Маршрут

Фотоотчёт Сергея хорошо передаёт основные события и атмосферу похода. Здесь же я сосредоточусь на технических моментах (и соберу круговые панорамы), особенно на том, насколько удобным и оптимальным было прохождение некоторых участков. Хотя поход был по популярным местам и в нём не должно было быть сложных участков, удалось пройти по нескольким участкам, где я до этого не был. Первый из них - начальный участок маршрута - правый приток Дунда-Гола, выводящий к большому озеру на перевале к Аржан-Хему.

Под перевал Чойган-Дабан нас завезли на машине. Мы оставляем закладку и уходим (21 июля) вверх по правому притоку Дунда-Гола, перед подъёмом к перевалу Чойган-Дабан. К нему надо уже даже немного пройти назад - устье этого притока мы уже проехали. Перейти Дунда-Гол здесь довольно просто. У нас разные участники переходили в немного разных местах. Перешли, стали срезать стрелку истоков и вскоре попали в заболоченную местность. Вероятно, оптимальнее вернуться по дороге почти к устью притока и идти уже оттуда, избегая болота. Когда вода под ногами стала уже совсем неприятной, ушли вправо - вверх, на склон. Тут заросли, но это ненадолго - наверху получше, полянки, а оттуда спустились к нашему притоку и пошли вверх по берегу.

По сравнению с другими реками без троп в данном районе, наш приток довольно удобен для ходьбы. Кстати, какие-то намётки троп мы даже местами встречали. Шли по берегу, потом в какой-то момент заросли стали посильнее, то ли осыпь, то ли намётки тропы увели нас немного вверх по склону, оттуда и сделаны третья и четвертая фотографии.

Вот такая, в частности, растительность на заболоченном участке.

Поднялись наверх через заросли.

Правый исток правого притока Дунда-Гол. Это один из двух притоков (неосновной, судя по уступу, с которого, как видно, он течёт) того притока Дунда-Гол, по которому мы поднимаемся. То есть туда мы не идём. Этот исток приводит к ещё одному большому озеру, которое, судя по карте, со всех сторон окружено очень крутыми берегами.
Небольшой участок прямо по кустам - спустились к реке. Тут её пару раз перешли. Вскоре уже лес начинает исчезать - здесь мы встали на обед. Собственно, после обеда зарослей уже почти совсем не было.

В сторону перевала на Аржан-Хем. Примерно здесь мы обедали.

Правый приток Дунда-Гола выше границы леса.

Подъём на перевал к озеру.
У озера достаточно приемлемые стоянки. Здесь мы решили задержаться на день. На следующий день (22 июля) пошли в радиалку в сторону пика Топографов.

Прошли по хребту, потом вверх по небольшому ручейку. К основному руслу вышли уже у верхних озёр.

Небольшое озеро, через которое течёт ручей, вверх по которому мы шли.

Ещё одно озеро выше - с ледником.

Озеро перед перевалом Хэлгин
На перевале Хэлгин пообедали. Дальше решили идти все вместе (хотя изначально были варианты и отдельных восхождений на пик Топографов или пик Чойган), поэтому пошли по компромиссному варианту - не слишком сложному, но интересному. Прямо с перевала просматривается ещё один перевал, с которого можно попасть на Кок-Хем. Я нашёл упоминание о прохождении этого перевала ещё в отчёте 1967-го года. А сам я впервые его увидел зимой 2003-го года. Вот, наконец, удалось на него сходить.

Перевал Висячий со стороны Хэлгина. Подъём простой.

С подъёма хорошо видны верховья Хэлгина.

За перевалом - озеро и грандиозный (для такого спрятанного места) ледник.
С перевала несколько человек зашли на ближайшую вершину (см. в круговых панорамах). Сверху интересные виды, хотя погода и пасмурная. Хорошо видны и пик Топографов и Чойган и другие вершины. Даже пик Ханчар.

Вершина 2922 м

Пик Ханчар

Здесь почти все участники. На переднем плане Сергей Дзюба, за ним в зелёной накидке с Викой в рюкзаке - Виталий Черников - руководитель.
Временами идёт дождь, мы минут десять простояли накрывшись полиэтиленом. Так что сильно гулять мы не собираемся, даже до Кок-Хем-Дабана не дойдём, нам бы найти покороче и попроще спуск к Аржан-Хему. Вообще, там где мы ходили, на Аржан-Хеме под Кок-Хем-Дабаном довольно интересный рельеф. Хорошо видно на фотографии, которую я сделал с борта Аржан-Хема на следующий день.

