Маршрут: пос. Нилова Пустынь - р. Хургуты - пер. Молодежный (1Б) - р. Средний - пер. Прямолинейный (1А-1Б) - пер. Аполлон(1А)* - р. Архат - пер. Светлана (1Б) - р. Шунтын-Горхон - пер. Цветной (1А) - р. Баром-Гол - р. Зун-Гол - пер. Четырех (1А) - пер. Школяр (1А) - пик Безобидный* - р. Левый Шумак - Шумакские источники - пер. Трех Капитанов - пик Трех Капитанов (1А)* - р. Перевальная - пер. Ясный (1Б) - р. Левая Билюта - р. Правая Билюта - пер. Ложная Аэлита (1Б)* - пер. БЕПКАН (1А) - р. Барун-Хандагай - пер. Динозавр - р. Зун-Хандагай - пос. Тагархай - пос. Аршан.

* - радиальные выходы.

Участники похода. С похмелья после вчерашних проводин на сухой речке

Река Хубуты в месте переправы недалеко от народной Шумакской тропы. Вода небольшая - переправиться можно без проблем

Река Шунтын-Горхон.Тропы не нашли, двигаемся напрямик через лес. И здесь с переправой никаких проблем.

Небольшой водопадик возле нашей стоянки на реке Хургуты. Дождь заставил встать здесь еще в обед.

Вид на Тункинскую долину из ущелья Хургуты. Тропы почти нигде нет - пробираемся то через бурелом, то по реке.

Зимовье на границе леса в Хургутах. Стоит, только, похоже, давно уже никем не используется.

Водопад с правого борта ущелья Хургуты.

Два цирка в конце хургутского ущелья. В левом перевалы Хургутский и Молодежный - нам туда.

Водопад на левом истоке реки Хургуты недалеко от слияния ручьев с обоих цирков.

Перевал Хургутский со стороны реки Хургуты. Направо, на замыкании цирка, необходимый нам перевал Молодежный.

Перевал Молодежный со стороны реки Хургуты.

Перевал Молодежный со стороны реки Хургуты. Подъем сначала по средней осыпи вправо, затем налево выход на седловину.

Перевал Молодежный со стороны реки Хургуты. Подъем с этой стороны не более 1А.

Перевал Молодежный. Вид с перевала в сторону реки Хургуты.

Перевал Молодежный. Вид с перевала в сторону ручья Среднего. Внизу река Ара-Ошей. Нам в правый цирк, к перевалу Прямолинейный.

На перевале Молодежный. Сложили тур.

Перевал Молодежный. Спуск в сторону ручья Среднего. Участок скал крутизной 50-55 градусов около 100 м.

Перевал Молодежный. Спуск в сторону ручья Среднего. В случае мокрой погоды без перил лучше не лезть.

Перевал Молодежный. Спуск в сторону ручья Среднего. Внизу скального участка все же подстраховались веревкой.

Перевал Молодежный. Спуск в сторону ручья Среднего. Наиболее сложный участок. Спуск сначала слева от рыжих скал, по которым течет вода, затем справа.

Седловина перевала Молодежный со стороны ручья Среднего.

Перевал Молодежный со стороны ручья Среднего.

Перевал Прямолинейный со стороны ручья Среднего. Отсюда седловина совсем не выражена.

Гребень, разделяющий ручьи Средний и Поисковый. Я неверно определил здесь перевал Хургутыголодобан.

-На гребне, разделяющем ручьи Средний и Поисковый. Гулять по гребню можно во все стороны.

Вид с гребня в сторону ручья Среднего. Забраться на гребень отсюда совсем несложно.

Вид с гребня в сторону ручья Поискового. Спуститься сюда вряд ли возможно - крутые протяженные сбросы.

Седловина перевала Прямолинейный с гребня, разделяющего ручьи Средний и Поисковый.

На перевале Прямолинейный. В туре записки не обнаружили.

Перевал Прямолинейный. Вид в сторону реки Архат. Спуск явно займет больше времени.

Озера на Архате. От верхнего нам нужно будет свернуть направо, на перевал Светлана.

Верхний цирк ручья Поискового с перевала Прямолинейный. Виден перевал Хургутыголдобан.

Седловина перевала Хургутыголдобан с перевала Прямолинейный. Выражена явно с обеих сторон.

На перевале Аполлон. Прошел траверсом гребня. Перевалить гребень можно в нескольких местах, но тур сложен в дальней от перевала Прямолинейный точке.

Перевал Панкова с перевала Аполлон. С Хаюрты подъем несложный, определяющей является другая сторона.

Седловина перевала Панкова.

Спуск с перевала Прямолинейный в сторону Архата. Женич уже у основания перевала, мне же еще предстоит корячиться по этой живой средней осыпи.

