Природа Байкала |
РайоныКартыФотографииМатериалыОбъектыИнтересыИнфоФорумыПосетителиО 

Природа Байкала

авторский проект Вячеслава Петухина

После посещения этого места, я в дневнике написал нечто, что будет частью моей новой книги. Специально для вас, без купюр, скидываю сюда те мои ощущения (большеват текст, но, надеюсь, не нуден):

«Если верить истории, то есть, всему тому, что было написано и показано в кино, мальчик родился в зажиточной семье. Это нормально. В семье какого-нибудь хана или как они там называются, в общем, у того, у кого было много овец, коз, коров и лошадей, естественно. Наверняка у его отца было много жен и детей, а, стало быть, у мальчика было много родственников, братьёв и сестер. А так логичнее - иначе дальше не сойдется!

И так, мальчик родился в зажиточной семье, и какое-то время (лет до семи-десяти) рос и развивался очень хорошо, потому что нужды не знал, помогал папе, учился у старших братьев, боролся с ними, запрягал коней и делал всё, что делают мальчики его лет, познавая жизнь и обретая опыт. Я полагаю, что природа наделила его отличной физической силой (так бывает) и ещё больше силой духа, т.е. моральной силой. Плюс, мне кажется, нет – я даже уверен, что мальчик был любознательным и всё схватывал на лету. А как иначе? Иначе – герой бы не получился – должна же иногда природа дарить кому-то одному гораздо больше, чем другим! Кроме этого, родившись в семье хана, он мог, и мел право командовать – командовать слугами и другими братьями, кто был меньше, младше или слабее. Возможно, научился к тому времени грамоте, считать-то уж он точно умел – считать в степи учишься быстро, если много баранов, коз, коров и лошадей.

Потом пришла беда! Их род, видимо, был захвачен, уничтожен на его глазах (безжалостно уничтожен, с элементами садизма и извращения, как мы теперь понимаем), но по какой-то причине (я думаю, опять природа сыграла, или добрый рок, если хотите), мальчик остался жив. Но попал в рабство! О Господи, что значит «попасть в рабство»?! Кошмар! Наверное, его физическая сила, приобретенные к тому время навыки (типа, ставить юрту, чистить коней и запрягать их, выделывать и дубить кожу и многое, многое другое), как-то сыграли роль в его спасении, и в том, что и его не убили, а взяли на непосильные работы. Не знаю, не могу сказать точно, но это - вероятнее всего! Но речь сейчас не об этом, и нас это мало интересует – так случилось, и хорошо (для него!).

Чего он натерпелся в рабстве? Всего!!! Это трудно представить, если учесть суровый и беспощадный нрав степняков, отсутствие каких-либо тормозов, и привычку каждый день перерезать глотки, как минимум, баранам и козлам (я имею в виду животных). А если ещё учесть условия, в которых они (степняки) жили: грязь, пыль, мухи, жир, пот, вонь и прочее-прочее, то на рабов-то им было вообще посрать (Иногда, ради развлечения, возможно, и в прямом смысле!) !

Что же пришлось вынести мальчику за ГОДЫ рабства? (Годы, когда каждый прожитый день – подарок, а каждый восход солнца – удача или, даже скорее, - счастье! Час без болевых ощущений – блаженство! Съеденный грязный кусок объедков, отобранный у собаки, – возможность ещё хоть немного пожить! И тэ дэ, и тэ пэ. А тут – ГОДЫ РАБСТВА!). Чувства прекрасного, справедливости, любви и заботы, к нему за эти годы, скорее всего, не приходили! Куда там было приходить?

И вот он рос и вырастал, превращаясь в волчонка:

- «физические нагрузки» сделали его ещё сильней, выносливей, способней;

- издевательства, унижения, побои, насилия и всё остальное, что испытывает человек в рабстве – превратили его в холодного циника, молчуна, закалили морально, если можно закалкой назвать привычку видеть каждый день смерть, насилие и муки, чувствовать боль и нужду. Не было ничего такого, чего бы он не перенес! А, значит, смерть – это не самое страшное!

Нечто подобное нам доводилось видеть в фильме «Парфюмер», когда мальчик превращался в монстра, «благодаря» издевательствам других и непосильному труду, который он переносил молча.