Рельеф под перевалом Кок-Хем-Дабан.

Подошли к краю снежника и вот оно впереди наше озеро, но спуститься не очень просто - снежник с козырьком. Нашли другое место для спуска.

Вот так, в частности, спускались. В том числе самые малые шли своими ногами. :-) По-другому - никак.
На следующий день (23 июля) спустились к источникам Чойган. Пробыли там полдня. И 24-го пошли дальше. Прошли Чойган-Дабан, немного спустились, встали на обед и забрали закладку. А дальше ушли траверсом на левый приток Дунда-Гол и от него стали подниматься на хребет. В 2007-м мы тоже этот участок шли по хребту, правда, в обратном направлении, от вулканов к Чойгану. В общем, всё оказалось достаточно просто и я предложил и в этот раз нашей большой командой пройти не по дорогам, а по хребту. Так что, с одной стороны, места уже знакомые, с другой - идём в обратном направлении и всё немного по-другому.

Утром на Чойгане

Наш дальнейший путь

Идиллия
Сначала поднялись к озеру. Здесь очень кстати отдохнуть. Я сходил на холм между нашим и следующим озером. По ту сторону оказался горный козёл. Он, видимо, никак не ожидал, что я дойду до самого верха. Секунду мы смотрели друг на друга (снять хорошо не было времени, только раз щёлкнуть успел) и он сиганул вниз. Не знаю уж как он - смотрелось, что там совершенный отвес, но козлы всё же не люди в плане искусства спускаться по крутым склонам. С холма довольно интересная панорама вышла (см. в конце фотоотчёта). Дальше поднялись от озера полого на хребет и по хребту уже можно спокойно гулять.

Козёл.

Вверх на хребет

Вид с хребта.
Идти по пологому хребту просто, но обзор из-за того, что он пологий, довольно небольшой. Видны только вершины, долин не видно. Правда, порой всё равно довольно красивые виды. На это же хребте и заночевали - у озера.

Ночёвка на хребте

Вечером на хребте

Хребты над Хойто-Голом
Рано утром (25 июля) попытался сходить на край хребта - посмотреть на рассветный Хойто-Гол, но кроме рассветной дымки почти ничего не было видно.

За первый переход дошли до большого озера. Дальше рельеф немного меняется. Прошли мимо истока Хойто-Гола - вот отсюда долина Хойто-Гола хорошо просматривается.

Вот такой рельеф после большого озера. Где-то с правого края кадра перевал Перспективный. Нам туда.

Долина Хойто-Гола.

Панорама массива пика Топографов.
Прошлый раз озеро-исток Хойто-Гола мы огибали с востока по берегу. В этот раз мы прошли с запада, высоко над озером.

На спуске встретили северного оленя. Далее - на перевал Перспективный.

Северный олень.

Озеро - исток Хойто-Гола

У перевала
У перевала стали попадаться снежники или даже небольшие ледники. Вообще перевал не имеет ярко выраженного перевального взлёта - стабильный подъём перед перевалом сменяется вот таким вот рельефом. То ли морены, то ли осыпи. Сразу за перевалом встали на обед типа "перекус".
Спустившись к Ак-Оюкч-Хему, мы выходим на участок, по которому я раньше не ходил. Мы в 2007-м году проходили через вершину, прямо от перевала над вулканами поднялись на вершину и спустились с неё уже на следующий, более высокий правый приток Ак-Оюкч-Хема. Но в данном походе лучше пройти попроще. Поэтому я отыскал фотографию с прошлого похода, на который виден этот участок. Основная трудность в данном районе - заросли. Но на фотографии виден участок осыпей, который позволяет миновать заросли, даже если здесь на Ак-Оюкч-Хеме они серьёзные. Но в любом случае впереди небольшой неизведанный участок. И вот сразу сюрприз. Крупный водопад.

За перевалом

Водопад на левом притоке Ак-Оюкч-Хема. Я его уже снимал в 2007-м году, правда, по-другому.

