Уже третий лыжный поход мы начинаем с северо-восточной окраины пос. Хонгодоры. Идея этого похода родилась давно: пройти хребтами по границе Присаянья и Тункинских Гольцов. Эта граница заложена Главным Саянским разломом, - мегатрещиной, разделяющей Саянскую горную страну с альпинотипным рельефом и лесистые предгорья сформировавшейся межгорной долиной р. Архут. Взойти на Ключевую Сопку и на контрасте Тальянского среднегорья увидеть и сфотографировать гольцы за Архутом.

Традиционно, в начале пути снега нет, но чем далее в горы и леса, тем более и снега. Январь 2022 выдался тёплым, и сильных холодов не было даже по ночам. На второй день похода, следуя по заметённой братской дороге, поднялись на гору Коротой. Дорога траверсом горы почти через вершину переваливает её и уходит на Орингол. С г. Коротой открываются первые виды Тункинских Гольцов - на долину реки Самсалтый, истоки которой нам нужно обойти лесистым водоразделом, подняться на гребень правобережья р. Самсалтый, и затем уже выйти на узкий гребень над р. Архут. К вечеру третьего дня, на подъёме на гору 1608 м, увидели излучину р. Архут. Вообще, хребет над Архутом (правобережье) оказался совсем не прост для прохождения. Состоит из обособленных, довольно крутых и буреломных, с полями курумов, лесистых сопок. Более открытые места начинаются перед Ключеввой Сопкой, с вершинки 1608 м. Рассматривая окрестности, длинный крутой спуск, а затем подъём на Ключевую Сопку, принимаем решение спускаться с гребня на руч. Ефремова из-за нехватки времени. Виды с Ключевой должны быть конечно шикарные!

В последующие походные дни проходим руч. Ефремова, поднимаемся по Китойскому Жидою вверх и подсекаем бурановский след охотников, который выводит на "братскую дорогу". Здесь уже цивилизация, дорога укатана буранами так, что на крутых спусках попадаются вывернутые камни, и нужно смотреть в оба, а от самих снегоходов повсюду отлетевшие детали. Устаём от такой дороги и сворачиваем по притоку на Большой Задой, по которому и выходим в пос. Тальяны.