Если здесь рисовать подобные картинки, то первое, что приходит на ум, так это ночь в юрте «хозяина»!

- Отвлечемся от нудной проповеди, я расскажу вам, как проводит ночь, приехавший с набегов, Хан! Юрта ночью, это как…. Как дырка в сыре. Вот представьте, необъятную, липкую массу безлунной ночи, и только маленький пузырек воздуха в ней – это пространство юрты. Там мерцает огонек, и там происходят разные вещи? И только тонкая прослойка войлока разделяет черную мглу и круглое пространство тусклой юрты.

…………………

Утром из юрты выносят труп маленькой девочки и бросают его на пожирание свирепым псам.

Подростков, что постарше, не доживших до утра, выволакивают наружу, накидывают петли на шеи, другой конец приторачивают к седлу, и тащат по пыльной степи к далекому холму – там огромные грифы уже заждались.

Как ночью развлекался пьяный Хан, додумайте сами.

Одиночество, отвергнутость, постоянное ожидание смерти – лютой смерти! - и при этом его родословная и личные качества, твердого, как кремень, человечка, превратили мальчика в крепкого молодого волчонка. Выбора не было: либо его ни сегодня-завтра кончат – (он становился опасным и сильным, как я уже сказал, даже то, что он работал за семерых, могло его не спасти) – либо нужно было срочно «дергать ноги»! И он «дернул ноги» - сбежал, короче!

Как сбежал? Да как угодно. Кто знает? Но явственно одно, что сбежал, убив кого-то. Бежать нужно было далеко – степи там такие широкие, что если и побежишь ночью, то к утру тебя ещё видно будет на горизонте – отпустил псов, и они тебя догнали и разорвали! – нужен был конь! А чтобы завладеть конем, а за одно и оружием, нужно кого-то убить. Скажете, не обязательно? Ну, это маловероятно – кони, хоть и на «сигналке» не стоят, но каждый степняк своего коня охраняет, как зеницу ока, поэтому – «только грабеж, только грабеж»! И так, решено – коня он прихватил, убив хозяина. А за одно прихватил одежду нужную (своя-то поистрепалась в рабстве), оружие (естественно), и сапоги!

И помчался Волчонок в ночь по степи, сбросив оковы гнета, к великим своим свершениям, задыхаясь от воли и радости спасения! Весь мир теперь принадлежал ему!

Согласно приданиям, мифам и легендам, скрывался молодой волчонок в тех местах, где он родился – на севере нынешней Монголии, в верховьях реки Онон. Почему именно там? Да я уже сказал, но, хотите, уточню: во-первых, если он там родился, то знал ту местность, как пять своих пальцев, а во-вторых, если он эту местность знал, тогда рассчитал всё правильно – там его будет трудно взять. Верховья Онона - это болота, горы, не проходимая для лошадей лесная чаща, и навалы - россыпи огромных камней и валунов.

Если за ним гнались, - а за ним, безусловно, гнались (он же убил кого-то, да и вообще, из принципа не принято, чтобы рабы уходили от хозяина), - то его судьба (или смекалка) верно погнали его на Север – в болотисто-лесные горы Онона. Монголы не любят ходить пешком: конь, верблюд или як их средства передвижения. Поэтому там, где болота и лес, полные медведей, волков и рысей, где горные кручи в завалах и барсах, где лошадь не сможет пройти, там пешему степняку делать нехер. Пеший степняк в тайге быстро устанет, на гору лезть - задохнется, да и страшно степному жителю не в степи – видимость ограничена! А тут Волчонок ещё за каждым кустом мерещится! Так что, он всё логично рассчитал! Молодец!

Вот он спешился, бросил коня там, где коню не пройти (а может, убил, и кусок мяса с собой прихватил), и ушел пешком по камням. Преследователи его, которых, судя по всему, было три-четыре человека (зачем больше посылать за одним беглым рабом), его догнать не смогли, а кто из них в чащу сунулся – поплатился. Волчонок справился, наверняка, с любым, учитывая его «подготовку». И вот у него уже есть ещё оружие, одежда и всё, что надо,… плюс, дополнительные сапоги.

