Почти четырнадцать лет прошло после моей последней встречи с Хубсугулом. И вот я опять на его берегах. О моих воспоминаниях и новых впечатлениях в фотозарисовках на этих страницах.

Для пересечения границы необходимо наличие загранпаспорта с монгольской визой и отсутствие запрещенных к вывозу предметов. Мы, как законопослушные граждане проблем при пересечении не имели, но потратили на эту процедуру почти два часа.

Здравствуй Монголия!

Степные просторы открываются сразу за пограничными воротами. Кажется даже дышится по другому, но скорее всего это вздох облегчения после таможенного досмотра и пограничного контроля.

Дорога от границы до поселка Ханх, пожалуй, единственный путь к озеру, который можно преодолеть на обычном автомобиле. Все остальные дороги требуют более серьезной техники, если ваше путешествие не рассчитано на пеший поход или использование лошадей.

Спор между старым УАЗиком и новым Джипом, о проходимости по Хубсугульским «дорогам» выиграл, в конечном счете, УАЗик. Царапины от камней, кустов и деревьев его не особенно смущали.

Дары местным духам и обряд под названием «побурханить», обязательная часть любой экспедиции. Мы также приобщились к местным традициям.

Среди первых впечатлений от озера – это, конечно, прозрачность воды и способность ее приобретать разные оттенки в зависимости от освещенности.

Ревень – одно из самых распространенных растений в Прихубсугулье. Я помню во время наших экспедиций мы делали из него варенье, варили компот, пироги пекли с ревенем. В общем очень полезный подножный корм.

А это, пожалуй, мой любимый цветок. Одиночное растение можно и не заметить, но какой чудесный ковер расстилается на сотни метров, когда примулы цветут все компанией. Не устаю снимать и восхищаться этой красотой.

Ну, и конечно, мимо золотого корня пройти никак не удастся. Только здесь я видел целые поля поросшие куртинами этого растения. Часто он предпочитает соседствовать с валерианой. Видимо, как часто бывает, противоположности притягиваются, ну и передозировку в случае необходимости можно компенсировать «не отходя от кассы».

Близость гор приводит к тому, что дождевая вода быстро стекает в реки, которые тут же переполняются и выходят из берегов. Часто потоки несутся прямо по степи, заполняя низины, которые превращаются в озера.

В условиях нестабильного гидрологического режима к выбору места для лагеря приходится подходить особенно тщательно, чтобы не пришлось в спешном порядке эвакуироваться с насиженного места.

В утреннем тумане, да на не совсем свежую голову, могут возникнуть неожиданные видения. Женский стан проглядывал сквозь утреннюю пелену и притягивал взгляды, хотя был всего третий день после начала экспедиции.

Покрытый росой и застывшими каплями дождя луг блистал в утренних лучах. Пробежаться босиком по искристой траве истинное удовольствие.

Первые препятствия на пути не казались не преодолимыми для нашего вездехода. Однако, некое чувство тревоги за исход нашего путешествия стало возникать по мере форсирования многочисленных русел разлившегося Жаргаланта.

Нахлебавшись воды и заглохнув посреди русла, УАЗик сделал нам еще одно предупреждение об уважении сил природы. Мы не стали искушать судьбу и вернулись на твердый берег.

И как оказалось не зря. Вода прибывала со скоростью 2 см за 10 минут. Единственный мост через реку представлял жалкое зрелище. Вообще мосты через Хубсугульские реки это отдельная история и мы о них еще ниже поговорим. Создается впечатление, что они служат указателями наличия поблизости брода, но никак не выполняют свое прямое предназначение.

Местные жители нисколько не озабочены разрушенными мостами и жизнь кочевая не затихает даже в ненастье и продолжается в прежнем «русле».

Монгольские друзья появлялись в течение первого часа стоянки и любопытствовали молча стоя в сторонке. От приглашения к столу никогда не отказывались. Как выяснилось позже, основной их целью было продать туристам барана или козу. Живым весом отдавали за 1 тысячу рублей за животину, но только целиком. Купить пару килограммов на шашлык у нас не получилось.

Традиционным жильем монголов наряду с юртой являются деревянные избушки, сделанные из лиственницы. Стандартным украшением такого жилья стали солнечные батареи и спутниковые антенны.

Тарелка у юрты уже привычная картина. Юрта, в отличие от домика, жилье более функциональное для кочевника в виду ее мобильности. Поэтому в степных просторах юрта все же смотрится органичнее, но также она достаточно часто украшена спутниковой тарелкой.

Страсть к фотографированию видимо у монголов в крови. При виде фотоаппарата вся семья, от мала до велика, выстраивается чтобы сфотографироваться, при этом, совершенно не претендуя на получение фотографии.

