"Хур" в переводе с эвенкийского означает "гора/лес/горная тайга" (по Э. М. Мурзаеву). Именно высокогорная часть хребта Улан-Бургасы с горой Хурхаг и заинтересовала нас, ангарских туристов. Так родилась идея маршрута: из долины Курбы подняться на хребет, гору Хурхаг и спуститься по другую сторону хребта, к Байкалу.

14 сентября 2019 года поездом Иркутск - Наушки мы прибыли в столицу Бурятии, город Улан-Удэ, а до окраины посёлка Тохорюкта, отправной точке маршрута, добрались на зафрахтованной легковой машине. Мы - это команда из трёх участников: Егора Полтавченко, Алексея Редькина и Виктора Шевкова. Дороги, проложенные из долины Курбы вверх по рекам Абага и Атархан, вполне пригодны для легковой машины с повышенной проходимостью. На такой машине можно достаточно близко подъехать к хребту Улан-Бургасы, но это мы узнали уже позже, когда прошли весь путь по долинам вышеназванных рек к началу подъёма на хребет Улан-Бургасы.

Итак, по долине Атархана, по полевой дороге, мы подошли к началу подъёма на Улан-Бургасы. Дождались погоды, чтобы сфотографировать окрестности хребта, и поднялись на гору Хурхаг. Далее, по северному отрогу Улан-Бургасы с высотой 1942 м, вышли к истоку реки Братской, левому притоку Турки. По Братской спустились к устью, к реке Турке. По хорошей лесовозной дороге, идущей по левому берегу Турки, пришли в посёлок Золотой Ключ.

Дорога на этом участке пути совсем не скучна, а напротив, проходит прямо вдоль берега реки, и мы шли и любовались осенними пейзажами Турки.

По словам местного населения, по этой дороге, идущей от посёлка Турка на Байкале, можно доехать до Хоринска, но проезд по этой дороге только по разрешению БЛК (Байкальской лесной компании). Недалеко от Золотого Ключа находится пропускной пункт, где проверяют документы. От посёлка Золотой Ключ и до Байкала эта дорога далеко отходит от долины Турки и проходит по сплошным осинникам, поднявшимся после тотальных вырубок леса. Эту часть маршрута, сорок километров, до посёлка Турка мы подъехали на машине Сергея, охотника из Золотого Ключа, а из посёлка Турка на рейсовой маршрутке уехали в Улан-Удэ. Пешеходная часть нашего путешествия составила 120 км, автомобильная - 400 км.

Сотовая связь есть только по долине Курбы в районе Тэгды и Ойбонта; далее, в глубь хребта и по хребту, связи нет, и только в Золотом Ключе есть единственный оператор - МегаФон.

В посёлке Золотой Ключ можно остановиться на ночлег и купить продукты, договориться о заброске автотранспортом. В пяти километрах от этого посёлка, вверх по реке, есть выходы термальных лечебных вод, по правому берегу реки; но и подъезд к ним - по правому берегу Турки, через посёлок Соболиха.

Интересна природа этого уголка Байкала: с более мягким и влажным, чем на южных склонах Улан-Бургасы, климатом, сочетанием темнохвойной тайги и смешанного леса с мачтовыми, светолюбивыми сосновыми борами.

Кроме пеших маршрутов, в районе хребта Улан-Бургасы вполне возможны комбинированные водно-пешие и лыжные маршруты с выходом в долину Курбы или к Байкалу.

Показать фотоотчёт полностью

Егор Полтавченко

Юрий МельниковС интересом посмотрел ваш отчёт , Егор и Алексей. Как это вас заснежило на высоте!
02.10.2019, 23:52:40 |
Алексей РедькинПогоду не выбирают. Это данность. Основные осадки мы успешно переждали у подножия.
03.10.2019, 00:15:00 |
Игорь ВороновСами познакомились и читателям дали такую (виртуальную) возможность
Спасибо!
03.10.2019, 18:45:28 |
Егор ПолтавченкоСпасибо, Юрий и Игорь. Спасибо редакторам ПБ.