Буддизм в Бурятии является самым северным ответвлением центрально-азиатской культурно-исторической вариации буддизма Махаяны, сформировавшейся в Тибете в конце XIV - начале XV века и получившей название Гелугпа. Порой адептов Гелугпы называют желтошапочниками. Цонкапа, основатель этой школы, почитается буддистами в Бурятии наравне с основателем учения Буддой Шакьямуни. Главе школы присвоен титул «Далай», что означает Океан Мудрости. Тибетское «Далай» равнозначно санскритскому слову «Гуру» (учитель). Отличия от других школ проявляются в бурятском буддизме, в основном в культовой системе, в обрядности и магической практике. Они обусловлены влиянием традиционных, более древних и архаичных верований, культов, обрядов тибетцев и бурят-монголов. В частности, в культовую систему были введены и приспособлены народные обряды, ритуалы и верования, связанные с культом Обо, почитанием духов земли, гор, рек, деревьев. В 1727 году Кяхтинским договором была утверждена граница между Россией и Китаем. Бурятские племена, проживающие и кочующие в северной части Монголии, вошли в состав России. Перекрыв границы и добившись относительной оседлости кочевников-бурят, русское правительство определяется с решением по вероисповедованию. В 1741 году императрица Елизавета Петровна издала указ, согласно которому в Бурятии признавалось существование ламаистской веры. Этот год и считается датой официального признания буддизма в России. При Екатерине II российским правительством был учрежден пост главы российских буддистов Пандито Хамбо ламы. В Тункинской долине, в Бурятии, на поляне к северо-западу от посёлка Аршан, стоит Хойморский (Хандагатайский) дацан. По-тибетски название «Миндаг Жанчуб Чойлин», на санскрите - «Бодхидхарма», что в переводе на русский значит «Обитель Благостного Святого Учения Будды». Далее по Тункинской долине, у посёлка Кырен, находится хорошо видный с дороги дацан Гандан Даржалин, восстановленный недавно. А за районным центром, ближе к Саянским горам, есть старый дацан, называемый «Тушита» (обитель богов). Размещение его соответствует буддийским законам, согласно которым священные храмы и монастыри должны быть в «чистом» месте, в стороне от оживлённых дорог и поселений.Хозяева Баргузинской долины Бархан Баабай и Хажар-Сагаан-нойон - небесные повелители, спустившиеся на землю с неба. Согласно мифологии бурят, место пребывания хозяев долины - один из пиков Баргузинского хребта, легендарная гора Бархан-Уула, охраняющая буддистское чтение с севера. Под горой стоит ступа (субурган), рядом с которой ежегодно весной проходит религиозный многолюдный праздник. При сооружении ступы Лхабаб в её основание было заложено множество глиняных статуэток, называемых «цаца», молитвы, полное собрание Ганжур (108 томов). Считается, это придаёт буддийскому сооружению благотворную энергетику, которую и вбирают люди, обходящие ступу кругом, в направлении по солнцу.Ступа, что в переводе с санскрита означает «вершина, верхушка», возводится по строгим буддийским канонам. Строение олицетворяет миры круговорота жизни и делится на три части. Нижняя часть - это земная жизнь; средняя, куполообразная, с изображением Будды Шакьямуни, - это мир полубогов; верхняя заострённая часть, заканчивающаяся знаком сойомбо (месяц, солнце и язык пламени вверху), символизирует связь с космосом; мир богов. За Байкалом, в Баргузинской долине, недалеко от села Курумкан стоит дацан Курумканский («Ганден Ше Дувлин»). Жаль, при ремонте фасад Дацана закрыли сэндвич-панелями, что опрощает здание, невольно ставит чуть ли не в ряд с хозяйственными постройками. Не гармонирует этот «унисекс» с затейливой крышей, и традиционным внутренним убранством дугана. На территории находятся ещё два субургана и Дуган Зелёной Тары. Рядом с дацаном в 2010 году был основан «Российский международный буддийский медитационный центр по сутре и тантре», где проводятся ежегодные крупные ретриты (коллективные религиозные практики). У села Ярикта находится Баргузинский дацан. Главный дуган - Богини Янжимы, второй дом в комплексе - Дуган Зелёной Тары. Янжима (Yang Chenmo - по-тибетски, Сарасвати - на санскрите) является покровительницей искусств, наук, ремесел и мудрости. Она обладает способностью дарить людям величайший дар - дар материнства. В лесочке неподалеку от дацана лежит ограждённый застеклёнными рамами большой камень с проявившимся на нём изображением богини Янжимы. Однако не все могут увидеть лик - только просветлённые, либо совершившие определённые ритуалы, как то: обойдя камень по тропе вокруг камня семь (лучше - двадцать один!) раз, после - распростёршись на деревянном щите рядом с камнем, а ещё и повязав на дерево принесённый с собой шарф (хадак). Велика вера в Янжиму: стволы деревьев в округе пестрят хадаками. А на ветках - множество привязанных колыбелек с куклами; в сумерках от такого зрелища в небольшой сосновой рощице даже несколько неуютно становится.