Сарлыки, наверное, визитная карточка Прихубсугулья. Их облик не может не удивлять, ну а молочные продукты в виде сливок, сыра, сушеного творога и многих других продуктов переработки молока показывает их практическую значимость для животноводства.

Огарей можно принять за домашних птиц монголов, поскольку нисколько не боятся жилья и часто их можно видеть рядом с юртами и среди пасущегося скота.

Клушицы, также привлекают к себе внимание своим обликом и голосом. Это уже практически синантропный вид, поскольку часто отмечается в поселках.

Колония серебристых чаек на Хубсугуле пережила тяжелые времена. Она была практически уничтожена частым сбором яиц местным населением. Возможно восстановление колонии обусловлено организацией национального парка и просветительской работой рейнджеров.

Конечно невозможно представить себе Хубсугул без чаек. Живописны картины парящих птиц на фоне горных вершин, или разбросанные по степи белые точки чаек собирающих насекомых.

Не менее замечательные птицы большие бакланы. Исключительно рыбоядный вид находит в озере хорошую кормовую базу в виде многочисленных хариусов. Колонии бакланов часто соседствуют с колониями чаек, однако гнезда бакланов практически соприкасаются друг с другом, образуя своеобразный анклав среди разбросанных гнезд чаек.

Приустьевые территории впадающих в озеро рек - наиболее плотно заселенные птицами участки побережья озера. В начале лета можно видеть множество выводков различных видов уток деловито снующих среди водных растений.

Озеро Хубсугул – самое ближайшее от Иркутска место, где можно увидеть гнездящихся горных гусей. Уникальность этого вида в том что птицы гнездятся колониями. Гнезда устраиваются на земле либо на деревьях. При опасности птицы с выводками сбиваются в плотные табуны и быстро стараются уплыть прочь.

Суслик наиболее обычный житель степных просторов. Взволнованный посвист этих зверьков практически постоянно сопровождает путника по время путешествия по степи.

Получив первые впечатления от прибрежных участков, мы все чаще стали поглядывать на горные вершины и вот на четвертый день нашего путешествия мы решились приблизится к этим великанам.

Удаляясь от озера мы не уставали удивляться его красотой. Прибрежные озера и нитки впадающих рек периодически скрывались от нас в набегающем прохладным тумане.

Да, был романтический период в студенческие годы, когда я из Монголии слал письма своей будущей жене с засушенными эдельвейсами.

Махаон просто позировал и не снять его было не возможно. Замечательная бабочка. В начале июля их было очень много, видимо проходил массовый вылет.

При восхождении на крутой склон хочешь - не хочешь, а ближе чем обычно наклоняешься к земной поверхности и вдыхаешь аромат степных трав. Он настолько густой и запоминающийся, что впервые вдохнув его почти 25 лет назад я этот запах запомнил навсегда и узнаю из любых других ароматов.

Выше в горах началась уже тундровая растительность. Конец июня благодатное время для ботаников – большинство трав цветет и легко определяемые. Надеюсь ботаники помогут мне правильно указать в объектах видовые названия встреченных цветочков.

У многих народов отмечается особенность вывешивать черепа животных в ритуальных местах. В Монголии подобные деревья располагаются вблизи Обо.

Обо на перевале к озеру Шара-Нур. Это достаточно новое сооружение, а старинное ритуальное место расположено метрах в 200 выше на самой вершине. Сейчас это одно из посещаемых туристами мест. В туристических проспектах посещение этого места значится одним из важных пунктов туристического маршрута по северу озера.

Ну, вот он и Шара-Нур. Вид на озеро и окрестности конечно завораживает. Саянские гольцы во главе с Мунку-Сардык просто очаровывают и взгляд невозможно отвести. Озеро богато рыбой. Ленок хорошо берет на блесну, поэтому это одно из мест паломничества истинных рыбаков.

Для орнитолога место конечно райское. Хочется заснять все что чирикает. Мелочь воробьиная буквально бросается на тебя, чтобы ты не дай бог не приблизился к гнезду и пытаются отвести тебя подальше. В это время и успевай нажимать затвор.

Белошапочные овсянки тоже работали фотомоделями, но им не удалось сбить меня с курса. После успешной фотосессии я все же нашел гнездо.

Вечно голодные птенцы в первый момент приняли меня за родителя, вернувшегося с кормом, но быстро поняв свою ошибку успокоились. Я не стал их больше беспокоить и после нескольких щелчков затвором удалился.

Обследовав север озера, мы поехали к югу. Дорога проходит вдоль берега и мы вновь и вновь снимали прибрежные пейзажи. Даже корни спиленных деревьев стали местной достопримечательностью, поскольку всегда вызывают вполне законный интерес к истории их появления на этих берегах.

