ФЕДЕРАЦИЯ СПОРТИВНОГО ТУРИЗМА города УЛЬЯНОВСКА

Спортивно-туристский клуб «СПЛАВ»

ОТЧЕТ

о прохождении лыжного спортивного маршрута четвертой категории сложности по Восточным Саянам (Тункинский хребет, Республика Бурятия),

совершенного группой туристов города Ульяновска в период с 20 февраля по 08 марта 2015 года.

Нитка Маршрута

Улус Хойто-Голрека Эхе-Булнай– верховья реки Эхе-Булнай (2400) – перевал Эхе-Булнайский (1А-2780) – перевал Самарский (1Б - 2897) – озеро в истоках реки Ара-Ошейрека Ара-Ошейрека Яман-Голперевал Обзорный (1А - 2088) – река Нарин-Голрека Шумакмин. источники – Радиальное прохождении вершины Трех Капитанов (1Б -2400 ) – река Шумак – перевал Шумакский (1Б - 2760) – река Эхе-Герпос. Нилова Пустынь

Тактико-техническое описание.

16.02.2015 – 20.02.2015. Сквозь всю Россию. Ульяновск – Хойто-Гол.

После мимолетной поездки в комфортабельном микроавтобусе Форд Транзит, нам предстояла трехсуточная поездка на поезде 082ИА Москва – Улан-Удэ. Погрузившись в поезд, и перебудив спящих пассажиров, мерно начали свой путь через Россию.

С изменением правил поездки в поездах дальнего следования, в плацкартных вагонах стало заметно тише. Нет пьяных дебоширов, нет вечно снующих «заядлых» курильщиков. Из вагона в вагон постоянно курсируют наряды «по-старинке» милиции. Распитие спиртных напитков строго запрещено, вызов наряда – штраф, а могут и с поезда ссадить. Поэтому всю дорогу сухой закон.

Попутчики родом из Улан-Удэ без умолку рассказывали о прекрасной стране Бурятия, об обычаях, праздниках, кухне, флоре и фауне различных районов республики.

Некоторые из участников дошивали бахилы. Кто-то ел, но больше всего спали.

Время тянулось неимоверно долго, сон, вследствие смещения часовых поясов, получался какой-то обрывистый. Постоянно хотелось есть. Поэтому прибыв в 00:40 по московскому времени 20.02.2015 на Станцию Слюдянка-1 первым делом пошли в киоск. В Бурятии время смещено на 5 часов, в Иркутской области – +4. Долго разбираться не стали, и перевели часы на пять часов. От вокзала перешли по переходу через пути и вышли в город. Прошли мимо Центральной городской больницы и вышли на площадь. Здесь мы немного поплутали, в виду того, что крупных вывесок автовокзала нет. Собственно нет и самого автовокзала как такового. Есть несколько касс, видимо «шабашники». В одной из касс нам вежливо ответили, что нет никакого рейсового транспорта до Кырена, Ниловки, а уж тем более до улуса Хойто-Гол. Сразу предложили вариант с такси всегоза 8000 руб. Однако при проработке вариантов подъездов в Ниловку, Кырен, Монды на различных интернет-ресурсах мы нашли информацию о том, что местные жители скрывают информацию о возможных вариантах подъезда в Нилову Пустынь,а предлагают услуги такси – так здесь зарабатывают деньги. Мы отказались от такси и правильно сделали! На вокзале оказалось несколько точек – транспортных агентств, одной из которых была «ТЭА». В нем мы встретили водителя маршрутного такси Слюдянка – Нилова Пустынь, поговорив с ним, договорились на 3500 руб, и в 08:30 20.02.2015 маршрутка тронулась в путь. Во время поездки мы познакомились с водителем. Савенков Николай Анатольевич, оказался очень общительным человеком, и за короткую поездку весело рассказывал о местных жителях и их традициях. Очень многое нам рассказал и о Белом месяце – празднике Саган Сар. О том что каждый добропорядочный бурят, должен обязательно «спрыснуть». Праздник начался 19.02.2015, и по внешнему виду, все без исключения отмечали Белый месяц с большим размахом.

Прибыв в Кырен, мы заехали в местную ПСС, где спасатели, с трудом для себя, долго выясняли, цель нашего приезда. Записав данные и сделав отметку в маршрутной книжке, попросили нас, если попадать в неприятности, то как можно ближе к Кырену. После ПСС мы заехали в «Позную», где каждый из нас заказал по 4 штуки поз, суп-лагман и чай, в 13:30 по местному времени маршрутка отправилась в Нилову Пустынь. Там были высажены последние пассажиры, до улуса Хойто-Гол водитель повез только нас.Оставив визитки,Николай Анатольевич сказал, что в их компании есть как микроавтобусы, так и большие и средние по размерам автобусы, и что их организация способна отвезти команду более чем в 50 человек. Номера телефонов Савенков Николай Анатольевич 89041466887 – водитель, Зинуров Геннадий Тимерханович генеральный директор Транспортного экспедиционного агентства «ТЭА» 83954452222, факс 83954475425, моб. тел. 89148930487, 89025698837, e-mail: zinurovg@yandex.ru Иркутская область, 665904 Слюдянка, Ленина 99 корпус А.

21.02.2015. По реке Эхе-Булнай.

Подъем дежурного в 7:00 (проспали, включенные будильники мы просто не услышали).

Погода: ясно, мороз – 35 С, тихо. На ветках и палатке изморозь.

Быстро завтракаем и собираемся. Выход в 9:00. Готовим на костре.

От места ночевки по дороге вдоль русла реки Эхе-Булнай.

Пройдя 500 метров по дороге (фото № 7), от места ночевки вышли к вырубке (фото № 8). Лыжня на месте вырубки разделяется, одна уводит на юг в долину реки Эхе-Угунь, вторая – старая лыжня, продолжает свой путь в западном направлении вдоль реки Эхе-Булнай, согласно карте. По старой лыжне, петляя, обходим лесные завалы; тропление не глубокое – ГТЛ 15 – 20 см. В 10:00, пройдя примерно 2,5 км, выходим к небольшому озерцу, обозначенному на карте. Берег, густо поросшие камышом, труднопроходимы. Здесь же около озера лыжня делится еще раз, основная ведет на юг в юго-западном направлении в долину реки Эхе-Угунь, вторая – трудночитаемая – продолжает идти вдоль русла реки Эхе-Булнай. Высматривая старую лыжню и продолжаем идти в западном направлении.

В 11:00 погода: ясно, мороз – 25 С тихо. Пройдя 1,5 км, подошли к повороту русла реки Эхе-Булнай на север. Здесь сделали небольшую разведку (см. карту), и встали на обед (фото № 9).

Выход в 14:00, продолжаем идти по лыжне (фото №10). Пройдя порядка 1 км в северо-восточном направлении, тропа стала поворачивать и уводить в долину Эхе-Угунь, а нам туда не надо! Прошли по лыжне еще 1 км и вышли к вырубке, здесь же указано пересыхающее русло. После недолгой разведки решаем возвращаться к руслу реки Эхе-Булнай. От вырубки в северо-восточном направлении тропим лыжню. ГТЛ 25 – 30 см. Лес густо зарос кустарниками и молодой порослью ели, пихты, березы (фото № 11). Скорость продвижения группы резко сократилась. Пересыхающие русла (их четыре), обозначенные на карте как одно, разделены увалами, встречаются отдельные крупные каменные прораны.