Водопад на Ак-Оюкч-Хеме.
От водопада стали забирать на склон. К притоку Непроходному вышли уже выше водопада Скользящего, то есть его не посмотрели. По осыпи было всё же довольно тяжело идти. Сказалась ещё и усталость за день. В общем, если снизу от Ак-Оюкч-Хема вверх по притоку нет тропы, то траверс всё же оправдан. А тропы, вероятно, нет. Вдоль Ак-Оюкч-Хема в районе водопада была хорошая тропа, но ниже и она стала слабее.

Водопад на правом притоке Ак-Оюкч-Хема

Вот как выглядят верховья Ак-Оюкч-Хема и каньон с водопадом со склона, по которому мы идём.

Долина Ак-Оючк-Хема от границы леса.
На ночёвку встали между озёрами (Мозаичным и Газовым). На самих озёрах не видно хороших мест для стоянок.

Исток из озера Мозаичного

Озеро Мозаичное

Между озёрами Мозаичным и Газовым
26 июля идём дальше, к перевалу и на вулканы. Погода не очень, пасмурно, но идти нормально.

Озеро Газовое

Пузырьки из озера Газового

Карстовая воронка перед перевалом Непроходным
Прошли по отрогу хребта над вулканами, посмотрели на них сверху, на озеро Недоступное. Спустились и встали на обед у озера "Бумеранг" на краю лавового поля.

Горностай

Озеро Недоступное

Озеро у "Бумеранга"
Далее прогулялись на вулкан Кропоткина и встали на ночёвку у вулкана Перетолчина. С утра 27 июля прошли по пади Хи-Гол. К обеду как раз пришли к озеру Харганата. От Харганаты идём на Хадарус и по нему до Хара-Нура. Здесь снова начинается участок маршрута, по которому я не ходил раньше. В 2007-м году мы с Хадаруса ушли через перевал Хушатэ-Дабан и далее в верховья Урда-Шан.

На Харганате

Заливчики Харганаты

Хадарус в районе наледи
Сейчас же выяснилось, что под Хушатэ-Дабаном на Хадарусе обширная наледь. Так что шли в этом месте по руслу реки. Основная тропа, вероятно, уходит как раз на Хушатэ-Дабан.

На Хара-Нуре в устье Хадаруса встали на днёвку. Днёвка была единственным днём в походе с явной непогодой.

Здесь проще идти по руслу Хадаруса.

Устье Хадаруса

На Хара-Нуре
29 июля пошли вдоль Хара-Нура. Надо выйти к тропе вдоль Жомболока. Про этот участок было известно, что он не очень приятный. Я читал рассказ в Интернете, как данный участок (в обратную сторону, из долины Жомболока до устья Хадаруса) преодолевали полдня. Но оказалось, что всё не так уж страшно. Идти приходится по кромке берега, тропы нет, но особых завалов тоже не встречается. Вышли к краю Хара-Нура и, обрадовавшись тому, что берег озера кончился, рванулись напрямик. Мне толком направить не удалось, а надо было бы брать восточнее, потому что у Хара-Нура в этом месте много очень длинных лавовых заливчиков. Мы на них и вышли. Но всё же в результате удалось эти заливчики перейти напрямик. Главное идти по лаве вдоль длинных заливов в нужном направлении и не бояться неглубоких проток.

Панорама озера Хара-Нур

В нескольких местах пришлось преодолевать примерно такие протоки

По подобному бревну я перешёл Хакту и нашёл обзорную точку. Красиво! (см. круговую панораму)
Встали на ночёвку за Хактой. На следующий день (30 июля) наша задача - дойти до Олон-Нура. При подходе к Бурсагу нас застала гроза.

И Буда-Ханда как на ладони.

Бурсагай-Нур

Бурсагай-Нур после грозы.
До Олон-Нура успели вовремя. Переночевали на лаве на берегу озера.

Рассвет на Олон-Нуре

Порог

Назад
С утра дошли до летника Хадарус и там нас подобрала машина. По дороге остановились и посмотрели один из порогов.

