Неторопливые омичи в Тункинских Гольцах

Фоторассказ о путешествии с лирическими отступлениями и техническими деталями.

Нитка маршрута: пос. Нилова Пустыньпер. Хобуты (н/к)р. Баром-Голр. Ара-Хобутыр. Яман-Голпер. Обзорный (н/к)р. Нарин-Голр. Шумакр. Перевальная - пер. Ветренный (1Б)р. Лев. Билюта - пер. Байконур (1А)р. Прав. Билютапер. Бепканр. Барун-Хондагайпер. Динозавр (1А)р. Зун-Хондагайпос. Аршан

Сроки прохождения: 14-26 августа 2014 года

Состав группы: Хмелинин Владимир, 59 лет, г. Омск.

Ермолаев Андрей, 44 года, г. Омск

Вместо вступления.

Почему-то именно в Восточный Саян я всегда готовлю маршруты с особым волнением. Возможно, это желание вернуться в походную юность. Ведь именно туда, будучи еще студентами, мы совершали свои первые серьезные путешествия в далекие 70-е годы прошлого (!) века. А может причина в какой-то особой природной гармонии этих мест. Здесь нет вершин, покрытых могучими ледниками. Но иркутским и красноярским альпинистам можно только позавидовать – такой полигон для оттачивания мастерства в суточной доступности! Здесь не так много супер-шестерок для водников – но насколько красивы здешние водные маршруты! Когда смотришь фото прохождения саянских порогов, невольно обращаешь внимание на цветовые оттенки и прозрачность воды. Это не известковая взвесь азиатских или алтайских рек! Ну а саянская тайга с ее разнообразием растительности и живности – особая статья! И, пожалуй, неслучайно творчество знаменитого писателя-топографа Григория Федосеева начиналось с повестей, описывающих маршруты именно в Восточном Саяне.

Большинство моих предыдущих маршрутов в этом районе были пеше-водные. Пешая часть в них была хоть и насыщенной составляющей, но всё же вспомогательной. Да и не очень-то побегаешь с рюкзаком за 40 килограмм! Но так сложилось в жизни, что после более чем 30-летней «карьеры» водника, я увлекся горным туризмом. Ергаки, Алтай, Кавказ… Последние годы меня преследовало желание пройтись и по Вост. Саяну чисто пешеходным маршрутом. И вот, планируя очередной сезон, я подумал: «Если не сейчас, то когда?!..» Над выбором конкретного района дело не стало. В далеком 1977 году я побывал в лыжной четверке в Тункинских гольцах. Тот поход был настолько ярким по впечатлениям, что до сих пор я с удовольствием смотрю сканы слайдов того времени!

При подготовке походов в последние годы для меня самая большая проблема – поиск спутников. Своей постоянной команды, как было в период увлечения водным туризмом, у меня нет. В Омске спортивный туризм, увы, утратил признаки былой массовости. Ну а горный туризм и в лучшие-то годы у нас массовым не был в силу географической расположенности.

Как правило, летний период я расписываю по дням еще зимой, при планировании отпуска. Почему–то в основном народ в поиске спутников начинает проявлять активность за пару месяцев до поездки. И получается, что найти спутника для похода через интернет при невозможности сдвинуть свой жесткий график больше, чем на день-два - большая удача. К тому же, поиск спутника для более-менее серьезного похода через Интернет напоминает лотерею с весьма низким процентом выигрыша. В итоге к началу лета я так и не нашел попутчиков для похода в Тунки. Снимаю каску перед любителями сольных маршрутов, но для себя считаю этот вариант запредельно рискованным.

Тем не менее, был вариант, который назревал еще с зимы. На работе один из сослуживцев наслушался моих рассказов с горящими глазами о пройденных маршрутах, насмотрелся красивых фотографий и стал напрашиваться мне в спутники. В прошлом году я ему отказал, так как собирался в горную двойку на Кавказ. Посоветовал начать с чего-нибудь попроще, съездить на Байкал например. Андрей (так зовут моего товарища по последнему походу) так и сделал. Вдвоем с сыном они побродили по бухтам Байкала в районе Листвянки. При этом немалые вложения были сделаны в приобретение снаряжения. И когда тема совместного похода возникла вновь, отказать Андрею у меня уже язык не повернулся. При этом был почти уверен, что к началу похода удастся найти еще хотя бы одного спутника с опытом, соответствующим сложности маршрута. Но увы, как было сказано выше, надежды мои не оправдались… В общем, мы решительно настроились на совместный поход в минимальном составе.

А вот в чем Интернет оказывает помощь всем и без сбоев – это консультация по маршруту и организация заброски! Именно при подготовке этого путешествия открыл для себя сайт «Природа Байкала». Материалы сайта и общение на форуме дали ответы практически на все вопросы, включая поиск перевозчика к месту начала маршрута.

Дневник путешествия.

12-14 августа. Омск – ст. Слюдянка поездом.

На этом этапе путешествия обычно все предсказуемо и однообразно. Но мы сумели создать элемент экстрима на ровном месте. На подъездах к Иркутску поезд наш опаздывал от расписания часа на два. По расписанию время прибытия в Слюдянку – 5.40 местного. Предупредив проводницу о том, что дальше Слюдянки нам не надо, завалились спать. Просыпаюсь с каким-то чувством тревоги где-то в районе 6 утра. Андрей уже бодрствует.

- Скоро наша станция?

- Да часа два еще…

- Отлично! Успеем позавтракать…

Только мы разложили по столу остатки своих припасов, в купе заглядывает проводница:

- А чего сидите?! Ваша станция!

И действительно, поезд, замедляя ход, приближается к какому-то вокзалу. По расписанию, стоянка две минуты…

Подскакиваем, как ошпаренные, и начинаем судорожно сгребать в кучу разложенные по полкам и столикам вещи. Одновременно высказываем проводнице все, что мы думаем о ней и обо всем коллективе Пассажирского депо ст. Улан-Удэ. Проснувшиеся пассажиры высказывают все, что они думают о нас. В тапочках на босу ногу и с охапками вещей, которые не успели затолкать по рюкзакам, вываливаемся на перрон. Поезд, погудев нам на прощанье, продолжил свой путь по самому берегу Байкала.

Самое время выяснить, что осталось в вагоне. Результат ревизии поверг меня в глубокую печаль – пропала моя личная ложка, которая служила мне талисманом во всех походах за последние почти 40 лет! Дурной знак…

14 августа.

Ст. Слюдянка – приют «Сухое русло» - р. Хобыты.

К нам, еще неотошедшим от десантирования из поезда, подошла женщина (как выяснилось, личный диспетчер и по совместительству жена нашего перевозчика) и спросила, не мы ли заказывали машину до «Сухого русла». Конечно, это были мы, ибо на пустынном утреннем перроне больше не было ни души. Приведя в порядок свои вещи и чувства, идем на погрузку. Дальше поедем с комфортом – на двоих 13-местный китайский микроавтобус. Честно говоря, еще на стадии предварительных переговоров с перевозчиком, была слабая надежда, что прямо на месте найдем желающих проехать в сторону Ниловой Пустыни и тем самым удешевим для себя расходы по заброске. Но территория в окрестностях вокзала была пустынна. Да и желание побыстрее попасть к месту старта уже значительно преобладало над желанием сэкономить на заброске. Едем!

Последний раз ездил по Тункинской трассе в 2006 году при заброске на сплав по Оке Саянской. Отметил для себя, что и трасса, и прилегающие территории стали более обустроенными. Во всяком случае, наше пожелание позавтракать по ходу дела, сразу же поступило в реализацию. Водитель по сотовому набрал хозяйку одной из придорожных кафешек, и через 20 минут мы подъехали к уже накрытому столу. В меню, конечно, местное блюдо – позы называется.

Утренний туман, с утра укрывавший долину, постепенно развеялся, и на горизонте справа по ходу движения показалась цепь Тункинских гольцов. Без всяких там особых предгорий, они стеной под 3000 метров стояли на краю ровной, как стол, долины. Не встречал в Саянах другого места с таким контрастным рельефом!

Даже с учетом остановки на перекус, дорога до стоянки «Сухое русло» заняла чуть больше трех часов. На всем ее протяжении она доступна для передвижения на транспорте любого класса. Сам приют из себя представляет поляну с несколькими домиками из бруса и рядом три колоритных юрты.

Но нас больше привлекла стоящая рядом бортовая машина ЗИЛ-130, явно ожидающая клиентов на дальнейшую заброску по более экстремальной дороге. Однако, познакомившись с расценками, без особых сомнений решаем совершить акклиматизационную пешую прогулку до места, имеющего в отчетах предшественников кодовое название «сараи».

И вот, долгожданный момент – первые шаги на маршруте под рюкзаком! Время старта – 11.00. Отличная погода, хорошая тропа, вершины хребта, просматривающиеся совсем рядом, лишь усиливают стартовую эйфорию. Стартовый вес рюкзаков вполне приемлемый для двухнедельного путешествия – 25 килограмм. Навстречу начинают попадаться группы туристов. В основном, народ идет с Шумакских источников. Все отмечают установившуюся хорошую погоду в горах, и это еще больше повышает наш боевой настрой.

Примерно на половине пути до «сараев» нас догнал тот самый ЗИЛ-130 с приюта. В кабине рядом с водителем всего один пассажир. Видимо, немолодой турист-одиночка, в своем стремлении попасть на Шумак, решил на заброске не экономить. Как-то сама собой рука поднялась для стоп-сигнала. Переговоры были непродолжительными, но продуктивными. Мы решили, что 500 рублей за двоих все же более-менее разумная цена за оставшуюся часть пути. И вот мы уже в кузове машины. Сидим на боковых сиденьях, вцепившись обеими руками в борта. Машину на дорожных ухабах бросает из стороны в сторону, хотя скорость не более 10 км/час. Наши рюкзаки летают по кузову от одного борта к другому. Саянское родео! Хорошо, что этот аттракцион продолжался лишь минут 20…

Под местным названием «сараи» значится небольшая поляна с разворотом для машины. Дальше автомобильная колея приобретает совсем уж экстремальный характер и переходит в тропу, все круче поднимающуюся по склону. Видимо, когда-то в этом месте располагалась база лесорубов, результаты ударной деятельности которых в виде множества старых пней мы наблюдали по дороге сюда.