Пройдя 4 пересыхающих русла вышли в 17:30 к основному. В месте выхода у нас сложилось обманчивое впечатление, что теперь все пойдет «как по маслу»: голубой, ровный как на катке, лед. Завалов почти нет (фото №12). Примерно через 150 метров на русле появились завалы, каменные нагромождения. В местах завалов и каменных перекатов снег рыхлый, проваливаешься почти по пояс. ГТЛ местами 50 см. на ночевку встали в 18:00 рядом с руслом реки на высоте 1100 м. Готовим на костре.

Погода: ясно, тихо, мороз - 30 С.

22.02.2015. По руслу реки Эхе-Булнай. Поломка лыжи.

Подъем дежурных в 5:30 выход в 7:30. Погода ясно, мороз -35 С, тихо.

От места ночевки по руслу реки Эхе-Булнай тропим лыжню. ГТЛ 50 см. Снег состоит из двух частей (верхний слой плотный, нижний – порошкообразный). Обходим крупные камни, промоины. Разведка в обе стороны ничего не дала, лес настолько густой и заваленный, что приходится возвращаться на русло. В 10:30 во время перехода, Авдеев Максим,наступив между камней, проваливается и ломает лыжу выше крепления. Серьезная поломка! Встаем на ремонт, параллельно готовим обед. Двое участников тропили вверх лыжню на 1 км.

Ремонт лыжи заключался в следующем: лыжа обработана от снега и влаги, просушена у огня, затем к скользящей поверхности прикручена титановая пластина сверху лист фанеры 10 мм. Все прикручивается саморезами. Снаружи обмотано армированным скотчем.

В 12:00 погода -25 С тихо, переменная облачность.

В 15:30 завершив ремонт выходим с места. По лыжне пытаемся идти без лыж, прыгая с камня на камень, проходим 1 км, и в 17:00 встаем на ночевку. Погода вечером тихо, -28 С.

23.02.2015 по реке Эхе-Булнай до стрелки Истоков.

Подъем дежурного в 06:00, выход в 8:00 Погода: ясно, -30 С, безветренно.

От места ночевки выходим на русло, и на лыжах тропим лыжню, ГТЛ 50 см, снег на поверхности плотный, под плотным снегом – порошкообразный. Пройдя ходку, а по расстоянию порядка 500 метров, решаем, что так действовать не эффективно.Решаем тропить челноком. Лидер без рюкзака тропит лыжню, остальные идут по лыжне, так несколько проще. Продвижение группы осложняется конгломератом камней под снегом и достаточно крутым набором высоты. Чтобы выбрать путь продвижения лидеру приходится выискивать варианты прохождения каждого метра русла. В 12:00 погода -20 С, переменная облачность, ветра нет. На правом берегу реки нашли землянку, которую, к сожалению, не сфотографировали. Землянка пустая, вокруг напиленные пеньки, но тропы в упор не видим. Потратив час на поиски, вновь возвращаемся на русло. На ночевку встали у стрелки истоков реки Эхе-Булнай. Лес смешанный – кедры, ель, пихта, осина, береза, много кустарников.

В 18:00 переменная облачность – 25 С, легкий ветер. Сегодня праздник, но отмечать нечего.

Готовим на дровах.

24.02.2015. По руслу реки Эхе-Булнай.

Подъем дежурного в 5:30 выход в 8:00. Морозно -35 С, переменная облачность, легкий ветер из долины.

Продолжаем тропить челноком, идем по руслу, обходя завалы и конгломераты камней. ГТЛ до 50 см. Снег сверху – плотный наст, под ним слой порошкообразного снега.

В 12:00 переменная облачность, ветер легкий, температура -20 С.

В 16:00 подходим к первой ледовой ступени высотой 5 метров. Лед натечный, поверх льда бежит вода, Ледовая ступень расположена в месте разлива русла реки Эхе-Булнай на высоте 1820 метров. Ступень выводит на небольшое выравнивание с мокрой наледью. Подъем на ступень слева по ходу движения, прижимаясь к скальным отрогам. Далее путь более понятный, камней и завалов несколько меньше, ГТЛ от 20 до 50 см, тропим челноком. В 17:00 выходим к стрелке истоков Эхе-Булнай. Западная долина пологая, сплошной натечный лед. Северная долина, куда нам надо, загромождена завалами камней. В 18:30 поднявшись на ступень высотой 50 метров, встаем на ночевку. Лес смешанный – кедры, пихта ель, редко береза, много кустарников.

Погода: тихо, мороз -25 С.

25.02.2015. От стрелки истоков реки Эхе-Булнай до перевала Эхе-Булнайский.

Подъем дежурных в 06:00, выход в 08:00. Погода, переменная облачность, мороз -25 С.

От места ночевки поднимаемся вверх по правому берегу р. Эхе-Булнай, русло находится в небольшом узком каньоне, затем постепенно выравнивается с берегом, где мы выходим на припорошенный снегом лед. Пройдя около 500 метров, выходим к ледовой ступеньке 2 метра высотой. Подъем на ступень сложности не представляет, поднялись, одев кошки, которые сразу за ступенью пришлось снять. Далее на лыжах. ГТЛ местами до 20-30 см. лидер тропит с рюкзаком. Пройдя еще около 500 метров, вышли из зоны леса. Снег здесь плотный, фирн. Открывается вид на Тункинскую долину и перевал Эхе-Булнайский. Фотографируемся на фоне перевала. Продолжаем подниматься в лыжах, идем по руслу реки. Подъем пологий, идти одно удовольствие. На пути подъема определяются два осыпных увала, оба слева по ходу движения, они несколько скрывают обзор, и по сути представляют собой ступени подъема. Сложности при прохождении оба увала не представляют. На высоте 2100 метров встаем на обед. Готовим на горелке. Горелка мультитопливная – COVEABOOSTER прекрасно себя зарекомендовала в походах по Полярному и Приполярному Уралу. Во время обеда, на солнце решили просушить уже порядком отсыревшие спальники. В 12:00 погода переменная облачность, легкий ветер из Тункинской долины , -25°С. Выход с обеда в 14:30. По руслу продолжаем идти в направлении перевала. Туров и тропы здесь так же нет. В 15:00 подходим к истоку реки Эхе-Булнай. Перевальный цирк сформированный отрогами вершин 2998,6 и 3034,6 открыт в Тункинскую долину. Истоки реки Эхе-Булнай, разливаясь, сформировали небольшое ледовое озерцо, с мокрыми наледями. Встаем прямо под перевалом на высоте 2360. Решили устроить полудневку, так как неизвестные локальные препятствия лучше всего проходить с утра. В свободное время участники поднимались на склоны отрогов вершин 3034,6 и 2998,6, где были обнаружены кварциты, мелкие гранаты. Склоны представлены мелко- и среднеблочной осыпью, снега на склонах мало.

Вечером погода морозная - 25 С, легкий ветер, переменная облачность.

Отбой в 20:00.

26.02.2015 Перевал Эхе-Булнайский – перевал Самарский – верховья Ара-Ошей.

Подъем в 5:30, выход в 7:30, температура -30 С, легкий южный ветер из долины реки Эхе-Булнай, переменная облачность. На лыжах выходим с места ночевки, начинаем подъем к перевалу. Тропление лыжни, местами ГТЛ до 10 – 15 см. Пологий набор высоты приводит прямо под перевальный взлет. Седловина перевала Эхе-Булнайский широкая. Визуально можно выделить три участка для подъема: западную, центральную и восточную. Западная и центральная часть седловины наполнены снегом. Определяются карнизы в центральной части перевала. Восточная часть седловины более крутая, снега местами нет. Решаем подниматься по восточной седловине, так как этот вариант наименее лавиноопасен.

