Долгожданный поход на Ара-Ошей.

Наконец, наступил отпуск, и появилась возможность осуществить очень давно планируемый поход в верховья Ара-Ошея. В первый раз удалось там побывать осенью 2015 г. Надо сказать, что тот поход произвел, по-настоящему, неизгладимое впечатление! Там, безусловно, очень красиво. При этом верховья Ара-Ошея - место весьма доступное пешему туристу; достаточно легкий, комфортный заход и при том, все-таки, не сильно исхоженное. Ну, в сравнении с другими популярными местами и маршрутами, доступными из Ниловки.

Первоначальный план похода был следующий: заход по Улан-Голу; через пер. Улан-Гольский уйти в верховья Ара-Ошея (стоянка на границе леса; поход ниже по течению не предполагался); затем подъем в самые верховья и через пер. Фрам перевалить на Эхе-Булнай, после чего выйти по нему в Хойто-Гол.

На поход было запланировано 5 дней. Для этого маршрута - совершенно реальный срок. Я уверен, что без какого-либо напряга и гонки можно пройти. Везде практически тропы, места для ходьбы легкие и приятные, перевалы простые…

По факту получилось иначе. На четвертый день с утра была плохая погода – сплошная облачность, дождь, отсутствие видимости наверху. Всю ночь перед этим также поливал дождь. Учитывая, что поход одиночный, перевал для меня неизвестный - решил не рисковать и не идти через Фрам на Эхе-Булнай. Мало ли что…

Надо отметить, что в течение всех дней погода была крайне неустойчивая. Постоянно менялась – то дождь, то солнце, то облачность, то ясно.

Принял решение вернуться своим следом через Улан-Гол. Будь в запасе хотя бы день, можно было бы переждать непогоду, но такого дня не было. Перед выходом всем родным и близким было сказано, что поход на 5 дней, поэтому никакой возможности задержаться не имелось. Связи в походе, естественно, нет. Исходя из этого, утром четвертого дня под мелким и средним дождичком из верховьев Ара-Ошея (район озера) пошел вниз, а потом через пер. Улан-Гольский. Встал на Улан-Голе на ночевку в районе границы леса. Утром от озера вышел в 08.45; на перевале был ровно в 11.00; на границе леса – в 14.00. В принципе, вполне реально было и выйти в этот же день – для этого ещё надо около 5 часов примерно. Но, поскольку такой цели не было, спокойно остановился на стоянку и ночевку на ГЗЛ.

Ну, на следующий день дальше уже все было просто и банально – бодрым шагом по тропе вышел в Хойто-Гол и до стоянки на Сухом ручье, где был ровно в 14.00.

В начале похода. На выходе из Хойто-Гола

Ну вот и горы появились — в первый раз уже так близко, по-настоящему.

Чуть выше границы зоны леса тропа переходит на правый берег

Выше зоны леса тропа, естественно, теряется, но идётся легко - никаких сложностей и препятствий нет. Траектория движения читается без проблем.

Место первой ночевки на Улан-Голе. На следующий день у взлета на перевал был примерно через 50 минут.

Вечер первого дня. С долины тащит облачность — всё клубится и меняется — временами было очень красиво. Всё менялось стремительно. Дождь, к большой радости, так и не пошел.

Вечер первого дня. Вид вверх от места ночевки

Солнечное утро второго дня

День обещает быть солнечным и теплым. По факту так и получилось. Только под самый вечер, уже на Ара-Ошее пошел дождь.

Облачность уверенно разносит

Показался Маттерхорн и перевал

По фото путь подъема на перевал, в принципе, очевиден. По всем признакам кулуар весьма камнеопасен — видно, что сыпуха свежая, неустойчивая. Сыпет там, судя по всему, постоянно. У меня с собой даже каски не было, поэтому я туда и соваться не стал. И достаточно крутенько там.

А были планы и желания сходить через этот перевал и потом по гребню на Алтан-Мундаргу. Не стал рисковать...

Так сказать, общий вид на перевал.

