, как идеалист, "перекроила" его слова на свой лад? :-)

Марина, Вы вот сами смайлики ставите, а мой вроде как не замечаете. :-) Для меня слишком важен этот вопрос, чтобы Вы меня переубедили, я слишком много слышал, знаю, думал по этому поводу. Ну а если уж Вы хотите знать по поводу Вашего товарища, то могу сказать, что я думаю, что его мало волнует общая ситуация, судя по Вашим словам, он живёт в удовольствие, как ему нравится. И, конечно же, сейчас у него таких возможностей не меньше, чем 20 лет назад, когда он был чужаком в своей стране. Так что аналитического подхода к ситуации в общем я бы от него ожидал в последнюю очередь...
18.07.2014, 16:43:14 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Вячеслав Петухин: Марина, Вы вот сами смайлики ставите, а мой вроде как не замечаете. :-)


Замечаю, конечно :-)
Кроме Анатолия, мы общались еще 10 дней непрерывно (жили у него) с Сергеем (тоже бывший москвич, живёт в Веллингтоне почти 20 лет), скажу, что его рассказы были совсем не похожими на рассказы Анатолия, но в целом, впечатление — то же. Ещё мы общались с Гордонами (смешанная семья — американка и новозеландец), с 4 семьями чистых новозеландцев, включая их взрослых детей), с тремя русскими гидами по Новой Зеландии, тоже спортивными туристами. Так что я отражаю мнение не одного человека, а нескольких, причём большинство из них — уроженцы страны.
Ну, и читала я о стране очень много и перед отъездом, и после возвращения. Не думаю, что я так уж заблуждаюсь в своём идеализме. Каждый видит то, что хочет видеть — отсюда все корни растут...
18.07.2014, 16:57:30 |
Вячеслав ПетухинМарина, зачем же спорить? Я же сказал, что у меня слишком надёжные источники, чтобы Вы меня переубедили. Так что остаётся только зафиксировать, что наши оценки настроений в Новой Зеландии расходятся.
18.07.2014, 17:30:42 |
Вячеслав ПетухинМарина, а по поводу "родника раздора" :-) у Вас всё же неточно написано. При движении по верхней тропе нет двух разных родников. Там один и тот же ручеёк, сначала тропа проходит рядом с ним снизу, потом приближается к нему перед лэпкой.
18.07.2014, 18:23:25 |
Марина Васильева (Красноштанова)Слава Богу, вернулись к теме :-)
Вячеслав, я вообще не спорю, а лишь констатирую факт наличия родника на верхней тропе (который был оспорен другим человеком). Я не проверяла — один и тот же это родник (ручей ли, уходящий под землю и выныривающий из под неё...), или два разных. Но то, что вода выходит из-под земли в обоих случаях — это факт. Или ещё нужны фотографии, доказывающие это? :-)

Точно также тут был оспорен факт наличия родника и на нижней тропе. Я и тот родник сфотографировала и представила зрителям, если Вы это заметили :-)

18.07.2014, 18:32:11 |
Вячеслав ПетухинНу так или иначе спор у вас с Юрием возник на пустом месте. Оба писали то, что есть, только почему-то не могли понять друг друга. И зря Вы видите оспаривание там, где его совершенно не было. В частности, в наличии родника у нижней дороги никто не сомневался, он давно на сайте указан в качестве объекта, и на схему нанесён и gps-координаты есть (единственное упущение — состав воды не изучен :-)).

Да, и если уж быть совсем точным (раз уж неточности порождают споры, стоит быть максимально точными), то всё же:
1. У нижней дороги явно выраженный родник, выход воды недалеко от дороги.
2. Вдоль верхней тропы течёт ручей. Где уж и как он выходит на поверхность — в виде явного родника или нет — сей факт ни мне, ни одному из моих знакомых неизвестен. :-) Можно, конечно, дойти до истока и посмотреть, стоит ли это называть родником. Вот, нашли повод для исследования. :-)))
18.07.2014, 18:54:33 |
Марина Васильева (Красноштанова)На моём снимке видно, что родник на верхней тропе под ЛЭП выходит из-под земли. Скорее всего, это именно родник и есть. А вот дальше, возможно, он течёт ручьём, то прячась под камни, то выходя из-под земли.