На лыжах подходим под перевальный взлет, и там, где крутизна подъема становится неудобной для подъема в лыжах, снимаем их, и одеваем кошки. Далее подъем в кошках, самостраховка лыжными палками. Крутизна подъема в начале перевального взлета не превышает 25, затем постепенно возрастает до 35 – 40. Подъем вдоль снежного языка по мелко- и среднеблочной осыпи. На камнях – россыпью множество мелких гранатов, максимально обнаруженный нами размер не превышал 1 см. Подъем усложняется тем, что сани-волокуши, которые мы тащим за собой, цепляются за камни и переворачиваются, много времени тратится на их возвращение в исходное положение.

В 11:30 вышли восточную часть седловины перевала Эхе-Булнайский. Высота восточной части седловины – 2850 м. Перепад высот на подъеме – 400 метров. Седловина перевала пологая, широкая, при необходимости можно разместить несколько палаток. Спуск в долину реки Зун-Гол пологий, крутизна не превышает 15 – 20, сформирован мелко и средне блочной осыпью. С перевала открывается вид на всю Тункинскую долину, а также на долину реки Зун-Гол и Гольцы, перевал Самарский 1Б. После разведки, на центральной части седловины обнаружен перевальный тур. Снята записка туристов из Иркутска 1999 года, оставлена записка.

В виду того, что северные склоны вершины 2998,6, и перевала Самарского свободны от снега и лавинной опасности нет, решено траверсировать северный склон вершины с пологим выходом на седловину перевала Самарский (1Б 2950).

Температура воздуха – 25 С, ветер умеренный из долины реки Эхе-Булнай, переменная облачность.

Выход с перевала на траверс в 11:50. Среднеблочная осыпь частично припорошена снегом, сани-волокуши цепляются и каждый раз переворачиваются. Двое членов группы – Бесхлебов и Пауков, привязали сани к рюкзакам, большей свободы передвижения от этого, однако, не получили – появился дополнительный рычаг. Сергей Воробьев и Максим Авдеев продолжили движение, постоянно поправляя сани. Траверс технической сложности не представляет, лавинной опасности нет.

В 14:10 все участники вышли на седловину перевала Самарский (1Б, 2950). Седловина перевала также пологая, широкая. Южная часть седловины, на которую мы вышли, отделена от основной небольшой скальной перемычкой. Перевал ориентирован с запада на восток. Западный склон перевала пологий, образован среднеблочной осыпью, восточный склон более крутой, вверху до 50, далее постепенно выполаживается. Перепад высот перевального склона на спуске 550 метров. Центральная и северная части седловины перевала – с карнизами. На седловине перевала сложены два тура, из обоих туров сняты записки, одна туристов Санкт-Петербурга, вторая – ТК «Африка» Москва. В оба тура вложены записки. С перевала открываются изумительные виды на долину рек Зун-Гол и верховья Ара-Ошей, а так же на вершины Ара-Ошей, Бого-Булнай, Маттерхорн, перевалы, ВАСХНИЛ (1Б - 3000), Пильмана (1Б - 2700) «Звезда Ара-Ошея».

Спуск начали в 15:00, с южной части седловины. Первые 150 метров спускаемся на три такта лицом к склону, с соблюдением дистанции, самостраховка ледорубом, далее в зоне выполаживания спускаемся спиной к склону с дополнительной точкой опоры на ледоруб. Спуск с перевала технической сложности не представляет. При просмотре перевала, во время спуска, северная часть более пологая, единственное но – карниз.

В 16:00, спустились с перевала в небольшой перевальный цирк, площадью примерно в одно футбольное поле. Перевальный цирк сформирован отрогами вершин 2998,6 и 2998,7, а также перевалом Самарский (1Б – 2950). Цирк открывается в долину Ара-Ошей еще одним спуском высотой порядка 30 метров. Крутизна склона 25 – 30 спускаемся пешком, с дополнительной точкой опоры на ледоруб. Второй по счету спуск выводит в еще один предперевальный цирк. Площадью в полтора – два футбольных поля. Ровная, без выраженного уклона площадка (возможно озеро), со всех сторон отроги близлежащих вершин. От предперевального цирка, в долину Ара-Ошей ведет узкое русло с натечным льдом. После небольшой разведки местности, в 17:30 решено вставать на ночевку в данном цирке, здесь абсолютно безветренно, лавинной опасности нет. Высота 2580.

Температура вечером в 18:00 – 33 С, тихо переменная облачность.

Изучая карты, выяснили, что логичный выход в долину находится за увалом – продолжением отрога вершины 2988,7, решаем, что спуск по руслу ручья не безопасен, и не целесообразен.

Готовим на горелке. Отбой в 20:00.

27.02.2015. Предперевальный цирк - река Ара-Ошей, поломка лыжи.

Подъем в 6:00. Погода –35 С, тихо, ясно. Оставленный мною за бортом палатки фотоаппарат замерз и не включается. У Сергея Воробьева, нагретый в палатке - сразу запотевает. Палатка покрыта толстым слоем изморози. Выход в 8:00.

От места ночевки на лыжах движемся в северном направлении, и переваливаем через увал – продолжение отрога горного массива с вершиной 2988,7 (см. карту). Высота увала – 15-20 метров. За увалом пологий, крутизна не более 30 склон, снег плотный, местами выступают камни. Съезжаем на лыжах серпантином, объезжая камни. Перепад высот порядка 100 метров, затем склон выполаживается. Спуск приводит к одному из многочисленных истоков Ара-Ошея. Здесь же появляются первые турики. Скорее всего, через озеро, где мы планировали спускаться изначально, не ходят – там сбросы.

По руслу истока продолжаем идти на лыжах, ГТЛ до 15 см, тропление несложное. В 9:00 выходим в долину Ара-Ошей. Нам по руслу реки Ара-Ошей вниз. За спиной открывается изумительная картина Тункинских гольцов горы в дымке. На лыжах, тропление несложное, ГТЛ до 10 см. В 10:00 подходим к ледопаду высотой порядка 5 метров Водопад определяет начало узкого каньона реки Ара-Ошей, протяженностью порядка 500 метров. Обходим его по левому берегу Ара-Ошей, далее на лыжах в пологом месте выходим вновь на русло реки. Поверх льда – фирн. В 11:00 подходим к стрелке реки Ара-Ошей и правого притока с перевала Улан-Гольский (фото № 50). Данный приток реки заканчивается узким каньоном. Здесь так же начинается тропа на пик Ара-Ошей (1Б, 3244).

Слева по ходу движения открывается вид на огромный ледопад. Здесь же проходит граница леса. Высота 2100. Долина реки Ара-Ошей в верховье изобилует пилообразными вершинами, которые можно сравнить с зубами акул. От стрелки рек по руслу продолжает идти в северном направлении. В 12:00 проходим мимо крупного жандарма перекрывающего путь реке, здесь река делает небольшую петлю. Сразу за жандармом, встаем на обед. Высота 2020. Температура -25 С, переменная облачность, изморозь. Готовим обед на костре. Выход в 14:00. Через 500 метров от места обеда, начинается каньон с участками открытой воды. Пришлось выходить на правый берег реки и обходить каньон. Высота склона порядка 50 метров. В пологом месте спускаемся в русло реки (14:30). Протяженность каньона 250 – 300 метров.