Круговые панорамы

31.07. Круговая панорама одного из озёр Олон-Нур

31.07. Круговая панорама от летника Хадарус

31.07. Круговая панорама по дороге вдоль Жомболока

Юрий КузнецовВосхищение и белая зависть!
Сказочно повезло ребятам!
28.01.2017, 07:52:05 |
Владимир ХмелининПосле таких фоторассказов желание побывать в этом районе становится просто непреодолимым!..
Вячеслав, по выезду от летника Хадарус была конкретная договоренность с перевозчиком с привязкой по дате или на маршруте есть возможность сотовой связи?
Есть ли сотовая связь по долине Сенцы?
29.01.2017, 20:44:27 |
Вячеслав ПетухинДа, Владимир, мы сразу при заезде договаривались, когда нас забирать. Правда, ещё договаривались, что на Чойгане пересечёмся. А сотовой связи там нигде нет, только у Орлика появляется.
30.01.2017, 15:58:26 |
Егор ПолтавченкоНеобычный, отличный поход!
30.01.2017, 19:59:42 |
Федор ДрогуновОчень краткий, почти "географический" рассказ и великолепные фото. Рука и глаз мастера. Восхищён! Спасибо!
30.01.2017, 21:03:50 |
Ирина ОвчинниковаТак организованы подъезд, отъезд и погода! Этот район пугает подходами, отходами, движением по долинам и, конечно, дождем. Большую часть похода готовили на газе?
08.06.2017, 07:00:45 |
Вячеслав ПетухинПримерно половину готовили на газе. На дровах — на Чойгане, и всё, начиная с Хара-Нура и выход по Жомболоку.
08.06.2017, 09:24:04 |
Sergey VРедакторы получили письмо с вопросами, размещаю его здесь :

Уважаемые господа!
В одном из отчётов (Фотоотчёт. Вячеслав Петухин. Большой компанией по хребтам…) обнаружил заинтересовавший меня маршрут из долины Аржан-Хема через перевал Чойган в падь Хи-Гол (Долину Вулканов). Буду очень благодарен за более подробное описание. Кстати, нельзя ли попасть в падь Хи-Гол непосредственно из долины Аржан-Хема по его правому притоку (истоку)? Несколько лет назад я встречал в Интернете упоминание о таком варианте, но теперь не могу найти.
Коротко о себе. Преподаю в университете, вожу студентов в походы. Бывал в районе Пика Топографов. Однажды пришёл на Чойган из посёлка Хамсара через Соругское плато. Хочу в этом году пройти из Долины Вулканов в Чойган, затем в верховья Тиссы, через перевал Топографов, если он будет проходим без кошек и ледоруба, или из долины Хэлгина (что значительно дольше). Далее мечталось взойти на Пик со стороны Тиссы, потом, понятно, вниз по Тиссе до устья Саган-Гола, и, если позволит время и погода, подняться на Мунку-Сасан.
С наилучшими пожеланиями
Лобанов Владимир Геннадиевич,
г. Саратов
26.03.2020, 07:23:39 |

: Кстати, нельзя ли попасть в падь Хи-Гол непосредственно из долины Аржан-Хема по его правому притоку (истоку)?

Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться, что это в принципе невозможно.

: из долины Аржан-Хема через перевал Чойган в падь Хи-Гол (Долину Вулканов)

Перевал Чойган — простейший перевал с торной тропой и кучей туристов (летом). Под перевалом с востока (на Дунда-Голе) зимовье, баня и здоровенный новый сарай, который местные сдают туристам. Досюда же есть автодорога, проходимая не для всякого джипа. В основном ездят местные на грузовиках.
Отсюда в падь Хи-Гол мы ходили через 2 перевала: Хойто-Дабан, 1А и Черби н/к. Хойто-Дабан на спуске к Хойто-Голу может показаться страшненьким. Там реально крутовато. Но если хоть какой-то опыт есть, лучше через него, чем в обход по дороге.
По Хойто-Голу в верховьях тропа, ниже приятная дорога.
На пер. Черби от источников идёт тропа. В плохую погоду без навигатора лучше его не ходить — обширная седловина, в тумане легко можно заплутать.
На источниках Хойто-Гол в советские времена был дом отдыха или даже санаторий местного значения. Сейчас он давно заброшен. Сохранилась столовая, которую переделали под проживание. Есть ещё несколько маленьких домиков. Как правило, они заняты местными. Когда мы там были, местные вели себя доброжелательно, пьяни не было.