Мы готовились больше месяца. Больше всего ожидали, какие же грани своих красот и испытаний нам приоткроет и приготовит Байкал. Организаторы изо всех сил старались подготовить нас к необыкновенно чистому в этом году, и оттого скользкому, льду. Народ разыскивал, обменивался адресами продажи натягивающихся на ботинки ледоступов-ледоходов. Вглядывались в уже опубликованные фотографии и видео прозрачного, космического Байкальского льда.
Но незадолго до похода выпал снежок, и поверхность южного Байкала превратилась в покрытую белоснежным ковром равнину.
Из официального инструктивного письма о проведении областного ледового перехода через озеро Байкал «Байкал – энергия молодых!»:
«Цель: Областной ледовый переход через озеро Байкал «Байкал - энергия молодых!» со всероссийским участием (далее - Ледовый переход) с целью экологического просвещения, пропаганды здорового образа жизни, активизации взаимодействия и привлечения молодых педагогов к организации массовых мероприятий.
Организаторы Ледового перехода: Ежегодно Ледовый переход проводится Советом молодых педагогов Иркутской области. Непосредственными организаторами Ледового перехода в 2019 году являются Кулик Леонид Вячеславович, Забков Александр Григорьевич, Степанова Елена Викторовна.
Сроки и место проведения: В 2019 году Ледовый переход состоится 16 марта. Движение участников Ледового перехода будет организовано по двум маршрутам:
Маршрут № 1 (через деревню Старая Ангасолка) - 14-километровый, сложный, протяженный и требующий быстрого движения, маршрут для физически подготовленных участников.
Маршрут № 2 (через Култук) - 8-километровый, спокойный маршрут».
Оказывается, Ледовый переход, в котором активно участвуют педагоги, и в том числе очень активно участвуют воспитатели детских садов, проводится ежегодно уже 10 лет. Первый начинался с 60-70 человек, в этом году было 1080 увлеченных организаторами участников, волонтеров около 80 человек, плюс организаторы - всего в походе участвовали 1188 человек (в том числе, из Москвы, Омска, Томска, Бурятии, Забайкалья и Алтая!). Постоянно поддерживал связь в Вайбере Александр Забков, и подготовкой к возможным сюрпризам мы благодарны именно ему и его помощникам, а также руководителям отрядов, соответствующих участвующим организациям.
Наш «садик» номер 37 с ул. Жуковского и подключившийся к нему 146-й из Академгородка, непосредственный руководитель - Ксения.
Хотите заботу и внимание в походе? Возьмите с собой воспитателей :). Но совсем пионерского-детсадовского отряда не получилось, так как ритмы и интересы не совсем совпадали. Воспитатели – молодцы, они каждый день делают с ребятишками зарядку, бегают за ними с 7 до 19 часов, а между делом – с тяжелыми кастрюлями с первым, вторым и третьим по этажам между группой и кухней, способны одеть в одиночку за счетное количество минут до 30 детей, одновременно всех слышать и отвечать, примирять и, в общем, воспитывать, иногда – самостоятельности. Горные туристы, обратите внимание на них – настолько молодых душой людей, настолько моторных и ответственных одновременно, трудно встретить (но на сайте «Природа Байкала» такой человек есть!).
В общем, к походу мы приготовились.
Наш специальный турпоезд, состоящий из 10 вагонов, отходил 16.03.19 от станции Иркутск-Сортировочный в 8-55 (регистрация с 8-15), от Иркутска-Пассажирского в 9-14. Регистрация с 8-20: руководителям раздали значки, а руководители - участникам своих групп. Только по значку можно было пройти в вагон. Вагоны были распределены по группам – наш пятый, удобно, а при выходе добежали до первого, который останавливается у перрона в Земляничном. Кристина и Артем нам заняли места еще в Сортировочном – здорово!
Туда и обратно почти без остановок, по три часа (без 7 минут). Но время в пути пролетало очень быстро. Концентрировались то на Александре Забкове, то на своих руководителях, на встречах со старыми знакомыми, знакомстве с новыми людьми, приветы от всех и всем. Потом волонтеры, которые решили не оставлять нас ни на минуту, организовали мастер-класс по плетению и песни под гитару. Первый и последний вагон развлекались по-своему, не скажу как, но и так понятно, а мы в первом вагоне попутно прошли мастер-класс по оригами :). Уже в конце похода Александр признался, что для волонтеров не было мест, но, видимо, ответственность и планы нас занять держали волонтеров в тонусе весь поход, а обратно часть людей уехала автомобильным транспортом, и мест, видимо, уже всем хватало. Браслеты Шамбола – примерно такие, как в детстве плели из цветных проводков; сначала подумалось, ну причем какое-то плетение, а народ увлекся – и сплели, и надели, и привязали – получился еще один опознавательный знак и умение заодно. Девчонки с гитарами – пели очень задорно и профессионально, спасибо большое! А на обратном пути мы сами приготовили песни (Марина – запевалой). Противоположный конец вагона придумал играть в фанты, и увлекли весь вагон – пели, даже танцевали, входили в образ. Те, кто прошел по большому маршруту от Темной Пади, смотрели на нас снисходительно, некоторые через дрему. Так что время пролетало для всех быстро.