По руслу, обходя промоины, продолжаем идти на лыжах. В 14:50 при переходе с русла на левый берег, у Авдеева Максима повторно ломается лыжа. Сломалась фанера, прикрученная к лыже. Приходиться снимать лыжи и идти пешком (Максим проваливается по колено). Пройдя порядка 200 метров по левому берегу реки, выходим на места стоянок, высота 1900. Здесь много заготовленных пеньков, повсюду следы старых костров. Возможно, в данном месте отдыхают туристы-водники, пешеходники. Мы встаем на незапланированный бивуак. Максим Авдеев занялся починкой лыж.

Вечером погода ясно, тихо, температура -30 С. Отбой в 20:00.

28.02.2015 Река Ара-Ошей до избы охотников рядом с источниками.

Подъем в 5:30, выход в 7:30.Температура - 30 С, переменная облачность, ветер южный легкий. На лыжах выходим на русло и проходим порядка 200 метров. Далее начинается узкий каньон с участками открытой воды (фото № 57). Вновь выходим на левый берег Ара-Ошей. И постепенно начинаем набор высоты, ГТЛ 15 – 20 см. Лес смешанный, преимущественно ель и лиственница, много кустарников и поваленных деревьев.

В 08:30 подходим к водопаду в средней части реки Ара-Ошей (фото № 58). От водопада продолжаем идти в северном направлении (вдоль русла реки Ара-Ошей) с постепенным набором высоты. Поднявшись примерно на 50 метров от русла реки, выходим в зону выполаживания. Здесь же есть небольшая поляна, свободная от деревьев, повсюду следы копыт. С берега открывается вид на узкую долину ручья Средний, впадающего в Ара-Ошей (фото № 59). От поляны начинается пологий спуск к руслу реки. ГТЛ до 20 см, снег старый, порошкообразный, тропление несложное. В 9:20 пересекаем русло левого притока Ара-Ошея. Приток,разливаясь, заковал в лед близлежащие деревья и кустарники, образовав «Ледовую сказку» (фото № 60, 61). Далее аккуратно по льду спускаемся к руслу Ара-Ошей, и выходим на лед реки (фото № 62), высота 1900. Снега мало, местами выходы воды поверх льда (так называемые мокрые наледи) (фото № 63). По руслу продолжаем идти, невзирая на воду. Стараемся не отрывать скользящую поверхность лыж ото льда. Налипший снег сбиваем лыжными палками, в случае подлипа приходится счищать снег и со скользящей поверхности лыжи.

В одном из многочисленных мест впадений левых притоков реки Ара-Ошей, натыкаемся на зарубки, оставленные, скорее всего, охотниками (фото № 64), высота 1872.2 (обозначенная на карте). После мы встречали подобные отметки и дальше, такого варварского отношения к родной природе мы еще не видели. Далее вновь по руслу реки Ара-Ошей, в 12:00 встаем на обед. Высота 1826. Переменная облачность, -20 С, тихо. Готовим на костре. Выход с обеда в 14:00. Далее вновь по руслу реки. Через 500 метров, начинаются узкие каньоны. На удивление открытой воды нет (фото № 65, 66).От узких каньонов, пройдя порядка 1 км, подходим устью ручья Поисковый, здесь так же каньон, с толстым льдом, открытой воды нет (фото № 67). Далее продолжаем движение по руслу реки, в 15:30 выходим к устью реки Левый Ара-Ошей. Здесь мы находим первые следы. Группа на снегоступах. Параллельно со снегоступами идет достаточно свежая лыжня, скорее всего охотники, так как ширина лыж до 15 – 20 см. Продолжаем идти по следам туристов, шедших здесь до нас. В 17:30 подходим к месту ночевки туристов. Ребята ночевали прямо на берегу, всюду открытая вода, испарения, вставать здесь мы не стали. Продолжаем идти, солнце постепенно уходит за вершины гор. Время поджимает, в голове крутится, что где-то здесь должна быть изба. В 17:50 выходим к горячему источнику, здесь даже в сорокаградусный мороз зеленые водоросли (фото № 68). От источника турами обозначенная тропа. Снимаем лыжи и поднимаемся на правый берег реки Ара-Ошей. Далее следуем по тропе и, обойдя небольшой уступ, подходим к избе (фото № 69). Однако в избе лежат чужие вещи, здесь явно живут охотники, поэтому, недолго думая отходим порядка 100 метров вглубь леса и встаем на ночевку. В 18:30 к избе подходят охотники. И в 18:40 после недолгих раздумий я иду поговорить с ними о дальнейших вариантах прохождения маршрута.

Трое ребят – все жители улуса Хойто-Гол, двое молодых парней и один пожилой. Рассказали, что до нас была группа из Минска, и еще одна группа из Москвы, обе группы собирались следовать через перевал Хубутский в Хойто-Гол. Рассказали, как найти малоприметную тропу в обход устья реки Яман-Гол. В обмен на пару перчаток, и некоторые продукты мы взяли у охотников половину зайца, пожелав друг другу удачи, мы пошли ужинать, а охотники спать.

Вечером -30 С, тихо безоблачно. Решили попробовать зайца и долго его тушили. Отбой в 22:00. Готовим на костре.

01.03.2015 Река Ара-Ошей – река Яман-Гол.

Подъем в 05:30, выход в 7:30. Погода -30 С, переменная облачность.

Проходим мимо избы охотников, которые еще спят, и выходим на русло реки Ара-Ошей. Далее по следам туристов, идущих на снегоступах, продолжаем движение вдоль русла, преимущественно по правому берегу реки. Пересекаем пару правых притоков (фото № 70), которые застыли в виде натечного льда прямо на склонах берега реки Ара-Ошей.

Открытые участки воды обходим по берегу (фото № 71). Местами приходится перепрыгивать с берега на берег (фото № 72). В 09:30 подходим к каньону в нижней трети реки Ара-Ошей, в каньоне открытая вода (фото № 73).Тропа поворачивает на левый берег и круто забирает вверх. Набор высоты до 50 метров от русла реки. Поднимаемся пешком, лыжи прикрепили к рюкзаку. Тропа выводит на небольшую смотровую площадку, откуда открывается обзор на каньон, водопада к сожалению, отсюда не видно.Здесь небольшой привал и фотография на память (фото № 74, 75). Далее от смотровой площадки тропа ведет на спуски, петляя серпантином, выводит на русло реки сразу за каньоном (фото № 76). В 10:30 вновь продолжаем движение по руслу реки и в 11:00 выходим к стрелке рек Архат и Ара-Ошей (фото № 77). Здесь делаем небольшую разведку местности: на правом и левом берегу реки Архат множество туров, разбросанных по всей округе. Прямо на стрелке рек Ара-Ошей и Архат находится каменистая площадка, со слов охотников, излюбленное место туристов для отдыха (фото №78). Тропа скрыта от глаз невысоким увалом, нагромождением камней формирующих общий берег Архата и Ара-Ошей в месте их слияния (фото №79) . Найти тропу,незнающему человеку будет совершенно непросто. Начало тропы рядом с небольшим замерзшим водопадом, ручей впадает прямо в стрелку русел (см. карты-кроки). Тропа начинается прямо от подножия горного массива с застывшим ледопадом желто-зеленого цвета. В 11:00 начали подъем по тропе вверх, без лыж. Поднявшись на высоту 150 метров от русла тропа выполаживается и, петляя, ведет в восточном направлении. По пути пересекаем два крупных моренных прорана. Общее направление движения на восток. В 13:00, продолжая идти по тропе, вышли к руслу реки Яман-Гол. Тропа продолжает следовать по массиву, петляя между деревьями. Лес смешанный, много кустарников (фото №80). В 14:00 вышли к избе охотников, про которую нам рассказывали вчера (фото №81, 82). Здесь быстро обедаем. Погода переменная облачность, -20 С, тихо.