На перевал можно подниматься двумя вариантами. Легче и проще - слева по ходу.

Зашел на перевал. Поднимался не классическим путем, а влево по ходу движения. На подъем так лучше — нет сыпухи. Идешь себе спокойно по заросшему склону. А вот на спуск как раз лучше спускаться по классике — по сыпушке хорошо и быстро съезжается вниз. Когда возвращался - именно так и сделал.

Вид с пер. Улан-Гольский в сторону Ара-Ошея

Нас самом деле, это фото не с седловины перевала, как может показаться. Есть еще небольшой взлётик.

Начало спуска с перевала в сторону Ара-Ошея.

По фото кажется, что спуск легкий и простой, но это не совсем так - приходится немного поискать оптимальный путь.

После окончания каньона на спуске с перевала тропа спускается к ручью. После этого начинается второй каньон, который также надо обходить. Но с прохождением первого каньона на спуске проблем и вариантов его прохождения нет — там естественным образом идется правым бортом. А вот после спуска к ручью есть два варианта: продолжить идти правым берегом или перейти на левый (переход в этом месте никаких проблем не представляет). Начало тропы по правому берегу видно на фото — следы на песке в левом нижнем углу. Не советую так ходить — там несколько ручьёв стекает с правого склона и они в достаточно глубоких каньончиках. Чтобы их перейти надо всё время уходить вверх под скалы, потом опять спускаться. И так несколько раз. В общем, по правому берегу получается такой постоянный вверх-вниз, вверх-вниз.

Намного лучше (легче, быстрее и проще) перейти в этом месте на левый берег и идти по нему до самого Ара-Ошея. По расстоянию это получится чуть дальше (небольшой крюк получится, если идёте потом вниз), но такой вариант гораздо легче. Думаю, что и быстрее гораздо. Я могу сравнить, потому что на спуск шел именно левым берегом, а вот на подъёме пошёл правым — решил попробовать и сравнить. В результате пожалел практически сразу — по правому борту идти труднее намного.

Здесь очень хорошо просматривается спуск по левому борту. Идётся очень легко и просто. Намного проще, чем по правому берегу.

Впереди по курсу показался каньон.

На подходе к каньону.

Ну, вот, наконец, и долгожданный Ара-Ошей!

Перевал Фрам был в планах на этот поход. Предполагал через него уйти на Эхе-Булнай, но погода не пустила. В день, когда предполагалось прохождение, был дождь, сплошная облачность — наверху видимости совсем не было, всё закрыто. В одного не решился в таких условиях идти незнакомый перевал.

Верховья Ара-Ошея выше зоны леса.

Спуск к реке и место брода. Переход не представляет никакой сложности.

Тропа по левому берегу Ара-Ошея в районе притока из-под Улан-Гольского перевала.

А теперь туда - вниз быстрым шагом.

Практически уже на месте стоянки на границе леса.

Место второй ночевки на границе леса. По внешним признакам стоянка не пользуется популярностью. Сложилось стойкое ощущение, что давненько там никого не было.

Здесь была единственная ночёвка за поход в зоне леса и поэтому с костром. По факту костёр разводил чисто для души, поскольку готовил исключительно на газу.

Утром третьего дня прекрасная погода. При этом всю ночь поливал дождь. Несильный такой, но всё же.

Кедр на месте стоянки совсем засох...При этом, все деревья вокруг стоят нормальные — живые, зеленые. А этот почему-то вот так.

Группа иркутян из 6 человек, идущая на выход через пер. Улан-Гольский.

Третий день похода. Вообще, планировал на этот день сделать днёвку и никуда не ходить. Точнее, прогуляться налегке без рюкзака до озера и так по окрестностям. Релакс, так сказать.

Но что-то сидеть на одном месте второй день не захотелось и решил уйти выше в район озера. Свернул лагерь и часов в 12.00 выдвинулся. Ходьбы получилось всего полтора часа, поэтому, по сути, днёвка всё равно получилась. К 14.00 уже полностью затаборился на берегу Ара-Ошея в районе озера.