Из выписки из Положения о ледовом походе понятно, что маршрута было два – один понагрузочнее, из Темной Пади, 15 км. Другой, с остановочного пункта Земляничный, т. е. с окраины Култука, прогулочный, 8 км. Название станции Земляничный - понравилось! Солнце, светлые березы и, видимо, давно оттаявшие склоны – понравились!
В инструкции по технике безопасности было строго-настрого наказано – выходить аккуратно из вагонов, пройти быстро по перрону до свободной поляны и подождать, переходить только по очереди по бетонному переходу и слушать команды – перроны узкие, если все участники будут переходить пути одновременно, то просто не хватит места на противоположном перроне. Магистраль – Транссибирская, с плотным расписанием поездов, совсем рядом с остановочным пунктом поворот, из-за которого приближающегося поезда и не видно. Народ, конечно, безмятежно начал было переходить, как попало. Но Александр, ценой своего почти сорвавшегося голоса (плюс громкоговоритель) и эмоциями произвел на всех такое нужное впечатление, что пути быстро очистили, переход через них упорядочили, и вовремя – из-за поворота показывался поезд.
Затем спустились к КБЖД и к ее огромной эмблеме. Здесь была запланирована общая фотография для всех участников нашего маршрута. Но мы замешкались, поджидая наших увлеченных фотографов, пивнули чай, натянули на ботинки ледоступы с шипами и пошли догонять колонну.
Снег, в теплые дни хорошо закрепившийся на льду, создал толщину, как раз равную шипам ледоступов. Поход по ходьбе получился максимально комфортным. За весь переход я увидела несколько, в разной степени проявивших себя, трещин: замерзшие, кое-где с просочившейся водой, ровные, или небольшой ступенькой, и как великую достопримечательность в одной трещине выдавило небольшую вертикальную, более-менее приметную, льдину.
Я нарассказывала своим, каким прозрачным может быть воздух в марте на Байкале, и какие оптические эффекты он может создать – смотришь на гору, на ней крохотные сосны. Но они видны так четко и ярко, что как будто рассматриваешь под линзой микроскопа!
Но другими оптическими эффектами встретил Байкал. Видимо, перед надвигающимся циклоном и случившимся через день снегопадом на Байкал опустилась дымка, воздух не был совершенно прозрачным, зато все его частички наполнились солнечным светом. В сторону солнца направляющие лидеры нас и повели. И солнце было для нас мягким, комфортным, даже носы не обгорели. Слюдянка, конечно, тоже в дымке, казалась далекой-предалекой, а наш поход приобрел оттого значительность и некоторую таинственность :).
Колонна двигалась в противоположном от Слюдянки направлении – вдоль берега, к 153-му километру. Здесь был привал и начало собственно Ледового Перехода в сторону Слюдянки.
На 153-м км стоит очень славный деревянный дом времен строительства КБЖД, в характерном стиле «модерн» - со скругленными (точнее, трапецевидными) вверху рамами окон, им под стать - сложные крыши. С потемневшим деревом, но солидный, уютный, надежный, несмотря на свой возраст.
Снежное одеяние Байкала мы увидели еще на станции Земляничной. Было так хорошо, что снегу даже и не подумали огорчаться. Нет худа без добра – лед будет нескользким. А чистота – первозданная!
За нами оставались лишь рельефные следы от башмаков. Про мусор и мусорные мешки тоже было оговорено заранее, да и без того времени на то, чтобы оставить мусор, практически не было.
Нужно было немного прийти в себя после первых потрясающе-оглушающих впечатлений, смотреть кругом во все глаза, восхищаться, радоваться – мы всего этого ждали (но Байкал превзошел все ожидания), и теперь старались воспринимать всё замечательное, что есть в нашем походе через Байкал – снежно-нежном, чистом, воздушном (так просто не бывает и вряд ли когда-нибудь повторится!). Немного упираться, чтобы сильно не отстать. И не сильно бежать вперед – мы уже здесь, посреди Байкала (пусть и невелики ни его ширина, ни наш путь)…
Когда-то я видела, как ведут себя на цирковом льду белые медведи: они нежились, поворачивались то одним бочком, то другим, почти обнимали его, на мордах – счастье. Вот и мы примерно так же – хотелось вглядываться, коснуться, многим – даже полежать (как же без фотосессий!).