Появление машины на поляне радостно приветствовали несколько туристских групп, явно рассчитывающих расстаться с парой тысяч рублей за возможность не тащить уже, видимо, надоевшие рюкзаки. Нам же это все пока в охотку, и мы без промедления начинаем подниматься вверх по тропе.

Примерно через час пути с парой привалов, выходим еще на одно примечательное место – «Стрелка». Здесь тропы расходятся по двум направлениям – на пер. Шумак и пер. Хобыты. Место весьма популярное, судя по огромной помойке на краю поляны. Да и сейчас здесь отдыхает пара групп. Время обеда. Вода есть рядом в озере, но ее пригодность для питья сомнительна. Лучше не полениться и спуститься за водой к реке метров на 100 по склону. Дрова в радиусе с километр вокруг поляны давно повыбраны и мы, вскипятившие воду за 15 минут на подножном мусоре с помощью турбопечки, вызвали неподдельный интерес у присутствующих рядом.

Итак, нам по тропе слева от озера к хорошо просматривающейся долине р. Хобыты.

С отрога спускаемся в заболоченную низину. Здесь идти не так комфортно, как по набитой лесной тропе. Но держать направление труда не представляет – наша долина хорошо просматривается в стене хребта.

Несмотря на благоприятную окружающую обстановку, усталость первого ходового дня начинает сказываться. Решаем на первую в этом походе ночевку встать пораньше. Примерно в 17.30 выходим из болотистой низины к уютной стоянке под серпантинным подъемом. Рядом мелкая в общем-то река образует даже небольшой бассейн – прекрасная возможность освежиться.

В 21.00 легли спать, предвкушая завтра не менее интересный и насыщенный день.

15 августа.

Р. Хобуты – пер. Хобуты – р. Баром-Гол.

Еще до начала похода договорились, что будем жить на маршруте по принципу «пораньше ляжем – пораньше встанем». Сказано – сделано! Подъем в 6.30. Вид абсолютно безоблачного неба над головой сразу прогоняет остатки сна и поднимает настроение на нужный уровень. Все-таки хорошая погода именно в начале маршрута – большая удача! Правда наша полянка расположена в тени хребта и прямые лучи солнца попадут сюда не скоро. Одним словом, достаточно свежо. В одной туристской песне поется : «Сентябрь Саянский – это уж не лето. Сентябрь Саянский – холодная зима». А то, что август – уже осень, сомнению не подлежит! И покрытая инеем трава - тому подтверждение.

Завтракаем, собираемся без особой спешки и в 8.45 выходим на тропу. Крутой подъем по серпантину – и вот открывается панорама на весь путь, пройденный за вчерашний день и всю Тункинскую долину до границы с Монголией.

Тропа постепенно выполаживается и выходит на довольно большую поляну вблизи границы леса. Посреди поляны изба. Но при ближайшем рассмотрении находится она в таком состоянии, что останавливаться в ней вряд ли возможно. Крыша повреждена во многих местах, внутри остатки печки и кучи мусора.

Зато с края террасы открывается замечательный вид на водопад в каньоне. И только из-за этого соседства можно порекомендовать эту поляну в качестве места для стоянки.

При беглом обзоре перспектив спуска к водопаду для фотосессии приходим к выводу, что дело это не простое. Поэтому после короткого привала продолжаем путь хорошо заметной тропой по левому берегу реки.

Как и положено некатегорийному перевалу, перевал Хобыты никакой технической сложности не представляет. Надо просто подняться по тропе на широкую седловину водораздела и спуститься. Главное при этом – придерживаться тропы, поскольку из десятков вариантов подъема за многие годы она натоптана самым оптимальным путем.

Предполагалось, что обеденный перекус устроим на перевале. Но темп нашего движения иначе, как «неторопливый» не назовешь. Что тут скажешь – половина группы пенсионного возраста, другая половина первый раз в таких горах. Решаю остановиться на обед под самым перевалом. Благо, что здесь есть вода - один из ручьев, образующих р. Хобуты, и кусочек ровной зеленки рядом. По плану – сухой перекус с водой из ходовых запасов. Но, исходя из складывающейся ситуации, достаем газовую горелку и организуем обед с чаем и длительный отдых на зеленом ковре с вкраплениями эдельвейсов.

Отдых благоприятно сказался на ходовых возможностях нашей группы и за один переход мы уже были рядом с перевальным туром. Причем тур находится на возвышенности рядом с перевальной седловиной, слева по ходу. Видимо сама перевальная седловина в начале лета долго освобождается от снега и тропа идет самым сухим путем. Панорама на дальнейший путь в долину Баром-Гола перед нами во всей красе. На горизонте высятся Китойские гольцы.

Склон перевала Хобуты в сторону Баром-Гола более крутой. Тропа на спуске хорошо отслеживается, но, спустившись к зеленке, начинает теряться на заболоченных участках. Тем не менее, мы за пару непродолжительных переходов уже достигаем места брода на левый берег Баром-Гола. Замечательная солнечная погода без осадков делает немногочисленные пока броды безпроблемными. Ниже брода река уходит в теснину каньона. Тропа выводит нас по левому берегу высоко над рекой. Андрей впервые в подобных местах, и его восхищенные возгласы по поводу открывающихся видов раздаются на каждом повороте тропы.

Между тем, со стороны Китойских гольцов на нас надвигается грозовая туча. По навигатору отслеживаю, что до хорошей стоянки совсем недалеко. И начались гонки с непогодой – уж очень не хотелось ставить лагерь под дождем! Показалась широкая долина, примыкающая слева. Это река Архат. Тропа уходит вниз по склону. И вот мы уже видим внизу на высоком берегу Баром-Гола ровную полянку под кедрами с уже оборудованным кострищем. Стрелка с Архатом где-то совсем рядом. Быстро сбегаем по склону к уютной стоянке. Быстро ставим палатку. Но, угрожавшая нам туча, громыхая временами, уползла мимо вниз по долине Китоя, уронив на прощанье несколько тяжелых капель. Да мы и не в обиде! Ведь благодаря ей мы досрочно выполнили норму дневного перехода – время всего лишь 17.30.

А стоянка действительно шикарная! С высокой террасы видно место слияния Архата и Барун-Гола. На противоположном берегу притока скалы встают живописной стеной. Просторная поляна с кострищем, обложенным бревнами-скамейками с комфортом разместит человек 10-12. Даже остатки походной бани просматриваются ближе к воде.

С дровами проблем нет, но мы ужин готовим на турбопечке. Костер разведем чуть позже – просто для души.

16 августа.

Р. Баром-Гол – р. Яман-Гол.

На сегодняшний день у нас серьезные планы – дойти до начала каньона на реке Яман-Гол. При подготовке к маршруту знатоки района предупреждали, что с полной выкладкой за день это сделать будет не просто. Поэтому в 8.30 мы уже покинули нашу уютную стоянку. Тропа, не доходя до устья Баром-Гола, переходит на правый берег по простому броду и начинает подниматься вверх по склону. Долина после места впадения Баром-Гола в Архат заметно расширяется. Тропа петляет в редколесье по плоскогорью правого берега.

Через пару переходов подходим к долине правого притока – р. Зун-Гол. Но тропа не поднимается на водораздел, а резко поворачивает влево и спускается к Архату. В этом месте Архат входит в скальные щеки. А чуть выше по течению каменные турики на обоих берегах означают – здесь место брода.

Архат к этому месту уже принял немало ручьев – с сухими ногами не перепрыгнешь! Переобуваемся в сандалии и без особых проблем преодолеваем брод.

Тропа серпантином уходит вверх по склону, обходя скальный прижим. Впереди видно устье Зун-Гола. Далее река уже значится на картах как Ара-Хобуты.

На этом этапе надо определяться, каким берегом Ара-Хобуты далее продвигаться вниз по долине. Тропа есть как по левому, так и по правому берегу. Сведения об их состоянии в прочитанных накануне отчетах весьма противоречивые. Судя по имеющейся информации, тропой по левому берегу чаще пользуются при движении на конях. В конечном итоге решили, пусть сама тропа подскажет правильный вариант. Будем держаться той стороны, которая на развилке будет в лучшем состоянии.

Следуя принятому решению, мы остались на левом склоне долины. Место развилки видимо было каким-то невыразительным, так как когда я глянул в навигатор, оно уже было где-то позади. Не могу сказать, насколько правильным был наш выбор. Могу лишь отметить, что тропа по левому берегу в хорошем состоянии, нет заболоченных участков или бурелома. Со склона открываются замечательные виды на верховья Архата, Баром-Гола, на Китойские гольцы.

Правый склон долины в тени хребта выглядел более мрачным. Судя по всему, тропа там идет ниже по высоте и ближе к реке и вряд ли ее состояние лучше нашей. А мы по хорошей тропе развили приличную ходовую скорость и к обеду уже спускались со склона хребта в районе стрелки рек Ара-Хобуты и Ара-Ошей. Долина значительно расширяется. Недалеко от устья на левом берегу Ара-Хобуты хорошая стоянка. Здесь мы и организовали обеденный привал.

После обеда вброд переходим Ара-Хобуты на правый берег.

На правом берегу обнаруживаем сразу несколько троп по трем основным направлениям: вниз по долине Ара-Ошея к Китою, направо вверх (вероятно, в обход каньонов Яман-Гола). Выбираем среднюю, поднимающуюся к понижению между двумя вершинками в отроге хребта. Ведь наша ближайшая цель – пройти каньоны Яман-Гола по руслу, а не обойти их.