Посылали на поиски раба ещё и ещё отряды, но все они возвращались ни с чем и большей частью побитыми. И чем больше их посылали, чем больше проходило время, а поймать его не могли, чем больше возвращались «побитыми» отряды, тем больше Волчонок становился легендарной личностью, и мифы о нём поползли по Степи!

Огромное пространство Степей заселено так скудно, что сосед от соседа пасет свои стада на расстоянии нескольких десятков километров. Но соседи довольно часто встречаются на границах своих пастбищ, и делятся информацией:

- Слышал, Хан поймать пацана не может?! Уже несколько экспедиций посылал, а паренек все их бьет!

- Говорят, он из знатного рода.

- Да, из очень знатного. Побили его род, вот он и мстит.

- Ещё не мстит, ещё только сил набирается, мстить начнет – ой, что будет!

- Это точно!...

И так далее.

Миф готов, страх нагнан, личность человека выросла! Все ждут: а что же дальше?

Он молился своим богам или духам на высокой горе. С неё обзор на все стороны света. И чтобы подняться на неё, нужно очень попотеть, особенно, неподготовленному человеку, не привыкшему ходить по горам. Никто не подойдет незамеченным! А кто подойдет, сил на бой уже не хватит! Даже если целый отряд пойдет, есть возможность на головы им камни свалить и самому незаметно свалить. Отличное место для спокойной подготовки к набегам! И там Волчатам легко набирать силы, превращаясь в Матерых Зверей!

Ну а дальше, раз уж миф разлетелся на сотни и тысячи километров, то «те, кто загнан, неприкаян, у кого одни долги,…тот, кто продан не за грош,… в этот темный лес бегут…». Рабы и люди теперь знали, куда бежать, если что!

Встретить двух вооруженных монголов на лесной тропинке - приятного мало. К тому же, они появляются из неоткуда, и даже на лошадях, как ни странно, - просто появляются, и всё тут! Со временем к Волчонку пришло много народу. Кого-то он уже знал лично, кто-то показался достойным и выдержал испытания (а как без них – мало ли кого пришлют?) и тоже «влился в коллектив». Так появилась приличная бригада головорезов, спокойных и на всё готовых, привыкших к трудностям и боли, с полным отсутствием жалости и слабости, отчаянных и сильных, с неукротимым желанием ОТОМСТИТЬ!

Погнали!

Первыми поплатились те, кто был ближе. Всех под чистую! Рабов и слуг – на свою сторону. Кто не пошел, голову - фить! … И вот уже и кони, и одежда, и сапоги и небольшая, но мобильная армия! Волчонок, теперь уже предводитель, и не Волчонок вовсе - он теперь, а Волк-Хан. Хан безжалостный, хитрый, ловкий, умный, сильный, настоящий Волк! Миф превратился в легенду, раб – во властелина, ничтожные людишки-слуги – в великих воинов, и воинов этих всё больше и больше. При каждом набеге воины прибавляются. (А кому охота? Лучше уж с ним, чем прямо тут, в степи – так хоть есть шанс до восхода до жить,… да и самому пограбить - дело-то хорошее!) Вот так на степных просторах рождаются полководцы! И самое главное, что только на степных просторах мог родиться человек, который мыслит в Мировом, во Вселенском масштабе – он никогда за всю свою жизнь не видел границ – горизонт уходит, сколько к нему не приближайся. А, следовательно, и мысли его, и думы и намерения уходили гораздо дальше, чем видели глаза – за горизонт, за горизонты, которые к нему так никогда и не приблизились!»

Вот, а теперь иллюстрации:

1 Так она смотрится из Южной долины.


2 Так, более понятно, какое до неё расстояние, если к ней идешь.


3 После этого знака - подъем на гору.


4 Здесь, возле знака, находится "нижнее Обо" (Вообще их три: нижнее, среднее, и самое главное - верхнее)


5 Не доходя среднего Обо - ВСЁ! - лошади застряли!


6 Среднее Обо.


7 Кумыс или молоко, ещё осталось здесь...


8 Здесь часто бывают люди, не смотря, что здесь заповедная зона!


