Неожиданно, в большей части по семейным причинам и отчасти по погодным условиям, запланированный 6-дневный поход на Ара-Ошей отменился. Но зато получились два похода по три дня.

Первый из них - это на Зун-Хандагай.

Итак, стартовав из Иркутска рано утром в среду, 21 августа, к 10:00 уже был на метео в Аршане. Я решил обойтись без заброски и пойти прямо из Аршана. Как решено, так и было сделано. В 10:20 утра, забросив старый верный товарищ на спину, выдвинулся по дороге в сторону дацана. Очень удачно и быстро дошёл до Субурги.

А вот дальше начались проблемы. Тропа после Субурги становится совсем плохая - очевидно, что ходят там мало. Фактически после Субурги тропа исчезла, и, естественно, я очень быстро её совсем потерял, но решил продолжить идти вдоль гор в нужном мне направлении прямо по лесу. Заблудиться там трудно – справа горы, мне вперёд.

Сейчас я могу уверенно сказать, что это было неверное решение, поскольку идти без тропы оказалось весьма непросто и медленно. Овраги, буераки, заросли кустов, упавшие деревья и прочие прелести. А уж сколько я собрал на себя паутины – это не передать! Плюс было очень жарко. Через некоторое время я понял, что продвигаюсь совсем медленно и надо что-то менять. Решение было принято простое: по первой попавшейся дороге я спустился к полям, которые начинаются за Тагархаем, вышел на дорогу и очень скоро пришёл к началу тропы на Зун. В результате в начале тропы я был спустя ровно три часа после начала движения из Аршана. И к этому моменту уже несколько подзадолбался.

Вот к чему приводят неправильные решения. Всегда так - голова ошиблась, а расплачиваются ноги :) Вспоминается пословица про дурную голову, которая ногам покою не даёт. Если бы я сразу за дацаном резанул в сторону Тагархая (там полно дорог в том направлении) и потом пошёл по дороге, которая идёт по полям, думаю, что часа полтора сэкономил бы точно.

Но ничего. Выйдя к началу тропы, я приободрился и пошёл уверенно вверх. Движение там сначала по дороге, затем она плавно переходит в отличную тропу.

Здесь считаю необходимым заметить следующее. О том, что на тропе по Зуну есть проблемы с питьевой водой мне было известно заранее, но надо сказать, что я сильно недооценил степень этой проблемы! Первый раз мне удалось набрать воды, чуть отойдя от полей. На одной из полян в сторону Зуна отходит небольшая тропка, и метрах в трёхстах от дороги оказываешься у реки. Напился от души, набрал 2 пол-литровые бутылки и пошёл дальше. А дальше воды не было очень долго! Часа три, наверное, возможности набрать воды не было вообще - ни одного ручейка, ни лужи, ни камней, по которым сочится вода, ни чего-то другого, откуда можно хоть как-то напиться. Как я ни старался растянуть имевшуюся воду, кончилась она быстро. Тем более я-то ведь ещё не знал наперёд о такой ситуации с водой. Думалось, что где-нибудь что-нибудь обязательно будет. Но на практике всё оказалось совершенно не так. День был реально очень жаркий, и пить хотелось ну очень сильно. А воды нет, и взять её было негде.

Весь заход по времени, считая от конца полей за Тагархаем и до места стоянки практически на границе леса, уложился примерно в 5 часов. За эти 5 часов удалось набрать воды ещё только один раз. Примерно спустя три часа хода от полей вышел на очень сильно промытое русло ручья – оно там по тропе одно такое и очень характерное. Возле него ещё есть избушка, вполне себе неплохая по виду. Я не подходил к ней, но видно, что она «живая». По этому руслу сошёл сель, и там прорыта ТАКАЯ канава, что я был весьма впечатлён. К этому моменту без воды я шёл уже очень долго, и пить хотелось страшно. Других мыслей в голове, кроме как о том, чтобы напиться, просто не было.

