23 февраля, 9-й день похода. Разведка долины Тажон-Гол радиально.

Подъём в 7.30, выход в 9.10. Ясно, -28С. В 700 м выше устья начинается короткий каньон, в русле открытая вода и камни, жаль, что не можем в него зайти, там очень красиво: сверкающая голубизна льда, воды, снега, неба и ослепительные солнечные блики. Обходим каньон по увалу левого берега.

За каньоном русло расширяется, идёт чередование снежных участков и наледей, прибрежных террас и красивых скальных прижимов. Глубина снега на прибрежных террасах 30-60 см, в верховьях долины – до 80 см.

Днём ясно, -15, идеальная погода. В верховьях последнего правого притока (граница леса находится от него в 2 км ниже), хорошо просматривается потенциальный перевал с Тажангола на Барун-Гол, сложность западного склона примерно 1Б (не выше). Выше устья правого притока начинается верхний каньон протяжённостью 1 км, идеальное место для зимней съёмки льда и скал. Этот каньон лучше обойти террасой левого берега (это пишет Миша, москвичи там и шли). Но мы с Саней Дядькиным, по согласованию с руководителем, решили пройти каньон по руслу, и не пожалели. Это удобнейший путь к верховьям Тажон-Гола. Широкая наклонная лента реки (крутизна не более 20 градусов), зеркально-гладкая, сверкающая, обрамлена скальными стенами. (Жаль, что Санины фото у меня нет возможности показать, будем надеяться, что он ими сам когда-нибудь поделится).

Верховья долины замыкает скальный массив, левее которого хорошо видна гора 3026 м. Ещё левее расположен цирк, где по схеме иркутян находится перевал Тажангол, 2692 м, 1Б, ведущий к озеру в истоках Убур-Хонголдоя. В цирк вышли в 14.30, высота 2440 м. К седловине ведёт крутой (50 градусов, 250 м) снежно-скальный склон. Спуск на другую сторону, если судить по горизонталям карты, ещё круче. Лавиноопасно здесь, скорее всего, всегда. Прохождение этого перевала зимой проблематично. Полюбовались, отсняли, и покатились обратно, в лагере были в 17.30.

Вечером ясно, -18С. Сегодня за 8 рабочих часов неторопливой экскурсии (это значит, в них входят перекус, остановки, и съёмка) прошли 28 км.

Красивые места всегда дают пищу для вдохновения. Пока готовился праздничный ужин, в блокнот дежурного (ну кто дежурный? Конечно, женщина!) быстро и гладко, как никогда, легли вот эти строчки:

Я хочу пожелать в этот славный денёк

Всем Вам солнца букет и удачи глоток!

Пусть искрится и радует мартовский снег,

Пусть на время отступит мирское и грех,

И на месяц уйдёт суета из-под ног,

И манит ароматом таёжный дымок.

Пусть дорога сулит Вам надёжный успех,

И гремит по горам Ваш гогочущий смех.

А ещё пожелать я хочу Вам, друзья,

Чтоб всегда дожидалась Вас ваша семья!

Хороший был день. Яркий. Лёгкий. Сверкающий.

P.S. на ту же тему и о том же месте: http://www.stihi.ru/2016/04/02/561

Начало верхнего каньона Тажон-Гола

Выход из верхнего каньона Тажон-Гола, мы с Саней

Перевал с Тажон-Гола на Барун-Гол

Вид с верховьев в долину Тажон-Гола