Поселок Ханх (Турту) за четырнадцать лет конечно изменился. На месте складов пароходства появились турбазы. Открылась новая больница и новые магазины. Торговля идет за рубли, но цены значительно выше, чем в Улан-Баторе. Тем не менее, сувениры туристами покупаются охотно.

На севере озера расположено 5 турбаз. Сервис достаточно хороший. Имеются бани с парилкой, столовые с комплексными обедами стоимостью порядка 180-200 рублей. Телевизоры в юртах по желанию, ну и предложения активного отдыха (рыбалка, пешие, автомобильные и конные прогулки, спортивные игры и т.п.).

Мост через Ханх, единственный из мостов по которому пока еще могут ездить автомобили. Все остальное, что мы видели для проезда совершенно не пригодно.

Вот, как пример, мост через Таин-Гол. Брод в 20 м. выше моста.

Это сооружение, возможно, будет мостом в отдаленной перспективе. Это речушка следующая за Ханхом если ехать на юг.

Пересекали ее мы как обычно по броду, что чуть ниже этой «переправы».

Вечер приближался и нас приютил на ночлег чудесный бережок. Он таил много сюрпризов, и мы ни сколько не пожалели, что здесь остановились.

Вот один из сюрпризов. Эти каменные скульптуры и водная гладь просто завораживали. Природа великий художник, и нужно только присмотреться, чтобы увидеть ее шедевры.

Хубсугульские закаты, тоже достойны отдельного рассказа. Здесь лишь небольшой кусочек тех красок, которые сменяли друг друга в течение одного вечера.

С каждой минутой краски сгущались и нужно было только найти ту точку съемки, которая поможет передать именно Хубсугульское настроение этого вечера.

Утром все выглядело уже по другому, но не менее интересно.

Мунку-Сардык в утренних лучах возвышался над озером сверкая своим ледником, как будто играя с нами солнечным зайчиком.

Полуостров, наконец-то соизволил выступить из-за кулис дождя и тумана. Мы увидели его высшую точку - гору Долоон-Ула, по имени которой полуостров и получил свое название.

Вблизи места нашей ночевки оказался замечательный пляж в устье реки Тана-Гол. Мы не преминули туда перебраться и провели два замечательных дня в объятиях песчаного пляжа теплого ветра, ласковых волн и вечернего костра.

Нас посещали не только уважаемые араты, но и другие, не менее колоритные местные жители. Журавли красавки по утрам будили нас своим курлыканьем.

Пролетающие хищники, заставляли бросать другие дела и хвататься за бинокли и фотоаппараты. Именно благодаря этому снимку и хорошему иллюстрированному определителю мы установили, что над нами кружил молодой орлан-долгохвост. Очень редкая даже для Монголии птица.

Это еще один орнитологический сюрприз. В дупле обломанной ветром лиственницы, под которой мы установили палатку, оказалось гнездо вертишейки. Птица особо нас не смущалась и продолжала насиживать кладку, не смотря на наше присутствие.

Сам Тана-Гол нас тоже очень порадовал и не только разнообразием орнитофауны и замечательными ландшафтами. В реке было достаточно много рыбы. Хариус поднимался по перекатам и скапливался в неглубоких заводях.

Наблюдать за снующими по перекату рыбами было очень интересно. Не один час мы провели на берегу этой речки наслаждаясь кипящей в ней жизнью.

Хариус и в реке и в озере имел два типа окраски. На фотографии светлая морфа, а другой тип окраски был почти черный. Не даром хариуса из Хубсугула выделили в отдельный вид: Косогольский хариус.

Конечно же трудно было удержаться, чтобы не поймать рыбу, тем более что сделать это можно было совершенно не прибегая к рыболовным снастям – просто рукой. Уха и рыба на рожнях были просто замечательные.

При впадение реки в озеро образовалась своеобразная теплая лагуна в которых можно было плескаться даже маленьким детям.

Но дети выбрали другой вариант и купались прямо в озере. Я рискнул только побродить вдоль берега с удочкой. Честно сказать, вода была достаточно холодной, градусов 12, но жаркий день и замечательный песчаный пляж сделали свое дело.

Настало время возвращаться домой. Очередной этап встречи с таможенниками. Небольшая ремарка. При подъезде к Монгольской границе не ходите за эти ворота без приглашения. Это чревато штрафом в 40 000 тугриков (1 тыс. рублей). Наш нетерпеливый попутчик попался на своем любопытстве.

Прощальный взгляд на Мунку-Сардык с линии границы. До свидания замечательная страна, до свидания Хубсугул. Надеюсь что это не последняя наша встреча.

