Маршрут: р. Самарта - пер. Малгайта-Дабан - р. Арлык-Гол - пер. Саган-Сайр-Дабан - р. Саган-Сайр - пер. Оспин-Дабан - р. Онот - пер. Борто - р. Борто-Гол - р. Горлык-Гол - р. Китой - р. Федюшкина Речка - пер. Аршанский - р. Кынгарга - пос. Аршан

Собирались мы довольно долго. Я так уже года два хотел на Онот выбраться :-). В результате собрались только в марте, когда весна уже была в разгаре.

До речки Самарты доехали 7-го марта уже в темноте. Зато около 8 утра уже выходим.

Ещё в сумерках хорошо видна гора Малгайта, левее которой нам надо перевалить на Арлык-Гол.

Уходим от речки Самарты и одноименного посёлка, который сейчас трудно различить, но вечером он хорошо угадывался по огням и непрерывному гулу, исходящему оттуда.

Идём по дороге вверх на перевал. Не очень понятно, где лучше переваливать. Натоящий перевал - правая седловина. Но зачем куда-то отворачивать? Мы прошли напрямик.

Хотя с подъёма стало видно, что правая седловина всё-таки пониже.

На Арлык-гольской стороне опять вышли на дорогу и вышли на реку не напротив перевала, а повыше.

Дальше - вверх по Арлык-Голу.
Сначала мы хотели обойтись без обеда, перекусив ещё не успевшей замёрзнуть домашней едой, но нудный подъём потребовал обеденного костра, благо что дрова были почти до перевала. Всё-таки так веселее, тем более что погода не радует. Кстати, первые дни постоянно так было - с утра ещё более-менее, а после обеда всё затягивает и даже небольшой снежок...

Вот такой он неявный перевал.

На спуске с перевала наконец-то можно покататься на лыжах. Глубокие снега сменяются тонким снежным покровом и даже местами льдом на русле Саган-Сайра.

Местами даже лёд с водичкой...

Обозначенная на карте база на Саган-Сайре, как и предполагалось, уже давно не существует. В разных местах были остатки жилья. Но лучше всего сохранившееся - это вот такое ;-). Так что ночевали в палатке.

С утра погода вселяет оптимизм.

Идём к перевалу Оспин-Дабан. А напротив просматривается вчерашний перевал. Хоть сейчас его можно рассмотреть.

А Оспин-Дабан хоть и был самым высоким перевалом в походе (2500 с копейками), оказался наиболее "благоустроенным". На перевал вела расчищенная от снега дорога.

Рядом с дорогой - голубой ледяной поток

И мало того, оказалось, что прямо на перевале стоит домик вполне пригодный для жилья.
Воодушевлённые тем что уже по крайней мере половина планируемых перевалов пройдена, мы двинулись вниз.

На онотской стороне - тоже дорога. Я большей частью проехал её на лыжах (всё-таки серпантин - хорошая штука), но отдельные участки преодолевать на лыжах было бы смертельным номером. На одном из них пострадала одна из деревянных лыж, отпущенных в "свободный полёт". Носок сломан.

Проезжаем мимо посёлка Оспин. Всё закрыто, хотя следы на дороге и здесь не очень давние. На стрелке Зун-Оспы - обед и ремонт лыжи.

После обеда выезжаем на реку. Почти сразу среди снега - вот такой ледяной пупырь.

Ну а дальше - пошло, поехало... Сплошной лёд.

Здесь уж не только я на пластике оторвался по полной, но и на деревянных лыжах получалось довольно быстро.

Даже на мокрых наледях.

Впрочем, участок ровного голого льда мы быстро проезжаем, а дальше уже и снизу и сверху всё больше снега. Сыпет понемногу.

Ровное течение реки тоже неожиданно сменяется водопадом.

Впрочем, дальше снова местами наледи. Правда, уже не такие приятные. То снег, то вода.

Вот такая голубизна среди белого дня.

Вот он разный лёд. По цвету отличается. По краям - хороший, цельный. Тёмные полосы - вода поверх льда. Голубоватый - тонкий лёд, под которым небольшая воздушная прослойка. Ничего страшного, но не так приятно ехать, разламывая лёд. А самоё неприятное - желтоватый лёд между мокрыми участками. Это тонкий лёд, под которым слой воды. Недалеко отсюда я попал в такое место, где этот слой воды был сантиметров 30. Лыжи проломили верхний тонкий лёд и пошли по воде между двумя слоями льда. Пришлось, обламывая лёд, выбираться назад.

Изб, сколько ни смотрели, на берегу Онота не увидели. Но ничего, место для ночёвки попалось удобное, даже совсем без снега.