Выход с избушки охотников в 15:10, продолжаем следовать по массиву, вдоль русла реки Яман-Гол. Движемся без лыж. Рядом с небольшим отрогом тропа ныряет вниз и спускается к руслу. Место неприметное. Тропа петляет, крутой склон, до 40, густо поросший кедрами ольхой и кустарниками, спуск без лыж, цепляемся за стволы и ветки деревьев. В 15:30 мы на русле реки (фото №83). Туристам, идущим вниз по течению, без следов найти место выхода к избе будет крайне сложно, так как избу с берега не видно, тропа совершенно нечитаемая. Далее продолжаем идти в лыжах по следам охотников. Тропление лыжни несложное, ГТЛ местами до 20 см. Снег старый порошкообразный, местами фирн. Низовье реки Яман-Гол зажато в гигантский каньон, стены которого возвышаются на 50-100 метров. Порода – в основном известняки, и добавлением красных минералов. Цвет стен каньона от желтого до кирпично-красного. Много застывших ледопадов (фото № 84). Русло реки преимущественно закрыто льдом, встречаются участки мокрых наледей (фото № 85). На ночевку встаем на правом берегу реки Яман-Гол. Здесь обустроенные площадки, есть костровище. К вечеру -35 С, тихо, на небе махровые звезды. Лес смешанный, преимущественно лиственница и кедр. Готовим на костре.

02.03.2015 Яман-Гол – перевал Обзорный – Нарин-Гол

Паспорт перевала

Район Хребет, массив Название Высота Категория трудности, характер склонов Соединяемые географические объекты, путь прохождения

Восточный Саян Тункинские Гольцы

Обзорный (Яман-Гольский) 2110 1А

Снежный река Яман-Гол – река Нарин-Гол. С запада на восток (из долины реки Яман-Гол в долину реки Нарин-Гол).

Подъем в 06:00. Температура -35 С, тихо, изморозь. Выход в 08:00. Вверх по руслу реки Яман-Гол стараясь обходить мокрые наледи, ГТЛ до 15 – 20 см (движение в восточном направлении). От мокрых наледей вследствие сильного мороза сильно парит, и мы за короткое время обрастаем инеем (фото № 86). В 10:00 подходим к стрелке истоков, от стрелки поворачиваем на правый исток (орографически влево). Сразу за стрелкой основное русло поворачивает на север. На пути две ступени высотой до 10 метров, пологие (фото № 87). Местами натечный лед, местами мокрые наледи. Двое участников, Максим Авдеев и Сергей Воробьев сняли лыжи, и одели кошки, Бесхлебов и Дмитрий Пауков, прошли участок в лыжах. Сразу за ступенями русло вновь поворачивает на восток, и входит в узкую долину. Здесь ГТЛ сразу возрастает до 40 – 50 см. Приходится снять рюкзаки и тропить лыжню челноком. Граница леса находится прямо под перевалом Обзорный (Яман-Гольский) (1А, 2110). В 12:30 подошли под перевал и встали на обед. Высота 2010 метров. Температура –25°С, ветер юго-восточный умеренный переменная облачность. Готовим на горелке. В 13:10 с перевала нам на встречу спускается семейная пара «бывалых» туристов из Новосибирска.

В 13:40, после короткой беседы, в которой мы поблагодарили друг друга за лыжню, по готовой лыжне начали подъем. По лыжне серпантином постепенно набираем высоту, максимальная крутизна не более 30° (фото № 88, 89), перепад высот 100 метров. На перевал Обзорный (1А – 2110) вышли в 14:10 (фото № 90). С перевала открывается вид на долину реки Яман-Гол и цирк вершин южнее перевала (верховье реки Нарин-Гол) (фото № 91). Перевального турика мы не нашли и, после пары фотографий и попытки дозвониться со спутникового телефона домой (не получилось, телефон не смог подключиться к сети), в 14:30 начали спуск с перевала. Спуск с перевала в начале пологий в южном направлении, затем, по прошествии 20 метров, поворачивает на восток. Крутизна возрастает до 45°, склон снежный слева по ходу спуска – заснеженная осыпь. Спуск на лыжах методом вертикального соскальзывания (Бесхлебов), остальные сняли лыжи и спускались пешком, вдоль камней (фото № 92), высота крутого участка до 50 метров. Далее спуск постепенно выполаживается. И все одевают лыжи. Спуск приводит в верховья реки Нарин-Гол. Здесь также открываются изумительные виды на цирк вершин (фото № 93). Далее продолжаем движение по руслу реки, идем по проторенной лыжне.

Пройдя порядка 300 метров, входим в узкий каньон (фото № 94, 95). Стены местами сходятся ближе чем на полтора метра, местами завалы из стволов деревьев, много открытых камней. Движение осложняется тем, что санки вновь начали цепляться и дергать. В 16:30 вышли из каньона, продолжаем идти по лыжне. По пути открываются изумительные виды на водопады, скальные выступы (фото № 96, 97). Один из водопадов просто огромен (фото № 98). В 18:30 подошли к началу второго каньона, здесь встаем на ночевку. Высота. Температура -33 С, тихо, от русла ручья парит. Лес кедровый, много дров. Готовим на костре.

03.03.2015 Нарин-Гол – турбаза Шумак.

Подъем в 06:00, температура -35 С, тихо, изморозь. Выход в 08:00, на лыжах по лыжне, и, пройдя 200 метров, входим во второй (нижний) каньон. Каньон более широкий, множество притоков реки Нарин-Гол обрываются застывшими водопадами (фото № 99), много изумительного вида скальных выступов (фото №100). В 10:00 подошли к месту, откуда уже видна долина реки Шумак (фото№101). В 10:30 пройдя еще порядка 1,5 км, встретили двух охотников, которые рассказали, что на реке Шумак, множество мокрых наледей, и идти лучше по следам охотников. В 11:00 вышли на Шумак. По лыжне продолжаем идти порядка 500 метров, однако лыжня петляет, поэтому мы вновь выходим на русло (фото № 102) и уже продолжаем идти реке, стараясь обходить наледи. На одном из участков наледей на русле реки Шумак у Воробьева Сергея налипает снег, и в попытке его сбить Сергей ломает носок лыжи. Скотчем быстро все приматывает и продолжает идти дальше. В 13:00 подошли к открытой воде, повернули на правый берег, и вновь вышли на лыжню, оставленную охотниками и туристами. Далее по лыжне, пройдя порядка 300 метров, вышли к большому кресту на турбазе Шумак (фото № 103), затем вышли к первым постройкам (фото № 104). В 14:00 побеседовав со сторожами турбазы (два человека в камуфляже, без опознавательных знаков). Выяснили что домики, расположенные на правом берегу реки совершенно свободны, платы за размещение не берут, дров в окрестностях практически нет, магазин не работает. Сама турбаза закрыта до мая. В 14:30 Разместившись в одном из домиков (фото № 105) приготовили обед. Температура воздуха -25 С, тихо, переменная облачность. В избе есть немного дров. После разведки выяснили, что сушинки все же есть, и даже поблизости. Заготовили дров. И сделали небольшую разведку местности, заглянули в Дацан (фото № 106, 107). В 16:00 в дом постучались двое туристов из Оренбурга. Одного из ребят зовут Уваров Владимир (электронная почта 227992@mail.ru). После короткой беседы, мы все вместе разместились в просторной избе. Ребята путешествуют вдвоем, идут от Сухого русла, через перевал Хубыты - Ара-Хубыты – Ара-Хондолгой – Яман-Гол - Обзорный – Шумак далее через перевал Шумакский на выход в Сухое Русло. Также рассказали, что устье Яман-Гола открыто, что им пришлось, лазить по склонам, и что парни три дня шли по нашей лыжне, чему несказанно рады.

