По Баргузинской долине. Район песков.

Вот и конечный, запланированный на сегодня, пункт нашей поездки поселок Усть-Баргузин. Он встречает таким холодным ветром, что я оппортунистически предлагаю переночевать где-нибудь под крышей. Устраиваемся в недорогой ночлежке на базе спортшколы с краю поселка.

Прежде посёлок Усть-Баргузин находился на правом, более низком берегу реки. В 1955 г., ожидая поднятия уровня Байкала после возведения Иркутской ГЭС, его перенесли на левый берег. На полуостров Святой Нос перебирались через реку на пароме. Теперь паром «умер», а харчевни и магазинчики, бывшие прежде на бойком месте, уже не такие успешные. Как подтверждение этому, случайно услышанное из разговора местных жителей: «Прогадал Илюха!», - про хозяина кафе, ближайшего к паромной переправе.

В конце 2013 г. через реку Баргузин соорудили новый мост, теперь не надо ждать очереди для переправы через водную преграду. Без проблем едут от моста налево: в Забайкальский национальный парк, направо: в долину. Дорога под Баргузинским хребтом ведет к буддистским святыням, на целебные источники, а их там много: Кучигерский, Умхейский, Гаргинский, Гусихинский, Уринский, Читканский. Мы ранним утром едем до населенного пункта Баргузин. Поселок Баргузин начинался с Баргузинского острога, основанного в 1648 г русскими казаками во главе с атаманом Иваном Галкиным.

У этого поселения были свои взлеты и падения. В 1783 г Баргузин получил статус уездного города, в 1790-м свой герб. Через сорок лет как уездный город был упразднен, перешел в разряд так называемых заштатных. В советское время постановлением Правительства РФ город переименован в село, побыл и рабочим поселком, а теперь снова село. История поселка, говорят, интересно представлена в местном музее, но нам не удалось туда попасть.

Побродили по поселку, нашли памятник декабристам братьям Кюхельбекерам, осужденным за участие в восстании 1825 года. Близкий друг Пушкина Вильгельм Карлович Кюхельбекер, «Кюхля» вначале был приговорен к смерти, приговор заменили каторгой. После десяти лет отбывания тюремного заключения сослан в Сибирь. В Баргузин приехал в январе 1836 г., здесь занимался литературным творчеством. Завел семью, женившись на дочери местного почтмейстера. Выехал из Баргузина в 1840 г., умер в Тобольске.

Михаил Карлович Кюхельбекер прибыл сюда на поселение раньше брата. В 1834 г. женился на местной мещанке, открыл в своем доме бесплатную школу, которая существовала до открытия в Баргузине приходского училища в середине 40-х годов. В Санкт-Петербурге М. Кюхельбекер окончил Морской кадетский корпус, был гардемарином. В звании мичмана участвовал в походе по Северному Ледовитому океану на бриге «Новая Земля», на шлюпе «Апполон» - в походе на Камчатку. В Сибири занимался изучением Забайкалья, написал «Краткий очерк Забайкальского края». После амнистии в 1856 г. был восстановлен в правах, но на родину не уехал, похоронен на еврейском кладбище Баргузина.

Разыскивая могилу Кюхельбекера, мы обнаружили её среди каменных плит с древнееврейскими надписями и шестиконечными звездами. Стало интересно, почему они здесь в таком множестве? Как и других неблагонадежных, евреев сюда ссылали с западных и южных окраин России, из черты оседлости. К концу XIX века еврейская диаспора в Баргузине составляла треть от общего населения поселка. Здешний край дал членам диаспоры прекрасную возможность развернуться: отсутствие жесточайшей конкуренции, характерной для губерний в центре, неразвитая инфраструктура и незаполненные ниши в экономической деятельности способствовали проявлению их деловой инициативы. Во второй половине XIX в. идет разведка и добыча золота в бассейне реки Витим. Исследование и освоение баргузинской золотоносной системы шло через Баргузинскую долину, и баргузинские евреи фактически становятся монополистами золотодобычи. Самые известные – Я.Д. Фризер и А.Х. Новомейский.

Закончив свою экскурсию по посёлку, едем дальше, вглубь Долины. Слева высятся двухтысячники гор, справа плоскотина степи, рядом с дорогой канал оросительной системы. Археологами во многих местах долины найдены остатки ирригационных сооружений. У сел Уро, Курумкан и Аргада сохранились «баргутские оросительные канавы» - следы земледелия древнего народа Баргутов. По имени этого народа второе название Баргузинской долины – «Баргуджин Токум».