Выдвинулся вверх в сторону озера.

Двигаюсь вверх по долине к озеру.

На Улан-Голе и Ара-Ошее нынче было достаточно многолюдно. В первый день на заходе встретил группу из Москвы — это они на фото спускаются. Но они как-то слишком медленно шли, как по мне. Но, конечно, у них был жесткий заход, график и логистика. Они за день до меня, то есть 10 августа прилетели утренним рейсом из Москвы, потом сразу в маршрутку — и 5 часов до Хойто-Гола, потом ещё часа три пёрли по тропе до первой возможной стоянки в зоне леса. Там есть одно место, где ручей близко к тропе подходит — справа, если в гору идешь. И на следующий день я догнал их практически на границе леса. А встали на ночевку в этот день они немного выше зоны леса на Улан-Голе. Я встал еще несколько выше и видел их. А к Ара-Ошею они вышли только 13 числа, то есть к обеду 4 дня похода.

А ещё две группы иркутян встретил на стоянках в районе ГЗЛ на Ара-Ошее. Одна группа из 6 человек на следующий день, то есть 13 августа, пошли на выход через Улан-Гол. Вторая группа из двух человек на следующий день ушла вниз по Ара-Ошею.

В общем, никакого уединения даже в горах :)

Вот там на границе леса и была стоянка.

Вид на долину в районе ГЗЛ.

Небольшой каньон районе водопада.

Вид вверх с тропы примерно в районе водопада

Вид вверх от стоянки в районе озера. Так получилось, что выше в этот раз уже не поднимался, хотя по плану должен был уйти через Фрам. Но погода резко испортилась и не пустила. Пришлось возвращаться через Улан-Гольский.

Подъём до гребня перевала Фрам отсюда займёт максимум полтора часа. Скорее всего, быстрее.

Место третьей ночевки в районе озера. Выше по Ара-Ошею не поднимался, поскольку погода назавтра не пустила вверх на пер. Фрам — сплошная облачность, видимости совсем практически не было, дождь.

Вид вниз от места стоянки в районе озера.

В самом начале подъема.

Начал подниматься к озеру.

Решил прогуляться до озера. Как раз пока появилось окно по погоде - часа на три дождь прекратился и дал сходить насладиться красотой.

Потайная долинка на пути к озеру. Тихая, спокойная.

Очень приятная, красивая, потайная долинка на подъеме к озеру. Находится в небольшой чаше. Откуда там ручей бежит — я не понял. Может сверху из озера дренирует, поскольку видимого стока нет.

Поднялся на озеро. Первый взгляд.

Спокойная гладь горного озера. Умиротворение...

Саянский пляж.

Вид вверх по долине от места стоянки.

Опять тянет тучи. Практически все дни была такая погода.

Верховья Ара-Ошея. Вот ради таких видов и идешь в горы!

Временами начинало хмуриться, но дождь так и не пошел.

Массив Маттерхорна.

Вода и камень.

Шикарные виды на озере - их там много и отовсюду.

Погода очень неустойчивая.

Непройденный пока перевал. Надеюсь, всё-таки, что удастся это сделать когда-нибудь в будущем.

Утро четвертого дня. Погода, увы, совсем испортилась.

С самого утра погода была плохая, всё закрыто облаками, дождь. Видимости нет.

Всю ночь шёл дождь. Несильный такой, но хороший, устойчивый. С утра также всё затянуто облаками. В низовьях, более-менее, вроде, но мне туда не надо.

Очень облачно, мокро, видимость тоже так себе.

По пути уже к пер. Улан-Гольскому, в очередной раз обернувшись назад, понимаю, что сегодня идти туда (на пер. Фрам) было бы не очень правильным решением. Погода не способствует этому. Идти одному в неизвестный перевал по такой погоде... В общем, не рискнул.