Далеко внизу призывно шумел Зун-Хангдагай, маня к себе своей кристально чистой, освежающей водой. Мне было даже его немного видно далеко внизу. Вариантов не было (идти дальше без воды уже не представлялось возможным): по промытому руслу, по здоровенным каменюкам спустился до русла Зуна - наконец напился от всей души и набрал воды. Интересный момент. Перед тем как я припал устами к живительной влаге реки, мне думалось, что с лёгкостью выпью ведро воды, не меньше. НО в меня вошло всего чуть больше пол-литра :)

После этого ещё около двух часов продолжался заход. Вода опять, что характерно, кончилась очень быстро, и последний час я шёл уже, как говорится, на морально-волевых.

В итоге спустя 8 часов после выхода из Аршана я дошёл всё-таки до первого ручья, протекающего поперёк тропы. В этом месте очень удачно уже имелась оборудованная стоянка с кострищем, таганом и хорошим местом под палатку. Время было около половины седьмого вечера, сил и желания идти дальше не осталось (для меня дальше была полная неизвестность, поскольку на Зуне я до этого не был), поэтому остановился в этом месте на ночлег.

Заход получился очень тяжёлый. Я как-то несколько не ожидал такого. Очень сильно подкосило полное отсутствие воды по маршруту и дикая жажда в связи с этим на протяжении всего захода в горы. Ну и плюс заход непосредственно из Аршана – в моём варианте это вышло плюс три часа.

Как выяснилось назавтра, я остановился, не дойдя минут 15 до стоянок, расположенных возле ручья, вытекающего из-под перевала Иванникова. О чём совершенно не жалею, поскольку место стоянки у меня оказалось просто замечательное. Я, кстати, там оставил достаточно много дров прямо на стоянке возле кострища. Свалил пару сушин не очень толстых и попилил их. Если кто пойдёт – имейте в виду. С дровами там весьма напряжённо.

Примерно за час все хозяйственные хлопоты по обустройству лагеря были закончены: дрова заготовлены, палатка поставлена, вещи разложены и чай заварен.

На фоне дикой усталости от захода, от варки супа на ужин отказался. Просто отпивался чаем с колбасой и сыром, и печеньками, и шоколадкой, и джемом…

Надо заметить, что за все восемь часов на заходе я съел буквально пару печений, просто потому что воды не было, а есть без воды – ну, сами понимаете…

Наступило время насладиться природой, тишиной, горящим костром, прекрасными видами, вкусным чаем и одиночеством. Ооо, это был такой класс! Никого нет и ничего нет. Ни телефона, ни компьютера, ни электронки и т. д. и т. п. Никто не может тебе позвонить или прислать письмо и озаботить какой-либо проблемой. Все заботы и проблемы остались там – внизу, где цивилизация. И пусть они подождут эти несколько дней…

Не знаю, как для остальных, а для меня поход по-настоящему начинается в тот момент, когда я отключаю сотовый телефон и убираю его с глаз долой. ВСЁ! В это мгновение я понимаю, что меня уже невозможно «достать» и как-то остановить. Поход начался…

Ходить в одного – это, конечно, незабываемые и непередаваемые ощущения. С ними мало что может сравниться. Есть только ты и та природа, которая тебя окружает. А если вокруг тебя что-то и шумит, то это только те вещи, которые не напрягают: шум бегущей реки или ручья, шум ветра в кронах деревьев, пение птиц, треск поленьев, сгорающих в костре.

И ты сидишь возле костра, попивая горячий чай, и как-то так спокойно-спокойно становится на душе. Не надо никуда торопиться, бежать, что-то срочно делать, выполнять. Ты просто отдыхаешь, не думая ни о чём. В этом и есть основной кайф и смысл похода – просто отключиться от всего и спокойно отдохнуть.

Вечером весьма неожиданно небо стало затягивать тучами, хотя прогноз был исключительно благоприятный – обещали полное отсутствие осадков на три дня. Ну, по итогу так и получилось – с неба упало несколько капель, и тучи разнесло. Абсолютно чистое небо и невероятное количество звёзд на нём. При этом весь вечер где-то в верховьях – видимо, над вершинами гор – постоянно были какие-то вспышки, напоминающие молнию, но абсолютно без какого-либо звука. Может, это были зарницы? Не знаю.

За вечер вдоволь насиделся у костра, от души напился чаю (ничего другого с собой не брал), после чего лёг спать. Спал как младенец часов до семи утра. В семь утра проснулся, перевернулся на другой бок и проспал ещё пару часов. В начале десятого окончательно проснулся и вылез из палатки. Ночь прошла спокойно, без происшествий.