В одном месте через нашу дорогу прошел «Хивус» на воздушной подушке и счистил собой снег, люди так обрадовались и этой крохотной полоске чистого льда - уже посеревшего и не очень ровного от остатков вмерзшего снега, что жаждущие сфотографироваться на льду или просто прикоснуться к нему облепили этот участок, как самый популярный пляж или лежбище для нерп :) (а-а, забыли правило – не собираться больше, чем по 10 человек). Как иногда немного нужно для счастья!
И пусть наш Байкал всегда будет таким же чистым, со своими многочисленными гранями красоты. И со своим величием!
Когда подошли к Слюдянке, солнце уже освещало благодатным вечерним светом. Снег около берега Слюдянки, видимо, в более теплом месте, подтаивал, а затем схватился тонкими волнистыми, прозрачными корочками, поблескивающими на свету. Покров Байкала стал более замысловатым, с геометрией то искрящейся, то резковато-темной. И со всем этим играло солнце!
Кто-то подходил к берегу прогулочным шагом и был весьма доволен и расслаблен, а некоторые группы шли с упорством локомотивов, широким шагом, с более серьезными, напряженными лицами – явно набрали темп в первом маршруте с Темной Пади и догнали!
А на берегу нас ждала полевая кухня со своим боевым расчетом - с горячим чаем и вкусной гречневой кашей. Приветствовал улыбающийся Александр Забков с помощниками.
Школа активных родителей с веселым названием «Каркуши» и детский сад 161 «Жемчужинка» приготовили флешмобы. (От англ. flash mob, дословно - мгновенная толпа. А по-русски? Какая-нибудь физкультурно-танцевальная минутка. Или физкультурное, танцевальное, музыкально-поэтическое – выбрать в зависимости от наполнения, приветствие. Флешмоб - мгновенно собрались, нечто изобразили, затем растворились. Флешмоб - технология, механизм. Но смотря что изобразить. Отвлеклась.)
Изобразили зарядку, победный, но мирный танец, хорошее настроение, сил после перехода еще полно! Веселое и объединяющее завершение получилось.
Ну, всё, теперь мимо светящейся на солнце Никольской церкви - к электричке, отправление - в 18-20!
После общения с воспитателями поняла не теоретически (через несколько десятилетий общения со своей сестрой-воспитателем в том числе:)), насколько важно для человека движение – причем всяческое! Но как физический минимум – нужно делать зарядку по утрам и почаще вскакивать на разминку, если работаешь с компьютером, зависаешь в напряжении над станком, или еще чем-нибудь.
В таких организованных и массовых походах, да еще под какими-нибудь полезными и высокими лозунгами, думаю, тоже есть смысл: и безопасность (особенно для новичков и «старичков»), и общение, и кое-какими знаниями обменялись, и важные экологические правила соблюдали (надеюсь, такой навык и передаваться будет) - от нашего похода, думаю, Байкалу (и МЧС) досталось гораздо меньше нагрузок, чем если бы мы все разбрелись на множество команд со своими привычками и маршрутами.
Александру и всем организаторам, разведывавшим обстановку, проделавшим большую подготовку, связавшим все участвующие механизмы воедино, проведшим Ледовый Переход по Байкалу с более чем тысячей приобщенных человек, - преогромнейшее спасибо!
А Природа, наш Байкал – самые большие и важные учителя, воспитатели, вдохновители, наши кормильцы...! Нам без них никак нельзя. Да, пусть они будут всегда!
Несколько раз ходил на лыжах по льду вдоль старого отрезка Транссибирской железной дороги от Шабартуя до Ангасолки. Голого льда не видел ни разу. Вблизи Слюдянки, толщина снежного покрова на льду Байкала должна закономерно уменьшаться из-за оседающей сажи от котельных. Снег, на который осела сажа тает намного быстрее, чем более чистый снег на удалении от Слюдянки, и лёд становится не гладким, а шероховатым.
Юрий Мельников: Очень компанейский рассказ-репортаж. Как-будто побывал вместе со всеми участниками!
Спасибо! Было необычное ощущение — нас и много, и в то же время, все мы на своем месте и при деле, в компании вагона или рядом идущих, мы, если не всегда видим Александра, то знаем, что запланировано, наказано, подсказано, чем можно заняться в данный момент времени и что будет дальше. Атмосфера внимательного, практически отеческого (учителя и воспитатели ведь!) отношения. И внутри команд поэтому все складывалось. Да, еще Байкал объединял и радовал!