Под мелким и средним дождичком спокойно поднимаюсь на перевал. Что удивительно — в этот день было очень тепло. Абсолютно не было ветра, поэтому даже насквозь промокнув, не мёрз. Шел в одной термухе, и было нормально.

Уже практически на перевале. Минут 10 осталось.

На гребне перед спуском.

Заключительный взгляд назад в строну Ара-Ошея.

Со стоянки на озере вышел в 08.45, на перевале — в 11.00. Притом, что пару дней назад я вниз с перевала до стоянки на границе леса на Ара-Ошее дошёл за 3 часа. Правда, я тогда совсем не торопился, но всё равно — вверх получилось гораздо быстрее, чем вниз.

Ещё на спуске с перевала погода начала резко и ощутимо улучшаться.

Спустился перевала. И погода полностью наладилась. Судя по всему, над Ара-Ошеем тоже всё отлично.

Где-то в районе 12.00 я был на месте песчаных стоянок и в это время погода кардинально изменилась в лучшую сторону. В связи с этим, очень долго стоял и думал, что делать дальше: реально были мысли вернутся назад и пройти всё-таки через пер. Фрам на Эхе-Булнай. Ведь изначальный план похода был именно такой. Время было еще полно, силы тоже были — очень легко как-то шлось. Но, конечно, не стал этого делать — психологически трудно заставить себя опять переть в гору и возвращаться.

Очень характерная погода для всего похода.

В 4-й день около 13.30 дошел до стоянки на границе леса на Улан-Голе. В принципе, в этот можно было бы даже и выйти с гор. Это вполне реально. Ещё примерно часов 5 — и на Сухом Ручье. Но, поскольку задачи такой у меня не было — как можно быстрее выйти, поэтому спокойно остановился на стоянку и ночевку.

Получается, что примерно в 08.45 я вышел со стоянки на Ара-Ошее в районе озера; в 11.00 ровно был на перевале; в 13.30 — на границе леса на Улан-Голе. Часам к 7-8 вечера, думаю, вполне возможно дойти до стоянки на Сухом Ручье.

Очевидно, что в обратном направлении так не получится.

На стоянку остановился в этом месте. Изначально ушел на ту классическую стоянку, что на границе леса (она ниже метров на 300), но там стоять невозможно, на мой взгляд. До этого на Улан-Голе был осенью 2015 г., и вот спустя 7 лет вернулся снова. По старой памяти решил встать на классическом месте. Надо заметить, что на заходе прошел стоянку ходом, поэтому не знал как там сейчас.

С 2015 года стоянка резко изменилась в худшую сторону — она сейчас вся загажена, замусорена. Истоптана и выбита лошадьми. Спуск в реке вообще превратили в мусорку. В общем, от стоянки крайне негативное впечатление — становиться там на стоянку и, тем более, на ночевку нет абсолютно никакого желания. Там откровенный свинарник. В результате вернулся назад и стал недалеко от места брода через Улан-Гол.

Тот факт, что туда стали гонять на выпас лошадей, очевидным образом очень плохо сказался на стоянке. Да и тропа на Улан-Гол стала ощутимо хуже — разбита копытами.

Вид от места стоянки утром на 5 день похода.

Горы постепенно остаются позади.

Показалась долина.

Ну вот, можно сказать, что поход фактиче ски завершён. Вышел уже с тропы на поля за Хойто-голом.

Пришлось, правда, потопать ещё пару часов до стоянки на Сухом Ручье.

В конце похода. Усталый, небритый, но довольный собой я собрался домой.

День был очень жаркий и солнечный. Весь обгорел, пока дошел до машины. Утром стартанул со стоянки в 09.00. Ровно в 14.00 был на турбазе на Сухом Ручье. Сразу за Ниловкой заехал на Иркут и хорошенько искупался — после такой дикой жары это был нереальный кайф. Потом ещё завернул в Жемчуг и отпарился в горячем бассейне. Покушал — и домой.

Да, в горах очень классно! Этого того стоит!

Заключительный взгляд на Горы. Ну, а теперь - домой!