Поднимаемся на водораздел. Яман-Гол угадывается где-то далеко внизу. Далее тропа крутым серпантином уходит на дно каньона. Навигатор подсказывает – стоянка где-то рядом!

На самом дне каньона тропа вырывается из теснины к живописной полянке. И прямо на выходе тропы – минеральный источник! Судя по количеству ритуальных ленточек на ближних кустах и деревьях – место посещаемое и почитаемое. Вода источника с ощутимой минерализацией и бьет из под земли сильной струей в окружении пузырьков газа. Жемчужная ванна!

На полянке ближе к реке ставим палатку. Рядом имеется оборудованное кострище.

На часах 18.00. Есть время для заслуженного отдыха! До ужина успеваем принять освежающие процедуры в источнике. Ну а позже просто отдыхаем и любуемся грандиозными отвесами, окружающими нашу стоянку.

Выше по течению стены каньона почти смыкаются. Туда наш завтрашний путь!

17 августа.

Р. Яман-Гол - пер. Обзорный – р. Нарин-Гол.

Каньоны рек Яман-Гол и Нарин-Гол – одна из запланированных «изюминок» на маршруте. Именно поразительные по красоте фото с этих мест в отчетах предшественников побудили меня выбрать вариант движения в долину р. Шумак через перевал Обзорный. Этот участок называют «33 брода». Тропа в каньоне как таковая отсутствует. Тактика передвижения заключается в выборе оптимального пути то по правому берегу реки, то по левом, а то и прямо по руслу. Специально под этот участок мы в состав личного снаряжения включили неопреновые носки от гидрокостюма и трекинговые сандалии с защищенным носком. Наличие 9-миллиметровой веревки также придавало уверенность, что сможем выбраться из любой нештатной ситуации.

Надо ли говорить, что сегодня утром я откидывал полог палатки с особым волнением. Ура! Погода замечательная! Солнце где-то еще скрыто скальными отвесами, но над головой безоблачное небо.

После завтрака сразу обуваемся «по сезону» и в 9.00 вступаем в скальный лабиринт.

Все, что мы видели в каньоне Яман-Гола, описывать не берусь. На фото – ничтожная часть того…

В каньоне р. Яман-Гол

Отмечу, что каньон не представляет из себя непрерывный узкий скальный коридор. Местами долина расширяется. Встречаются даже островки леса, на которых возможна стоянка.

Но вот скалы по берегам отступают и становятся ниже. На каменистых отмелях все чаще попадаются участки тропы, помеченные туриками.

Выходим к устью Левого Яман-Гола. Здесь нужно быть внимательным – основное русло Яман-Гола, по которому следует продолжать путь к перевалу Обзорный, смотрится как приток, забитый камнями.

Вероятно, дальше где-то берегом идет тропа. Но мы не заморачиваемся ее поиском - экипировка позволяет идти прямо по руслу.

Поднимаясь выше, к границе зоны леса, долина вновь расширяется. Здесь тропа уже хорошо прослеживается и отмечена туриками. Встречаются места стоянок.

Перевал Обзорный со стороны Яман-Гола выглядит уж очень простым даже для разряда «некатегорийный». Широкое понижение в хребте, набор высоты от дна долины метров 150…

На перевале были в 16.30. Перевал вполне соответствует своему названию. Широкая седловина позволяет обозревать окружающие красоты на все четыре стороны.

Спускаться с перевала Обзорный в долину Нарин-Гола можно двумя вариантами: «туристическим» и «конским». В первом случае нужно пересечь пологую седловину перевала прямо в районе выхода тропы и спуститься по пологому кулуару с курумом без тропы прямо к реке. Второй вариант более комфортный, но более протяженный. Нужно по хорошо набитой тропе пройти по водоразделу метров 200 в сторону верховий Нарин-Гола. Здесь есть еще один тур. А далее по тропе серпантином спуститься вниз.

Мы выбрали второй вариант, как и подобает «неторопливой» группе.

Тропа на серпантине просто шикарная! Местами даже выложена мраморной крошкой!

А великолепные виды на долину Нарин-Гола просто заставляют забыть об усталости и все чаще доставать фотоаппарат.

Тем не менее, дело идет к вечеру и пора подумать о месте для стоянки. Хорошая полянка для стоянки сразу под перевалом, там, где снова объединяются треки спуска по серпантину и по куруму. Но мы там были примерно в 17.30 и решили, что можем сегодня пройти еще немного вниз по тропе.

Минут через 30 мы поняли, что увлекаться этим не стоит. Река все чаще поджимается скалами, а хороших мест для стоянки нет вообще.

Поэтому, выйдя к очередному расширению долины, ставим палатку по существу прямо на тропе. В ущелье быстро опускаются вечерние сумерки.

Отбой уже по режиму – в 21.00. Ведь завтра нас снова ждут каньоны!

18 августа.

Р. Нарин-Гол – р. Шумак.

С утра небо подернуто облачностью, но дождя не предвидится. Снова обуваемся «по-каньонному» и в 9.00 выдвигаемся с места ночевки вниз по долине Нарин-Гола. Тропа, помеченная туриками, несколько раз переходит с одного берегана другой и, наконец, начинает подъем по склону правого берега.

Честно говоря, мы немного увлеклись движением по хорошо натоптанной тропе и забыли, что наша цель – каньоны Нарин-Гола. Спохватились, когда уже поднялись по склону на приличную высоту над рекой. Отрабатывать назад пройденные сотню-другую метров как-то уже не хотелось. Да к тому же панорамы, открывающиеся со склона, радуют глаз.

Успокаиваем себя еще и тем, что на этом участке тропа обходит лишь один из изгибов русла и далее, судя по карте, опять спускается к реке.

Так и случилось. Преодолев пологое редколесья на склоне правого берега, тропа резко спускается к реке.

Попадаем на ровную каменистую долину. Самой реки не видно. Похоже, она на этом участке ушла под камни.

Ниже по руслу долина реки сжимается скалами – там начало очередного каньонного участка. Перед скальными щеками видим турики, обозначающие начало подъема тропы на склон правого берега в обход каньона. Но мы без колебаний продолжаем идти по руслу реки, сжатой скальными стенами.

Яркие впечатления, которые мы получили, преодолевая этот участок «нетрадиционным» путем, с лихвой компенсировали все трудности, которые пришлось нам при этом преодолеть.

В каньоне
р. Нарин-Гол

Но следует отметить, что нам в этом походе повезло с погодой вообще, а на участках рек Яман-Гола и Нарин-Гола особенно. В случае подъема воды в них от дождей, трудности преодоления каньонов будут возрастать вплоть до полной невозможности их прохождения. В тех местах, где река поджимается скалами с обеих сторон, поражают стволы деревьев, ошкуренных водой и заклиненных потоком на высоте нескольких метров над нынешним руслом. Трудно представить, что здесь творится во время паводка!

Долина реки снова расширяется. Опять по каменистым берегам то с правого, то с левого берега стали появляться турики – значит, тропа снова спустилась в каньон.

Стараемся следовать тропе – она явно идет оптимальным путем. Но, тем не менее, броды следуют через каждые 300-400 метров – тропа обходит скальные прижимы то с правого берега, то с левого.

Долина Шумака уже хорошо просматривается в конце ущелья. Интересная особенность – чем ниже опускаемся по руслу реки, тем более грандиозные скалы встают по берегам.

Все внимательнее просматриваем правый берег – где-то должен быть поворот тропы по тайге в сторону Шумакских источников. Судя по описаниям предшественников, не следует идти по Нарин-Голу до устья – тропа по склону вдоль Шумака более удобна.

Действительно, примерно за километр до устья тропа начинает все дальше уходить от реки по правому берегу. Самого Шумака пока не видно. Но на противоположном берегу хорошо просматривается долина р. Перевальная. На нее и ориентируемся при движении по таежной тропе. Тропа в хорошем состоянии. По всем признакам, по ней часто ездят на конях. Чем ближе поднимаемся к источникам, тем чаще попадаются следы вырубок.

Прямо напротив долины р. Перевальная тропа впервые выходит на каменистый берег Шумака. Далее, судя по имеющейся у нас информации, часть тропы на источники по левому берегу снесло оползнем. Правобережная же тропа в отличном состоянии. И здесь мы вновь с удовлетворением отмечаем, что с бродом проблем не будет. Тем более, что напротив устья реки Перевальная Шумак разбивается на две протоки.

Выходим на оперативный простор! До Шумакских источников чуть больше 4-х километров по отличной тропе вверх по долине.

Время всего 16.30. Но в наши планы идти сегодня до источников не входит. На то есть две причины. Во-первых, далее наш маршрут идет в верховья реки Перевальная, правого притока Шумака. Сейчас мы находимся в устье этой реки. Идти с полной выкладкой вверх к источникам, чтобы через день вернуться сюда же - не совсем разумно. Во-вторых, и это, пожалуй, главное – я не хочу быть разочарован изменениями, которые произошли на источниках за последние годы. Дело в том, что последний раз я здесь был в 1992 году. Мы совершали комбинированное пеше-водное путешествие с выходом к устью Шумака и дальнейшим сплавом по Китою. Тогда это был действительно народный курорт, активно посещаемый местным населением да в основном спортивными туристскими группами со стороны перевала Шумак. Этот уголок запомнился мне как один из самых замечательных из тех, где удалось побывать. Готовясь к нынешнему походу, узнал информацию и о «преобразованиях» на Шумакских источниках. Турбаза, заборы, коммерческие маршруты для всех желающих, в том числе и с вертолетной заброской… Бойкое, одним словом, место. После нескольких дней маршрута по диким местам с почти нетронутой природой поводить две ночевки в «цивилизованном» месте как-то не хотелось.

