Неожиданно, в большей части по семейным причинам и отчасти по погодным условиям, запланированный 6-дневный поход на Ара-Ошей отменился. Но зато получились два похода по три дня.

Первый из них - это на Зун-Хандагай.

Итак, стартовав из Иркутска рано утром в среду, 21 августа, к 10:00 уже был на метео в Аршане. Я решил обойтись без заброски и пойти прямо из Аршана. Как решено, так и было сделано. В 10:20 утра, забросив старый верный товарищ на спину, выдвинулся по дороге в сторону дацана. Очень удачно и быстро дошёл до Субурги.

А вот дальше начались проблемы. Тропа после Субурги становится совсем плохая - очевидно, что ходят там мало. Фактически после Субурги тропа исчезла, и, естественно, я очень быстро её совсем потерял, но решил продолжить идти вдоль гор в нужном мне направлении прямо по лесу. Заблудиться там трудно – справа горы, мне вперёд.

Сейчас я могу уверенно сказать, что это было неверное решение, поскольку идти без тропы оказалось весьма непросто и медленно. Овраги, буераки, заросли кустов, упавшие деревья и прочие прелести. А уж сколько я собрал на себя паутины – это не передать! Плюс было очень жарко. Через некоторое время я понял, что продвигаюсь совсем медленно и надо что-то менять. Решение было принято простое: по первой попавшейся дороге я спустился к полям, которые начинаются за Тагархаем, вышел на дорогу и очень скоро пришёл к началу тропы на Зун. В результате в начале тропы я был спустя ровно три часа после начала движения из Аршана. И к этому моменту уже несколько подзадолбался.

Вот к чему приводят неправильные решения. Всегда так - голова ошиблась, а расплачиваются ноги :) Вспоминается пословица про дурную голову, которая ногам покою не даёт. Если бы я сразу за дацаном резанул в сторону Тагархая (там полно дорог в том направлении) и потом пошёл по дороге, которая идёт по полям, думаю, что часа полтора сэкономил бы точно.

Но ничего. Выйдя к началу тропы, я приободрился и пошёл уверенно вверх. Движение там сначала по дороге, затем она плавно переходит в отличную тропу.

Здесь считаю необходимым заметить следующее. О том, что на тропе по Зуну есть проблемы с питьевой водой мне было известно заранее, но надо сказать, что я сильно недооценил степень этой проблемы! Первый раз мне удалось набрать воды, чуть отойдя от полей. На одной из полян в сторону Зуна отходит небольшая тропка, и метрах в трёхстах от дороги оказываешься у реки. Напился от души, набрал 2 пол-литровые бутылки и пошёл дальше. А дальше воды не было очень долго! Часа три, наверное, возможности набрать воды не было вообще - ни одного ручейка, ни лужи, ни камней, по которым сочится вода, ни чего-то другого, откуда можно хоть как-то напиться. Как я ни старался растянуть имевшуюся воду, кончилась она быстро. Тем более я-то ведь ещё не знал наперёд о такой ситуации с водой. Думалось, что где-нибудь что-нибудь обязательно будет. Но на практике всё оказалось совершенно не так. День был реально очень жаркий, и пить хотелось ну очень сильно. А воды нет, и взять её было негде.

Весь заход по времени, считая от конца полей за Тагархаем и до места стоянки практически на границе леса, уложился примерно в 5 часов. За эти 5 часов удалось набрать воды ещё только один раз. Примерно спустя три часа хода от полей вышел на очень сильно промытое русло ручья – оно там по тропе одно такое и очень характерное. Возле него ещё есть избушка, вполне себе неплохая по виду. Я не подходил к ней, но видно, что она «живая». По этому руслу сошёл сель, и там прорыта ТАКАЯ канава, что я был весьма впечатлён. К этому моменту без воды я шёл уже очень долго, и пить хотелось страшно. Других мыслей в голове, кроме как о том, чтобы напиться, просто не было.

Далеко внизу призывно шумел Зун-Хангдагай, маня к себе своей кристально чистой, освежающей водой. Мне было даже его немного видно далеко внизу. Вариантов не было (идти дальше без воды уже не представлялось возможным): по промытому руслу, по здоровенным каменюкам спустился до русла Зуна - наконец напился от всей души и набрал воды. Интересный момент. Перед тем как я припал устами к живительной влаге реки, мне думалось, что с лёгкостью выпью ведро воды, не меньше. НО в меня вошло всего чуть больше пол-литра :)

После этого ещё около двух часов продолжался заход. Вода опять, что характерно, кончилась очень быстро, и последний час я шёл уже, как говорится, на морально-волевых.

В итоге спустя 8 часов после выхода из Аршана я дошёл всё-таки до первого ручья, протекающего поперёк тропы. В этом месте очень удачно уже имелась оборудованная стоянка с кострищем, таганом и хорошим местом под палатку. Время было около половины седьмого вечера, сил и желания идти дальше не осталось (для меня дальше была полная неизвестность, поскольку на Зуне я до этого не был), поэтому остановился в этом месте на ночлег.