Обменявшись контактами, в 17:00 по двое пошли в горячие радоновые ванны.

Первыми пошли Александр Бесхлебов и Сергей Воробьев. Изба с радоном (фото № 108) вокруг избушки открытая вода с цветущими водорослями (фото 109) сам радоновый источник находится не в избе, а несколько в стороне, и подписан (фото № 110). В избе в предбаннике ледяные колонны, внутри парит (фото № 111) раздевшись догола, нырнули в воду. На порожке стоят двое песочных часов, которым отмеряют продолжительность купания. Температура за бортом - 28 С, однако вода 20 С, никак не ниже. Дно импровизированной ванны теплое. Скорее всего летом температура воды здесь поднимается до 40°С, может и выше. Вылезть из воды было гораздо сложнее, чем в нее нырнуть. Холод пробрался в самые укромные места, очень быстро обтерлись, оделись и бегом вернулись в избу.

Двое следующих (Дима и Максим), прилетели через 20 минут с криками и воем, от холода, матеря и костеря руководителя. (Еще перед походом руководитель обещал баню на Шумаке, но баня получилась почему-то холодная). Ребята из Оренбурга так же окунулись в радоновый источник. Вечером приготовили суп из оставшейся части зайца и кабарги.

В 18:00 погода -30 С, тихо ясно, на небе махровые звезды. Отбой в 22:00.

04.03.2015 Радиальный подъем на перевал Трех капитанов (1Б - 2400) (не полное прохождение) – река Шумак – изба «Бегущий Олень».

Подъем в 05:00, выход в 07:00. Температура -35 С, тихо, ясно.

Сделав на прощание фото с ребятами из Оренбурга (фото № 112), по своей лыжне пешком возвращаемся к стрелке ручья с перевала Трех капитанов и реки Шумак. Далее подъем вдоль русла по правому берегу ручья, есть припорошенные снегом турики. Тропа, маркированная туриками, крутым серпантином поднимается вверх и на высоте 1900 (09:30), выводит на русло. В этом месте русло зажато скальными отрогами вершин (фото № 113). Снег вначале подъема рыхлый, глубина до 45 – 50 см. По мере подъема открываются виды на противоположные от нашего массива вершины и хребты (фото № 114, 115). Начиная с 1900 метров, встречаются участки сошедшего со склонов снега. Стараемся подниматься по линии падения воды и не выходить на склоны. После преодоления отметки 2000 метров (фото №116), лавинная опасность резко возрастает. На подушке из рыхлого, старого снега лежит уплотнившийся новый. Склоны наполнены снегом. Проведя разведку принимаем решение, что дальнейший подъем на перевал и вершину Трех капитанов, крайне небезопасен. Поэтому от дальнейшего подъема отказываемся, спускаемся вниз по своим следам. В 11:00 возвращаемся в избушку, быстро готовим обед, и собираемся. Решено, что ночевать здесь вторую ночь подряд нам не стоит, с учетом того, что время нас поджимает, и мы можем запросто не успеть на поезд.

В 13:00 погода - 25 С, тихо, переменная облачность.

Выход с базы Шумак в 14:00. По лыжне, проложенной туристами из Оренбурга, идем в южном направлении, по руслу реки Шумак (фото № 116). Лыжня повернула почему-то в русло правого Шумака, но, затем, пройдя по руслу, мы обнаружили, что их следы возвращаются. В 15:30, по пути встречаем группу туристов из Новосибирска, идущих на турбазу Шумак. Ребята идут пешком, лыжи привязаны к рюкзакам. После недолгого общения продолжили путь. По мере продвижения в южном направлении, возрастает число мокрых наледей. Движение на лыжах резко затрудняется. Снимаем лыжи и привязываем их к волокушам. Далее пешком. Воробьёв Сергей, одел кошки, однако пройдя порядка 500 метров, снял их, так как в кошках идти еще более проблематично. Подрезанный кошками лед легче проваливается под ногами. В 16:00 высота 1615, проходим стрелку с левым притоком реки Шумак. Здесь река,разливаясь, формирует широкую площадку мокрых наледей (фото № 117). Сразу за устьем ручья небольшая ледовая ступенька, высотой до 2 метров,двоим участникам пришлось одеть кошки для прохождения участка. В 16:30 входим в невысокий каньон. В 18:00 подходим к месту стоянки туристов из Новосибирска – ребята ночевали на левом берегу реки Шумак рядом с устьем левого притока.Однако на их месте ночевать явно не хочется, причем, согласно картографическим данным изба «Бегущий Олень» где-то поблизости. После разведки, находим избу, и в 18:30 встаем на стоянку.

Температура -30 С, тихо переменная облачность.

Изба «Бегущий олень» находится на правом берегу реки Шумак рядом с устьем правого притока. Высота 1859. В вечернее время с русла избу заметить трудно. Поэтому многие туристы проходят мимо избы. Сама изба (фото № 118) – без пола, половина нар распилена на дрова, печь, стоящая на середине избы, прогнила, воспользоваться ей у нас не получилось, дрова есть прямо в избе, пара крупных лиственничных пеньков, расколоть их нашим, 600 граммовым топориком, не получилось. Готовим на бензине. Спать легли в 20:00.

05.03.2015 Река Шумак – подход под перевал Шумакский.

Подъем в 06:00 Температура -25 С тихо, переменная облачность, легкий северный ветер. Выход в 08:00.