Итак, не смотря на раннее время, мы встаем лагерем недалеко от устья реки Перевальная там, где от шумакской тропы отходит сверток в долину притока.

На источники мы планируем сбегать завтра налегке, в режиме радиалки. А сегодня остаток дня отдыхаем.

Погода, между тем, заметно портится. Со стороны Китоя тянутся облака с явным желанием загнать нас в палатку.

Поужинать без дождя мы успели, а вот запланированные посиделки у костерка пришлось отменить. Окрестные вершины закрыло тучами.

Засыпали мы уже под шум дождя по скатам палатки.

19 августа.

Дневка. Шумакские источники (радиально).

Итак, сегодня у нас днёвка. Мы должны отдохнуть перед второй, наиболее трудной, половиной маршрута. Пока все идет по намеченному плану и это радует. Все участники здоровы, травм нет, раскладка по продуктам в очередной раз подтверждает свою оптимальность. Значит, нет никакой необходимости переходить на запасной вариант – выход с маршрута через перевал Шумак.

Для начала просто выспались «до упора». Упор наступил в 8 часов утра. От вчерашней непогоды остались лишь редкие вполне безобидные облачка. Значит, ничто уже не помешает осуществлению «культурной» программы сегодняшнего дня – радиалки к Шумакским источникам. Неспеша завтракаем и в 9.30 налегке выдвигаемся по тропе вдоль правого берега реки. Тропа в отличном состоянии, и мы без привалов менее чем через час были в районе источников.

Уже на подходе к курорту начинают попадаться стоянки групп, живущих в палатках. Выходим к источникам правого берега.

Если бы не новое уродливое здание водолечебницы, можно было бы сказать, что все, как более 20 лет назад.

Множество источников вокруг по-прежнему дарят всем желающим свою целебную силу.

Все избы для проживающих на источниках стоят на своих местах, как и 20-30 лет назад. Но, есть какое-то ощущение запустения и обветшалости, не смотря на многочисленность гостей этого замечательного места. Это проявляется во множестве каких-то мелочей – подгнившие постройки, пришедшие в негодность забавные вертушки-мельницы в ручейках рядом с источниками, посеревшие от времени памятные доски… И, уж совсем как нечто инородное, смотрятся отпечатанные на принтере объявления типа «Купаться запрещено, только для питья». В общем, 20 лет назад «…и трава была зеленее, и небо голубее…»

Перемены на левом берегу Шумака на порядок масштабнее. Раньше он назывался «бурятским берегом», так как там жили и лечились местные жители. Они чтили эти места как священные, дарящие здоровье. Теперь это территория турбазы со всеми ее компонентами, включая заборы и охрану.

Но надо быть объективным. Цивилизация принесла на Шумак и положительные изменения. Прежде всего, это мосты. Раньше это было проблемой народного курорта. Практически каждый год после весеннего паводка они восстанавливались силами энтузиастов. Теперь переход с берега на берег перестал быть элементом экстрима.

Магазинчик рядом с турбазой тоже можно зачислить в положительные перемены. Цены – без комментариев. Во всяком случае, сейчас можно жить на источниках не ограничиваясь количеством продуктов, занесенных сюда через перевал.

Наличие активно используемой вертолетной площадки в сочетании со спутниковой телефонной связью на турбазе может служить страховкой в случае чрезвычайной ситуации.

Закупившись в магазинчике разными вкусняшками, возвращаемся в лагерь, по пути приняв радоновые ванны.

20 августа.

Р. Шумак – верховья р. Перевальная.

Сегодня начинаем вторую часть своего путешествия. Сразу настраиваемся по-деловому – подъем в 6.30. Рассвет едва брезжит где-то за хребтом. Традиционно два часа на завтрак и утренние сборы. В 8.30 начинаем подъем по склону в сторону долины р. Перевальная. До свидания, Шумак!

Преодолеваем поросший лесом склон и выходим на берег р. Перевальная. Тропа помечена туриками, а местами даже есть разметка синей краской. Погода отличная – ни облачка на небе!

Тропа выходит из леса на курум и начинает подниматься по левому берегу, все более удаляясь от реки.

На крупных камнях наша скорость снова заметно упала. Причина не только в сложности рельефа, но и в замечательных панорамных видах, открывающихся со склона. Все чаще возникает желание остановиться для фотосъемки.

Тропа поднимается все выше над каньоном. Местами попадаются весьма стрёмные участки.

На границе леса тропа выходит на пологую седловину. Показалась скальная гряда, за которой пока скрывается озеро. Шумным потоком между огромных камней берет начало река Перевальная.

Короткий участок подъема по легким скалам - и вот перед нами красивейшее озеро. Хорошо просматривается седловина нашего следующего перевала.

Рядом немало хороших мест для стоянки, но мы решаем сегодня продвинуться как можно ближе к перевалу. Да и время еще раннее – 14.30.

После короткого привала и любования открывшимся пейзажем обходим озеро слева. Южная сторона озера менее удобна для стоянки, но не менее красива.

Вообще-то в наших планах было пройти еще с километр по морене и встать на верхнем озере. Но разведка показала, что на берегу этого озера стоянка гораздо менее удобна. Поэтому пристраиваем палатку на краю зеленой полянки у нижнего озера.

С самого утра и по сей час стояла замечательная солнечная погода, и мы с удовольствием освежились в озере после непростого перехода. До ужина еще успел разведать подходы к перевалу. Со склона под перевалом хорошо просматриваются оба озера и цирк в истоках реки. Тропы на перевал как таковой нет, маркировка туриками тоже не просматривается. Но линия движения кажется очевидной.

К ужину погода начала портиться. Очень хочется, чтобы это было временным ухудшением - завтра нам предстоит очень непростой день.

21 августа.

Верховья р. Перевальная – пер. Ветренный (1Б) – верховья р. Лев. Билюта.

Будильник прозвучал в 6.30. Но с подъемом не спешим. По тенту палатки шуршит дождь. Сумрачно.

В 7.00 одеваюсь по-штормовому и вылезаю из палатки. Над озером нависли низкие тучи. Хребет и наш перевал скрыты серыми клочьями моросящих облаков.

Надо принимать непростое решение по поводу дальнейших действий на сегодня. С одной стороны, у нас есть днёвка в запасе. Можно переждать непогоду. Но самый сложный участок маршрута только начинается, и спалить этот резерв, не пройдя ещё ни одного из трех оставшихся категорийных перевалов, было бы не разумно.

Между тем в дожде наметились перерывы, со стороны цирка верхнего озера потянуло ветерком. Будем выдвигаться! Надеемся на положительную динамику в состоянии погоды, хорошее физическое состояние после вчерашней полуднёвки и … наличие навигатора, на котором есть трек подъема на перевал Ветреный, записанный одной из групп-предшественниц.

Пока готовится завтрак, внутри палатки по очереди укладываем рюкзаки. Плоховато в таких случаях без тента, но от него мы осознанно отказались из соображений экономии в весе снаряжения.

Сегодня утренние сборы по понятным причинам немного затянулись. Лишь в 9.30 засовываю мокрую отяжелевшую палатку в подвал рюкзака, и мы покидаем стоянку. Всюду вокруг стоит какая-то воздушно-капельная смесь, иногда переходящая в моросящий дождь. Вспоминаем, как еще вчера были недовольны жаркой погодой…

Между озерами метров 300 курума из крупных камней. Ручей, соединяющий озера, шумит где-то глубоко в камнях. Выходим к верхнему озеру и обходим его слева. Здесь, в самом начале подъема к перевалу, небольшая зеленая терраса – вполне возможное место для стоянки. Вчера я забраковал его по одной причине – до озера от зеленки метров 100, да и берег грязный, не подходящий для купания. Вообще, похоже, что верхнее озеро работает отстойником в истоках реки Перевальная.

Начинаем подъем к перевалу. Крутизна склона градусов 30. Седловина перевала не просматривается в низких тучах. От террасы с зеленкой вверх идет подобие тропы.

Стараемся держаться ее, и это оказывается ошибкой. Забираемся в какой-то все более сужающийся кулуар. Когда в нехорошем предчувствии сверяю по навигатору наш трек с треком предшественников, обнаруживается, что мы прилично ушли вправо. Стараемся исправить эту ошибку – не теряя высоты траверсом уходим влево. При этом приходится пересечь еще один кулуар, видимо так же ведущий к массиву вершины, находящейся справа от перевала.

Дождь между тем переходит в мокрый снег. Это еще больше тормозит наше и так «неторопливое» передвижение по склону. И, когда уже в третьем часу дня мы в разрывах облаков увидели седловину перевала с туром, я испытал чувство, напоминающее смесь радости с освобождением от всенарастающего напряжения.

На перевале были примерно в 15.30. Перекусили. Любоваться окружающими видами не получается – видимость не более 100 метров. Сыро и холодно. Становится ясно, что категорийность перевала определяет именно восточный склон. От седловины перевала в эту сторону идут скальные сбросы в несколько десятков метров, оптимальный вариант спуска по которым надо еще найти.

При обследовании седловины перевала метрах в 50-ти слева от тура обнаруживаю крутую скальную щель, выходящую на более-менее пологий склон, по которому возможно уже дальнейшее движение без применения дополнительной страховки. Кусок капроновой стропы, провешенной вниз по кулуару, говорит о том, что это и есть самый распространенный, если не единственный, вариант прохождения перевала.

Высота спуска по скальному кулуару метров 10-12. Что-то чужая стропа, захлеснутая за обломок скалы, у нас доверия не вызвала и мы организуем спуск по своей веревке. Рюкзаки спускали отдельно.

Провозились на этом участке почти час. Сказались и погодные условия, и недостаточный опыт работы с веревкой. Время 16.00, а мы еще почти на перевале. Задача минимум – спуститься до пологой зеленки, задача максимум – сделать траверс левого склона долины р. Левая Билюта в сторону перевала Байконур.