На второй день у меня запланирован радиальный выход налегке в самые верховья Зун-Хандагая. Не особо торопясь, позавтракал, собрался и около 11 утра выдвинулся вверх. Забегая вперёд, скажу, что на озере Марабец я был около 16:00, но я шёл очень не спеша. Фотографировал, наслаждался видами – в общем, просто отдыхал. День был изумительный – тепло, безоблачно, небольшой тёплый ветерок. Для горной прогулки погоды лучше просто не придумать. Дойдя до озера, устроил хороший перекус, посидел с часок, глазея на красоты, и двинул назад. К семи часам вечера вернулся в лагерь. Прогулка заняла восемь часов.

Зун-Хандагай неожиданно для меня оказался весьма непрост для ходьбы. Множество курумов, осыпей, морен, на которых не читается тропа, и скакать по которым - то ещё удовльствие. Приходилось внимательно следить за расставленными тут и там туриками, чтобы идти оптимальным путём. А в верхней части Зун-Хандагай местами немного заболочен, и можно промочить ноги. Конечно, если вы не в резиновых сапогах.

Вечером был сварен отличный суп из колбасы, свежей картошки и сухой заправки из пакета. Мне хватило и вечером наесться до отвала, и на завтрак ещё осталось. Весь вечер после насыщенного дня снова отдыхал и расслаблялся. И опять старые и верные друзья – костёр и ароматный чай с листьями дикой смородины – радовали усталого, но довольного, туриста. Поскольку назавтра запланирован выход, то лёг чуть пораньше. Спал «без задних ног».

Утром третьего дня проснулся, спокойно, но шустро, позавтракал, свернул лагерь и двинул вниз. Путь вниз особо расписывать не буду, поскольку ничем примечательным он не был отмечен. Выход в Аршан прошёл намного быстрей и легче. Спустя ровно 6 часов после старта я уже был на метео возле машины. В этот раз я пошёл по дороге на Тагархай, прошёл его практически весь насквозь и резанул влево по дорогам в сторону дацана, куда вполне благополучно дошёл. Ну а оттуда ещё один финишный рывок – и поход окончен, я возле машины.

Стандартно заехал поесть в кафе «Хамар-Дабан», которое вот уже столько лет радует своей отличной кухней и классным обслуживанием. Солянка, позы и блинчики зашли просто «на ура». После этого заехал искупаться в Жемчуг, где меня догнал сильнейший ливень – просто стена воды минут двадцать.

Вот так и прошли эти три дня в горах. Изумительно, красиво и незабываемо! Как всё-таки хорошо, что есть ещё такие места, куда можно уйти и просто отдохнуть, наслаждаясь природой.

Временами и местами было прям вот очень тяжело и изматывающе. Казалось, что это не закончится. НО… как всегда, всё закончилось – и тяжёлый заход, и вечера у костра возле палатки, и сам поход. А то, что он местами был весьма непрост, так это же хорошо. То, что даётся с трудом, ценится всегда намного сильнее, чем что-то лёгкое, простое и доступное.

Показать фотоотчёт полностью

Геннадий Хитрихеев

Sergey VСамый простой способ добраться из Аршана до Зуна — заказать такси, которое довезёт до окраины Тагархая и еще с километр далее по грунтовке, до первой глубокой канавы. Стоит это не больше 200 руб. Аналогично — обратно. Сколько раз этим пользовались..

Литра воды на участника всегда вроде хватало от стоянок перед началом подъема и до первого ручья, который есть всегда. Это не более трех часов хода. Иногда вода бывает и раньше в пересыхающем ручье.
19.09.2019, 14:50:15 |
Евгений РензинГена, а про второй поход будет отчёт?
19.09.2019, 21:00:37 |
Геннадий Хитрихеев

Евгений Рензин:  Гена, а про второй поход будет отчёт?

Пока не знаю.
19.09.2019, 22:17:49 |
Sergey V

Евгений Рензин: Гена, а про второй поход будет отчёт?

Не гони лошадей, Женя, еще первый отчет как следует не обсудили, и не осудили :)