Заход получился очень тяжёлый. Я как-то несколько не ожидал такого. Очень сильно подкосило полное отсутствие воды по маршруту и дикая жажда в связи с этим на протяжении всего захода в горы. Ну и плюс заход непосредственно из Аршана – в моём варианте это вышло плюс три часа.

Как выяснилось назавтра, я остановился, не дойдя минут 15 до стоянок, расположенных возле ручья, вытекающего из-под перевала Иванникова. О чём совершенно не жалею, поскольку место стоянки у меня оказалось просто замечательное. Я, кстати, там оставил достаточно много дров прямо на стоянке возле кострища. Свалил пару сушин не очень толстых и попилил их. Если кто пойдёт – имейте в виду. С дровами там весьма напряжённо.

Примерно за час все хозяйственные хлопоты по обустройству лагеря были закончены: дрова заготовлены, палатка поставлена, вещи разложены и чай заварен.

На фоне дикой усталости от захода, от варки супа на ужин отказался. Просто отпивался чаем с колбасой и сыром, и печеньками, и шоколадкой, и джемом…

Надо заметить, что за все восемь часов на заходе я съел буквально пару печений, просто потому что воды не было, а есть без воды – ну, сами понимаете…

Наступило время насладиться природой, тишиной, горящим костром, прекрасными видами, вкусным чаем и одиночеством. Ооо, это был такой класс! Никого нет и ничего нет. Ни телефона, ни компьютера, ни электронки и т. д. и т. п. Никто не может тебе позвонить или прислать письмо и озаботить какой-либо проблемой. Все заботы и проблемы остались там – внизу, где цивилизация. И пусть они подождут эти несколько дней…

Не знаю, как для остальных, а для меня поход по-настоящему начинается в тот момент, когда я отключаю сотовый телефон и убираю его с глаз долой. ВСЁ! В это мгновение я понимаю, что меня уже невозможно «достать» и как-то остановить. Поход начался…

Ходить в одного – это, конечно, незабываемые и непередаваемые ощущения. С ними мало что может сравниться. Есть только ты и та природа, которая тебя окружает. А если вокруг тебя что-то и шумит, то это только те вещи, которые не напрягают: шум бегущей реки или ручья, шум ветра в кронах деревьев, пение птиц, треск поленьев, сгорающих в костре.

И ты сидишь возле костра, попивая горячий чай, и как-то так спокойно-спокойно становится на душе. Не надо никуда торопиться, бежать, что-то срочно делать, выполнять. Ты просто отдыхаешь, не думая ни о чём. В этом и есть основной кайф и смысл похода – просто отключиться от всего и спокойно отдохнуть.

Вечером весьма неожиданно небо стало затягивать тучами, хотя прогноз был исключительно благоприятный – обещали полное отсутствие осадков на три дня. Ну, по итогу так и получилось – с неба упало несколько капель, и тучи разнесло. Абсолютно чистое небо и невероятное количество звёзд на нём. При этом весь вечер где-то в верховьях – видимо, над вершинами гор – постоянно были какие-то вспышки, напоминающие молнию, но абсолютно без какого-либо звука. Может, это были зарницы? Не знаю.

За вечер вдоволь насиделся у костра, от души напился чаю (ничего другого с собой не брал), после чего лёг спать. Спал как младенец часов до семи утра. В семь утра проснулся, перевернулся на другой бок и проспал ещё пару часов. В начале десятого окончательно проснулся и вылез из палатки. Ночь прошла спокойно, без происшествий.

На второй день у меня запланирован радиальный выход налегке в самые верховья Зун-Хандагая. Не особо торопясь, позавтракал, собрался и около 11 утра выдвинулся вверх. Забегая вперёд, скажу, что на озере Марабец я был около 16:00, но я шёл очень не спеша. Фотографировал, наслаждался видами – в общем, просто отдыхал. День был изумительный – тепло, безоблачно, небольшой тёплый ветерок. Для горной прогулки погоды лучше просто не придумать. Дойдя до озера, устроил хороший перекус, посидел с часок, глазея на красоты, и двинул назад. К семи часам вечера вернулся в лагерь. Прогулка заняла восемь часов.

Зун-Хандагай неожиданно для меня оказался весьма непрост для ходьбы. Множество курумов, осыпей, морен, на которых не читается тропа, и скакать по которым - то ещё удовльствие. Приходилось внимательно следить за расставленными тут и там туриками, чтобы идти оптимальным путём. А в верхней части Зун-Хандагай местами немного заболочен, и можно промочить ноги. Конечно, если вы не в резиновых сапогах.

Вечером был сварен отличный суп из колбасы, свежей картошки и сухой заправки из пакета. Мне хватило и вечером наесться до отвала, и на завтрак ещё осталось. Весь вечер после насыщенного дня снова отдыхал и расслаблялся. И опять старые и верные друзья – костёр и ароматный чай с листьями дикой смородины – радовали усталого, но довольного, туриста. Поскольку назавтра запланирован выход, то лёг чуть пораньше. Спал «без задних ног».