На счёт спора — лучше промолчу, дабы не будить...
18.07.2014, 19:01:00 |
Вячеслав ПетухинНу, по снимку никак точно не скажешь, выходит он из-под земли или нет. Я особо вдоль него не ходил, но по крайней мере течёт он и немного выше того места, где к нему тропа подходит, так что если и есть место явного выхода родника на поверхность, то не в точке съёмки.
18.07.2014, 19:12:10 |
Артем К.Спасибо за очередной интересный и поучительный рассказ! Думаю, курс таких эссе все-таки будет уместен на этом сайте. Что касается причин брать с собой детей в такие походы, озвучу еще одну — в современном мире (особенно — городе), к сожалению дети все больше отрываются от природы и нормальных, естественных отношений. Особенно этому "способствуют" всякие айподы и планшеты. Не считая себя ретроградом и противником прогресса, полагаю, что для детей это — зло. Открыв этот ящик Пандоры, назад его уже не закроешь: по силе влияния и вовлечения он просто перебивает все остальное. Становятся ненужными и неинтересными книги, "обычные" детские игры. Дети не хотят играть во всякие там догоняшки и войнушку, так как это просто неинтересно. Типичной становится ситуация, когда они элементарно не могут организовать себе развлечение, ноют о том, что им скучно и рано или поздно это должно закончиться планшетом. Если раньше ребенка невозможно было загнать домой с прогулки, то теперь наоборот — выгнать на улицу. Так вот походы (особенно в горы) показывают им реальную, а не виртуальную жизнь. Умение разжигать костер на ветру, оказывается, нужнее, чем складывать кубики в Майнкрафте на айпаде. Причем (по крайней мере, у моих детей) с наибольшей теплотой вспоминаются именно трудные походы, которые проходили чуть ли не со слезами. Пересматривают видео, фотографии...
20.07.2014, 20:14:00 |
Марина Васильева (Красноштанова)Артём, большое спасибо за поддержку, за единство взглядов. Действительно, современное поколение сильно отличается от нашего. В моём детстве никто не учил выживанию, мы сами носились по лесам, и ничего не боялись, и всё умели, друг от друга перенимали. Теперь для многих молодых — разжечь костёр без бумаги или розжига и готовых купленных дров — целая проблема.
У меня очень много уже написанных давно рассказов о походах с детьми по Прибайкалью и не только, если это будет востребовано на данном сайте, мне не составит труда их опубликовать. Да и мои ученики были бы рады почитать о себе спустя много лет. Единственно, что меня смущает — тематика сайта: не хотелось бы "навязывать" свою походную педагогику читателям, ждущих материалов о природе Байкала. (Хотя, в самом-то деле, тут уж чего только нет на форуме... :-)))
21.07.2014, 04:33:31 |
Артем К.Вот-вот, действительно — чего здесь только нет. Может, ветка про походы с детьми даже станет изюминкой сайта: на других я такого не встречал. Кроме того, я думаю, в Ваших рассказах кроме педагогики есть еще и про маршруты, как шли и т. д. Этот рассказ — тому пример.
21.07.2014, 09:00:56 |
Есения

 Марина Васильева (Красноштанова): Единственно, что меня смущает - тематика сайта: не хотелось бы "навязывать" свою походную педагогику читателям, ждущих материалов о природе Байкала.


Тематика сайта как раз что ни на есть подходящая, очевидно ж.

Здесь полезно бывать всем.
Наличие умения и желания читать приветствуется ;)

Кто знает! вполне вероятно, что ПБ постепенно станет меккой как для
бывалых, так и для начинающих, совсем ещё юных, путешественников;
как для опытнейших, заслуженных, так и для самых-самых младшеньких
научных сотрудников.
21.07.2014, 16:57:03 |
theodor japs

 Марина Васильева (Красноштанова): Единственно, что меня смущает - тематика сайта: не хотелось бы "навязывать" свою походную педагогику читателям, ждущих материалов о природе Байкала


Тогда стоит вопрос, -
Это сайт только для обсуждение фотографии или
обвинения между участники?
Я за публикациа материалы, мы это обязаны для молодые поколение.

 Есения: Наличие умения и желания читать приветствуется ;)


Это достаточно Есения, или я что не понимаю.
21.07.2014, 18:35:15 |
Korben Dallas

 Есения: вполне вероятно, что ПБ постепенно станет меккой


http://lenta.ru/news/2014/07/21/uezdy/
21.07.2014, 18:44:25 |
Есения

 theodor japs: Это достаточно Есения, или я что не понимаю.


Если верно понимаю — да, Вы верно поняли :)
ПБ — это очень познавательно-увлекательно-красиво для любого посетителя,
для читающего — тем более.


(Олег, не поняла, о чём "плач Ярославны"... ;))
21.07.2014, 20:06:03 |
Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо всем за отзывы! Я постараюсь найти время, чтобы опубликовать свои походные "Педагогизмы" (будем считать, что часть из них здесь уже есть).
21.07.2014, 22:11:49 |
Олейник Дмитрий

 Есения:  ПБ - это очень познавательно-увлекательно-красиво для любого посетителя



нет.
не для любого.
Туризм и Краеведение — это не Педагогика.
не сбивайте Марину.
она и понимает, что не в тему и в тоже время хочется опубликовать.....а тут и вы сердешные)))
22.07.2014, 13:34:29 |
Марина Васильева (Красноштанова)

 Олейник Дмитрий: не сбивайте Марину.
она и понимает, что не в тему и в тоже время хочется опубликовать.....а тут и вы сердешные)))



Публиковаться надо, на мой взгляд, не тогда, когда тебе этого очень хочется, а тогда, когда это востребовано другими.
Спасибо, Дмитрий, за "заботу", а то я совсем как телёнок, не понимаю что делаю...
22.07.2014, 19:27:43 |
 ПредыдущаяСтраница 3 из 4:  1 2 3 4 всеСледующая 
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную