Лыжный поход 2-9 января 2016 г. Нитка пути: г. Слюдянка - р. Слюдянка - пер. Чертовы Ворота н/к - р. Спусковая - р. Утулик - р. Шубутуй - правый приток р. Шубутуй - пер. Дзымха н/к - траверс водораздельного хребта между р. Дзымха и р. Хара-Мурин - голец Орцек, 2280,7 м. Возвращение в г. Слюдянка обратным порядком по своей лыжне. Всего пройдено 136 км, по картам масштаба 1:100000, листы М-48-16, М-48-28, и 1:50000, листы 050 к-м48-028-1,2. Мысль подняться на эту вершину Хамар-Дабана с загадочным названием, напоминающим на слух чуть ли не крымский Артек, привлекала давно. В доступной топонимической литературе удалось найти толкование глагола ОР, Э.М. Мурзаев. (Словарь народных географических терминов, М, «мысль» 1984.г). ОР с тюркского - ров, укрепление, яма, холм. Здесь же, находим с бур. Оорсог – «отдельная невысокая гора». Здесь же, более предметное толкование Ор: «рыть ров (яму) возводить вал». Забегая вперёд, скажу, что при подъёме на вершину мы увидели природные развалы глыб, напоминающие валы или укрепления. При подготовке маршрута обнаружилось, что высота вершины Орцек 2280,7 м и ёё точное расположение указаны только на карте 1:50000 м-ба. Это обстоятельство ещё более «подогрело» желание побывать на вершине. Долгожданные зимние каникулы 2016 г. Нас, единомышленников ангарчан, желающих сходить в поход, собралось семь человек во главе с Виктором Торженсмехом.
2 января. Слюдянка, 9 ч утра. Выгружаемся из арендованного Мерседеса в тупике дороги за новой базой МЧС. Правда, сейчас уже трудно сказать, где начинается дорога вверх по р. Слюдянке, а где заканчивается и переходит в тропу. Минуло много лет с той поры, когда подъём по долине Слюдянки до пика Черского был настоящим, полным трудностей путешествием, с преодолением множества бродов через реку. Впрочем, и подъём на Мунку-Сардык с севера, когда-то, во времена И.Д.Черского и А.Л. Чекановского, считали невозможным. Поднимаемся пешком по утоптанной тропе с лыжами и ставшими традиционными бутылками-волокушами, пристегнув их к рюкзакам на верёвочках. Идём не спеша, привыкая к рюкзакам и походной жизни. Заснежена и живописна в зимнем убранстве река Слюдянка. Журчащая вода на перекатах, деревья в морозном куржаке, красные грозди рябины, склонившиеся под тяжестью снежных шапок. Проходим Казачью поляну или бывшую почтовую станцию Слюдянскую, по Хамар-Дабанской торговой дороге в Кяхту. Дорога была намечена ещё в 1796 г от юго-западной оконечности оз. Байкал, но полностью окончена для прохождения караванов только в 1805 г. Начальником строительства дороги был иркутский землемер А.А. Дедов, а его помощниками были офицеры - инженеры Деканор и Камков. «Камков лично руководил возведением самых мощных по всей трассе инженерных сооружений - громадных каменных террас, поддерживающих 23 зигзагообразных подъёма на крутую гору». Имеется в виду Камаринский голец над Метеостанцией и спуск (подъём) с перевала Чертовы ворота на р. Спусковая. Теперь в народе зовётся просто – серпантин к Черскому. Видный путешественник М. М. Геденштром отмечает, что кругобайкальская дорога «ведена извилиной (зигзагами), укреплена обрубом из брёвен и высокими надолбами со стороны пропасти». По свидетельствам очевидцев, для устройства зигзагов, были использованы тысячи толстых брёвен. К вечеру спускаемся с гольца, и немного пройдя к перевалу Чертовы ворота, начинаем искать сушину. Вскоре Виктор находит на склоне сухую лесину, и мы встаём на ночлег.
3 января. Выходим в 8 ч утра к перевалу Чертовы Ворота. В записках А.Л. Чекановского - Хамарские ворота. За один переход подходим к перевалу и собираемся все вместе. По ходу направо, на хребет, уходит лыжный след, а на р. Спусковая ведёт заметённый след снегохода. Вокруг деревья усыпаны снегом, но глубина покрова не более метра. На первом серпантине спускаемся кто как, я снимаю лыжи и иду пешком. Саша Казиначиков подламывает лыжу и идёт также пешком, скорость почти одинаковая. Проходим поляну Камкова. Поляна до сих пор не заросла. Когда-то здесь, в зимовье, жил и работал этот простой военный инженер. Поляна увековечена надписью на карте, пятьсотметровке. В долине Спусковой хмуро и морозно, солнце где-то прячется в облаках. Быстро спускаемся по старинной дороге и ниже впадения ручья Берёзовый в Спусковую, собираемся на обед, а заодно приводим лыжи в порядок. Кстати, на втором серпантине, после снегохода, снега вообще мало и торчат камни. Традиционно на обед варим пельмени. Хорошо, когда группа большая и слаженная. Виктор с Женей Демаковым пилят сушинку, Алексей Редькин уже несёт в котлах воду, Юра Данилов и Саша Ермаков подвязывают костровой тросик и разводят огонь. При осмотре лыж я обнаруживаю, что задник левой лыжи также требует ремонта. Во время обеда приводим лыжи в порядок. Следуя по следу снегохода, выходим на р. Утулик. Тропа (дорога) по террасе левого берега Спусковой остаётся нетропленной. Отдыхаем на устье и продолжаем путь вниз по Утулику. Снега на реке немного, не более 30 см, открытой воды до устья р. Шубутуй нет. Шубутуй широким потоком впадает в Утулик. Русло Шубутуя сравнимо с самим Утуликом. Интересно название реки Шубутуй. С.А. Гурулёв трактует название с бур. Шубуу, как «птица», в тоже время у М.Н. Мельхеева находим топоним Шэбэтуй – от бур. Шэбээ, «плетень», «частокол». Ура! След снегохода уходит вверх по реке. Спешим пройти до района зимовья. Поначалу на высокой террасе левого берега видны кедры и сосны, но по мере продвижения вверх по реке, лес становится лиственным, вся пойма поросла осинами, тополями и редко елями, сушин не видно вообще, как и зимовья. Начинает темнеть. Проходим ручей Цепщик и выбираемся на низкую террасу левого берега для ночлега. За день пройдено 16 км.
4 января. Небо звёздное и морозно. Оставляем заброску и выходим в 8.20 утра вверх по реке по следу снегохода, но проходим не более 300 метров и дорогу преграждает огромная полынья. Пытаемся её обойти по краю левого берега, но тщетно. Снегоход развернулся и ушёл обратно. Возвращаемся и мы, и ломимся по левому берегу сквозь частокол молодой поросли осины. С этого момента так и идём, тропим вверх по реке, лавируем между промоинами реки, продираемся по берегу. Местами попадаем на хорошую, пропиленную тропу, по которой видимо и шли караваны. В конце декабря 1827 года декабрист И.Д. Якушкин обозревал Кругоморскую дорогу, когда ехал отбывать 20-летнию каторгу в Забайкалье. «Дорога через Хамар-Дабан и по всей этой горной и безлюдной стране была замечательна своим устройством. Везде, где она проходила мимо обрывов, были поставлены надолбни, через все потоки и речки были очень исправно построены мосты, даже некоторые крутизны были срыты». Кусты и валежник, лежащий на тропе, затрудняют движение и по реке идти всё же быстрее. К обеду подходим к долине р. Зубхоган. Находим разрушенные зимовья, а затем прямо на берегу баню и жилое зимовьё, всё в хорошем состоянии. При желании здесь можно переночевать большой группе. После впадения левого притока Шубутуя р. Зубхоган открытой воды становится меньше. Снега на реке около 30 см. Вот устье р. Широкая, действительно широкая долина. Много следов копытных. За устьем Широкой Шубутуй входит в каньон. Река с шумом беснуется под ледяными оковами, зажатая скальными стенами ущелья. Наш темп заметно снижается, преодолеваем многочисленные пороги, покрытые льдом и присыпанные снегом. Благо, что глубина снежного покрова позволяет идти руслом, обходя большие глыбы. Вокруг крутые склоны, усеянные каменными россыпями. С трудом верится, что где-то рядом проходила дорога, но это так. Здесь следует уточнить, что дорога была верховая, и только на некоторых перегонах, от станции до станции, использовались повозки. А. В. Тиваненко. (Вокруг Байкала). В какой–то момент под идущим впереди группы Алексеем обваливается снежно-ледовый мост, образуя глубокую промоину, при этом Алексей успевает прижаться к спайке, а в ловушку попадает Саша Казиначиков вместе с лыжами и рюкзаком, но успевает расклиниться в яме. Благо, что толщина намороженного ледового панциря более метра. Виктор, Алексей и Юра бросаются на помощь и вытаскивают Сашу. Нужно сушиться, но приходится ещё пройти вверх по реке, прежде чем мы находим подходящую террасу с лесом на правом берегу. За день пройдено 14 км. Разводим огонь, ставим палатку, и когда дровишки в печке начинают весело потрескивать и палатка наполняется теплом, ужинаем и долго пьём чай.
5 января. Хмуро, звёзд почти не видно. Выход в 8.30. Вчера не дошли до устья р. Гужир-Жалга 300 метров. Гужиръ или Куширъ с бур. «Горькая соль». Буряты использовали её как приправу к еде и питью. Путешествие Георги из Иркутска к р. Анга. Описание Тагиранских озёр (Тажиранских). «Землеведение Азии» 1879 г. То есть, допустимо сказать «солонцовая падь». Продолжаем подъём по р. Шубутуй. Открытой воды мало, но чем выше, тем более нагромождение глыб в русле, идти трудно. Как только достигаем пределов нужной долины правого, подъёмного ручья, выбираемся на правый склон реки и траверсируем правый склон долины, минуя устье ручья к перевалу, условно названному Дзымха. Оставляем долину р. Шубутуй не дойдя до озера Патовое 6 км. Подъёмный ручей, так же как и Шубутуй, течёт в невысоком каньоне. Наклон ручья не более 20 градусов, русло в больших глыбах, но проходимость неплохая за счёт снега, он нивелирует ямы и ступени в рельефе ручья. Вверху метёт позёмка, срывая с деревьев снежные шапки, а в ложе ручья относительно тихо. К обеду доходим до выполаживания ручья. Дрова рядом на склоне, вода поблизости, варим обед, а Виктор ремонтирует лыжную палку. Ветрено и мы топчемся возле костра. Сегодня, главное, перевалить на Дзымху. После обеда быстро подходим к развилке ручьёв. По ходу направо крутой распадок с приличным набором высоты. Исток этого ручья берёт начало с северного склона водораздельного хребта между р. Дзымха и Хара-Мурин. Наш выбранный путь на р. Дзымха прямо вверх по распадку с азимутом 75 градусов северо-восток. Судя по карте до перевального взлёта около километра. Набор высоты от развилки ручьёв 260 м. Выбираемся из каньона на правый борт ручья. Левый, что-то нам не приглянулся. Кругом кедровый лес. Снегу под кронами немного. Навязываем на лыжи репы. Наши передовики Лёша и Виктор идут без репов и их голоса раздаются уже где-то вверху. Набираем высоту серпантином и выходим в истоки ручья. Отсюда уже чётко просматривается перевальный взлёт и седловина перевала. Количество снега заметно увеличилось, по замерам лыжной палкой, глубина покрова 1,2 м, глубина тропления лыжни Г. Т. Л. 40 см. Перевальный взлёт длиной около 200 м, Виктор первым проходит без рюкзака. Но перевал, оказывается интересным, в виде уступа, и слабый набор высоты всё продолжается в направлении озера. Начинает темнеть, сбрасывая рюкзаки, тропим, сменяя друг друга. Наконец, на последнем увале перед озером навигатор фиксирует максимальную высоту перевала 1724 м. Открывается вид на исток р. Дзымха, снежное блюдце озера. На востоке, пологими, залесёнными склонами, обозначился наш хребет. Устремляемся на ночлег к чернеющему лесу. За день пройдено 9 км.
6 января. Поднимаюсь в 5 утра и готовлю завтрак пораньше. Сегодня в планах взойти на Орцек. 7.50 утра оставляем лагерь, берём с собой перекус, термосы, тёплые вещи. При свете фонарей вступаем в лес. Наконец-то мы добрались до настоящих лесов и снегов! Вокруг заиндевелые кедры великаны и только скрип наших лыж и крики заполошных кедровок нарушают это зимнее царство. Глубина снежного покрова 1,4 м, Г.Т.Л. 50 см. Курс 120 градусов на широкую седловину в водораздельном хребте Дзымхи и Хара-Мурина. За два часа, сменяя друг друга, поднимаемся на осевую линию хребта. Подъём и выход на хребет оказались вполне удачными. В месте нашего выхода хребет не явно выражен, череда увалов и озёрных котловин с обилием снега. Выглянуло солнце, но дует свежий, утренний «бриз», хорошо боковой. С набором высоты открываются горные виды. Но вот первый перевал с Дзымхи на Хара-Мурин. Скатываемся на седло. Перевал н/к, лес подходит близко к перевалу. Собственно оформленный хребет и начинается с первого перевала. Начинаем подъём к промежуточной высоте с тригой 2264,8 м. Снег уже плотный, а местами и выдут, отчего отчётливо видно тропку копытных. Входим в зону геологического контакта пород. Кругом выходы (развалы) белых глыб. Картину дополняет снежная изморось, буквально вколоченная ветром и морозом в поверхность породы. При близком рассмотрении оказалось, что это слегка желтоватые гранит-пегматиты. Наконец, поднимаемся на высоту 2264,8 и впереди взору открывается голец Орцек. Между высотой 2264,8 м и гольцом Орцек в хребте значительный провал. По разные стороны перевала, в глубоких распадках расположены оз. Ямное, левый приток Хара-Мурина и оз. Каровое, правый приток Дзымхи. Оставляем лыжи за большой глыбой и пешком спускаемся и поднимаемся на голец Орцек. Высота вершины по навигатору 2280 м совпадает с указанной на карте 2280,7 м. Природные развалы глыб около вершины напоминают рукотворные ваяния: «обо», оборонительные укрепления. Красивый вид открывается с вершины. Хребет вытягивается на километр, практически по горизонтали на северо-восток с конечной вершинкой, возможно равной по высоте и затем ниспадает к впадению р. Дзымха в Хара-Мурин. Вокруг целая горная страна. Фотографируемся на память и спускаемся вниз, здесь находим место, где не дует. Быстро перекусываем и возвращаемся к лыжам. Восхитительный обзор открывается на юго-запад, запад при спуске с вершины 2264,8 м. Видно Патовое плато, столовые горы, истоки Хара-Мурина, Утуликскую подкову. Солнце садится и нужно идти. В лагерь приходим уже в потёмках. Сегодня прошли 20 км.
7-9 января. Путь к дому. По своей лыжне скатываемся к р. Шубутуй. Погода отличная, солнце осветило каньон, и все суровости скал мгновенно преобразились. Заискрились, заиграли солнечные зайчики на снегу, деревьях и воде. Зимняя сказка. После р. Зубхоган, начались трудности. Там, где мы шли руслом, теперь промоины и нет возможности обойти открытую воду. Выбираемся на берег и тропим по лесу. В 19.00 приходим на место первой ночёвки на Шубутуе. Ночь и утро следующего дня достаточно холодные. Проходим Утулик и поднимаемся по р. Спусковая под перевал Чертовы Ворота. По Спусковой в праздники ходило много народу. Кругом стоянки, множество следов. Возможно, была туриада? После ночёвки под перевалом, выходим к метеостанции и по следу снегохода спускаемся в Слюдянку. Навстречу, на подъём, бегут лыжники, катят, специальные велики велосипедисты. Молодёжь несёт доски, снегоступы и ещё чёрт знает что для зимнего спорта. С румянцем на щеках, улыбками и смехом. И это здорово, когда есть здоровое поколение. |