Игорь Тупицын

Valeriya RumyantsevaBolschoe spasibo avtoru za chudesnie snimki i kommentarii.V konze iyula edu vpervie na Baikal i,brodia po @, natknulas na vaschi Photo,nikogda ne dumala,chto v Mongolii tak krasivo.Privet iz Pitera.
14.07.2008, 06:47:19 |
Евгений РензинБольшое спасибо и за рассказ, и за фотографии. Очень всё понравилось!
14.07.2008, 13:05:25 |
Светлана МальцеваСпасибо, очень интересный рассказ и фотографии красивые.
14.07.2008, 16:34:54 |
Игорь ТупицынСпасибо за хорошие отзывы. Выбрал фотографии и подписал их в основном для себя и для друзей, которые часто просят рассказать о моих поездках. До знакомства с сайтом "Природа Байкала" приходилось рассылать лишь не большую толику фотографий, сейчас возможности для общения почти не ограничены. Спасибо Вячеславу за сайт, всем кто помогает ему в работе с сайтом и всем у кого появился интерес к моим фотографим и впечатлениям о Хубсугуле. Желаю всем увидеть эти красоты не только на фотографиях.
15.07.2008, 00:20:11 |
Александр МамонтовПрекрасный фототчет! Мои 5 баллов тебе в копилку :).
16.07.2008, 17:32:02 |
Игорь Тупицын

Александр Мамонтов: Прекрасный фототчет! Мои 5 баллов тебе в копилку :).

Спасибо Саша за оценку. Придется копилку заводить :)

И спасибо всем, кто помог разбросать фото по объектам, стало гораздо информативнее.
16.07.2008, 17:50:36 |
Zoolyотличный отчет! Самое интересное ,что мы с вами были в одних и тех же местах практически в одно время, правда мы все-таки уехали на юг до Хатгала (отдельная история безумных экстремалов)).
Насчет птиц — совершенно с вами согласна, это наверное больше всего поражает в Монголии — обилие пернатых. Сразу вспоминаю свою любимую фразу — "главное ,чтобы крылья были здоровы").
17.07.2008, 09:54:32 |
Игорь ТупицынСпасибо Zooly! Надеюсь что-нибудь покажите из "истории безумных экстремалов". Ну, и свой, очень красивый золотой корень :)
17.07.2008, 16:31:58 |
Наталья ТенИгорь Иннокентьевич, нет слов. И все же...Как прекрасна Земля!
30.07.2008, 14:04:00 |
Игорь ТупицынСпасибо Наталья, надеюсь мы вместе увидем еще много прекрасных уголков, а я завтра ухожу на Шумак, по возвращению поделюсь увиденным.
30.07.2008, 19:15:26 |
Есения Уникальной красоты природа Монголии !
Какие шикарные пейзажи !
Огромное спасибо Игорю за великолепные фотографии и интересный рассказ.

23.09.2009, 23:57:29 |
Игорь ТупицынРад, что понравилось!
24.09.2009, 12:04:13 |
Александр РезницкийЗдравствуйте, Игорь! Очень интересно было прочесть Ваш отчёт сейчас, после поездки этим летом на Хубсугул и написания своей фото-видео-повести: www.ar-video.xost.ru
Сравниваю свои фотодостижения с Вашими, — разница в способе путешествия и сьёмок. Мы на байдарке не посещали юрты с семьями монголов, видели из лишь издали с берега и воды.
Птицы у меня есть и на видео, зато у вас их гораздо большее количество видов. Орлан мне попадался очень высоко и кратковременно пролетевший, не удалось снять ничего путнего.
А если б видел Ваш отчёт до написания своего, то не назвал бы отснятых бакланов гусями :)))
26.10.2009, 18:27:21 |
Игорь ТупицынСпасибо, Александр, за интерес к моему фотоотчету. Я так же с удовльствием прочитал вашу фото-видео-повесть. Замечательное изложение и оформление. Гиф файлы без сомнения украшают и оживляют материал. С ностальгтей посмотрел на фотографии западного берега, где не был уже много лет. Спасибо и новых вам удачных походов и интересных впечатлений!
31.10.2009, 17:16:58 |
Дмитрий МызниковСпасибо за расказ, прочитал и Ваш и Александра Резницкого. Загорелся идеей посещения озера будущим летом.
Игорь, а как там охота? Разрешена? Принимают? Я имею в виду на водоплавающих.
01.11.2009, 11:09:51 |
Игорь ТупицынДмитрий, с охотой на водоплавающих думаю будут проблемы.
1. национальный парк, поэтому дополнительные согласования с администрацией.
2. Провоз оружия через границу?
3. Осенний пролет уток там слабый, а местной не так много.
4. Невозможность вывезти добычу через границу.
Хотя при желании, наверное, все можно организовать. лучше узнавать через турфирмы, которые там работают. Кажется "Радиан" и "Серебрянный берег" их там сейчас много.
ps. Карту с указанием оз.Шара-Нур приложил к фотографии озера.