С XIII по XVII вв. территорию Баргузинской котловины, покинутую баргутами, заселили эвенкийские племена, они и давали названия местностям, поселениям. Вот и стоят крепкие деревянные избы-пятистенки в селах со странным для русского уха названиями Уро, Суво, Читкан. История заселения Баргузинской котловины русскими и бурятами относится к 40-м годам XVII в. Сначала южную часть долины заселили русские и основали здесь свои поселения. Постепенно расширялась площадь сельскохозяйственных земель, на них стали увеличиваться нагрузки под воздействием ведения интенсивного земледелия. Буряты же больше занимались скотоводством. Распашка земель, перевыпас скота, вырубка лесов приводили к распространению развеваемых песков. Наиболее удобные для сельского хозяйства земли - это урочища среди долины с названием Куйтуны.

Мы, минуем по дороге райцентр Курумкан, и за деревней Сахули сворачиваем направо. Пересекаем по мосту реку Баргузин, проезжаем Мойготы и по неважной асфальтовой дороге ГСД доезжаем до песков Верхнего Куйтуна. Поражаемся невиданному ландшафту. Право слово, пустыня! Конечно, приходишь в восторг от вида неожиданного и удивительного соседства заснеженных островерхих высоких гор Баргузинского хребта и песчаных барханов в долине.

А можно и крепко огорчиться. Усиливаются эрозионные и эоловы процессы, растет площадь пустыни в долине, учащаются пыльные бури и снос гумусового слоя с твердой уплотненной земли. Очень ранимая почва в наших суровых краях.

В середине долины, в самом широком месте, где разветвляется река на множество рукавов, увеличиваются числом озерки и болотца на местах, где прежде были сенокосные угодья и бурятские усадьбы. В долине находятся места гнездования разных птиц. Мы как в зоопарке без вольеров: смотри, любуйся. Людей нет. За весь день попалась навстречу одна «Ока», выехавшая с дальней фермы. Дорога приводит к реке АргадА. Стоп! Опоры моста стоят, горизонтальные металлические фермы в наличии, но покрытие разрушено напрочь, и проезд по мосту невозможен. Только вброд, а брод незнакомый, дно песчаное… Ладно, «нормальные герои всегда идут в обход», и мы ищем объезд. Скачем по болотам, по лугам, по кочкам, как те блюдца бабушки Федоры. А ведь они, кажется, призывали: «Не лучше ль вернуться?» Как образцы благоразумия, возвращаемся на ГСД и получаем вознаграждение: долину на закате, пески с выразительными вечерними складками, многоголосый хор птиц. На следующий день, вернувшись на основную трассу, через другой мост у Буксыкена переезжаем р. Баргузин и оказываемся в Нижнем Куйтуне. Тут необычные высокие песчаные увалы с группами сосен, дальше большие площади распаханных земель. Ещё одна река на нашем пути, Усть-Бурга. Так же, моста нет, торчат пеньки-остовы опор. Брод рядом. Дальше места чуть знакомые. Вот Буха-Шулуун, каменный бык, только комолый какой-то. Кручусь, выбирая место съемки. Бык стал с рогами! Далее деревня Суво, местность Алга с солёными озерами, деревня Уро. В местности Алга была большая деревня, её жители кроме привычных занятий: огородничества, пахоты, охоты добывали из близлежащего соленого озера гужир или хужир (солончак по-бурятски), вываривали. До 1920 г. здесь был сульфатный завод по производству глауберовой соли, построенный до революции предпринимателем из г. Баргузин Моисеем Новомейским. Постепенно река у поселка обмелела, не стало питьевой воды, жители уехали, исчезла деревня. Кстати, здесь, у соленых озёр интересно вспомнить про Новомейских.

Хайкель Новомейский прибыл этапом из Москвы в Баргузин в 30-х годах XIX века за помощь, оказанную восставшим полякам во время восстания 1830 - 1831 годов. Добирались до сибирского поселка он и другие ссыльные пешком в течение четырех лет. В начале своей баргузинской жизни семья Хайкеля не могла выбиться из нужды. Сын Хайкеля Абрам Новомейский (1853 - 1916) свой путь к богатству и славе начал с того, что купил с помощью родителей лошадь, телегу, сани и занялся подвозом продуктов и снаряжения на открывающиеся тогда золотые рудники. Поняв, что золотодобыча сулит немалые барыши, взялся за горное дело. Вначале арендовал участок, а затем купил деляны.