Выходим на русло и продолжаем идти по следам туристов из Новосибирска и Оренбурга. В 09:00 после 1 ходки выходим к стрелке истоков реки Шумак (фото № 119). Здесь снимаем лыжи, поворачиваем налево по ходу движения, и поднимаемся на отрог – правый берег реки, движемся по следам. Глубина снега порядка 25 см. Подъем пешком. Поднявшись на склон высотой 20 метров тропа становится более пологой, и мы вновь одеваем лыжи. В 11:30 выходим к водопаду реки Шумак, вид грандиозный (фото № 120)! Здесь же встречаем объединенную группу из Екатеринбурга и Новосибирска, группа в виду многочисленности и различной подготовки участников растянулась, и когда первые вышли по маршруту, последние только подошли. Делаем быстрый перекус напротив водопада, и фотографируемся (фото № 121). Готовим на горелке. Погода в 12:00 ясно, умеренный северный ветер из долины Шумака, температура -20 С. После быстрого перекуса продолжаем идти вдоль русла. Водопад обходим слева по ходу движения. Здесь набитая тропа. В месте, где склон становится пологим, спускаемся на русло реки (фото № 122). Далее по руслу подходим к озеру, на само озеро выходить не стали, в виду ограниченности по времени. Озеро находится за небольшим увалом справа от русла Шумака, высота 2270. Далее продолжаем идти по следам, снег местами плотный, местами – тропление лыжни до 15 см. Уже от озера открывается вид на перевал Шумакский (фото № 123). Путь подъема на перевал читается достаточно хорошо. Перед перевалом, находится большой моренный увал (фото № 124), который обходим справа по ходу движения, далее в лыжах поднимаемся на отрог ведущий от близлежащей к перевалу вершины. Крутизна подъема до 35° однако, в лыжах подняться, кажется проще, чем тащить их на себе. В 18:30 встаем на ночевку на высоте 2550, прямо под перевальным взлетом. Место приходится ровнять, стоить снежную стенку из кирпичей. С места ночевки открывается вид на долину реки Шумак (фото № 125).

В 18:00 погода ветер северный, низкая облачность, легкий снег. Температура -30 С.

Ужин готовим на горелке.

06.03.2015 Перевал Шумакский (1Б - 2760) – река Эхе-Гер.

Подъем в 05:00, погода – 35 С, низкая облачность, легкий снег, ветер с перевала Шумакский.

В виду высокой влажности (стоим в облаке) очень холодно. Выход в 07:30, пешком, поднимаемся под перевал, идем по следам, которые за ночь изрядно засыпало снегом. В 08:00 подходим по перевальный взлет.

Перевал Шумак расположен в главном хребте Тункинских гольцов, направление прохождения север – юг. Склоны перевала зимой - северный более крутой снежный, наверху небольшой снежный карниз. Южная часть склона осыпная и более пологая.

Подъем начинаем в кошках по линии падения воды. Пытаемся идти по старым следам, затем в виду непрочности ступеней начинаем колотить свои. Подъем на три такта, самостраховка ледорубом. Высота перевального взлета 100 метров. Дополнительная точка опоры ледоруб. Лидер на подъеме Пауков Дмитрий. Крутизна подъема 35 - 40°. Выход на перевал через небольшой снежный карниз, который прорубили ледорубом (фото № 126). Снег плотный ступени на выходе получаются с трудом. В 08:40 на перевал выходит последний участник Сергей Воробьев (фото № 127). На седловине сильный южный ветер. Быстро делаем фотографию на перевале (фото № 128) и, не найдя турика, начинаем спуск с перевала. Спуск по среднеблочной осыпи, крутизна спуска не превышает 200. Камни припорошены снегом, много открытых камней, лыжи прикреплены к рюкзаку. На спуске – страховка лыжными палками. В 09:30 спустились с перевала в висячую долину. Далее по старым, частично переметенным следам, катимся на лыжах (фото № 129). Периодически на пути встречаются камни окрашенные синей краской, маркирующие тропу. Отроги близлежащих к перевалу вершин формируют висячую долину, спуск из долины – ступенчатый (фото № 130). Спускаемся по руслу, в местах, где снег плотный и крутизна превышает 30°, спускаемся пешком. У спуска из висячей долины открывается изумительный вид на перевал и отроги близлежащих вершин (фото №131). В 11:00 пройдя три ступени выходим к стрелке с руслом реки Эхе-Гер, берущим начало у перевала Гранатовый (1Б, 2743), Ля-Контес (2А, 2608), озер в верховье реки Эхе-Гер. Рядом со стрелкой огромная, почти квадратная каменная громада (фото № 132). Высота 2150. Далее продолжаем идти по руслу реки Эхе-Гер. Лыжные следы то исчезают, то вновь появляются. На русле лед. Мокрых наледей в верховье мы не встретили. В 11:00 наткнулись на уникальное явление: застывший водопад формирует карниз и закрывает как занавес небольшое углубление в стене (фото № 133, 134). В 12:00 погода переменная облачность, тихо температура -25 С. На обед встаем у русла реки напротив зимника, обозначенного на карте. Высота 1900. Граница леса на высоте 1950-1970 метров. На сам зимник не пошли, в виду легкого качения по руслу реки. В 13:00 нас нагнала группа туристов из Иркутска. Ребята продолжили движение по руслу реки. Выход в 14:00. Мы попытались отыскать тропу, обозначенную на карте, однако затем вновь вернулись на русло. Пройдя по руслу порядка километра, вышли к ледопаду. Спускаться не стали, решили продолжить движение по правому берегу. Сразу за водопадом начинается каньон, на карте, к сожалению, не обозначенный (фото № 135). Полого набираем высоту и в 16:00 выходим на тропу, обозначенную на карте (фото № 136). По тропе продолжаем идти на лыжах. В 16:40 выходим на небольшую опушку, рядом с руслом реки Эхе-Гер (фото № 137). Здесь развилка, множество следов петляющих в разные стороны. Попробовали идти дальше вдоль русла, но пройдя 200 метров, понимаем, что этот вариант не самый правильный, и возвращаемся к развилке. Далее ищем более свежие следы и находим. Ребята из Иркутска сняли лыжи и идут пешком. По следам ребят продолжаем движение и, пройдя от развилки порядка 50 метров, находим указатели. Таблички оповещают путников о том, куда ведет определенная тропа. Нам по тропе в Хойто-Гол! Тропа полого набирает высоту и ведет вдоль края огромного каньона. Склоны крутые, поросшие кустарником и редкими лиственницами и кедрами. Тропа выводит на отрог разделяющий русло рек Эхе-Гер и Хубыты. На отроге в 18:00. Лес хвойный – кедры и лиственница. Погода: тихо, ясно, мороз -32 С. Встаем на ночевку на пологом участке. Здесь есть дрова, заготовленные по своему виду с прошлого года. Готовим на костре.

07.03.2015. По Тропе к поселку Нилова Пустынь.

Подъем в 05:00. Температура -34 С, тихо, ясно. Выход в 07:00. На лыжах продолжаем идти по следам туристов из Иркутска, которых мы встретили 06.03.2015. Тропа маркирована синими полосками, синей краской, синими ленточками. Петляя, полого спускаемся в долину реки Хубыты. В 10:00 выходим на площадку со стендом указывающим на разделение тропы одна тропа на Шумак, вторая на Хубутский перевал (фото № 138). Высота 1615. Лес смешанный. Далее продолжаем идти по тропе, множество следов, как на лыжах, так и пешком. В 11:00 продолжая идти по тропе выходим к второму стенду (фото № 139), здесь следы колес (возможно квадроцикл). Далее – по следам транспорта. Постепенно тропа превращается в дорогу. В 11:30 подходим к развилке дорог одна на Сухое русло вторая в улус Хойто-Гол, есть указатель. Здесь у развилки встаем на обед. Березовый лес. Температура -20 С, тихо, ясно.

Выход с места обеда в 13:00, далее по дороге на лыжах. Тропления нет. Катимся с огромным удовольствием к выходу, спешим домой. В 14:00 пересекаем широкое каменистое русло реки Эхе-Гер. И на противоположном берегу, на привале делаем фотографии на фоне гор (фото № 140, 141, 142, 143). Далее по дороге на лыжах. В 15:00 выходим на дорогу пос. Нилова Пустынь – улус Хойто-Гол. Пытаемся дозвониться до водителя, но почему-то связи нет. Доходим по дороге пешком до Дацана (фото № 145). У дацана в кафе переговорили с местными жителями и выяснили где можно переночевать. В 18:30 пришли в санаторий «Нилова Пустынь» находящийся на окраине одноименного Поселка, где с нас за номер с удобствами и завтраком взяли по 1100 руб с человека. Есть душ, телевизор, переложили вещи и созвонились с водителем. Погода тихо, ясно, -30 С.