Спуск по восточному склону с перевала Ветреный гораздо круче. К тому же мокрые от непрекращающегося дождя камни и трава, припорошенная мокрым снегом, дополнительно осложняют спуск. По-хорошему, на отдельных участках было бы неплохо провесить перила, но цейтнот по времени заставляет идти на грани фола.

Постепенно склон выполаживается. По каменистому кулуару выходим к озеру под перевалами Ветреный и Мраморный. Туман настолько плотный, что дальше прибрежных камней ничего не видно.

Время 18.00. Надо идти дальше, иначе завтра до Правой Билюты через перевал Байконур дойти будет очень проблемно. К тому же мест для стоянки рядом не просматривается. Имеем два варианта дальнейшего пути: продолжить спуск по долине к границе леса и далее вверх по Левой Билюте, либо, не теряя высоты, траверсировать склон в направлении на пер. Байконур. Решаем идти вторым вариантом. Даже определили цель – на берегу одного из озёр вдоль склона навигатор показывает возможную стоянку. Приходится сожалеть только о том, что при отсутствии видимости мы прошли рядом с красивейшими местами. Со склона наверняка открываются великолепные панорамы на долину реки Лев. Билюта, озера внизу, окружающие хребты. Как бы там ни было, но с помощью навигатора в 20.45 мы вышли к намеченной цели. Любоваться туманными пейзажами нет ни времени, ни сил. Используя перерыв в дожде, быстро ставим палатку. Возиться с топливом для печки уже не хочется – ужин готовим на газе.

Отбой в 22.00.

22 августа.

Р. Лев. Билюта – пер. Байконур (1А) - Прав. Билюта.

После вчерашней непогоды сегодняшнее утро – просто подарок! Наконец-то можем осмотреть окрестности и оценить удобство стоянки, на которую мы вчера набрели в тумане.

Сегодня нам предстоит не менее напряженный день. Перевал Байконур, правда, попроще Ветреного, зато по расстоянию необходимо пройти гораздо больше.

В 9.00 покидаем стоянку на берегу озера. Продолжаем траверсировать склон. Сегодня погода наконец-то позволяет обозревать окрестности.

На склоне поймали тропу, идущую в нужном нам направлении. Постепенно снижаясь по склону, она выходит на берег реки. Здесь тропа уже явно выражена, видимо вдоль реки вниз по долине немало народа ходит.

Поднимаемся вверх по долине. Тропа выходит на курумный склон и теряется. Вверху долины просматривается скальное ущелье с водопадом. Перед самым подъемом на скалы переходим на правый берег реки.

Поднимаемся по скальному взлету на травянистую террасу. Отсюда просматривается весь путь, уже пройденный нами сегодня.

А под нами в каньоне шумит река. Наледь, которая образуется за зиму в этой теснине, похоже, не растает до конца лета.

Отсюда просматривается и седловина нашего перевала. Путь подъема очевиден, к тому же по зеленке просматривается тропа в нужном нам направлении.

Подъем на перевал технически не сложен. Но это один из самых высоких перевалов в верховьях Билюты – 2820 метров.

Поэтому от зеленки с одной стороны до зеленки с другой надо преодолеть существенное расстояние. А от границы леса до леса тем более. Это надо учитывать группам, идущим на кострах.

На перевале были в 15.30. Открывшаяся панорама на Шумакские и Китойские гольцы - достойная награда за все усилия! Хорошо просматривается даже место нашей предыдущей ночевки.

Перевал Байконур очень необычен. Перевальный тур отмечает лишь место выхода на перевальное плато. И становится понятно, откуда именно такое название – размеры этого плато с космодром!

В центре плато находится большое озеро, за которым просматриваются вершины в цирке Правой Билюты.

В нашем навигаторе было два варианта дальнейшего пути. Один традиционный – слева от озера и далее через пологую седловину вниз к истокам Правой Билюты. По другому варианту озеро обходится справа и далее вдоль ручья, вытекающего из озера, затем вниз по долине.

Для начала мы обошли озеро справа по той простой причине, что нам показалось, что береговая линия в этом случае прямее выводит к истокам ручья в западной его части. Но дальнейший путь вызывал вопросы. Река уходила в скальное ущелье со все нарастающей крутизной, выход из которого не просматривался за поворотом. Что-то мне подсказывало, что в конце ходового дня нам туда не надо…

Резко сворачиваем влево и через пологий склон из мелких камней возвращаемся к традиционному треку. Этот вариант прохождения перевала вопросов не вызывает.

Спустившись к озеру под перевалом, имели возможность оценить, чего нам удалось избежать, отказавшись идти по треку вдоль реки. Вода с шумом падает к подножию скального ущелья с высоты метров 20…

Правая Билюта в верховьях образует огромную петлю с разворотом на 180 градусов – «собачий хвост». При этом долина, понижаясь, образует несколько огромных террас.

Вблизи истоков на этих террасах образуется цепочка симпатичных озер.

В качестве цели сегодняшнего дня мы наметили озеро под пиком Стрельникова. Но к 7 часам вечера до намеченной цели оставалось не меньше километра, а мы уже готовы были от усталости остановиться на любой мало-мальски ровной площадке.

И, когда на краю очередной из террас нашлась уютная полянка с великолепным видом на пик Стрельникова, мы решили, что на сегодня хватит подвигов.

23 августа.

Верховья р. Прав. Билюта – долина р. Прав. Билюта.

Сегодня у нас по плану днёвка. Именно здесь мы намеревались отдохнуть по одной причине – здесь просто красиво! Цепочка озер с чистейшей водой, глубокие каньоны с водопадами, близкие вершины за 3000 метров с классическими альпийскими очертаниями – все это есть в верховьях реки Правая Билюта. Жаль, что в этом году с ягодами нам не повезло. А в остальном – просто курорт!

Но реалии текущего момента диктуют свои условия. Будем откровенны, вторую часть маршрута наша малочисленная группа идет на пределе своих возможностей. Впереди у нас по плану еще три полноценных ходовых дня и перевал категории 1Б. Мы жестко привязаны к сроку окончания маршрута купленными заранее билетами на обратный путь. Замечательно отдохнув в красивом месте, мы будем затем вынуждены опять три дня идти на пределе.

Обо всем этом мы рассуждали вчера вечером после непростого ходового дня. С окончательным решением по дальнейшим планам решили не спешить – «утро вечера мудренее». Для начала решили просто хорошо выспаться, то есть просто не ставить телефон на будильник.

Выработавшийся за походные дни суточный ритм заставил меня проснуться без всяких будильников. Вылезать из теплого спальника не хотелось, но желание снять несколько утренних кадров пересилило – ведь наша палатка стоит на великолепной обзорной точке. Откидываю заиндевевший от утреннего мороза полог палатки. Свежо!

Вылезал не напрасно. Имел возможность насладиться картиной восхода в Саянских горах во всех его стадиях.

Поднявшееся солнце щедро согревает нашу полянку. Пока мы неспешно завтракали, палатка практически просохла от инея и конденсата. Замечательное утро!

Обсуждаем план сегодняшнего дня. В итоге решаем все же отменить планировавшийся выходной день и выдвинуться вниз по долине р. Правая Билюта. В случае возникновения проблем на оставшейся части маршрута у нас в этом случае будет резерв времени. Если наши опасения окажутся напрасными, мы сможем освободившееся время отлично провести на выходе с маршрута или на Байкале. Конечную цель сегодняшнего перехода не определяем, но в навигаторе отмечено несколько рекомендованных мест для стоянок в долине Пр. Билюты. В том числе – в устье притока, ведущего к цирку под перевалами «Бепкан» и «Снежный». Было бы здорово дойти туда сегодня!

После неспешных сборов снимаемся со стоянки в 10.00. Красавец пик Стрельникова стоял перед нами во всей красе, словно прощаясь…

Спускаемся на следующую террасу долины с озером, до которого мы вчера немного не дошли. Здесь тоже без труда можно найти место для стоянки с великолепным видом на окружающие горы.

Ну а дальше?.. Правильно, еще одна терраса! Правда, на этот раз уже без озера. Да сколько же их в этой долине?

Сама река постепенно набирает силу, и из слабого ручья уже стала ощутимым потоком.

В нескольких местах она прорезает плоскость террас глубокими каньонами с очень фотогеничными водопадами.

Наконец-то показалась граница зоны леса. Надо отметить, что пока что мы шли без тропы. Может быть она где-то и есть, но каменистое плато с мелкой растительностью позволяет фактически без проблем двигаться в любом направлении. Так, наши предшественники, судя по треку, постоянно шли по левому берегу реки. Мы же предпочли срезать большую петлю по выступу одной из террас. Но все чаще попадаются участки зарослей карликовой березки и еще каких-то кустарников. Поэтому после перехода на левый берег не без труда находим какое-то подобие тропы и стараемся далее ее не терять.

На границе зоны леса еще один каньон с красивым водопадом.

Ниже водопада левым берегом идет уже настоящая лесная тропа.

Тропа выходит на заросшую кустарником низину и теряется. Впереди видна мощная моренная гряда. Река далее ныряет в камни, чтобы появиться уже далеко внизу. Описания вариантов прохождения этого участка очень противоречивы. Как обычно в таких случаях смотрю подсказку – треки предшественников. Оба варианта советуют идти правым краем морены. Переходим уже разбившуюся на рукава реку и начинаем подъем на моренный завал. С первых метров подъема мы поняли, что преодолеть это препятствие будет непросто. Морена представляет из себя хаотическое нагромождение скальных обломков размером от больших до просто огромных. Прохождение требует прямо-таки сочетания элементов скалолазания с акробатикой.

С края морены хорошо просматривается большая часть пройденого нами сегодня пути.