Да ещё и рассвет порадовал. Не зря я штатив брал.

С синим небом Онот намного лучше смотрится. Хоть встали до рассвета со всеми сборами всё равно вышли примерно как обычно. Но мы, собственно, особенно никуда не торопимся...

Переходим на Ильчир - здесь ещё красивее, чем на Оноте.

На Ильчире тоже наледи. Скатываемся вниз до правого притока.

Там сразу лёд. Впереди виднеется довольно большой ледопад.

Вот и кошки пригодились.

Перевал, как оказалось, был виден ещё с Онота. На н/к он, конечно, был совсем не похож, так что в отдельных местах даже элементы лазанья (по крупному курумнику) были. Но хоть лавиноопасности - ноль.

По ту сторону перевала за ровными полями озёр проглядывают какие-то горы.

Вот он, наш путь с утра.

Спускаемся по Борто-Голу. Снега немного побольше, чем на Оноте.

Хотя местами тоже лёд и небольшие ледопады.

Сумерки. Пытаемся найти такое же хорошее место, как вчера, но что-то ничего нет. В результате докатываемся до крупного ледопада, так что всё равно надо уходить с реки. Здесь и ночуем.

Как только легли спать, пошёл снег. С утра всё было засыпано изрядным слоем снега. На спуске он нам даже кое-где пригодился.

Многочисленные ледопады мы в результате преодолевали так.

И так.

А иногда вот так.

У устья Борто-Гола особенно красивый каньон.

Ну а само устье настолько слабо выделяется в долине Горлык-Гола, что его вообще можно не заметить.

Но дальше глубокий снег мог существенно нам помешать. Хотя, снег и солнце - это, конечно, красиво!

К вечеру находим охотничью избушку. Хоть и немного прошли, но стоит всё-таки переночевать в избе. Будут ли ещё избы - непонятно.

Уже часов в 10 вечера пришли "хозяева" - охотники из Хойто-Гола. Заехали на Онот и с Онота пришли сюда пешком. Собираются недели три тут охотиться.

То что внизу на Горлык-Голе водопад, мы знали, но оказалось, что ещё там и открытая вода. Довольно долго облазили по склону.

Вышли на Китой. Первым делом нас ждали мокрые наледи. А совместно со свежим снегом это совсем не то же самое, что мокрые наледи на голом льду.

Ну а потом другая напасть - открытая вода. Она весело бежала под весенним солнцем, но облазить её было совсем не весело. А там где нет воды - свежий снег. И не всегда понятно, что там под снегом. Но всё-таки, как оказалось, по снегу везде идти было вполне нормально. Вот только плохо, когда снег присыпал голые камни.

Хорошо ещё, когда вот так пройти получалось. А один раз и по склону полчаса полазить пришлось.

Этот кадр как раз сделан сверху - с места облаза. Внизу у скалы - только тонкий слой льда, на который мы уж, конечно, не пытались пройти. Оказаться бы в этот момент на другом берегу... Но возвращаться назад слишком далеко - уже больше километра поток воды без всяких ледяных мостиков.
А вообще, забегая вперёд, можно сказать, что лёд везде на Китое держал хорошо. Только у устья Билюты, там где переходили речку по совсем уж тонкому мостику, он всё-таки обрушился. Но там под мостиком воды почти не было - камни.

Среди участников зародились подозрения, что мол, всё - Китой вскрылся, и нам так за неделю до Федюшки не дойти. А у нас в этом месте как раз было два варианта движения - через Аршанский перевал, либо в сторону Шумака и Ниловки. Пришлось "жесткой рукой" пресекать пораженческие настроения. Я хоть и не был никогда зимой в этой части Китоя, но знал, что на участке ниже устья Горлык-Гола всегда бывает открытая вода. Дальше должно быть лучше. А вот наверху нас ждал свежевыпавший снег с перспективами тропежки по пояс и, самое главное, лавиноопасность. Даже Шумакский перевал в таких условиях лавиноопасен.

Так что мы миновали приток, ведущий к перевалу Нарин-Ул и далее на Шумак. Я его даже не показал, чтобы соблазна не было туда идти.

На Китое время от времени встречаются разные достопримечательности. Вот такой каскад ледопадов.

Скала вот такого зелёного цвета.

К Моткиным Щекам река стала уже, но открытой воды уже стало намного меньше. Хотя лёд в Моткиных Щеках не очень удобный для ходьбы на лыжах.

Моткины Щеки проходили в сумерках. Как выяснилось, именно первый участок Моткиных Щёк (до устья Эхе-Гола) наиболее впечатляющий (по крайней мере, если представить, что здесь надо сплавляться). Хотя на некоторых картах он даже не подписан как "Моткины Щеки".