08.03.2015 сан. «Нилова Пустынь» – станция Слюдянка – поезд 081И Улан-Удэ – Москва.

Подъем не регламентирован. В 09:00 завтрак, приобретение продуктов в дорогу, поиск сувениров. В 12:00 прибыла машина. По пути заехали в пос. Кырен в ПСО, где снялись с учета. Далее по трассе. По пути пытаемся фотографировать горы (фото № 146). В 16:00 приехали на станцию Слюдянка. Станция находится на берегу озера Байкал, и пока было время, мы фотографировались (фото № 147, 148, 149, 150)!

старт

готовим на костре

по руслу реки Эхе-Булнай

начало серьезных завалов

участок с открытым руслом реки Эхе-Булнай

ночевка на русле реки Эхе-Булнай

Димка Пауков

Серега Воробьев

Бесхлебов Санек

плотный снег по пути подъема

ночевка под перевалом Эхе-Булнай (вид в Тункинскую Долину)

подъем на перевал Эхе-Булнайский

Перевал Эхе-Булнайский 1Б

подъем на перевал Эхе-Булнайский Воробьев Сергей

выход на седловину не "за горами"

вкрапления гранатов

Звезда Ара-Ошея

Вид в долину Зун-Гол с пеервала Самарский

спуск с Самарского

Вид на перевал Самарский после спуска

висячая долина у подножия перевала Самарский

переход через отрог горы для спуска на русло Ара-Ошея

Верховья Ара-Ошея

Горы в Верховье Ара-Ошея

река Ара-Ошей верховье, до впадение притоков с вершины Ара-Ошей

Ледопад в верховье Ара-Ошея

Устье притока с вершины Ара-Ошей

Ледопад на левом притоке Ара-Ошея

Долина реки Ара-Ошей вблизи зоны леса

Начало зоны леса в долине реки Ара-Ошей

Обход каньона с открытой водой по правому берегу реки Ара-Ошей (выше водопада в средней части реки)

Бивуак на левом берегу Ара-Ошея (рядом с водопадом в средней части реки Ара-Ошей)

начало каньона реки Ара-Ошей

водопад в средней части Ара-Ошея

долина ручья Средний

Ледовая сказка на левом притоке Ара-Ошея

Отдых у ледовой сказки

русло реки Ара-Ошей ниже ручья Средний

мокрые наледи Ара-Ошея

зарубки на деревьях

Каньоны Ара-Ошей

узкие каньоны на Ара-Ошее

Вид на источник близ Избушки охотников на Ара-Ошее

русло реки Ара-Ошей ниже источника. Пререходим русло по камням

начало каньона реки Ара-Ошей в нижней части реки

вид на каньон реки Ара-Ошей

вил с тропы охотников на долину реки Ара-Ошей

изба охотников на реке Яман-Гол

по руслу реки Яман-Гол

место спуска тропы от избы охотниковна русло реки Яман-Гол

наледин на русле реки Яман-Гол

бивуак на правом берегу реки Яман-Гол

русло реки Яман-Гол

река Шумак

база Шумак

Александр Бесхлебов

Вячеслав ПетухинАлександр, вы от Хойто-Гола где-то немного не там пошли. Надо было правее держать и выходить на дорогу, которая начинается западнее Эхе-Булная и идёт всё время (переходя в тропу) по его левому борту. А так вы около дня потеряли, двигаясь по руслу Эхе-Булная.
22.11.2015, 20:33:27 |
Алексей Азаров"В Бурятии время смещено на 5 часов, в Иркутской области – +4." Время у нас одинаковое +5.
23.11.2015, 02:49:34 |
Евгений ВашестюкЖаль, что фотографии обрываются на первом перевале.
24.11.2015, 11:25:43 |
Александр БесхлебовЗдравствуйте, фотографии буду выкладывать постепенно. Времени не хватает на все. По поводу тропы, мы честно ее искали, но увы не нашли. У охотников на Яман-Голе узнали что в это время охотники в этот район не выходили,ну и соответственно ни лыжни ни следов, ни чего. Землянка пустая следов вокруг нет.
29.11.2015, 21:26:23 |

Александр Бесхлебов: Паспорт перевала
Обзорный (Яман-Гольский) 2110 1А

Как это 1а? вроде всегда был н/к ?

29.11.2015, 22:09:35 |
Александр БесхлебовЗимой 1А
29.11.2015, 22:55:16 |

Александр Бесхлебов: Зимой 1А

Сожгите свой классификатор, нет там такой сложности для 1А
29.11.2015, 23:25:56 |
Александр Бесхлебов

Александр Гранин:    Александр Бесхлебов:   Паспорт перевалаОбзорный (Яман-Гольский) 2110 1А Как это 1а? вроде всегда был н/к ?Ну и 4 дня от Шумакских источников до Ниловки, как-то перебор, отчего так медленно? Ведь лыжня уже была. Ну и собственно вопрос, зачем столько варок на бензине? Например под перевалом Обзорный, там можно было прекрасно приготовить на дровах.

29.11.2015, 23:32:53 |
Александр БесхлебовВаше право!
29.11.2015, 23:34:32 |
Александр Гранин

Александр Бесхлебов: Ваше право!

Я тут не о праве. Конструктивный вопрос, это дело случая или это такой тактический подход?
29.11.2015, 23:46:15 |
Александр ГранинВы пишите что перевал Самарский 1Б, сравните с тем же Шумакским или вот с этим: http://nature.baikal.ru/obj.shtml?obj=pass&id=hurgutskii
Вас явно вводят в заблуждение. По ощущениям там что 1б что ли?
29.11.2015, 23:55:29 |
Александр БесхлебовНе понимаю в чем вопрос. Вопрос в том что я завышаю? Пришлите ваш классификатор, я буду рад! Почта saguramo@yandex.ru. Вопрос о категории по каждому перевалу я обсуждал с Васильевым М.Ю. председателем лыжной комиссии ТССР. И что сложного в перевале Шумакский? Все везде проходится пешком. Летом скорее всего так и есть, и перевал Самарский вообще с трудом до 1А дотягивает.
30.11.2015, 00:08:00 |
Александр БесхлебовХургутский действительно 1Б, и зимой там скорее всего придется вешать веревки.
30.11.2015, 00:11:34 |
Александр Гранин

Александр Бесхлебов:  Пришлите ваш классификатор, я буду рад!

Пожалуйста http://www.turizmvnn.ru/cont/show/23252/
30.11.2015, 01:51:44 |
Александр БесхлебовСпасибо! впредь буду пользоваться им.
30.11.2015, 02:33:35 |
Ирина ОвчинниковаВозможно ли пройти на Шумакские источники в ноябре без лыж из Ниловой Пустыни?
13.01.2016, 00:08:28 |
Вячеслав ПетухинВ принципе возможно, охотники ходят. Но крайне не рекомендуется это пытаться сделать без подготовки.
13.01.2016, 10:58:18 |
Ирина ОвчинниковаСпасибо. Будем готовиться.