А вот панорама на предстоящий путь мало радовала. Каменный хаос вниз по долине на расстоянии более километра. Я понял, что мы здесь надолго…

Между тем время 16.00. По километражу мы до намеченной стоянки на повороте к «Бепкану» прошли больше половины пути. Но сложности, похоже, только начались.

Этот километр до нескольких невысоких кедров мы шли без остановок полтора часа. Вернее, остановки, конечно, были, но отдыхали, не снимая рюкзака, прислоняясь к обломкам скал. И вот мы на желанном кусочке зеленки. Скидываем рюкзаки и с надеждой осматриваем открывшуюся панораму дальнейшего пути.

Дальше тоже, конечно, не сахар. Но пятна зеленки между камнями и главное – близкая уже лента реки, вырвавшейся из-под морены, с полоской леса по берегам придали нам уверенность: «Прорвемся!». И действительно, в 18.00 мы были уже у реки. Дело в том, что на выходе с морены вблизи леса мы поймали тропу, и жизнь снова стала прекрасна!

Тропа вдоль реки по правому ее берегу идет по смешанному лесу, больше напоминающему заросли кустарника. Тропа часто теряется. По всему видно, пользуются ей редко. «…Дороги трудны, но хуже без дорог…» Похоже, до намеченной стоянки мы сегодня вряд ли сможем дойти. Впрочем, ниже по долине реки навигатор подсказывает нам еще одну маршрутную точку с пометкой «Отличная стоянка».

Примерно в 19.00 мы имели возможность убедиться в справедливости этой оценки. Уютная полянка на возвышенности правого берега вблизи большого обломка скалы. Вода в родничке рядом с поляной метрах в десяти на подходе. Открывается замечательная панорама на дальнейший путь вниз по долине.Начавшийся моросящий дождь окончательно ставит все на свои места – ночуем здесь! Велик соблазн опять приготовить ужин на газе - не хочется возиться с печкой на мокрой поляне. Но газ пора экономить – впереди еще будут стоянки выше границы леса. Не смотря на усталость и ухудшение погоды настроение бодрое. Ведь еще пару часов назад на морене мы и не мечтали о такой стоянке!

Отбой по графику – в 21.00.

24 августа.

Прав. Билюта - приток от пер. Бепкан.

Встаем в 6.30. После вчерашнего вечернего и ночного дождя погода радует безоблачным небом.

Надо наверстывать наметившееся отставание от графика. Представляю, насколько сложнее была бы ситуация, если бы мы не заменили дневку ходовым днем! Сегодня же задача вполне посильная – выйти к озеру под перевалами Снежный и Бепкан. И уже там определиться с вариантом дальнейшего пути. По плану заложено прохождение перевала Снежный (1Б). Но с учетом проблем, которые у нас возникают на технически более-менее сложных участках, подумываю о том, чтобы заменить его более популярным и более простым перевалом Бепкан (1А).

Тропа продолжает петлять по кустам и курумам правого берега.

Безоблачное небо настроило нас на неправильную экипировку. Надели обычную ходовую одежду. Между тем мокрые после ночного дождя кусты окатывали нас таким душем, что через несколько минут хода мы промокли до нитки. Наш берег пока остается в тени, поэтому греемся, что называется, «на ходу».

Тем более что тропа то прижимается к реке, то взлетает на курумную гряду.

К 12.00 дошли до нужного нам притока. На левом берегу у самого устья в деревьях вполне приличная стоянка. Но в отличие от большинства наших предыдущих стоянок мрачная какая-то… А сам приток вообще прорывается через угрюмое ущелье, отвергая всяческие мысли о подъеме вверх непосредственно вдоль его русла.

Судя по карте, тропа далее идет по правому берегу в обход каньона. Преодолеваем простой брод и начинаем подъем по крутому склону. По началу немного смущает то, что тропа уходит все дальше от притока, отклоняясь в сторону долины Билюты. Но, поднявшись уже высоко над рекой, выходим на пересечение с другой тропой, начинающей подниматься по склону гораздо ниже по Билюте. Похоже, именно по ней чаще всего поднимаются к перевалам в верховьях притока.

Круто повернув направо, продолжаем подъем по склону. Открывается великолепная панорама на верховья Билюты и окружающие хребты.

Склон постепенно выполаживается. Тропа приближается к руслу реки. В зоне редколесья уже без труда можно найти место для стоянки. На одном из таких мест мы останавливаемся на обеденный привал. Заодно просушили снарягу, основательно промокшую после хождения по кустам еще утром.

По тропе выходим на границу зоны леса.

Дальнейший путь – от одной моренной гряды до другой. Идем, ориентируясь по каменным турикам вдоль тропы. Сам перевал пока что не просматривается.

Между волнами морен попадаются вполне пригодные для стоянок места. Но наша задача на сегодня – подняться к озеру под перевалами Бепкан и Снежный, чтобы определиться с дальнейшим вариантом выхода с маршрута.

До намеченной цели оставалось не больше километра, когда в наши планы вмешалась непогода. Со стороны Шумака через хребты на нас наползала мрачная стена косматых туч. Слышалось глухое ворчание грозы.

Ставить лагерь под дождем не хочется. Пытаемся убежать от непогоды до последнего момента. Но с первыми порывами ветра понимаем, что промедление может сильно осложнить наше положение. Хорошо, что как раз перед очередным гребнем морены попадается ровный кусок зеленки, на котором мы с завидной скоростью устанавливаем палатку. Едва успеваем запихнуть рюкзаки и самих себя под полог, как на нас обрушивается стена дождя. Порывы ветра терзают палатку с такой силой, что начинаем жалеть, что не успели поставить дополнительные штормовые оттяжки.

После первого натиска дождь перешел в равномерно-монотонную фазу. Обустроились. Ужин приготовили в палатке. Лежим, прислушиваясь к порывам ветра и шуму дождя. Решение всех принципиальных вопросов по дальнейшим действиям откладываем до завтрашнего утра.

25 августа.

Долина р. Билюта – пер. Бепкан (1А) – верховья р. Барун-Хондагай.

Мелодия будильника возвещает о начале очередного дня нашего путешествия. Не без тревоги откидываю заиндевевший полог палатки. Удача с нами! Над головой небо с легкими облачками, а вокруг розовеющие под лучами восходящего солнца вершины хребтов.

На фоне утреннего неба четко вырисовывается седловина перевала Снежный. Видна седловина перевала Бепкан, но сам он скрыт за выступом скального гребня слева.

А снаружи палатки бодрящий минус. Трава подернута слоем инея. Вода в мисках, которые мы вчера вечером выкинули из палатки под дождь на промывку, промерзла до дна. Успевшие подмокнуть вчера ботинки превратились в заледеневшие колодки. Но меня больше беспокоит то, что скалы на уровне нашего перевала подернуты снежком, а значит, на ходу сегодня надо быть предельно внимательным и осторожным.

Утренние сборы идут оперативно. Греемся в движении – костра то нет! Солнце в наше ущелье заглянет не скоро. Протряхиваем от льда и инея палатку, но с добавкой в весе все же придется смириться. При сворачивании тента слышится легкое похрустывание, и я пытаюсь вспомнить, что же я читал на форумах о морозоустойчивости силиконовой пропитки. Похоже, сегодня в связи с этим мы приобретем личный опыт. Забегая вперед скажу, что каких либо отрицательных последствий для нашей Tramp Sarma замечено не было. Проблема пришла с другой стороны. Ничем другим, как утренними температурными контрастами, я не могу объяснить отказ моего нового фотоаппарата Sony NEX 6. Причем неисправность проявилась очень хитрым и коварным образом. Весь ходовой день я снимал замечательные сюжеты при отличной погоде, видел результат каждого снимка на мониторе фотоаппарата, радовался качеству снимков.… Лишь вечером решил просмотреть отснятое. К ужасу своему я обнаружил, что из всего отснятого сегодня на карте памяти сохранились лишь несколько утренних снимков и последнее, снятое под вечер. Печали моей не было границ!… Так что приношу извинения всем читающим мой опус за фактическое отсутствие фото в описании сегодняшнего дня.

В 9.00 покидаем стоянку. Наша полянка была метрах в 200-х от от ручья, протекающего на дне долины. Вероятно, именно вдоль ручья по кусочкам зеленки на берегах и проходит оптимальный вариант подъема к цирку с озером под перевалами Снежный и Бепкан. Мы же решили, что моренка рядом с нашей стоянкой вполне проходима и пошли напрямую к виднеющейся впереди скальной подпорной стенке. И в очередной раз убедились, что курумы нам следует избегать во всех возможных случаях. В итоге после почти часовых блужданий в каменном лабиринте спустились к вожделенной зеленке у ручья, поймали тропу и по ней вышли к пологим скальным лбам. Эта подпорная стенка верхнего озера легко преодолевается по наклонным плитам в направлении справа - налево-вверх.

Вот мы и у озера, дойти до которого вчера нам помешал дождь. В районе истока ручья из озера найти ровную площадку для стоянки возможно. Но это участки плоских скальных плит, поэтому с установкой палатки возможны затруднения. Панорама на озеро, цирк, перевалы великолепная! С азартом прыгаю по прибрежным камням в поиске сюжета для кадра, не подозревая о коварстве своего фотоаппарата…

Между тем, пора определяться, через какой перевал мы попадем в долину р. Барун-Хондагай. Перевал Снежный прямо перед нами. На взгляд по сложности довольно стандартно для перевала категории 1Б. Но я бы уже на перевале Снежный в 1977 году в зимнем походе. Мы поднимались на него во время радиального выхода как раз от этого озера. И я хорошо помню, что подумал тогда: «Как хорошо, что не надо сейчас спускаться в сторону Барун-Хондагая…». Уж очень солидно смотрелся крутой спуск в скальном кулуаре. Седловина перевала Бепкан от места нашего стояния тоже смотрится солидно для 1А, но по опыту того же похода знаю, что путь выхода на перевал скрыт за выступом скального гребня слева.