Перевалы Панкова и Прямолинейный со стороны реки Архат.

Перевал Прямолинейный со стороны реки Архат. С этой стороны седловина выражена явно, но подъем более длительный.

Цирк перевалов Панкова и Прямолинейный со стороны реки Архат.

Перевал Осенний со стороны реки Архат.

Перевал Поиск со стороны реки Архат.

Перевал Светлана со стороны реки Архат. Отсюда он кажется невысоким, но судя по высотной отметке это не так.

На перевале Светлана. В условиях тумана и дождя подъем на перевал занял у нас около двух часов, хотя технической сложности он не представляет.

Спуск с перевала Светлана в сторону реки Шунтын-Горхон. Еще бы несколько минут, и я бы не успел его рассмотреть. А это было бы очень некстати.

Верхняя часть перевала Светлана со стороны реки Шунтын-Горхон. Седловина скрыта за поворотом направо.

Перевал Светлана со стороны реки Шунтын-Горхон. Пожалуй, самая нелогичная точка в гребне. Как его с этой стороны нашли туристы, чью записку мы сняли в туре, - непонятно.

Почему бы, например, не забраться сюда?

Или сюда? Смотрится абсолютно логично со стороны Шунтын-Горхона. А вот со стороны Архата скалы.

Водопад на левом истоке реки Шунтын-Горхон. Туман стоит густой - видимость очень плохая.

Ущелье Шунтын-Горхона также используется бурятами для выпаса домашних животных. Кони забрались на самый верх.

Коровы здесь же, в верховьях Шунтын-Горхона, замерзли и начали ломиться к нам - страшно! Слава Богу, ручей перейти не смогли и свалили вниз по реке.

Цирк перевала Цветной со стороны реки Шунтын-Горхон. Холодно, но тумана нет, поэтому идти можно.

Ошибно мы определили нахождение перевала Цветной здесь. Оказалось, что здесь мы перевалим всего лишь в другой цирк Шунтын-Горхона.

С истинной седловины Цветного это прекрасно видно.

На перевале Цветной. Сложили тур.

Перевал Цветной. Вид в сторону реки Шунтын-Горхон.

Перевал Цветной со стороны реки Баром-Гол. Спуск никакой сложности не представляет.

Перевал Хубутский со стороны реки Баром-Гол на выходе из цирка перевала Цветной

Река Архат чуть ниже стрелки с Баром-Голом.

Перевалы Четырех и Лабиринт с Архата.

Пик и перевал Костиной с Архата.

Пик и перевал Костиной со стороны реки Зун-Гол.

Красный ручей на тропе на правом берегу Зун-Гола.

Высокий водопад с левого борта ущелья Зун-Гола.

Перевал Лабиринт со стороны реки Зун-Гол. Погода наладилась окончательно.

Перевал Четырех со стороны реки Зун-Гол.

Перевал Четырех со стороны реки Зун-Гол. Подниматься по мелкой сыпухе не самое приятное занятие, поэтому лучше прижиматься к скалам слева.

На перевале Четырех.

Возможный вариант прохождения перевала Школяр.

Перевал Лабиринт, пик и перевал Костиной с перевала Четырех.

Пик и перевал Костиной с перевала Четырех.

Закат на перевале Четырех.

Перевал Четырех со стороны реки Шумак-Гол. Спуск - одно удовольствие.

Перевал Школяр и отрог пика Безобидный со стороны реки Шумак-Гол.

Отрог пика Безобидный и перевал Школяр со стороны реки Шумак-Гол. Подъем на перевал по живой средне-мелкой осыпи.

На перевале Школяр. Сложили тур.

Перевал Школяр. Вид на цирк перевала Четырех.

Перевал Четырех с перевала Школяр.

Перевал Школяр. Вид в сторону реки Левый Шумак.

На пике Безобидный. Сложил тур. Забраться сюда легко и просто. Отсюда открывается хорошая панорама во все стороны.

Гребень перевала Школяр с подъема на пик Безобидный. Отсюда хорошо видно, что перевалить через гребень можно в трех местах.

Цирк перевалов Семинаристов, Горных духов и Яросама, пик 3039 с пика Безобидный.

Перевал Школяр со стороны реки Левый Шумак.

Перевал Школяр с подходов по реке Левый Шумак.

Шумакский водопад. Цивилизация началась.

Пик Пильмана с Шумакских источников.

Пик Трех капитанов с Шумакских источников.

Шумак-гора.

На перевале Трех капитанов.

Перевал Трех капитанов. Вид в сторону реки Шумак.

Перевал Трех капитанов. Вид в сторону реки Перевальная. Спуститься можно и по кулуару справа.

Вид на цирк перевала Ясный с перевала Трех капитанов.

Пик Трех капитанов с перевала Трех капитанов.