Разумно было поделить всех на два маршрута. Логично и даже мудро перед самым переходом устроить привал — народ вставал не разом, а командами по степени готовности и нетерпения идти — в результате по льду шел не цельный полк, а командами, рассредоточившись на большом протяжении. Нагрузка на лед, видимо, получалась меньше.
"За нами оставались лишь рельефные следы от башмаков." Вот как бы ни старался человек, но не получается совсем пройти, не оставив следов — даже просто что-то теряется, часто, самое важное. Сами участники и организаторы подбирали: от потерянных перчаток, очков, значков — до ключей от дома. Когда возвращались на электричке в Иркутск, сфотографированные находки уже были размещены в вайберовском чате Ледового перехода и искали своих хозяев.
Алексей, это тебе просто повезло. Я несколько раз катался с Переезда по голому льду, в том числе по зубодробительным "бляшкам". Приятного мало, правда это неплохо тренирует баланс, а так же — ноги и руки.
Ближе к Слюдянке обычно снега побольше — видимо ветром надувает. Но когда солнце прижаривает, тогда конечно, чем ближе к ней, тем быстрее тает снег , и лёд так же.
>>Светлана, когда Вы правите текст отчёта (в том числе когда вносите правки в подборку фотографий и в подписи к ним), то всякий раз перед сохранением изменений не забывайте, пожалуйста, в начале текста писать [р], либо сдвигайте весь текст вниз на одну строчку клавишей Enter, чтоб выделить абзац
А можно, в свою очередь, попросить исправить аннотацию на главной странице так, как исправлено на странице с параметрами фотоотчета? Спасибо, если получится.
Єсєния: не забывайте, пожалуйста, в начале текста писать [р]
Перед абзацем который исправляется? Чтобы абзацы не сливались?
Светлана, я говорю только о первом абзаце. Всё же лучше, когда в начале текста есть так называемая красная строка. Остальные абзацы нормально смотрятся, ничего править не нужно.
Алексей Редькин: Вблизи Слюдянки, толщина снежного покрова на льду Байкала должна закономерно уменьшаться из-за оседающей сажи от котельных
Интересно бы у жителей Слюдянки узнать, видят ли они зачерненность льда Байкала от сажи. В Листвянке подобное не бросается в глаза (хотя в Листвянке меньше предприятий).
В садоводстве даже есть прием — припудривать землей снег для его более быстрого таяния. Вокруг можжевельников применяется такой метод — в том числе, чтобы снег в феврале-марте был не очень ярко отражающим и не обжигал хвою.
Светлана Богородская: Интересно бы у жителей Слюдянки узнать, видят ли они зачерненность льда Байкала от сажи.
На многих фото разных людей, выставивших их на сайте, можно видеть, что голый лёд часто гладкий. А у Слюдянки лёд, скорее всего, шероховатый из-за протаивания вокруг осевших частиц.
Алексей Редькин: А у Слюдянки, лёд скорее всего, шероховатый из-за протаивания вокруг осевших частиц.
Заметила, что в такое теплое время, каким была середина марта, уже по другому подтаивает лед, если на нем есть камни — как однажды обсуждали, от камня отражается солнечный свет и способствует подтаиванию льда вокруг (может еще и выветривание по особому происходит). На зимних фотографиях лед подтаивает (или выветривается) вокруг и камень оказывается на изящной ножке над поверхностью льда. А в наш поход 16 марта сами камни нагревались и большие булыжины совсем уже провалились в лед. Так или иначе, поверхность, действительно, подтаивает неравномерно.
В следующий раз пойдёте по льду, пронаблюдайте! Много интересного можно увидеть! Я хожу на лыжах, и каждую весну снег разный, каждая весна не похожа на предыдущую. Снег может быть настолько жёстким, что по нему можно идти, не проваливаясь, может быть мягким и липким, что проваливаешься на всю глубину. И со льдом тоже эти изменения происходят.
Евгений Рензин: Это ото льда отражается. От камня отражается сравнительно гораздо меньше. В результате он нагревается и растапливает лёд.
Какой-то тонкий здесь механизм на грани с искусством. Видимо сочетание и того, и другого. Если бы камень просто нагревался, он бы и проваливался, как проваливается сейчас весной. Если бы просто нагревался, то в первую очередь растопил бы ледяную ножку. И широкой "чаши" вокруг него не образовывалось бы.
Он нагревается, но не прогревается. Точнее, маленькие/тоненькие камушки вполне прогреваются и проваливаются. Большие же, не успев прогреться, отдают тепло воде.