Посматриваю на Андрея. Что-то мне подсказывает, что перспектива повторения трудностей, подобных тем, что были на «Ветренном», его не радует. Поэтому без всяких обсуждений объявляю о своем решении: «Идём через Бепкан!». Вздох облегчения пронесся по рядам нашей немногочисленной команды…

Перевал Бепкан – самый популярный вариант попадания в верховья реки Билюта из Тункинской долины. Поэтому от озера по осыпному склону в сторону перевала есть тропа, промаркированная туриками. Общее направление – от озера под выход скального гребня слева, далее, огибая его, миновать скальные сбросы справа и над ними уходить вправо к пологой седловине перевала.

Время 12.30. Мы на перевале! Проводим довольно продолжительную фотосессию, увы, не оставившую следа в карте памяти фотоаппарата. Организуем обеденный перекус. После почти часового отдыха начинаем спуск с перевала. Дальнейшая наша цель – озера в истоках Барун-Хандагая.

На этом участке тропа прослеживается лишь местами – повсюду курумы. Используем любую возможность их обойти, вплоть до движения по участкам снежного склона.

Тем не менее, скорость наша на подобных участках даже на спуске не превышает полутора-двух километров за час. Лишь в четвертом часу дня мы подошли к верхнему озеру в истоках Барун-Хондагая.

На южном берегу этого озера просто шикарная стоянка с панорамными видами на нижнее озеро, долину Барун-Хондагая и окружающие хребты.

Далеко на юге в голубой дымке просматривается краешек Тункинской равнины. Там мы будем уже завтра вечером. Там конец нашего маршрута. И от мысли о том, что завтра наш маршрут заканчивается, стало как-то грустно.

Обмениваемся с Андреем соображениями о наших дальнейших действиях. По плану нам надо двигаться вниз по Барун-Хондагаю до выхода на Тункинскую равнину. Не очень популярный вариант выхода с маршрутов по Тункам, и потому на хорошую тропу можно не рассчитывать. Другое дело соседняя долина реки Зун-Хондагай. От места нашего перекура в сторону перевала «Динозавр» идет хорошо натоптанная тропа, подтверждая, что именно через этот перевал и долину Зун-Хондагая проходит большинство маршрутов в этой части гольцов.

И вот на фоне всех этих мыслей и рассуждений пришло слегка авантюрное решение: остаемся на ночевку в этом замечательном месте! Насладимся в полной мере этим последним вечером в горах! А завтра устроим финишный марш-бросок через перевал «Динозавр» по долине Зун-Хондагая с дальнейшим выходом на курорт Аршан. При этом расчет делаем на то, что в предгорьях и на подходах к Аршану можно будет двигаться и ночью при свете фонарей фактически по дорогам.

Сказано – сделано! Но все же от верхнего озера делаем один небольшой переход в сторону перевала «Динозавр». Здесь на террасе недалеко от нижнего озера без труда находим удобное место для лагеря.

Остаток дня проводим в неспешных хозяйственных хлопотах. Погода просто замечательная – солнечно и безветренно. Просушили все свои вещи. Без суеты приготовили роскошный ужин на турбо-печке. Просто сидели у палатки и молча созерцали, как клочья вечернего тумана или облаков обволакивали окружающие вершины, словно укладывая их спать.

В итоге не запланировано у нас получился один из самых запоминающихся вечеров на этом маршруте. Да и всему дню можно было бы поставить высший балл, если бы … если бы не досадный глюк моего фотоаппарата.

26 августа.

Верховья р. Барун-Хондагай – пер. Динозавр (1А) – р. Зун-Хондагай – кур. Аршан.

С учетом грандиозности наших сегодняшних планов для начала устанавливаем рекорд времени подъема – встали в 5.30. Еще совсем темно, лишь на востоке, как раз за перевалом Динозавр, разгорается восход.

При свете фонариков начинаем сворачивать лагерь и готовить завтрак. Погода снова нам благоприятствует – на небе ни облачка. Немного удивляет отсутствие признаков заморозка – видимо сказывается сброс высоты по сравнению с нашей прежней ночевкой. Утренние сборы у нас стабильно занимают два часа, как бы мы не пытались ускорить этот процесс. Так что мы в 7.30 покинули место нашей последней в этом походе ночевки и двинулись к перевалу. Розовеющие в лучах восходящего солнца окружающие вершины приветствовали наш личный рекорд времени выхода.

Пересекая участок зеленки под перевалом, мы надеялись поймать продолжение вчерашней тропы, но этого не случилось. Более того, подойдя к краю крупноблочной морены под перевалом, мы предприняли попытку найти место выхода тропы к перевалу, но и это нам не удалось. «Видимо, в этом лабиринте каждый идет своим путем» - решили мы и, визуально оценив обстановку, начали подъем.

Начало нас здорово напрягло. Подход под перевальный взлет напомнил нам моренный завал на Правой Билюте, где километр по расстоянию мы шли два часа. Хорошо, что на этот раз расстояние было поменьше, а рюкзаки полегчали.

Постепенно из моренного лабиринта мы вышли на стандартный скально-осыпной склон. Гребень перевала с места нашей ночевки смотрелся очень уж солидно для категории 1А. При подготовке маршрута я его не прорабатывал в деталях, поэтому беспроблемный вариант подъема на седловину стал очевиден только теперь. Надо по крупной осыпи уйти левее к скале и затем по открывшемуся кулуару подняться на перевал. То есть, как бы зайти «Динозавру» в хвост…

Еще пара переходов, и мы на перевале! Настроение отличное. Время 9.45. Теперь только вниз, к финишу! Зародившиеся было в куруме опасения относительно реальности нашего сегодняшнего авантюрного плана, развеялись.

Отличная погода позволяет полюбоваться на прощание горами, в которых мы бродили без малого две недели.

Навигатор почему-то подсказывает наличие перевального тура в голове «Динозавра». Но разгадывать эту загадку, лазая по скальному гребню у нас нет времени.

Спуск с перевала на первый взгляд тоже выглядит достаточно круто для перевала категории 1А. Но мы без труда находим выход тропы на перевальный гребень со стороны долины Зун-Хондагая. Начинаем спуск по крутой осыпной тропе в сторону зеленки в правой части цирка.

В соответствии со сложившемся в нашей группе стилем, спускаемся «неторопливо». На зеленку в правой по ходу части цирка вышли в 11.00.

После непродолжительного отдыха пересекаем моренную гряду в направлении зеленки в центре. Здесь обнаруживаем место для отличной стоянки под перевалом – ровная поляна с густой травой и рядом ручей в камнях.

Пересекаем еще один гребень морены и выходим на зеленку в левой части долины. Это уже выход на оперативный простор! Далее идет хорошо заметная тропа, помеченная туриками. Долина постепенно поворачивает в южном направлении. Участки горной тундры чередуются с моренными завалами.

Далеко впереди в голубой дымке мы опять видим Тункинскую долину. Но все же, пока дошли до границы леса, пришлось немало полазить по курумам.

На границе леса начинают попадаться места стоянок. В районе одной из них надо быть внимательными и не пропустить переход тропы на левый берег. Ориентир довольно простой: если при движении по правому берегу тропа потерялась, а вы после хвойного редколесья углубились в заросли кустарника – значит, брод вы уже проскочили. Далее до самого выхода из гор тропа будет идти левым берегом Зун-Хондагая.

Время 15.00. Мы явно отстаем от желаемого графика, но все же останавливаемся на полноценный обеденный привал. На остатках газа варим остатки суповых концентратов, усиливая все это остатками копченой колбасы. Наш марш–бросок рискует иметь ночной этап, поэтому восстановить силы будет не лишним. Главное сейчас – до наступления темноты выйти из гор на ровную долину.

После часового отдыха чувствуем себя явно бодрее. Спустившись в зону леса, тропа становится все более нахоженной с каждым километром спуска. Это позволяет увеличить и темп движения, и время переходов между короткими привалами. Началась гонка с вечерними сумерками, спускающимися в горную долину.

Величавая гряда Тункинских гольцов остается далеко позади. Яркими маяками светятся освещенные солнцем вершины на фоне погрузившейся в сумрак долины. Стараемся привалы делать на обзорных точках, чтобы еще раз напоследок полюбоваться этой картиной.

Столкнулись с особенностью, которую следует учитывать при планировании маршрута по долине Зун-Хондагая. В нижней части долины тропа далеко уходит на склон от русла реки и возникает проблема с водой для питья. Мы своевременно запасы не пополнили, а надежды на боковые ручьи не оправдались. Поэтому во время наших, пожалуй, уже не переходов, а пробежек от привала до привала, испытывали некоторый дискомфорт.

Время 21.00. По нашему обычному расписанию дня пора уже готовиться ко сну, а мы по расстоянию прошли меньше половины расстояния от места последней ночевки до автостанции на курорте Аршан! Успокаивает лишь то, что самое трудное уже позади, впереди просто пилёжка по хорошей тропе и дорогам. И конечно, спасибо всем богам и горным духам за сегодняшнюю погоду! Теперь уже в сгущающихся сумерках нам маяком служит Тункинская равнина, еще освещаемая лучами заходящего солнца.

Круто сбегающая вниз через хвойный лес тропа постепенно выполаживается. Попадающиеся стоянки все больше имеют приметы мест шашлыково-пикникового отдыха. Наконец выходим на большую поляну или вырубку. Далее от нее в нужном нам направлении идет уже настоящая автомобильная колея, правда для машин повышенной проходимости. Окончательно стемнело. Продолжаем движение уже при свете налобных фонариков.