ИГВ (Иркутские губернаторские ведомости) 1880 г. № 8 стр. 2: «5 февраля выдано дозволительное свидетельство на поиски и разработку золотосодержащих россыпей и коренных месторождений рудного золота баргузинскому 2 гильдии Купцу Абраму Хайкелеву Новомейскому».

Абрам Хайкелевич Новомейский стал богатым золотопромышленником в Баргузине и состоятельным купцом, имевшим в городе большой магазин. В семье было шестеро детей, из которых наиболее известен сын Моисей. Моисей Абрамович Новомейский родился в 1873 году в Баргузине. В 1893 году окончил промышленно-техническое училище в Иркутске, в 1898 году - горную академию в Германии, получив диплом горного инженера. Вернувшись в Баргузин, построил в деревне Алга завод для добычи и очистки глауберовой соли, доставил из Англии в Ципикан первую в Восточной Сибири драгу для добычи золота. После установления в Сибири советской власти эмигрировал в 1920 г. в Эрец-Исраэль (Палестина), где осуществил свои планы в области промышленной эксплуатации Мертвого моря. В 1929 году основал Палестинскую поташную компанию, сейчас это комплекс химических предприятий «Sdom».

Мы же, проехав деревню Уро, сворачиваем к Баргузину. Памятник прошлому веку - ГСД остается сзади. В начале образования леспромхоза в Усть-Баргузине, с 1950 года, спиленный на ближних делянах лес сплавляли вниз по реке Баргузин бревнами, молевым сплавом. Заторы разбирали с помощью багров. Часть леса грузили на баржи, которые отправлялись до порта Байкал, а часть сплавляли по Байкалу в сплотках. Плоты-сигары, отправленные на БЦБК, часто разбивались штормовыми волнами, бревна тонули в озере. Прокладку асфальтированной грузо-сборочной дороги (ГСД) от Байкала до поселка Майский, где был устроен самый дальний (и огромный!) лесозаготовительный участок, начали в шестидесятых годах XX века. Дорога протяженностью 250 км шла по долине вдоль Икатского хребта. До девяностых годов ездили по этой дороге лесовозы с бревнами до поселка Усть-Баргузин. Где та целлюлоза? Где тот БЦБК? А долине лесозаготовки нанесли большой, непоправимый урон. Хотя, ещё в царские времена существовали запреты на массовые рубки леса.

В 1898 году в Баргузинском ведомстве уже запрещалось рубить лес по рекам Куйтунских степей, чтобы препятствовать движению песков, надуваемых ветрами с устьев рек Аргады и Улан-Бурги. Пристав 2-го участка Баргузинского округа писал в 1894 г. в докладной записке: «При объезде участка был поражен громадными запасами площадью более 15000 десятин совершенно бесплодной земли. И ближайшую причину этого бедствия я вижу в безжалостном и нерасчетливом истреблении лесов. Так, например, еще и теперь тот незначительный участок леса, растущий на песчаных буграх, по обоим Куйтунам, Аргаде, Гарге, Курумкану беспощадно истребляется местными жителями. Истребление этого участка леса еще более усилит песчаные заносы»

Заканчивая путешествие, конечно, воспользовались теперешней легкодоступностью Забайкальского нац.парка, завернули в Баргузинский залив. А там солнце, звенящий иголками лёд-шорох у берега и широкая синь воды вплоть до Святого Носа – красота!

1. Новый мост через р. Баргузин

21. Остатки моста через р. Аргада, правый берег

22. Мост с левого берега Аргады

23. Конец дня

24. Может, гнездо цапли свалилось?

25. Буха-Шулуун-каменный бык

32. А на берегу Байкала уже весна

Баргузин. Плита М. К. Кюхельбекера

Ольга Цысляк

Егор ПолтавченкоИнтересный отчёт и фотографии. Ольга, а фотография памятника Кюхельбекеру есть?
16.03.2016, 21:58:50 |
Андрей РябинаГромадное спасибо за очень интересный материал!
16.03.2016, 23:06:45 |
И. Фефелов**похоронен на еврейском кладбище Баргузина.
Лютеран там мало было, вот его, видимо, и "подселили"...