На окраине селения Верхняя Иволга, в 36 км западнее столицы Бурятии Улан-Удэ располагается Иволгинский дацан - пожалуй, самый известный дацан Бурятии и место паломничества буддистов не только России, но и всего мира. Иволгинский дацан имеет особое значение благодаря обретению буддийской реликвии - Нетленного тела Пандито Хамбо Ламы XII Даши Доржо Итигэлова. Название дацана «Хамбын Сумэ» и «Гандан Даши Чойнхорлинг» в переводе с тибетского - «Монастырь Колесо Учения, Приносящее Счастье и Полное Радости». Это один из крупнейших буддийских монастырских комплексов в Бурятии и современная духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России. Дацан был основан в 1945 г. В дацане находится университет, в котором обучаются студенты - хувараки. Занятия ведутся на факультетах: философском и медицинском (эмчи), на факультете тантры, факультете Дуйнхор (Калачакра) и факультете буддийской живописи и астрологии. Далее по трассе на Кяхту посверкает с горы справа Гусиное озеро. Чуть дальше, буквально километров шесть не доезжая до Новоселенгинска, в пади Цаган-Жалга, слева от дороги, у одинокой сосны в голой степной местности Талын Харгана завиднеется новенький, с яркой оранжевой крышей, Ацайский дацан. Это построенный в 2014 г. Дворец Белой Тары, олицетворением которой здешние буддисты приняли российских императриц Елизавету Петровну и Екатерину II. (В буддизме Тарой называют женщину-бодхисаттву, достигшую совершенства, но отказавшуюся от ухода в нирвану из-за сострадания к людям). Придорожные щиты извещают, что именно здесь ушёл в нирвану Пандито Хамбо Лама Даржи Заяев; в память этого возведён субурган. Если за Гусиноозёрском поехать по Джидинскому тракту, то, свернув с него к посёлку Гусиное Озеро, можно добраться и до старого Гусиноозёрского (Тамчинского) дацана. Ещё одно его название - Хуллунорский (Хулун-нор - бурятское название Гусиного озера), а тибетское имя дацана - «Даши Гандан Даржалинг». Это один из первых буддийских монастырей на территории России, ставший впоследствии важным центром развития традиционного буддизма в Бурятии. С 1809 по 1930 год монастырь был центром буддизма, здесь располагалась резиденция официального главы духовенства бурятского буддизма - Хамбо ламы. Поэтому дацан ещё называют Хамбинский (и хребет за озером тоже именуется Хамбинским). Здесь с 1911 года по 1917 год пост Пандидо Хамбо ламы занимал Даша-Доржо Итигэлов.К началу ХХ века, в пору своего расцвета, Тамча был большим (около трёхсот домов) посёлком с правильной сеткой улиц. В посёлке проживало до 900 монахов и мирян. Тамчинский дацан на протяжении многих лет являлся центром изучения религии, буддийской философии, искусств, ремесел, книгопечатания и медицины. В дацане существовала единственная разрешённая царским правительством школа цыннит (Чойра) для хувараков. Занять должность в бурятских дацанах можно было только после обучения в Тамчинском дацане. В 1938 году дацан закрыли, лам репрессировали, в уцелевших зданиях был устроен лагерь ЮЖЛАГа. Дуганы приспособили под казармы для заключённых. В главном храме на деревянных колоннах доныне видны следы от врезок в колонны перекладин спальных нар. На память об этом времени осталась построенная железная дорога до Наушек (куда первый поезд прошёл в 1940 г.), а на территории монастыря и за его забором - ряды чуть приметных холмиков. До наших дней сохранились только два строения - Цогчен и Чойра. Цогчен - общее в монастырях название главных храмов, где идут службы, а Чойра - учебные университетские корпуса. Кстати, в здешней Чойре совершенно удивительный потолок: из разноцветных кусочков материи - как бабушкино лоскутное одеяло! Сейчас дацан имеет статус памятника истории и архитектуры. Достопримечательностью Тамчинского дацана является стоящий у Цогчена Оленный камень, «Алтан Сэргэ» - Золотая коновязь, уникальный памятник археологии I тысячелетия до н. э. Дацан рядом с селом Мурочи именуется Мурочинский (он же Цонгольский, он же Кяхтинский, он же Хилгантуйский, он же Чикойский). Да, и ещё одно название - «Балдай Брэйбун» - по имени тибетского монастыря-университета, где получил полное классическое буддийское образование здешний первый бурятский ученый-монах Дамба-Даржай Заяев. История Цонгольского дацана начиналась с войлочной юрты в 1730-х годах. После был деревянный дацан, назначенный «главной за Байкалом кумирней», потом - каменный. В первом буддистском университете на территории монастыря обучались студенты; печатались книги. Позже главенство перешло к Тамчинскому дацану. В конце 30-х годов ХХ века дацан был разрушен. Стоящее здесь сейчас трёхэтажное белокаменное здание - это отстроенный заново главный храм Цогчен-дуган, который не уступает прежнему по размерам и внешнему виду. Недалеко от Мурочинского монастыря, в местности Ранжур, находится закрытый стеклянной витриной камень с проявившимися на нём словами мантры: «Ом-ма-ни-бад-мэ-хум». Увидеть слова дано не всем; я как ни старалась, не увидела, да и то сказать - тибетского-то языка не знаю… А вот на сопке у Иволгинска чётко видны буквы, выложенные белыми камнями, и прищуриваться не надо! |