В 23.00 по этой грунтовке выходим на коренную дорогу, идущую в направлении вдоль хребта. Не смотря на усталость и поздний час настроение бодрое. Теперь уже совершенно ясно, что наш авантюрный план удался! Первый автобус из Аршана на Слюдянку, по нашей информации в 8 утра. До автостанции что-то порядка 15-17 километров по отличной дороге, которые мы точно преодолеем даже ползком. В перспективе просматривается даже бонус за все наши усилия – день отдыха на берегу Байкала, так как поезд у нас завтра поздно вечером.

Перекусываем перед последним броском, переобуваемся в трекинговые сандалии и начинаем движение строго на восток по отличной грунтовой дороге. Эх, сейчас бы попутную машину!

В районе поселка Тагархай дорога становится асфальтированной. Поселок довольно крупный, вполне приличные дома с огромными приусадебными участками, но с учетом времени суток совершенно пустынный и не освещенный. Своим появлением мы серьезно переполошили местных собак, которые лаем, как по эстафете, передавали нас от подворья к подворью на всем протяжении пути по поселку. Глядя на размер псов мы искренне радовались, что они или на цепи, или за высокими заборами.

За поселком уже полноценная профилированная дорога даже с дорожной разметкой и знаками. Время уже далеко за полночь. Монотонная ходьба через темноту начинает действовать усыпляющее. Чтобы взбодрить себя, начинаем орать песни. Андрей вспоминает свои армейские строевые. Ну а у меня в туристском репертуаре всегда найдется песня соответствующая текущему моменту.

«…И жизнь легка под рюкзаком -

Шагай, не думай ни о чем!

И нету славы впереди

А позади – одни дожди…»

В районе двух часов ночи сзади на дороге замечаем свет фар. Нас догоняет шикарный внедорожник. Очередная удача! Есть шанс оставшиеся 5-6 километров проехать с комфортом. Все реально! Машина идет в Аршан, в салоне есть свободные места, а в багажник влезут рюкзаки целой группы. Цену даже на спрашиваем – мы согласны на любые условия!

И вот в третьем часу ночи мы выгружаемся в районе автостанции. Как выяснилось, этим понятием в местных условиях обозначается пункт продажи билетов и место разворота автобусов. Искать ночлег на оставшиеся до утра часы нет смысла, поэтому размещаемся в пустующем коммерческом заведении напротив.

Остаток ночи провели в условиях, близких к экстремальным. Наше пристанище оказалось на обочине центральной улицы курорта в районе автостанции. Я, правда, умудрился немного вздремнуть – сказалось усталость после трудного дня.

Над курортом забрезжил рассвет.

27 августа.

Пос. Аршан – ст. Слюдянка.

В восьмом часу утра в билетной кассе появилась хозяйка. И сразу выяснилось не очень радостное обстоятельство – автобус на Слюдянку будет лишь во второй половине дня. На свой поезд мы гарантированно успеваем, а вот мечта об отдыхе на берегу Байкала становится призрачной. К тому же пребывание в курортной зоне в течение нескольких часов настолько нам надоело, что продлевать это удовольствие на полдня не было ни малейшего желания.

Стали искать альтернативные варианты. На рекламных объявлениях значилось несколько телефонных номеров по услугам такси. Один из них откликнулся на наш звонок.

Над дорогой еще стелился утренний туман, а мы уже мчались в сторону Слюдянки на комфортной иномарке.

Вокзал ст. Слюдянка расположен очень удачно для туристов – в нескольких минутах ходьбы от Байкала. Еще нет и десяти утра, а мы уже на берегу священного озера!

Погода просто замечательная! Не смотря на трудный предыдущий день и бессонную ночь, о сне даже не задумываемся. Поставили палатку на галечном берегу, разложили вещи для просушки и, предаваясь праздному времяпровождению, просто радуемся тому, что мы сейчас здесь.

Конечно, было и символическое купание в Байкале, и обед с омулем у кромки байкальского прибоя.

По очереди совершили небольшие экскурсии по городку. Впечатления самые благоприятные, во всяком случае, от центральной его части.

Поздно вечером поезд «Владивосток – Москва» с некоторым отставанием от расписания подкатил к уютному, словно игрушечному перрону ст. Слюдянка.

Вместо эпилога.

Вот и завершился наш поход. Для меня это точно очередной поход, и я, как обычно, до середины зимы буду смаковать впечатления о последних путешествиях, а затем начну планировать новые маршруты. На долю Андрея за последние 16 дней выпало немало испытаний, которые мы вместе достойно преодолели. И в душе я рассчитываю, что в самом недалеком будущем он, набирая опыт от похода к походу, проложит свой маршрут в каком-нибудь интересном районе, и уже он меня, а не я его, позовет в спутники.

Владимир Хмелинин

Александр СтояновСпасибо за фото рассказ Очень интересно Прочитал и как будто в месте с вами его совершил Хотя читать одно а идти другое Нагрузки разные
30.11.2014, 18:46:26 |
Андрей РябинаЯ тоже с удовольствием прогулялся Очень хороший рассказ! Образный. Читается легко. И фотографии отличные!
30.11.2014, 19:45:20 |
Вячеслав ПетухинНесколько замечаний по поводу участков маршрута.
На Правой Билюте "морену" (пишу в кавычках, потому что как тут выясняли, это очень вряд ли морена — поверху там вероятнее осыпь) лучше не обходить, а идти прямо по руслу. Я ходил и там и там, по руслу получается участок курума намного короче, соответственно, проходится быстрее. Впрочем, это и по рассказу понятно. Хотя по руслу в нижней части уже даже немного сложное лазание (то есть чуть посложнее), но этот участок совсем короткий.

Тропа по Правой Билюте, я думаю, местами теряется не столько из-за того, что там мало народу ходит, сколько из-за того, что там часто ходят прямо по руслу там, где это возможно.

И насчёт Барун-Хандагая и Зун-Хандагая. Раньше да, по Барун-Хандагая хорошей тропы не было. Но уже в 1997-м году я обнаружил, что тропа уже вполне нормальна. Ну а потом и вообще хорошую тропу натоптали. Так что если надо побыстрее выйти из верховьев Барун-Хандагая, то лучше конечно идти прямо вниз, без перевала Динозавр.
30.11.2014, 20:30:30 |
Владимир Хмелинин

Вячеслав Петухин:  На Правой Билюте "морену" (пишу в кавычках, потому что как тут выясняли, это очень вряд ли морена - поверху там вероятнее осыпь) лучше не обходить, а идти прямо по руслу.

Для меня это был еще один урок того, что не стоит слепо доверяться чужим трекам. После визуального осмотра при подходе к завалу мне показалось, что вообще лучше идти ближе к левому краю долины.

Александр Стоянов

Андрей Рябина

Спасибо за отзыв!
01.12.2014, 17:44:09 |
Юрий МельниковС большим удовольствием и некоторой завистью прошёл с вами,Владимир и Андрей,по фотомаршруту.И за литературную часть отчёта — спасибо.
01.12.2014, 18:12:06 |
Юрий МельниковВладимир! А турбопечка-это самодельное устройство или имеющееся в продаже? Если можно-поподробнее о габаритах и конструкции (хотя бы на e-mail).
01.12.2014, 18:41:38 |
Владимир Хмелинин

Юрий Мельников:  Владимир! А турбопечка-это самодельное устройство или имеющееся в продаже? Если можно-поподробнее о габаритах и конструкции (хотя бы на e-mail).

Тема турбопечек как -то рассматривалась на сайте. Что касается меня, то я совершенно искренне считаю это устройство прорывом в области турснаряжения. Я использую уже третий год промышленный вариант, хотя конструкция вполне изготовима в домашних условиях при элементарных слесарных навыках.
Для информации можно кое-что взять здесь http://egiki.ru/forum/viewtopic.php?f=41&t=3456
01.12.2014, 19:02:26 |
Андрей Рябина

Владимир Хмелинин:  Я использую уже третий год промышленный вариант

А батареек на сколько хватает? И пользовались ли Вы ей зимой?
01.12.2014, 19:47:50 |
Владимир Хмелинин

Андрей Рябина:  А батареек на сколько хватает? И пользовались ли Вы ей зимой?

По итогам двухнедельного похода не было замечено какого-либо проседания по работе вентилятора. Производитель уверяет, что комплекта батареек (2ХАА) хватает на 50 часов непрерывной работы.
Я лично зимой испытывал печку лишь в тестовом режиме. По-моему разогретая печка функционирует так же как и летом, т.е. потребляет все виды древесных отходов и сырые ветки.
01.12.2014, 21:15:00 |
Андрей РябинаСпасибо!
01.12.2014, 21:24:28 |
Светлана БогородскаяВладимир и Андрей, я совсем не турист, но спасибо за путешествие с Вами. Передались эмоции, волнения, восторги!
Наверное, гораздо спокойнее идти в большой группе, с опытным, местным руководителем-проводником, где заботы сдвигаются в сторону удовольствия увидеть, запечатлеть, в общение. Но вы все смогли и увидели сами, мое Вам большущее уважение. Спасибо!
(Немного пометок с названиями не хватает)
02.12.2014, 16:53:01 |
Владимир Хмелинин

Светлана Богородская: Владимир и Андрей, я совсем не турист, но спасибо за путешествие с Вами. Передались эмоции, волнения, восторги!

"Никто не странствовал бы по свету, если бы не надеялся когда-нибудь вернуться и рассказать другим о том, что видел..."
/ Блез Паскаль /
04.12.2014, 02:14:21 |
Владимир ТюменцевКлассно!
05.12.2014, 09:51:52 |
Ирина ДмитроченковаКак хорошо, что люди и ходят и пишут... И фотают!!!
Да, просто классно!
31.12.2014, 12:44:06 |
Антон ИвашкевичЗдравствуйте, Владимир.

Может у вас еще остались в загашнике карта и трек вашей вылазки для навигатора?
Превесьма буду благодарен :)