Маршрут

Обычно в лыжных походах по популярным местам большую часть пути идёшь по следам других туристов. В этом же году лыжных следов у нас вообще не было. На заходе были следы машин, на Китое - следы машин и снегоходов, на шумакской тропе - пешие следы. Зато половину пути (на трёх реках: Убур-Хонголдой, Ара-Хонголдой и Жалга) мы шли по следу чьих-то крупных лап. Можно сделать наблюдение, что поголовье снежного барса увеличилось за счёт уменьшения поголовья лыжных туристов. :-)

Канал, докуда нас довезли

Вырубки леса

Дорога вывела на реку Эхе-Угун
За Хойто-Голом мы вскоре столкнулись с проблемой по какой дороге идти. Наиболее наезженная дорога, которую мы выбрали, вывела нас на огромную старую вырубку, но на которой, по-видимому, и сейчас понемногу (на дрова) лес возят. Вывела и практически кончилась. Пройдя немного без тропы снова вышли на дорогу вдоль Эхе-Угун. Дорога вывела на реку и кончилась. Вероятно, по этой дороге добираются на другую сторону Эхе-Угун - на Нуркутульские озёра. В результате нам пришлось пробираться километра два без тропы по зарослям и довольно пересечённой местности до охотничьей тропы вверх по Эхе-Угуну. Уже дома я догадался, что в этот раз нас завезли не по той дороге, что обычно, а по самой южной дороге, которая ведёт вдоль Эхе-Угун. Место пересечения дороги с каналом похожее, мы и приняли это за старое место, но находится оно в полутора километрах.

Уже в темноте дошли до большого зимовья и там заночевали.

Эхе-Угун

Кристаллы

Вид вниз по Эхе-Угун

Развалившееся зимовьё

Новое зимовьё на седловине

Перевал Бурухтуйский
Заночевали на границе леса. Ещё на Убур-Хонголдое стали попадаться следы снежного барса. На перевал заходили в точности по его следам.

След снежного барса

На Ара-Хонголдое

Ара-Хонголдой у устья Зун-Гола

Панорама Ара-Хонголдоя

Приток Ара-Хонголдоя с перевала Каньонного
На Ара-Хонголдое довольно много снега, идти быстро не получается. Только один раз, в 2002-м году нам удалось пройти перевал и весь Ара-Хонголдой и спуститься по Китою до устья Саган-Сайра за день. Сейчас заночевали на Ара-Хонголдое перед каньоном.

Нелегка жизнь!

Изба

Андольте

Прижим
Прижим, сразу за ним - зимовьё. От устья Саган-Сайра до этого места (и немного дальше) можно идти и по дороге (по левому берегу Китоя), но мы, как обычно, прошли по руслу. Вскоре с дороги на русло вышел снегоходный след, перешёл на правый берег Китоя. Мы, чтобы не опасаться попасть в воду, двигаясь без следа, ушли по следу. Оказалось, что след уходит высоко от реки. Это летняя тропа так идёт. Она переваливает на Жалгу.

С перевала открылся вид на внезапно освещённый солнцем (до этого всё время было пасмурно, а тут край неба открылся) хребет над Хойто-Ошаном - левым притоком Китоя. Переночевали в бане рядом с зимовьём у устья Жалги. Зимовьё было занято большой толпой снегоходников.

Утром перевалили на Жалгу и пошли вверх по реке. Снегоходный след по Жалге не пошёл - он тут делает петлю - уходит к устью Жалги и на Китой. Пока мы шли по летней тропе, на снегоходах проехали и по Китою, а до этого почему-то этот участок они проходили по верхней тропе на Жалгу и потом уже вниз по Китою.

Хребет над Хойто-Ошаном

Жалга

Верховья Жалги
За этот день переход небольшой, ночевали в охотничьем зимовье на Ара-Ошее.

Вода в Ара-Ошее

Наледь

Перед каньоном

* * *

Устье Ара-Хубутов. Редкий случай - ни одного следа на этом бойком перекрёстке.

Вход в каньон Ара-Хубутов

Наледь

Наледь на Ара-Хубутах

До этого я кабаргу никогда не видел, и не сразу сообразил, кто это. Специально вышел на берег, поискал следы кабарги.

На Архате. Впереди - наледь с левого борта.

Эта же наледь вблизи.

Это наиболее крупная наледь на Архате, стекающая с правого борта.

На Архате

Выход из каньона на Баром-Голе

На Хубутском

Снег на Хубутах

На Хубутах

Верховья Хубутов

Гранатовый Ложный и Скалистый

Вершина с "шапочкой"

Вьюрок сибирский в каньоне у водопада на Хубутах

Хубуты

Круговая панорама из-под Хубутского перевала

Следы

Чья-то лёжка на Эхе-Угуне

След снежного барса на озере Хонголдой

След на Ара-Хонголдое

След рядом, возможно того же животного

След снежного барса по реке Жалге и чей-то след поперёк

Это же след отдельно

След зайца

Чей след?

Следы кабарги

Следы на тропе

Затоптанная тропа

Лёжка
Особенно затоптана тропа была перед выходом на шумакскую тропу. Здесь и много следов и несколько лёжек.

След

След на шумакской тропе

Александр ГранинВ феврале 2016ого тоже видели следы Барса на Убур-Хонголдое.
07.03.2017, 12:40:37 |
Александр ГранинНаш прошлогодний поход )) Как шлось по Ара-Хонголдою нынче?
07.03.2017, 12:51:12 |
Павел Жовтюк"Можно сделать наблюдение, что поголовье снежного барса увеличилось за счёт уменьшения поголовья лыжных туристов. :-)"

Так вот кто оказывается виноват в том, что ирбис редок в Тункинских Гольцах.

"За долгое время заметил несколько особенностей следа снежного барса. Например, часто след подводит к деревьям. Вероятно, он любит поточит когти о кору."

Вячеслав, а следы от когтей были на деревьях?
07.03.2017, 17:21:07 |
ЄсєнияПавел,
только недавно узнала, что снежный барс не так уж и редок.
А ведь приучена к мысли, будто снежный барс чуть ли не вымер...
Радостно, н а с к о л ь к о искусно умеет он быть невидимым.
Пусть барс становится всё более умным зверем; осторожным, недоверчивым к людям.
07.03.2017, 17:31:15 |
Светлана БогородскаяЗдорово, Вячеслав. Замечательные, удивительные виды, явления, тайны и параллельности. Ощущение света и светлого, простора, жизни, прохлады и тепла!
07.03.2017, 18:17:57 |
Павел Жовтюк"За долгое время заметил несколько особенностей следа снежного барса. Например, часто след подводит к деревьям."

Данная особенность больше присуща росомахе. Ее след чаще извилистый, она проверяет различные злачные места в поисках корма и реже прямолинейный. Однонаправленный на длинных отрезках своего пути.
10.03.2017, 23:38:45 |
Егор ПолтавченкоВячеслав, по- рекам, много открытой воды было?
12.03.2017, 15:01:04 |
Вячеслав ПетухинЯ уже писал в комментариях к рассказу Юры. Нет, в этом году наледей намного меньше обычного. Ну и больших перепадов суточных температур у нас не было, поэтому и поверху вода почти не шла.
12.03.2017, 16:58:46 |
Егор Полтавченко

Вячеслав Петухин:  Я уже писал в комментариях к рассказу Юры. Нет, в этом году наледей намного меньше обычного. Ну и больших перепадов суточных температур у нас не было, поэтому и поверху вода почти не шла.

Понятно, спасибо. Хорошо сходили!