**эмигрировал в 1920 г. в Израиль.
Точнее, в Палестину, государства Израиль тогда еще не было, была территория британского протектората, насколько помню.
17.03.2016, 18:58:06 |
Ольга Цысляк И. Фефелову. Ваша поправка справедлива.Спасибо.
Вернее надо было написать: "...в Эрец-Исраэль (Палестину).
17.03.2016, 21:11:56 |
Андрей Рябина

И. Фефелов: Лютеран там мало было

Лютеранин, женат на православной, похоронен на еврейском кладбище... Что-то у меня одни вопросы...
18.03.2016, 17:45:32 |
И. ФефеловНу оттого что женат на православной, он лютеранином быть не перестал бы. Разве только если бы перешел в православие, но с этим тоже было целое дело (впрочем, без перехода одного из пары в конфессию другого могли и вообще не повенчать...)
18.03.2016, 18:37:57 |
Андрей РябинаИной формы брака, кроме религиозного не существовало. Значит "жили во грехе" и похоронены где ни попадя? И где могила жены?
18.03.2016, 18:59:19 |
И. ФефеловНе совсем так, но там было замысловато. Нашел пока вот что:

"(из письма В.К.Кюхельбекера) "испрашивал у высшего начальства позволение жениться на матери своего ребенка, получил его и обвенчан с нею без малейшего препятствия со стороны духовенства, с одним только условием: воспитывать детей в греко-российской вере. Теперь оказывается, что священник, венчавший их, будучи начальником одного из своих товарищей, преданного пьянству, часто бывал принужден удерживать его от этого порока. Последний из мщения донес на него, будто он многих сочетал браком, в том числе брата моего, в противность существующих постановлений. Основываясь на таковом доносе. Иркутское епархиальное начальство разлучило брата моего с его женою впредь до окончательного решения дела этого в Синоде. Священник, венчавший их, равно как и оба ребенка молодой женщины между тем скончались (последний вскоре после крещения и не будучи внесен в метрические книги)".
"Брак был расторгнут и супруги подлежали разлучению, тем не менее они продолжали жить вместе и прижили шестерых детей: Юстину (Иустину) (2.11.1836, замужем за Миштовтом), Юлию (Иулиану), (1840 — 8.5.1905, замужем за Галкиным), Александру (р. 1845), Екатерину (р. 1846), Анну (р. 1852) и Анастасию (1857 — 1860)"
18.03.2016, 19:22:40 |
Андрей РябинаСпасибо. Собственно говоря, что- то подобное я и представлял себе.
18.03.2016, 19:45:18 |
Ольга Цысляк Спасибо всем, кто посмотрел, помог поправить материал. Надеюсь, что кроме некрополя в Баргузине, посмотрели и на пески в долине.
19.03.2016, 22:47:04 |
Борис ЗахаровПески замечательные. Там, наверное, паучки бегают. Вот бы посмотреть.
19.03.2016, 23:18:37 |
Дмитрий ВержуцкийИ текст интересный и фотографии замечательные! Спасибо, Ольга!

Лет 5-7 назад пару раз мотался по центральной части долины, никак не мог понять — что это за асфальтовая дорога такая, проходящая через всю котловину. Думал, что-то военное, обозвал тогда "анизотропным шоссе", так как местами она уходила в пески, упиралась в реки, просто исчезала, но потом снова появлялась, но, на многих участках, была прямая и уходила в горизонт. Не помню где, кажется, возле Аргады как раз, с полкилометра ехали практически в тоннеле из облепихи, ощущения интересные!

Еще раз спасибо за отличный рассказ!
20.03.2016, 12:02:12 |
И. ФефеловЭто, наверно, она и есть, к которой сейчас нет моста. Как построили, так она и существует, видимо.
20.03.2016, 12:15:38 |
Ирина Дмитроченкова

И. Фефелов: Ну оттого что женат на православной, он лютеранином быть не перестал бы.

Не повенчал бы точно — из истории моей семьи знаю. Мой прадед Пауль Юрген (младший из обедневших фон Юргенов) не мог жениться на вологодской красавице Алёне — перешёл-таки, за что пра-прадед, говорят, даже проклял. Думаю, врут для пущего драматизма.
А друг Пушкина Вильгельм — брат Михаила Карловича, похоронен в Тобольске
20.03.2016, 16:47:48 |
Есения

Ольга Цысляк: Надеюсь, что кроме некрополя в Баргузине, посмотрели и на пески в долине.

Вы молодец, Ольга!
И фотографировать прекрасно у Вас получается, и писать умеете на славу.
Нынче нечасто грамотную, приятную для чтения русскую речь встретишь.

Спасибо.
20.03.2016, 21:06:26 |
Ольга ЦыслякЕсении — спасибо за доброе слово.
21.03.2016, 21:37:56 |
Наталья ПотапенковаОля, ты как всегда на высоте. Статья не просто творческая, а чувствуется еще и научный подход. Доставила удовольствие.