На следующий день в оставшемся участке Моткиных Щек русло Китоя уже довольно обычно, хотя берега местами впечатляют.
А ночевали мы в километре перед устьем Эхе-Гола. Там попалось очень удачное (с учётом общего характера Моткиных Щёк) место для ночёвки.

По берегам - наледи.

Ручьи, впадающие в Китой тоже большей частью во льду.

Ну а насколько неровный лёд встречается, видно вот здесь.
На следующую ночь ещё немного снега выпало. Ниже устья Билюты тоже пошла открытая вода. И каменистые берега, по которым кое-где пришлось полазить. Здесь была видна занесённая лыжня (как выяснилось потом позавчерашняя). И мы большей частью доверяли ей (хотя в некоторых местах лёд под лыжнёй уже провалился и приходилось искать новые пути). И правильно делали.

Например, если бы здесь мы пошли по левому берегу, который выглядит предпочтительнее, нам бы пришлось долго облазить прижимы, которые сверху были не видны.

В этот день (14 марта) на Китое была уже настоящая весна. Часам к 12 дня подлип стал совершенно невозможным. Даже с пластиковых лыж поминутно приходилось сбрасывать снег. На деревянных идти было просто невозможно - пришлось последние пару километров идти пешком.

Туркомплекс «Белюты». Далее - лыжи долой и вверх по Федюшке по тропе.
Термометра у нас не было, но по ощущениям (и подлипу) это был самый жаркий день. А вот когда поднялись вверх по Федюшке, стало довольно холодно. А ночь была как раз самая холодная.

Утром вышли в цирк Аршанского перевала. А там на вершинах висят снега... Попытались найти тропу более-менее по направлению к перевалу (с тропёжкой местами выше пояса). Всё-таки перед нами очень много групп прошло. Но никаких следов не было, так что пришлось идти по тропе почти в противоположную от перевала сторону.

Тропа вывела на гребень между истоками Федюшки. А дальше - по гребню до водораздельной вершины. С этой вершины спуск на Кынгаргу в верхней части совсем без снега. Вот панорама оттуда.

Дальше по хорошо знакомой Кынгарге вниз. В полтретьего мы уже в Аршане. А там уже весенние виды...

Участники

Андрей

Петя

Я

Эраст БутаковКлассно, Слава! Когда ты всё успеваешь?
10.04.2008, 19:29:17 |
Василий ТатариновВот это по Визбору;_)) Почти все Тункинские Гольцы прошли... да ещё и со штативом)))) помимо того ещё и пельменями питались.. Завидую..
10.04.2008, 23:08:55 |
Андрей ФроловЗдорого, Слава! Большой одобрямс.
13.04.2008, 21:20:12 |
Андрей Тарасовда, я всегда тоже удивляюсь, когда успеваете?

отчет смотрел с огромным удовольствием
15.04.2008, 17:25:02 |
Алексей МисюркеевВпечатляет...
29.04.2008, 16:28:34 |
PeterЛучший мой зимний поход со Славой. Прекрасное было время, с радостью бы туда сейчас вернулся... С хорошими людьми, в красивейших местах Саян, насыщенный впечатлениями! Таких походов два раза не бывает. Помню, основной мотивацией пойти в этот поход была возможность наконец таки посетить Шумак. По Славиному рассказу может сложиться впечатление что маршрут задумывался таким как он получился. Даже если это и так — то мы с Андреичем об этом не знали :) Мы должны были выходить через Шумак, на этапе планирования маршрута в городе другие варианты выхода как основные не обсуждали и не рассматривали. Слава лишь мельком упомянул что есть возможность выйти по Китою-Федюшке-Кынгарге. Однако, на месте поворота с Китоя в сторону Шумака, Слава и глазом не моргнув пошёл прямо, приведя лишь слабые аргументы об опасности пути через Шумак, и что мы туда в общем-то и не собирались. Очень я тогда на Славу злился и ругался из-за этого жульничества :) На Шумаке Слава был 100 раз, а вот ниже по Китою — ни разу. Мотивация-с! Впрочем, дальнейший путь вскоре показал что Слава был прав. Очень, очень было здорово! И не было бы той эпической фотографии с пельменями и Славой, если бы я упёрся в доказывании своей правоты и если бы Андреич не занял нейтральную позицию в споре, который Слава в отчёте назвал "пораженческими настроениям" :) Ничего бы не стал менять в том походе, ни тогда ни сейчас.

А на Шумаке я не был и поныне.
07.03.2018, 23:21:04 |
Наталья КривошееваКрасивый отчет, красивые фотографии, все тщательно подобраны и отредактированы. И каждая — как картина.