На пике Трех капитанов. Отсюда открывается хорошая панорама.

Верховья реки Шумак с перевала Трех капитанов.

Седловина перевала Трех капитанов с пика Трех капитанов.

Пик Пильмана с пика Трех капитанов. Еще одна хорошая обзорная вершина.

Перевал Трех капитанов со стороны реки Перевальная. Сам перевал некатегорийный.

Вход в цирк перевала Трех капитанов со стороны реки Перевальная. А вот здесь на спуске к реке даже пришлось пробросить веревку.

В каньоне Перевальной. Сюда можно спуститься с тропы на левом берегу реки, а затем забраться к цирку перевала Ясный.

Перевал Ясный со стороны реки Перевальная.

Перевал Ясный со стороны реки Перевальная. Отсюда он совсем несложный.

На перевале Ясный. Суть своего названия перевал подтверждает - его нахождение сразу ясно, и погода стоит ясная.

Озеро в цирке со стороны реки Перевальная с перевала Ясный.

Перевал Ясный. Вид в сторону реки Перевальная.

Перевал Ясный. Вид в сторону реки Левая Билюты.

Перевал Ясный со стороны реки Левая Билюта. Скалы вверху определяют категорию перевала.

Цирк перевала Ясный со стороны реки Левая Билюта.

Райская долинка в истоке притока Левой Билюты с перевала Ясный. А после спуск по бурелому к реке.

Место впадения в реку притока Левой Билюты с перевала Ясный.

Приток Правой Билюты с перевала БЕПКАН.

Вид на Билюты с подъема в цирк перевала Аэлита.

Пик Добрая и перевал Скалистый со стороны реки Правая Билюта.

Ложный перевал Аэлита. Спуск с этого перевала на другой приток Правой Билюты.

Ложный перевал Аэлита. Подняться и спуститься в другую сторону можно, но опасно.

Еще одна попытка найти в тумане перевал Аэлита была обречена на провал. Туман скрывал скалы.

Вид на Правую Билюту с траверса склона гребня, разделяющего притоки Правой Билюты с перевалов Аэлита и БЕПКАН.

На перевале БЕПКАН. Время поджимало, в туман пришлось выходить через популярную связку перевалов.

На перевале Динозавр. Туман так и не закончился.

В поселке Тагархай. Усталые, но довольные. Впереди дорога домой.

Алексей Мисюркеев

Вячеслав ПетухинАлексей, а вот перевал Молодёжный Вы, по-моему, не там прошли. Более простой вариант спуска с седловины западнее. Да и сама седловина там, судя по фотографиям, пониже. При подъёме со стороны Хургутов она плохо просматривается, надо по мере подъёма левее уходить.
Со стороны Среднего Ваш вариант как-то совсем сурово смотрится. На западном участок скал покороче. Мы там без верёвки спустились, хотя у нас были малоопытные участники.
13.10.2008, 11:12:10 |
Алексей МисюркеевЕсли честно, Слава, сейчас помню уже не очень. Но при подъеме с Хургутов мы шли сначала прямо, а потом левее и забирали. Логичнее там ничего не было, вроде. тем более все соответсвовало описанию Стрелюка. а без веревки можно было обойтись.
13.10.2008, 14:26:44 |
Вячеслав ПетухинНу, если через два месяца "сейчас помню уже не очень", то про меня и говорить нечего :-). Я восемь лет назад этот перевал проходил. Поэтому не могу точно утверждать, что спускался не с этой седловины, а западнее. Но у Стрелюка как перевал отмечена именно западная седловина.
13.10.2008, 14:39:38 |
Александр МамонтовЕсть чему завидовать.... белой, завистью :).
13.10.2008, 21:32:01 |
Алексей МисюркеевНет, перевал я запомнил хорошо, просто сразу начинаешь сомневаться: "А вдруг?" Хотя, когда шли, сомнений не было. Сейчас снова прочитал описание Стрелюка. Скальная (та, которая сложная) часть у него та же, что и у нас. А вот после нее (у него описание в подъем) уход вправо по осыпи, а мы спустились слева. Но верхний участок совсем простой, сложности по скалам у нас одни и те же со Стрелюком. При подъеме с Хургутов я ориентировался по Вашей прошлогодней фотографии, и с Хургутов это, действительно, самая логичная седловина, особых альтернатив там нет.
14.10.2008, 10:58:09 |
Сергей Зубков

После сравнения имеющихся фотографий с обеих сторон, а также общей картины рельефа (из Google Earth) я думаю, что на указанных двух фотографиях со стороны Хургутов обозначена седловина как раз "альтернативного" восточного варианта, с той стороны она самая логичная.

Основной же вариант на этих фотографиях должен быть левее, там где большая скальная плита, более светлая, чем окружающие осыпи. А может быть, и еще левее.