Геннадий Хитрихеев

Sergey VВот что значит соло. Некому было не пущать обратно утром четвертого дня. Как же так — отменить основную цель маршрута!?
22.11.2022, 15:53:20 |
Егор ПолтавченкоГеннадий, не моё конечно дело, но я за всю свою походную жизнь, ни когда не назначал сроки похода день в день. Хотя бы день резерва всегда должен быть, но это моё личное мнение. Фотографии отличные!
22.11.2022, 18:31:01 |
Геннадий Хитрихеев

Егор Полтавченко: я за всю свою походную жизнь, ни когда не назначал сроки похода день в день. Хотя бы день резерва всегда должен быть

Согласен, конечно. Но слишком уж волнуются родные и близкие, когда один ухожу... Поэтому, приходится вот так точно определять время.
22.11.2022, 20:54:10 |
Геннадий Хитрихеев

Sergey V: Как же так — отменить основную цель маршрута!?

Да, мне самому обидно. Согласен. НО. Не готов всё-таки так рисковать в одного — идти в такую погоду в неизвестный перевал. Дома ждут... Тем более, после известных событий двухлетней давности, я несколько пересмотрел приоритеты и отношение к походам.
22.11.2022, 20:58:51 |
Константин СухановТак-то Фрам — простой перевал, 1А...
22.11.2022, 22:52:55 |
Sergey V

Константин Суханов:  Так-то Фрам — простой перевал, 1А...

Вроде там есть вероятность попасть на сложности. Встретил туриста-одиночку, делился впечатлениями, типа иная 1Б попроще будет..
23.11.2022, 08:58:33 |
Константин Суханов

Sergey V: Вроде там есть вероятность попасть на сложности.

Такая вероятность существует всегда и везде в горах. И даже не только в горах
23.11.2022, 10:51:55 |
Игорь ФефеловВспомнил, как знакомые однажды, будучи в Аршане (лет 10? назад, точно еще до селя) собрались прогуляться вверх по Кынгарге. Не то чтобы горные туристы, но сочувствующие. Дело было осенью. Сходили они на пик Любви, по отличной погоде, а назавтра собрались на Кынгаргу. А ночью пошел дождь. Переходящий в снег. А снег — переходящий в лед: к утру осадки прекратились, их сменил заморозок. Ну, они люди решительные, раз собрались, то пойдем. Пощли. По пути к первому водопаду индеец Зоркий Глаз понял, что в сарае нет не только одной стены, но и вообще ни одной стены нет... шли они до водопада часа полтора, и один, поскользнувшись, чуть не укатился в Кынгаргу. Посмотрев на "аннапурну", они поняли, что на нее они вообще не подымутся, а подымутся, так не спустятся ни с той ни с этой стороны: ледовая корка на грунте, впору кошки надевать. Решили отменить и идти обратно. Тут сверху натурально катятся люди и рюкзаки... группа выходила в обратном направлении, откуда-то сверху по Кынгарге в Аршан. Спускались с "аннапурны" они так, иначе не получилось. Один, катясь, сильно травмировал палец.
23.11.2022, 11:56:30 |
Геннадий Хитрихеев

Игорь Фефелов: Ну, они люди решительные, раз собрались, то пойдем.

Я сейчас несколько иначе к этому подходить стал. Естественно, у меня тоже всегда есть план поход и намерение его пройти полностью. Но если сейчас в определенный момент похода, в каком-то месте я чувствую и понимаю, что степень риска и опасности становятся для меня СЛИШКОМ (это очень такой тонкий момент, потому что, у каждого такая грань своя), то я без колебаний просто разворачиваюсь и иду назад. Грубо говоря, сейчас я рискую гораздо меньше, чем раньше. Стараюсь максимально исключить необоснованный, неоправданный риск.
23.11.2022, 22:19:50 |
theo

Геннадий Хитрихеев: Стараюсь максимально исключить необоснованный, неоправданный риск.

Собственно это есть золотая правила для всех и каждого, что к сожалению по разным причинам не все и не всегда следует.