Утром третьего дня проснулся, спокойно, но шустро, позавтракал, свернул лагерь и двинул вниз. Путь вниз особо расписывать не буду, поскольку ничем примечательным он не был отмечен. Выход в Аршан прошёл намного быстрей и легче. Спустя ровно 6 часов после старта я уже был на метео возле машины. В этот раз я пошёл по дороге на Тагархай, прошёл его практически весь насквозь и резанул влево по дорогам в сторону дацана, куда вполне благополучно дошёл. Ну а оттуда ещё один финишный рывок – и поход окончен, я возле машины.

Стандартно заехал поесть в кафе «Хамар-Дабан», которое вот уже столько лет радует своей отличной кухней и классным обслуживанием. Солянка, позы и блинчики зашли просто «на ура». После этого заехал искупаться в Жемчуг, где меня догнал сильнейший ливень – просто стена воды минут двадцать.

Вот так и прошли эти три дня в горах. Изумительно, красиво и незабываемо! Как всё-таки хорошо, что есть ещё такие места, куда можно уйти и просто отдохнуть, наслаждаясь природой.

Временами и местами было прям вот очень тяжело и изматывающе. Казалось, что это не закончится. НО… как всегда, всё закончилось – и тяжёлый заход, и вечера у костра возле палатки, и сам поход. А то, что он местами был весьма непрост, так это же хорошо. То, что даётся с трудом, ценится всегда намного сильнее, чем что-то лёгкое, простое и доступное.

Общий вид моей уютной, классной стоянки

Правый борт долины в районе стоянки

Практически последние деревья. Граница леса совсем близко

Здесь сошёл сель

Предстоящий на сегодня путь - как на ладони

Показалась Башня

Очень тихая и спокойная заводь - так и тянет искупаться. Но не стал - очень холодная вода

Вот и Он. Вот и Она. Сфинкс и Башня

За кустами даже реку не видно

Один из многочисленных очень красивых видов

Направо - долина притока из-под перевала Иванникова

Имеются вот такие, очень живописные, места

Здесь тропа идёт по кустам вдоль самого русла реки

Виднеется Башня

Очередной курум. Их там много

Вот и первое озеро показалось

Дошёл по нижнего озера

Изматывающие курумы практически закончились

Обход озера по левому берегу

Самое нижнее озеро на Зун-Хандагае

Пик Динозавр

Дары Природы. Местами их было очень много, и пройти мимо было очень трудно

Красивая Хандагайская стена приближается

Местами имеются густые заросли - проходится продираться, если не просчитал путь заранее

Здесь Зун-Хандагай сильно разливается по долине, и перейти его не представляет никакой проблемы

Приятная терраска для ходьбы - ровная, мягкая, сухая

Вот там - прямо по курсу - вроде тоже должно быть озеро. Но я не проверил

В верхней части Зун-Хандагай спокоен и немного заболочен. Можно и ноги промочить

Пик Шелехов

Озеро уже совсем близко. За ближайшим перегибом

Прямо по курсу - перевал Лазаря. Но мне туда не надо

Пик Шелехов крупным планом

Озеро Марабец. Целиком в кадр не вошло. Пришлось по частям снимать

Центральная часть озера Марабец

Другой край озера Марабец

Озеро Марабец и прямо по центру снимка - пик Шелехов

Так начинается Зун-Хандагай

Самые верховья Зун-Хандагая

Левый борт долины от озера Марабец

Верхняя часть долины Зун-Хандагая

Главная цель похода - самое большое озеро - постепенно приближается. К озеру - влево вверх

Небольшой левый приток Зун-Хандагая

Редкий случай наличия тропы выше зоны леса

Живое в мёртвом

Клык

Вечером на границе зоны леса

Неизвестный и непонятный зверь

Всем известный и понятный зверь

Зун-Хандагай в закатном свете

В горах темнеет быстро

Последние лучи заходящего солнца окрасили склоны Зун-Хандагая

И снова Он во всей красе

Опускается вечерний туман

Взгляд назад. Уже возле самого лагеря

До свидания, горы! До новых встреч!

Геннадий Хитрихеев

Sergey VСамый простой способ добраться из Аршана до Зуна — заказать такси, которое довезёт до окраины Тагархая и еще с километр далее по грунтовке, до первой глубокой канавы. Стоит это не больше 200 руб. Аналогично — обратно. Сколько раз этим пользовались..

Литра воды на участника всегда вроде хватало от стоянок перед началом подъема и до первого ручья, который есть всегда. Это не более трех часов хода. Иногда вода бывает и раньше в пересыхающем ручье.
19.09.2019, 14:50:15 |
Евгений РензинГена, а про второй поход будет отчёт?
19.09.2019, 21:00:37 |
Геннадий Хитрихеев

Евгений Рензин:  Гена, а про второй поход будет отчёт?

Пока не знаю.
19.09.2019, 22:17:49 |
Sergey V

Евгений Рензин: Гена, а про второй поход будет отчёт?

Не гони лошадей, Женя, еще первый отчет как следует не обсудили, и не осудили :)