4-й день похода, 18 февраля 2002 года.

Проходим узкую долину первого ледового притока Иркута, и к 16 часам подходим к широкому устью Тумелика, высота 1720 м. В этом месте Чёрный Иркут делает резкую петлю. В русле Тумелика много присыпанных снегом камней. Движение на лыжах. Через 1 км долина Тумелика суживается, появляются ступени из снега и льда (около 500 м), двигаемся на лыжах, часть группы периодически лыжи снимает. В устье первого притока - крутая мокрая наледь. Долина Тумелика становится узкой, есть промоины. Движение на лыжах. В 17.50 прошли второй приток и встали на ночлег на узкой прибрежной террасе, высота 1760 м, на берегу есть немного леса. Сегодня за 4,5 часа прошли 12 км (шли от стрелки Мугувека и Белого Иркута).

5-й день похода, 19 февраля 2002 года.

Сегодня планируется Тумелик вверх. Подъём в 7.30, выход в 8.50. Тихо, ясно, морозно, -21С. Идём на лыжах около 2 км. В 9.40 подходим к повороту реки направо, перед нами узкая, 4-5 м, щель каньона. Ранее, в 500 м ниже, было ощущение, что влево на склон полезла обходная тропа. Справа от входа каньон крутой, 40-50 градусов, скально-травянистый склон, высотой 50-60 м. Через 20 м от входа в каньоне двухступенчатый ледопад, высота 15 м и 10 м, крутизной от 50 до 80 градусов. Стены каньона настолько близко смыкаются в верхней части, как будто мы в туннеле. На ледобурах навешиваем перила и поднимаемся на жумарах, рюкзаки и лыжи транспортируем отдельно.

После второй ступени - скальный котёл диаметром 10 м с открытой водой. По тонким ледовым перемычкам вдоль стен проходим по перилам со страховкой.

Слева, за промоиной, последняя, третья, снежно-ледовая ступень, высота 4 м. После неё каньон заканчивается. Снега значительно больше, чем перед каньоном. Оба берега реки полого спускаются к руслу.

Прошли ещё 15 минут и встали на обед в 12.20, на высоте 1840 м.

Долина расширяется и плавно набирает высоту, снег, наледи, промоины. Впереди виден хребтик. К 16 часам вышли к устью правого притока, ведущего к водоразделу на Толту, и пошли вдоль слабовыраженного русла. Тяжёлое тропление: снег 30-40 см с тонкой корочкой наста сверху. Вдали слева виден сарайчик. Правее, на левом берегу ручья, скалки и пологий выход на водораздельное плато. Окружающие склоны практически безлесны. В 18.20 встали на плато, на высоте 2160 м, глубина снега 40-60 см. За 7 ходовых часов прошли 17 км.

Уместно тут теперь привести описание К. Бекетова.

Устье Тумелика хорошо видно из долины Чёрного Иркута, куда река впадает каскадом крутых наледей (?), крутизной до 25 градусов. Подъём в кошках. Преодолев устьевой ригель, оказываемся в неглубокой долине, в русле продолжаются наледи, встречаются ледовые ступени 2-3 м высотой, которые легко обходятся по берегу. Постепенно выходим на плато, наледи кончаются, встаём на лыжи.

Это в тему о том, насколько субъективна оценка категории трудности, и насколько расплывчато иногда делается описание...

Тумелик в 2 км выше устья

Перед входом в каньон

Начало каньона Тумелика

Неизвестный Тумелик

Разведка показала: ледолазания не миновать

Первая ступень Тумелика

Ледяное "чрево" Тумелика

Ледовый лабиринт заканчивается здесь, у этой дыры

Выбрался! Конец каньона

Тумелик выше каньона

Среднее течение Тумелика

Верховье Тумелика

Подъём к перевалу на Толту

На плато под перевалом на Толту (Толтинский)

Схема района Тумелик - Толта - Янгарсык

Марина Васильева (Красноштанова)Спасибо, Вячеслав, за оформление. Здорово получилось с ниткой маршрута. Я могла бы таким образом весь отчёт потихоньку выложить, но, думаю, что некоторые участки не новы, не актуальны (Мунку-Сардык с Обзорной в начале, на акклиматизационном кольце), район Шумака, район Китоя, Самарты... Поэтому я и начала выкладывать отдельными кусками маршрута. Если потом будет необходимо, то можно все куски соединить (думаю, что это не нужно).
Потому и спрашивала про Янгарсык (чтобы понять — делать или не делать). Делаю.