Загадай... Эти пещеры в бассейне речки Загадай были найдены в ходе экспедиции по изучению пещер Байкала (КТМК - 87) в 1987 году, в которой я тоже принимала участие. С тех пор прошло много лет. В 2010 году я вновь попала в те места с компанией спелеологов, которая искала в найденных пещерах продолжение. Потом мы ездили "на Загадай" почти каждый год и копали, копали, копали...

В этом году мы собрались поздно, но выдалась теплая осень, и у нас все получилось.

Собрались впятером: Дима (Арабика) - главный застрельщик, я (ИГСС) - постоянный участник, Вася (СКЭП) - научный руководитель, Илья (Спелеомир) - продвинутый спелеолог, Аня (Спелеомир) - новичок.

Пещера Загадай - самая большая из загадайских пещер. Была найдена в июне 1987 г. при прочесывании местности. Тогда же, для изучения отложений пещеры, был выкопан шурф глубиной 9 м. В 2010 г. мы с большим трудом нашли ее и засекли координаты.

Пещера Бурунская Ледяная была найдена в июне 1987 г. Ее (и п. Загадай) нашел А. Индюков. Тогда она представляла собой небольшую горизонтальную пещерку с ледяным полом. Мы с Леной Матвеевой (Шумкиной) делали топосъемку пещеры и не подозревали, что через несколько лет вдоль стены лед протает и откроется вход в колодец глубиной более 15 м. Т. е. мы ходили по ледяной пробке.

В 2010-м и в последующие годы мы копали в щели на дне второго колодца, пытаясь пробиться дальше. Построили для безопасности две крепи из бревен: на дне второго колодца и ниже - на месте непосредственно раскопок. Путь нам преградил огромный камень, который можно было только взорвать.

Пещера Подпихтарная. Найдена в июне 1987 года Филипповым А. Г. Забросив Бурунскую, мы уже несколько лет копаем ее. Эта небольшая пещерка находится в верховьях левого притока Загадая. Со дна входной воронки идет крутонаклонный ход, затем становится почти горизонтальным и заканчивается непроходимой узостью. В самой нижней точке пещеры видно было начало почти вертикального хода, забитого камнями, глиной и льдом. Его-то мы и продолжили копать в этот раз. Все надеялись, что прокопаем каменную пробку, и пойдет открытый ход. Забой был уже глубже 2 метров, когда попробовали забить деревянные колья. Колья забили на 2 метра, но пустоты так и не нашли. Так как перспективы неясны, решили пока "забить" на Подпихтарную.

Зато весело сходили в пещеру Загадай.

Остановка в пути. Поворот на Бугульдейку

По куртунской дороге

Вход в пещеру Подпихтарную

Расположились возле пещеры

Одеваемся и готовим инструменты для копки