9 Вот так видется Южная долина от среднего Обо.


10 Выход на плато.


11 Слева (с Запада) тут (на плато) есть тоже свои тотемные дела.


12 Причем, конкретные. Видимо, потому что над Озером.


13 А вот и Озеро - источник воды для тех, кто решит тут прятаться!


14 Ну, а это ваш старый знакомый куда-то, размышляя. так пристально смотрит.


15 Подъем к святыне займет час-полтора. Вода - проблема!


16 Ещё несколько сот метров...


17 Панорама холма, который кажется искусственной насыпью.


18 Подъем на холм. Но если это не искусственная насыпь, то откуда, что всзялось?!


19 А вот и главное Обо!


20 Это я нашу Георгиевскую ленточку привязал.


21 Каждый монгол, посетивший это священное место, выкладывает свою родовую пирамиду. Внуки будут докладывать камни на Обо отцов!


22 Где-то здесь и наш друг Ариука выложил сою родовую пирамиду... (Мы не выкладывали - это не наша святыня!)


23 Вот так Обо смотрится в близи.


25 Судя по всему, здесь уже были Россияне!


26 Вот из той долины, по этому склону мы пришли.


27 Фрагмент пика Обо.


28 Поднялся ветер, и начался дождь! Они рвут полоски ткани на Обо!


29 Но Ариука всё предусмотрел: оказывается, всё это время он тащил с собой "Золотого Чингисхана"... и всякие орешки.


30 Это мы с Алексеем Грибковым снялись для Истории!


31 Нас мучала жажда, у нас было 300 грамм воды на троих, но... Ариука притащил всё это, и я вспомнил наших братьев-бурят в Ольхонском районе!


32 Ну, а раз вспомнил - надо брызнуть! Пить не хотелось, но Ариуку обижать - тем более! Мы почитаем святыни!


33 Стоило брызнуть... и посветлело Обо!


34 А через минуту Солнце осветило долину! Мистика? Конечно, мистика! Но это же святое место!!!


35 Спускались уже по жаре!


36 Это был наш "указатель" на плато, после которого нам нужно было "нырять" вниз.


37 И мы - нурнули в долину.


38 Пройдя всё в обратном порядке, мы увидели с удовлетворением, что палатки уже стоят! Нас мучела жажда! Мы начали пить! (я успел только палатки щелкнуть!)


39 Ариука рассказывал соотечествинникам, что и у него теперь уже есть своё фамильное Обо на Бурхан Халдуне! Все называли его шутя "Чингизит" (Нас с Алексеем, кстати, тже!)


40 Карта тех мест. Если кого заинтересует, так лучше - пишите.



Эраст Бутаков


Эраст БутаковСудя по карте, эта гора называется Хэнтий-Хан-Ула. Монголы её называют Уласы или Бурхан Халдун! Высота 2361, 5 (вот эти "5" после запятой меня умиляют — это с учетом Обо или нет?)
Ну вот ещё один отчет о Монголии. Какой по счету — я сбился. Прежде, чем рассказать собственно об истоке Амура, мне надо навешать тут отчетов! А то отчет об Амуре будет такой тяжёлый, большоой и длинный, что задолбает всех! Я разделил всё на кусочки. Читайте, товарищи — всё только для вас!
17.08.2008, 18:07:56 |
Игорь ТупицынСпасибо, Эраст. Однако чтобы справиться с таким объемом фотографий в ваших фотоотчетах мне придется подключаться к скоростному интернету, на телефонке весь материал в деталях не посмотришь, поэтому приходится выбирать из превьюшек наиболее интересные кадры.
18.08.2008, 14:24:20 |
Эраст БутаковПонимаю, Игорь, поэтому и даю отчеты в усеченном формате. Дальше усекать некуда, иначе рассказ не получится. К тому же, как мне кажется, их полностью читать будет только тот, кому это очень надо: чтобы туда сходить, или съездить, или ещё для чего-то. А в остальном — лежать им в "архиве" до поры до времени!
18.08.2008, 14:42:45 |
Сообщения могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Для регистрации или входа на сайт (в случае, если Вы уже зарегистрированы)
используйте соответствующие пункты меню «Посетители».

На главную